Адаптированная рабочая программа по русскому языку для 1 класса с ОВЗ
рабочая программа по русскому языку (1 класс)

          Рабочая программа составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ, примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (вариант 8.3).

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                        ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

          Рабочая программа составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ, примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (вариант 8.3).

         Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ (с изменениями);

          Приказа Минобрнауки России от 19.12.2014 №1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;

        Письма Минобрнауки России от 18.03.2016 №НТ-393/08 «Об обеспечении учебными изданиями (учебниками и учебными пособиями)»;

        Письма Минобрнауки России от 12.02.2016 №ВК-270/07 «Об обеспечении условий доступности для инвалидов объектов и услуг в сфере образования»;

         Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июля 2015 г. №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;

       Адаптированной образовательной программы начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (вариант 8.3).

      Выраженная недостаточность или полное отсутствие потребности в контактах с окружающими, трудности во взаимодействии со сверстниками, отгороженность от внешнего мира;

  • Особенности эмоционально-волевой сферы: слабость или искаженность эмоционального реагирования, бедность эмоций, их однообразие, неадекватность, проявления негативизма при попытках вовлечь ребенка в произвольную деятельность;
  • Боязнь всего нового, приверженность к сохранению неизменности окружающей обстановки;
  • Ограниченность визуального контакта, фрагментарность зрительного внимания;
  • Специфические особенности речевого развития: понимание обращенной речи на бытовом уровне, собственная речь представлена от вокализаций до автономной речи (разговоры с самим собой с использованием сложных оборотов, штампов с недостаточным осмыслением их). Часто отмечаются непосредственные или отставленные по времени эхолалии; грубое нарушение коммуникативной функции речи, низкая речевая активность;
  • Низкая сформированность высших корковых функций, прежде всего пространственной ориентации.

       Специфические особенности нарушения психического развития детей вызывают трудности при организации процесса обучения. Усвоение учебного материала и освоение социальных навыков носит неравномерный и избирательный характер. Приобретаемые знания, умения и навыки с большим трудом переносятся и используются в реальной жизни.

        В начальном обучении предмет «Русский язык» занимает важное место, так он направлен на формирование функциональной грамотности и элементарной коммуникативной компетенции.

Учебный предмет «Русский язык» входит в предметную область «Язык и речевая практика».

        Целью изучения

   Учебных предметов, входящих в состав данной предметной области, в 1 (подготовительном) классе является формирование коммуникативной и личностной готовности обучающихся с РАС к школьному обучению, подготовку обучающихся к усвоению элементарных навыков чтения и письма.

В 1 (подготовительном) классе изучение предмета «Русский язык», призвано решить

следующие задачи:

  • Уточнение и обогащение представлений об окружающей действительности и овладение на этой основе языковыми средствами (слово, предложение, словосочетание);
  • Формирование первоначальных «дограмматических» понятий и развитие коммуникативно-речевых навыков;
  • Коррекция недостатков речевой и мыслительной деятельности;
  • Формирование        основ        навыка        полноценного        чтения        художественных        текстов в доступных для понимания по структуре и содержанию;
  • Развитие навыков устной коммуникации;
  • Формирование положительных нравственных качеств и свойств личности.

      На уроках русского языка в 1 (подготовительном) классе ведется работа по подготовке учащихся к усвоению первоначальных навыков чтения, письма, формированию речевых                     навыков. Формируется слуховое внимание, фонематический слух, элементарный звуковой анализ.     Учащиеся знакомятся с элементарными сведениями о слове, предложении, слоге. На уроках ведется работа по развитию зрительных представлений и пространственной ориентировки, развивается мелкая моторика. Учащиеся знакомятся с некоторыми буквами: а у о м х с. Таким образом, создаются условия, обеспечивающие дальнейшее освоение русского языка, в последующих классах.

                              Содержание учебного предмета

        «Русский язык» в дополнительном 1 классе               разделено на добукварный и букварный период. Добукварный период представлен следующими разделами:

1) подготовка к усвоению грамоты, включающий подготовку к усвоению первоначальных навыков чтения. Подготовка к усвоению первоначальных навыков                  письма и Речевое развитие.

         2) обучение грамоте представлена букварным периодом.

      Начало изучения букв в 1классе позволяет увеличить продолжительность букварного периода обучения грамоте в 1 классе, что создает условия для более успешного освоения письма.

                                Место курса в учебном плане

         На изучение предмета «Русский язык» в 11 (дополнительном первом классе) отводится по 3 часа в неделю, курс рассчитан на 99 часов (33 учебные недели).

                    Планируемые результаты освоения программы

Освоение обучающимися с РАС АООП, которая создана на основе ФГОС, предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных.

                                          Предметные результаты

     АООП по русскому языку включают освоение обучающимися с расстройством аутистического спектра специфических умений, знаний и навыков для данной предметной области. Предметные результаты обучающихся данной категории не являются основным критерием при принятии решения о его переводе в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых    достижений.

АООП по русскому языку определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.

Минимальный уровень:

  • пользоваться тетрадью;
  • правильно держать ручку;
  • раскрашивать несложные фигуры с помощью учителя;
  • обводить рука в руку несложные фигуры, орнаменты, рисунки, аналогичные буквенным знакам;
  • различать речевые звуки;
  • составлять предложения из двух слов по действию или предметной картинке с помощью учителя; выделять слова в предложении (из двух слов) с помощью учителя и с опорой.
  • на условно-графическую схему;
  • знать буквы (А, У, О, М, С, Х);
  • писать изученные буквы, слоги и простые слова по образцу, рука в руке;

Достаточный уровень:

  • пользоваться тетрадью, ориентироваться в тетради;
  • правильно держать ручку;
  • раскрашивать, обводить и рисовать несложные фигуры, орнаменты, рисунки, аналогичные буквенным знакам;
  • дифференцировать звуки окружающего мира, соотносить их с речевыми звуками;
  • составлять предложения из двух-трех слов по действию или предметной картинке;
  • определять количество слов в предложении (из 2-3 слов), составлять условно- графическую схему предложения;
  • делить слова на слоги, составлять условно-графическую схему слова;
  • определять первый звук в слове;
  • различать звуки на слух и в собственном произношении, знать буквы (А, У, О, М, С, Х);
  • писать изученные буквы, слоги, слова;

                              Личностные результаты

Включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах. Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в конечном итоге, составляют основу этих результатов:

  • принятие учителя и учеников класса, первоначальные навыки взаимодействия с ними;
  • положительное отношение к школе;
  • развитие мотивации к обучению;
  • развитие элементарных представлений об окружающем мире;
  • овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни (представления об устройстве школьной жизни; умение включаться в разнообразные повседневные школьные дела);
  • владение элементарными навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;
  • развитие положительных свойств и качеств личности.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Разделы курса

Темы

Добукварный

 период

Развитие зрительных и пространственных восприятий Выкладывание и называние цветных полосок/предметов

по образцу учителя. Составление из полосок схематичного изображения знакомых предметов по образцу учителя. Выкладывание, с опорой на образец, прописных буквенных знаков печатного шрифта (без их названия) из полосок различного цвета и величины.

Знакомство с простейшими геометрическими фигурами. Подбор одинаковых фигур разного цвета или различной величины. Составление по образцу комбинаций из разных фигур разного цвета. Составление из геометрических фигур знакомых предметов.

Выработка умения показывать и называть предметы, их изображения слева на право, в заданном порядке; в заданном направлении.

Узнавание предмета по его части, составление предмета из частей (не более 2-3). Выкладывание картинки по образцу.

Развитие слухового внимания

Различие        звуков        окружающей        действительности,        их узнавание.

Дифференциация неречевых звуков. Имитация голосов животных, узнавание животного по имитации голоса. Соотнесение звуков окружающего мира с  речевыми звуками.

Слово

Практическое знакомство со словом. Фиксация слова условно-графическим изображением. «Чтение» зафиксированных слов, соотнесение их с конкретными предметами. Четкое различие предмета и слова, его называющего. Называние окружающих предметов, предметов на картинке, «запись» слов с использованием

условно-графических схем. Выделение слов (2-3) из ряда предложенных с фиксацией каждого слова картинкой и схемой. «Чтение» слов.

        

Предложение        

Практическое знакомство с предложением на основе демонстрации действий. Фиксация предложения условно- графическим изображением.

Составление предложений из 2 – 3 слов с опорой на ситуационную или предметную картинку. Составление схем предложений. «Чтение» каждого предложения.

Деление предложения на слова, фиксация их условно-

графической схемой и последующим «чтением».

Часть слова (слог)

Деление        двусложных        слов        на        части. Выполнение

упражнений на произнесение слов по слогам.

Звук

Артикуляционная гимнастика. Дыхательные упражнения. Отработка вместе с учителем четкого и выразительного произношения на материале коротких 4 стихотворений, чистоговорок и т.д.

Дифференциация сходных звуков. Развитие умения слышать заданный звук в ряду других звуков. Выделение на слух часто повторяющегося звука при акцентированном его произнесении учителем. Подбор слов, начинающихся с заданного звука с опорой на картинку, предмет.

Развитие моторных умений

Правильное расположение учебных принадлежностей при письме. Пальчиковая гимнастика для развития и координации движений кисти руки, пальцев.

Развитие умение держать карандаш. Работа мелом, карандашом. Вычерчивание прямых линий по образцу, по заданным точкам. Переключение с одного направления на другое при работе с трафаретом, шаблоном. Соблюдение пределов фигуры при ее штриховке прямыми линиями. Формирование зрительных эталонов букв на основе их восприятия в виде целостных, нерасчлененных структур (без названия и соотнесения со звуком): А, У, М, О, Х, С. Нахождение    буквы    среди    других    букв,    наложение одинаковых букв, объединение одинаковых букв, разных по размеру/цвету,        складывание предъявленной буквы с помощью учителя из полосок/палочек.

Букварный период

Изучение звуков и букв: а, у, о, м, с, х. Правильное и отчетливое произношение изучаемых звуков, различение их в начале слова. Соотнесение звуков с соответствующими буквами. Определение их местоположения в словах (в начале). Подбор слова, начинающегося с изучаемого звука с опорой на картинку, предмет. Образование из усвоенных звуков и букв слов. Образование и чтение открытых и

закрытых двухзвуковых слогов.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема урока

Кол-во

часов

Виды учебной деятельности

Дата

Дом. Зад.

1

Цвета. Описание и сравнение предметов по цвету.

1

Развитие слухового внимания

2

Неречевые звуки.

1

Различие

3

Дифференциация неречевых звуков.

1

Дифференциация неречевых звуков.

4

Речевые звуки. «Угадай чей голос»?

1

Имитация голосов животных, узнавание животного по имитации голоса.

5

Дифференциация речевых и неречевых звуков

1

Соотнесение звуков окружающего мира с речевыми звуками.

6

Письмо прямых вертикальных линий

1

Вычерчивание прямых линий по образцу, по заданным точкам. Переключение с одного направления на другое при работе с трафаретом, шаблоном.

7

Письмо прямых горизонтальных линий.

1

8

Письмо прямых наклонных линий

1

9

Письмо прямых наклонных линий

1

10

Слово. Знакомство с условно-графическим изображением. Штриховка и обводка.

1

Соблюдение пределов фигуры при ее штриховке прямыми линиями.

11

«Чтение» слов по условно-графическим изображениям. Штриховка и обводка.

1

12

Дифференциация предмета и слова. Письмо палочек с закруглением внизу.

1

13-14

Называние окружающих предметов с «записью»

слова с использование условно-графической схемы. Письмо палочек с закруглением вверху.

2

Выкладывание, с опорой на образец, прописных буквенных знаков печатного шрифта (без их названия) из полосок различного цвета и величины.

15-16

Называние предметов на картинке с «записью» слова   с использование условно-графической схемы. Письмо прямых и закругленных палочек.

2

Соотнесение звуков с соответствующими буквами. Определение их местоположения в словах (в начале). Подбор слова, начинающегося с изучаемого звука с опорой на картинку, предмет.

Правильное и отчетливое произношение изучаемых звуков, различение их в

начале слова. Соотнесение звуков с соответствующими буквами.

17-18

Дифференциация слов, сходных по звучанию. Письмо прямых и закругленных палочек.

2

19-20

Предложение. Знакомство с условно-графическим обозначением. Коррекция письма.

2

21

Фиксация предложений условно-графической схемой.

1

22-23

Составление предложений из 2 слов на основе действия. Письмо овалов.

2

24

Повторение изученного за I четверть.

1

25

Повторение изученного за I четверть.

1

26-27

Составление предложений из 2 слов с опорой на ситуационную картинку. Письмо овалов.

2

Правильное и отчетливое произношение изучаемых звуков, различение их в начале слова. Соотнесение звуков с соответствующими буквами.

28-29

Составление предложений из 3 слов на основе действий. Письмо овалов

2

30-31

Составление предложений из 3 слов с опорой на ситуационную картинку. Письмо полуовалов.

2

32

«Чтение» предложений по схеме. Письмо полуовалов.

1

33

Деление предложений на слова. Письмо полуовалов.

1

Деление двусложных слов на части. Выполнение

Упражнений на произнесение слов по слогам.

34

Деление двусложных слов на части. Коррекция письма

1

35-36

Обозначение частей слов условно-графическим изображением с последующим «чтением».

2

Подбор слова, начинающегося с изучаемого звука с опорой на картинку, предмет. Образование из усвоенных звуков и букв слов. Образование и чтение открытых и

закрытых двухзвуковых слогов.

37-38

Дифференциация односложных и двусложных слов. Письмо овалов и полуовалов.

2

39

Выделение первого ударного гласного звука в слове. Письмо наклонной палочки с петелькой внизу.

1

40-41

Выделение первого ударного гласного звука в слове. Письмо наклонной палочки с петелькой внизу.

2

Выделение на слух часто повторяющегося звука при акцентированном его произнесении учителем. Подбор слов, начинающихся с

заданного звука с опорой на картинку, предмет.

42-43

Определение наличия/ отсутствия заданного ударного гласного звука в слове. Письмо наклонной с петелькой вверху.

2

44-45

Подбор слов, начинающихся с заданного гласного звука. Письмо наклонной с петелькой вверху.

2

46

Повторение материала, изученного за II четверть

1

Выделение на слух часто повторяющегося звука при акцентированном его произнесении учителем. Подбор слов, начинающихся с

заданного звука с опорой на картинку, предмет.

47

Повторение материала, изученного за I полугодие.

1

48-49

Выделение первого согласного звука в слове. Коррекция письма.

2

50-51

Выделение первого согласного звука в слове.

2

52-53

Определение наличия отсутствия заданного согласного звука в слове.

2

54-55

Подбор слов, начинающихся с заданного звука.

2

56-57

Звук и буква А. Письмо элементов буквы а.

2

58-59

Звук и буква А. Письмо строчной и заглавной буквы

2

60-61

Звук и буква У. Письмо элементов буквы у

2

62-63

Звук и буква У. Письмо строчной и заглавной буквы у

2

64

Письмо слогов ау, уа

1

65-66

Звук и буква М. Письмо элементов буквы м.

2

67-68

Звук и буква М. Письмо буквы м.

2

70

Письмо слогов ам, ум.

1

71-72

Звук и буква О. Письмо буквы о.

2

73-74

Звук и буква О. Письмо изученных букв и слогов с ними.

2

75

Письмо слогов ам, ум, ом.

1

76

Письмо слогов ма, му, мо.

1

77

Повторение материала, изученного за III четверть.

1

78

Повторение материала, изученного за III четверть.

1

79-80

Звук и буква С. Письмо буквы с.

2

Изучение звуков и букв: а, у, о, м, с, х. Правильное и отчетливое произношение изучаемых звуков, различение их в начале слова. Соотнесение звуков с соответствующими буквами. Определение их местоположения в словах (в начале). Подбор слова, начинающегося с изучаемого звука с опорой на картинку, предмет. Образование из усвоенных звуков и букв слов. Образование и чтение открытых и

закрытых двухзвуковых слогов.

81-82

Письмо слогов с изученными буквами.

2

83-84

Письмо слогов ас, ус, ос.

2

85-86

Письмо слогов са, су, со.

2

87-88

Письмо слов из двух слогов (мама, муму, оса).

2

89-90

Звук и буква Х. Письмо элементов буквы х.

2

91-92

Звук и буква Х. Письмо буквы х.

2

93

Письмо слогов ах, ух, ох.

2

94

Письмо слогов ха, ху, хо.

1

95

Письмо слов их двух слогов ( ухо, уха, муха)

1

96-97

Коррекция письма

2

98

Повторение материала, изученного за II полугодие.

1

99

Повторение материала, изученного за год.

1

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОМУ И  МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

         Обеспечение учебного предмета «Русский язык» включает: Букварь; прописи; рабочие тетради на печатной основе;   программно-методическое обеспечение: методические рекомендации для учителя по отдельным разделам учебного предмета;  печатные пособия: наборы картинной азбуки; наборы предметных картинок; картинное лото; наборы сюжетных картинок по отдельным темам; репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работ;   учебно-практическое оборудование:  комплекты для обучения грамоте (наборное полотно, разрезная азбука (общеклассная и индивидуальная, образцы начертания рукописных букв); опорные таблицы по отдельным изучаемым темам;   схемы (звуко-буквенного разбора слова; разбора слов по составу); дидактический раздаточный материал (карточки с заданиями);   наборы ролевых игр, игрушек по отдельным темам; наборы муляжей (фрукты, овощи, ягоды и т.д.);  технических средств обучения: классная доска с набором креплений для картинок, постеров, таблиц; CD/DVD-проигрыватели; телевизор; аудио видеомагнитофон; компьютер с программным обеспечением; слайд-проектор; мультимедиапроектор; магнитная доска; экран.

       В настоящее время для реализации данной программы в образовательной организации используются:

Учебники, учебные пособия

Учебно-методический комплект: А.К.Аксенова, С.В.Комарова, М.И.Шишкова: Дидактический материал для занятий в добукварный период. Букварь. 1 класс. Пропись. 1 класс. В 3-х ч. Часть 1

Методические        пособия        для педагога

А.К.Аксенова, С.В.Комарова, М.И.Шишкова. Обучение грамоте. Методические рекомендации по обучению чтению и письму учащихся 1 класса.

Технические        средства

обучения

Классная        доска        с        набором        креплений        для

картинок, постеров, таблиц; телевизор; CD-проигрыватель с USB- выходом, компьютер с программным обеспечением; слайд

-проектор; мультимедиапроектор; магнитная доска; экран.

Дополнительные средства

Разрезная азбука, слоги, слова, индивидуальные и демонстрационный наборы цветных полосок и геометрических фигур, предметные и сюжетные картинки, пальчиковый, настольный или кукольный театр «Репка», «Теремок», «Колобок» и др., плоскостные и объемные игрушки, детские музыкальные инструменты (колокольчик, металлофон, бубен, барабан), настольные

игры, тренажеры для развития мелкой моторики.

      ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

«РУССКИЙ ЯЗЫК»  в  1/ (ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ПЕРВОМ) КЛАССЕ:

  • При переходе в 1 класс обучающийся может уметь:
  • пользоваться тетрадью, ориентироваться в тетради;
  • правильно держать ручку;
  • раскрашивать, обводить и рисовать несложные фигуры, орнаменты, рисунки, аналогичные буквенным знакам;
  • дифференцировать звуки окружающего мира, соотносить их с речевыми звуками;
  • составлять предложения из двух-трех слов по действию или предметной картинке;
  • определять количество слов в предложении (из 2-3 слов), составлять условно- графическую схему предложения;
  • делить слова на слоги, составлять условно-графическую схему слова;
  • определять первый звук в слове;
  • различать звуки на слух и в собственном произношении, знать буквы (А, У, О, М, С, Х);
  • писать изученные буквы, слоги, слова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

адаптированная рабочая программа по русскому языку 7 класс

адаптированная  рабочая  программа  по  русскому  языку  7  класс  (8  вид,  коррекционный)...

Адаптированная рабочая программа по русскому языку 1 класс для детей с РАС вариант 8.2

Рабочая программа по русскому языку разработана для ........... (ребёнка с расстройством аутистического спектра), на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начально...

Адаптированная рабочая программа по русскому языку. 4 класс. УМК "Школа России"

Данная рабочая программа разработана для обучаемых с задержкой психического развития ( В. 7.1, В.7,2)...

Адаптированная рабочая программа по русскому языку, 2 класс, 8 вида

Адаптированная рабочая программа по русскому языку, 2 класс, 8 вида...

адаптированная рабочая программа по русскому языку 3 класс Школа России для детей с овз

адаптированная рабочая программа для детей с овз 3 класс Школа Росии + КТП...

Адаптированная рабочая программа по русскому языку 3 класс для учащихся ОВЗ

Адаптированная основная общеобразовательная программа  к учебнику Аксеновой А.К., программа предназначена для обучающихся с интеллектуальными нарушениями и обеспечивает реализацию требований в пр...