Задания по русскому языку для 4 класса. Формирование функциональной грамотности.
материал по русскому языку (4 класс)

Черкасова Татьяна Леонидовна

Задания по рус. яз. для 4 класса (Черкасова Т. Л., ФФГ 6)

Тема « Склонение имен существительных во множественном числе»

Задача

Развивать умение правильно писать падежные окончания существительных мн. числа.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Задания по рус. яз. для 4 класса (Черкасова Т. Л., ФФГ 6)

Тема « Склонение имен существительных во множественном числе»

Задача

Развивать умение правильно писать падежные окончания существительных мн. числа.

1 группа

Упражнения, направленные на развитие чувства языка и стремления совершенствовать собственную языковую культуру.

Упражнение, стимулирующее развитие чуткости и внимания к языку; осознание богатства, красоты и выразительности русского языка

Упр.1. Катя решила придумать занимательные задания для своих подружек. Она начертила три прямоугольника, состоящих из пяти клеток. В первую клетку каждого прямоугольника вписала  букву б, а в последнюю – ь и предложила подружкам вписать подчеркнутые слова:

  1. У мамы на платье красовалась брошь.
  2. В корпусе старого самолета поисковики обнаружили брешь.
  3. Зачем ты бреешь бороду?

Отметь то, что девочка выбрала неправильно.

Попробуй объяснить смысл слова брешь.

Познакомься со статьей из словаря и сравни с объяснением, которое ты сам предложил.

Брешь – 1) пролом в стене, в корпусе корабля, пробоина;

2) недостача, ущерб.

Подбери синонимы. Подумай, в каком значении (1-ом или 2-ом) употреблено слово брешь.

Упражнения, развивающие мотивацию совершенствовать собственную языковую культуру

Упр.2    Ученик четвертого класса старался выучить стихотворение Саши Чёрного, но употребил все имена существительные не в том числе. Прочитай, что у него получилось.

Зеленеет вся опушка,

Зеленеют пруды.

И зелёная лягушка

Песенку поёт.

Измени число всех имён существительных. Какие еще слова придется изменить? Подумай, на что это могло повлиять. Какой текст у тебя получился? Запиши его.

Упр.3. (языковая игра в комичной форме)

 Прочитайте и разыграйте диалог двух ребят. Подумайте и исправьте, как нужно правильно употреблять выделенные слова

- В трамвае нет местов.

-Не местов, а мест. Падежов не знаешь!?

-А тебе нет делов, что я не знаю падежов.

2 группа

Упражнения для построения содержательных конструктов (устных и письменных).

Упражнения-наблюдения

Упр. 1. В каждом из данных предложений, кроме одного, есть речевая ошибка. Кроме какого?

  1. Бабушка купила пару валенков.
  2. Брат привез с моря ракушки.
  3. Мама положила мне в чемодан три пары носок.
  4. За ужином ребята съели килограмм яблоков.

Упражнения-исследования

Упр.2.  Прочитай стихотворение. Найди и запиши многозначное слово, имеющее такое значение: длительное, с задержками, помехами, однообразное занятие, дело _________________ .

Выпиши из стихотворения синонимы к данным словам.

Хмурый - ______________ , морока - _______________ ,

гул - ___________ ,  метелица - __________________ .

     

«Бураны, вьюги и метели –
Как много с ними канители,
Как много шума, толкотни,
Как надоели мне они!» –
Так проворчал Мороз угрюмый.

И речку льдом сковал без шума,
Деревья скрыла седина,
И наступила тишина. 
(В.Берестов)

Упражнения – сочинения

Упр. 3. Ты узнал, что скоро в твоем городе пройдет сельскохозяйственная ярмарка. Об этом тебе захотелось как можно быстрее рассказать маме, но её телефон был все время занят. Подумай, каким способом можно сообщить маме о ярмарке?

Расскажи маме о разнообразии овощей и фруктов, которые будут продаваться на ярмарке. Слова: помидор, апельсин, груша, яблоко, абрикос, лимон, слива, баклажан используй во множественном числе, родительном падеже.

3 группа

Упражнения, направленные на осознание терминологических и понятийных характеристик системы языка.

Упражнения, в которых учащиеся являются наблюдателями языкового явления и анализируют языковые единицы

Упр. 1. Понаблюдай за тем, какие окончания появляются у имён существительных разных склонений во множественном числе. что ты заметил? Сделай вывод.

Падеж

Склонение имен существительных

1-е скл.

2-е скл.

3-е скл.

И. п.

сестры , земли

кони , окна , волки

площади

Р. п.

сестёр    ,  земель              

коней ,   окон     ,       волков

площадей

Д. п.

сестрам , землям

коням , окнам ,

волкам

площадям

В. п.

сестёр  , земли

коней  , окна ,

волков

площади

Т. п.

сёстрами   ,землями

конями , окнами ,

волками

площадями

П. п.

о сёстрах ,о землях

о конях , об окнах ,

о волках

о площадях

Отработка и применение знаний о языковых единиц

Упр. 2. Восстановите строки из стихотворения.

1)В детской сказке Колобок по траве катиться мог    

Без (ботинки), без (сапоги), без (носки) и без (чулки)

                                 2)  Через сотни (километры),

                                      Не страшась (метели), (ветры),

                                      Мчатся с юга к нам вагоны.

                                      В них везут ребятам тонны

                                     (Апельсины), (мандарины),

                                     (Помидоры) и (лимоны).

Упр. 3. Укажи галочкой (V)номер строчки, где все слова записаны

        верно:

  1. берега, шофера, якори, докторы, леса:
  2. инженеры, директора, профессора, кондукторы, катера;
  3. куполы, колокола, паспорты, торты, сорты.

Выбор метода изучения  языковых явлений

Упр. 4. Петя затрудняется в написании существительных с шипящим на конце слова. Помоги  ему правильно записать словосочетания с этими словами.

Яркий луч…, выглянуло из-за туч…, пять тысяч…, огромный лещ…, красивая брош…, без интересных зрелищ…, мимо берёзовых рощ…, майская ноч…, громкий плач…,нужная вещ…, много чудовищ…, около новых дач…, у зелёных пастбищ….

Расставь порядок действий (укажи цифрами) для правильного написания данных слов:

-определить склонение им сущ.;

-выделить окончание;

-правильно записать сущ. с  шипящим на конце;

-определить род им. сущ.;

-определить число и падеж им. сущ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование по русскомуязыку 3 класс "Школа 2100"

Календарно-тематическое планирование УМК "Школа 2100" расчитано на 4 часа в неделю...

Рабочая программа по русскомуязыку 2 класс УМК "Школа России"

Рабочая программа по русскому языку  разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспи...

Календарно-тематическое планирование по русскомуязыку 3 класс УМК "Школа России"

Календарно- тематическое планирование по русскому языку  в 3 классе  составлено по учебнику В. П. Канакина   УМК "Школа России"...

Задания, игры, головоломки способствующие повышению финансовой грамотности детей.

Задания, игры, головоломки  способствующие повышению финансовой грамотности детей....

Примеры заданий для проверки уровня сформированности читательской грамотности.

Примеры заданий для проверки уровня сформированности читательской грамотности на уроке окружающего мира . Тема "Зона арктических пустынь"...

Задания для контроля внимательности и проверки грамотности учеников

Задания для контроля внимательности и проверки грамотности учеников содержат тексты, предназначенные для списывания....

Функциональная грамотность 1 класс /читательская грамотность/

Функциональная грамотность - это способность и умение самостоятельно искать, анализировать, обрабатывать и усваивать необходимую информацию из различных источников. В современном обществе каждому чело...