урок определение числа глаголов
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Урок русского языка в начальной школе. Тема урока "Определение числа глаголов"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk.docx22.03 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Изменение глаголов по числам».                      

дата: 19.03.2022 г.                                 учитель начальных классов Морякина О.И.

Тип урока: открытие новых знаний.

Используемая технология: деятельностного обучения.

Формы организации урока: групповая, парная, индивидуальная.

Методы урока: словесные, наглядные, практические, поисковые.

Основные направления воспитательной деятельности: популяризация научных знаний; физическое воспитание и формирование культуры здоровья.

Сопровождение урока: учебник В.П.Канакина, В.Г.Горецкий «Русский язык» 3 класс УМК «Школа России», карточки с индивидуальными заданиями, дидактический материал.

Цели урока: формировать умения определять число глаголов, изменять глаголы по числам.

Задачи урока: учиться различать глаголы в единственном и множественном числе, правильно ставить вопросы к глаголам, развивать речь, мышление, умение делать выводы, воспитывать любовь к родному языку, бережному отношению к природе.

Планируемые результаты:

Предметные: научить распознавать глаголы единственного и множественного числа, применять правила определения формы глагола; самостоятельно различать форму глагола

Метапредметные:

Познавательные: понимать и интегрировать информацию в имеющийся запас знаний, преобразовывать, структурировать и применять с учётом решаемых задач.

Регулятивныеформировать умение формулировать тему урока, цели урока, умение принимать и сохранять учебную задачу; проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

Коммуникативные: развивать умение работать с информацией на уроке, связно излагать свои мысли; сохранять и развивать умение сотрудничать с одноклассниками и учителем, договариваться и приходить к общему решению в ходе индивидуальной и групповой работы; отвечать на вопросы, формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Личностные: создание ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности; создание условий для развития уважительного отношения учеников друг к другу; формирование способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

III. Актуализация знаний.

Словарный диктант

Огород, коллекция, горох, обед, столица, картофель, компьютер, петрушка, желтый, солома, чёрный. (работа у доски).

Разноцветные листья кружились в воздухе.4 (работа у доски).

IV. Самоопределение к деятельности.

-Какой частью речи являются эти слова из словарного диктанта?        

-На какие вопросы отвечают существительные?    (кто? что? )

- Давайте вспомним что такое части речи.

- На какие группы делятся части речи? (служебные и самостоятельные)

- Перечислите самостоятельные части речи.

- Перечислите служебные части речи.

- Как частица НЕ пишется с глаголами?

- Какую самостоятельную часть речи мы изучаем на последних уроках русского языка? (глагол)

- Повторим, что мы знаем о глаголе:

 Глагол – это часть речи

обозначает действие предмета

отвечает на вопросы что делает? Что сделать? Что будет делать?

в предложении глагол является: сказуемым

Учебно-познавательная деятельность. Формирование учащимися темы и цели урока. Создание проблемной ситуации.

- Ребята, мы с вами ещё не всё знаем о глаголе и сегодня продолжим работу над этой важной темой.

- Посмотрите, кто изображён на первой картинке? (птица)

- Составьте нераспространённое предложение с этим существительным и глаголом ЛЕТЯТ (вопрос по ходу урока повторение: что такое распространенные и нераспространенные предложения)

- Можем составить так, чтобы сочеталось существительное ПТИЦА и глагол ЛЕТЯТ?

- Что вызывает затруднение? Почему не получается?  (НЕ ПОДХОДИТ ГЛАГОЛ)

- А можно ли исправить ситуацию?   (ДА)

-Что для этого нужно сделать?            (ИЗМЕНИТЬ ГЛАГОЛ)

- А как вы думаете, от чего это зависит, что нужно изменить у глагола? (ЧИСЛО)

- Правильно. Значит какая тема нашего урока?  (ИЗМЕНЕНИЕ ГЛАГОЛОВ ПО ЧИСЛАМ)

- Чему будем учиться на уроке?

- Да, мы будем учиться определять число глаголов, будем учиться изменять глаголы по числам.

V. Работа по теме урока.

Построение проекта выхода из проблемной ситуации. Реализация проекта выхода из проблемной ситуации.

- Давайте вернёмся к нашей ситуации, проведём исследовательскую работу и узнаем, как изменяются глаголы по числам и от чего это зависит.

-Посмотрите, кто изображён на второй картинке?  (ПТИЦЫ)

- Какой частью речи являются слова птицА – птицЫ? (СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ) запись двух существительных на доске

- Что изменилось в записи этих слов?   (ОКОНЧАНИЯ)

- Почему поменялось окончание?  (ИЗОБРАЖЕН 1 ПРЕДМЕТ, ЗНАЧИТ СУЩ, ЕД.ЧИСЛА; ИЗОБРАЖЕНО НЕСКОЛЬКО ПРЕДМЕТОВ, ЗНАЧИТ СУЩ. МН.ЧИСЛА)

- Составьте нераспространённое предложение к первой картинке существительное ПТИЦА, глагол ЛЕТИТ. (ПТИЦА ЛЕТИТ)

- Ко второй картинке существительное ПТИЦЫ, глагол ЛЕТЯТ.  (ПТИЦЫ ЛЕТЯТ)

- Запишите их в тетрадь.

- Что изменилось в записи глаголов? (ОКОНЧАНИЕ)

- Выделим окончание.

- Почему у глаголов поменялось окончание? ( летит - глагол обозначает действие одного предмета, а летят – глагол, обозначает действие нескольких предметов)

- От какой части речи мы задаём вопрос к глаголу?  (ОТ СУЩЕСТВИТ-ОГО)

- Подпишите сверху СУЩ. ЕД.Ч.  СУЩ. МН.Ч.

- На какой вопрос отвечает глагол, если он относится к сущ. Ед.ч.? (ЧТО ДЕЛАЕТ?)

- На какой вопрос отвечает глагол, если он относится к сущ. Мн.ч. ?  (ЧТО ДЕЛАЮТ?)

- Что происходит с глаголом?  (ИЗМЕНЯЕТСЯ ПО ЧИСЛАМ)

- От чего зависит, в каком числе стоят глаголы в предложении?  (ОТ СУЩ.)

- ДАВАЙТЕ СФОРМУЛИРУЕМ ВЫВОД:

1) Как изменяются глаголы? (глаголы изменяются по числам)

2) В каком числе употребляются глаголы? (в ед.ч. и мн. ч.)

3) Что обозначают глаголы в ЕД.Ч.? –На какой вопрос отвечают?

4) Что обозначают глаголы во МН. Ч.? – На какой вопрос отвечают?

- Давайте проверим себя по учебнику. Откройте учебник на с.109. Прочитайте вывод в учебнике. (ОДИН ВСЛУХ).

- Совпадает ли вывод, который мы сделали, с выводом в учебнике?

- Ребята вспомним, что я говорила про связь имени существительного и прилагательного.

- Вот с определением числа глаголов тоже все может быть очень просто. ЧИСЛО ГЛАГОЛА ЗАВИСИТ ОТ ЧИСЛА ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО  С КОТОРЫМ ОН СВЯЗАН. СЛАЙД №4

ФИЗМИНУТКА.

ВКЛЮЧЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ В СИСТЕМУ ЗНАНИЙ.

Упр. 190 (с. 109).

— Прочитайте пары глаголов. Сравните их.

— Чем они отличаются?

— Почему у глаголов каждой пары разное окончание?

— Выполните письменные задания к упражнению. (Проверка. Учащиеся по цепочке читают глаголы и называют их число.)

— Прочитайте ниже сведения о языке.

— Как изменяются глаголы? (По числам.)

— Что обозначают глаголы в единственном числе? (Действие одного предмета.)

— На какие вопросы отвечают глаголы в единственном числе?

— Что обозначают глаголы во множественном числе? (Действие двух и более предметов.)

— На какие вопросы отвечают глаголы во множественном числе?

VI. Закрепление изученного материала

Работа по учебнику

Упр. 191 (с. 110).

(Самостоятельное выполнение. Проверка.)

— Сколько предложений в тексте?

— Прочитайте их.

— Назовите глаголы и их число.

VII. Рефлексия

Работа с презентацией СЛАЙД №3. Определить глаголы и записать в тетрадь. Обозначить число глаголов.

VIII. Итог урока.

- Ребята, о какой части речи мы говорили на уроке? ( о глаголе)

- Что нового узнали о глаголе? ( глаголы изменяются по числам)

- В каком числе могут стоять глаголы? ( в ед.ч.  или во  мн.ч.)

- Как узнать число глагола?

8. Домашнее задание.

- Домашнее задание у вас будет правило на с.109 и упр.191


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Упражнение в определении числа глагола и в изменении глаголов по числам.

Урок русского языка в 3 классе по программе "Школа Росии"  построен в соответствии с требованиями к организации инклюзивного образования в начальной школе.Цель: Развитие умения изменять гла...

Презентация по теме "Упражнение в определении числа глаголов"

Презенатция к уроку русского языка в 3 классе по теме "Упражнение в определении числа глаголов" представляет собой набор слайдов, последовательность и содержание которых можно частично изменять, учиты...

Конспект урока «Знакомство с 11 глаголами исключениями и освоение действия по определению спряжения глагола» 4 класс УМК "Гармония"

laquo;Знакомство с 11 глаголами исключениями и освоение действия по определению спряжения глагола»...

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе по теме "Число глаголов. Изменение глаголов по числам" УМК "Школа России"

Технологическая карта урока русский язык УМК "Школа России" 3 класс. Тема: "Число глаголов. Изменение глаголов по числам"...