Интегрированный урок по теме "Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам. Лицо и число глаголов. С.А. Клычков «Весна в лесу»
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Интегрированный урок

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon integrirovannyy_urok.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам. Лицо и число глаголов.

С.А. Клычков «Весна в лесу»

Цели:

Предметные:

- формировать умение распознавать лицо и число глаголов, определять все ли глаголы изменяются по лицам и числам

-научить анализировать лирическое стихотворение; определять переживания, выраженные в нем;

-формировать умение осознанно, грамотно, выразительно читать лирическое стихотворение

Метапредметные:

Познавательные УУД: 

Принимать и сохранять учебную задачу; овладевать навыками смыслового чтения; делать выводы; осуществляют анализ, сравнение, устанавливают причинно – следственные связи; строить логическую цепь рассуждений; самостоятельно создавать способы решения проблем творческого и поискового характера 

Регулятивные УУД:

принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей; планировать свое действие; оценивать результаты работы

Коммуникативные УУД:

уметь формировать коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими;  излагать своё мнение, аргументировать ответ; дополнять ответы других обучающихся

Личностные:

Проявлять интерес к творчеству поэтов, вырабатывать собственное мнение от прослушивания

адекватно оценивать результаты своей деятельности.

  1. Самоопределение к деятельности.

На доске написаны слова.

Наступает, зеленеют, тает, пробуждается, звенит, смотрел, журчат.

- Какое слово лишнее? (смотрел)

- Почему? (не изменяется по лицам, так как стоит в прошедшем времени)

- Глаголы какого лица и числа написаны на доске? (глаголы 3 лица, ед. и мн. числа)

-Как определить лицо и число глаголов?  (по личным местоимениям, которые можно подставить к глаголам, по окончаниям глаголов)

-Сформулируйте задачу урока. (будем повторять, как определить лицо и

число глаголов)

II   Работа по теме урока. (русский язык)

  1. Работа с учебником      с. 82 упр. 168 

     2) Работа с квадратами.    Оранжевые – 1 лицо

                                                Зеленые -       2 лицо

                                                 Розовые  –     3 лицо

Подмету, украсите, мигают, помогает, выходишь, ждем.

(оранж.       зелен.        розов.      розов.         зелен.       оран.)

       Работа по теме урока. (литература)

3) Работа со словами на доске.

 -Обратимся еще раз к словам на доске.

-Какая тема их объединяет? (весна)

-Какие чувства и какое настроение вызывает у вас это время года? (радость , чувство любви)

-Почему мы радуемся весной? (все пробуждается, оживает, хочется перемен)

-Вряд ли кто–нибудь из вас задумывался, что за один  сезон мы проживаем 3 весны.

Начало всей весны – это Весна света.

Дальше начинается Весна воды.

А третья весна – Весна зелени.

- Мы узнали, что весна бывает разная. А вот какая весна у поэта Сергея Антоновича Клычкова вы узнаете,  прочитав стихотворение «Весна в лесу».

4) Работа со стихотворением  с. 116.

- Прочитайте стихотворение,

5) Лексическая работа

 - Что такое яр? Свирелка?

Утренник (начало дня)

рудый (рыжий)

никнуть (опускаться, пригибаться)

-назовите антонимы  к слову никнуть  (подниматься, распрямляться)

Клохтать(кудахтать)

рев (протяжный, громкий крик животного, вой)

-назовите синонимы к слову рёв (крик, плач)

чудный (удивительный по прелести, красоте)

-назовите синонимы к слову чудный (изумительный, восхитительный, волшебный, дивный, сказочный)

багровый (яркий оттенок красного, иногда темно-красный, почти коричневый)

истома  (чувство приятной расслабленности)

сои (птицы, сойки)

6) Сведения о поэте.

С.А. Клычков родилсяв 1889 году в семье сапожника и крестьянки в деревне Дубровки Тверской губернии. Он с детства любил подолгу гулять в лесу и наблюдать за природой.

7) Аудиозапись стихотворения.

8)Работа со стихотворением по строфам.

1 строфа

-Какие слова зовут нас в лес? (тепло, мягкий мох)

-Почему автор приглашает нас рано утром? (чтобы больше успеть увидеть)

2 строфа

-Какие звуки мы здесь услышали?  (капель, стук дятла)

-Почему зайцы собираются грудой?  (они находят себе сухое место)

-Прочитайте эпизод, как дятел почувствовал раннюю весну? (громче дятел красногрудый …)

-Почему дятла называют лесным санитаром?  (дятлы питаются насекомыми и их личинками, которые живут под корой дерева в древесине и наносят вред растениям

3 строфа

-В каком темпе надо читать о медведе? (не быстро)

-Почему?

-Прочитайте эпизод, как медведь просыпается от зимней спячки?

-Медведь просыпается весной очень голодным и злым, поэтому он очень опасен. 

4 строфа

-Что значит глухари кружатся? (глухари танцуют друг перед другом, распустив крылья)

 5 строфа

-О каком чудном страничке идет речь в стихотворении?

(-может быть автор говорит о себе

-может быть это месяц апрель. Автор олицетворяет его со странничком, то есть с путешественником.

-может быть сказочный герой Лель, Клычкову нравился этот персонаж

Для нас это останется загадкой)

9) Выразительное чтение стихотворения.

-Какие иллюстрации можно нарисовать к стихотворению?

10) Художественные приемы

- Какие эпитеты использует автор?

Эпитеты: на мягком мху, над опушкою лесною, дятел красногрудый, сухой и рудый ствол, багровым хребтом, с тягучим ревом, яр дремучий, чудный страничек, в золотых кудрях.

-Какие глаголы использует автор, чтобы передать изменения, происходящие в природе, их динамизм.

-Найдите глаголы и определите их лицо и число.

- Как будем определять лицо и число глаголов? (будем подставлять личные местоимения или по окончаниям)

(обтаял – глагол прошедшего времени

 гаснут – 3 лицо, мн. ч.

соберутся – 3 лицо, мн.ч.

застучит – 3 лицо, ед.ч.

встанет – 3 лицо, ед.ч.

побродить –  неопределенная форма глагола

согнать - неопределенная форма глагола

поглядеть - неопределенная форма глагола

никнет – 3 лицо, ед.ч.

клохчут – 3 лицо, мн.ч.

кружатся – 3 лицо, мн.ч.

гуляет – 3 лицо, ед.ч.)

Работа по теме урока. (русский язык)

11) Определить лицо и число глаголов.

Весна. От майского солнца жмуришь глаза, так оно ярко. Ветви деревьев

покачиваются от свежего ветра. По мокрым улицам журчат торопливые

ручьи. Мы радостно бежим за корабликом.

III. Тест.

Определить лицо и число глаголов.

Читаю, молчишь, голубеет, сажаем, убираете, тают.

Проверка (получилось слово «умница»)

IV. Итог урока.

- Что мы сегодня повторили на уроке?

- С творчеством какого поэта мы познакомились?

- За что вы можете себя похвалить?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по русскому языку 3 класс УМК "Планета Знаний"."Изменение глаголо настоящего и будущего времени по лицам и числам"

Урок русского языка 3 класс УМК «Планета Знаний».Учитель: Котова Мария АлексеевнаТема: «Изменение глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам»I.Орг.моментПрозвенел у нас звонок,Начинается...

Урок русского языка в 4 классе. Изменение глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам.

На уроке совершенствуется умение употреблять глаголы настоящего и будущего времени, определять лицо и число глаголов; прививается интерес к изучаемой теме и ответственное отношение к учению....

Конспект урока по русскому языку "Изменение глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам" 4 класс УМК "Школа России"

Конспект урока для 4-го класса по Русскому языку.Тема: "Изменение глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам"УМК "Школа России"...

Конспект урока "Правописание глаголов в настоящем и будущем времени. Морфологический разбор глаголов." 4 класс (Школа России)

Вашему вниманию предоставляю конспект урока по русскому языку на тему: "Правописание глаголов в настоящем и будущемвремени. Морфологический разбор глаголов. ". Данный конспект...

Конспект урока по русскому языку на тему: "Изменение глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам (спряжение)", 4 класс, УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: познакомить учащихся с изменениями глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам. Планируемые результаты: Предметные:знать как изменяются глаголы в настоящем...

Технологическая карта урока русского языка «Изменение глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам (спряжение)» (4 класс)

Цель урока: формирование навыка спряжения глагола в настоящем времениЗадачи урокаДидактические:Знать понятие «спряжение», личные местоимения, времена глаголаУметь определять спряжение глаг...

Технологическая карта урока русского языка «Изменение глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам (спряжение)» (УМК «Школа России», 4 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование навыка изменения глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам.Задачи урокаДидактические:формировать умение изменять ...