Конспект урока "Правописание глаголов в настоящем и будущем времени. Морфологический разбор глаголов." 4 класс (Школа России)
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Календарёва Мария Сергеевна

Вашему вниманию предоставляю конспект урока по русскому языку на тему: "Правописание глаголов в настоящем и будущемвремени. Морфологический разбор глаголов. ". Данный конспект предназначен для учащихся 4 класса УМК "Школа России".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Школа: 148                                                                                                                                                                                                                 Методист: Кондратьева И.И                                               Класс: 4е                                                                                                                                                                                                                   Студентка: Календарёва М.С.

Учитель: Кривонос Л.М.                                                                                                                                                                       Подпись:_________________                    Подпись:_______________

                                                                                                                                                                                                       

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Тема: «Правописание глаголов в настоящем и будущем времени.

Морфологический разбор глаголов. »

Цель: Совершенствовать  умения определять время глагола, изменять глаголы по временам.

Планируемые результаты

Личностные: 

- научатся осознавать свои возможности в учении;

-смогут адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывать успехи с усилиями, трудолюбием;

-осознание языка как основного средства человеческого общения.

Предметные:

-научаться находить возвратные глаголы с суффиксом -ся;

-научаться объяснять необходимость проверки безударных личных окончаний глаголов 1 и 2 спряжения;

-смогут определять лицо, число и спряжение глаголов.

Тип урока: закрепление изученного

Оборудование:  Русский язык: 4 класс, 2 часть, В.П. Канакина. Школа России, презентация.

Этап урока

Методы и приемы

Хронометраж

Содержание урока.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

I.

Организационный момент

Словесный: слово учителя

1 минута

Добрый день, ребята! Меня зовут Мария Сергеевна. Я сегодня проведу у вас урок русского языка.

Сели правильно, настроились на работу, проверили всё ли готово к уроку.

Проверять рабочее место.

Л.- положительное отношение к учебе, учебной деятельности.

II.

Мотивационный

момент

2 минуты

Попробуйте догадаться, о чём мы будем говорить сегодня на уроке? А поможет вам в этом стихотворение:

        Что без меня предметы?

        Лишь названья.

        А я приду – всё в действие придёт.

        Летит ракета, люди строят зданья,

        Цветут сады, и хлеб в полях растёт.

- О какой части речи пойдёт разговор на уроке?(Глагол)

Обдумывать тему урока

Отвечать на вопросы

К.- Вступать в беседу, слушать, понимать речь других.

Р.- Принимать и сохранять задачу

III.

Актуализация

Знаний

Словесный: слово учителя

Практический: выполнение упражнения

-Давайте повторим правило Правописание букв  Е и И в безударных личных окончаниях глаголов (правило на слайде).

I спряжение     II спряжение

-Прочитайте пословицы.

1.Пораньше (встать), побольше (сделать). 2.(Пожить) подольше,(узнать) побольше.3. Конь вырвется-(догнать ),а слова сказанного не ( воротить).

-Поставьте глаголы в форму 2-го лица единственного числа будущего времени.

-Укажите спряжение глаголов, выделите их окончание.

-И так ,какие окончания имеют глаголы I спряжения? а какие II спряжения?

Повторять правило

Выполнять упражнение

К.- формулировать собственное мнение и позицию;

П.- формирование умения ориентироваться в своей системе знаний

IV.

Постановка учебной задачи

Словесный: слово учителя

Практический: выполнение упражнения

Словесный: ответы на вопросы

Практический: дополнение правила

Словесный: ответы на вопросы

5 минут

-Ребята, посмотрите на слайд.

-Вы должны ответить на вопросы. И поставить глаголы в нужную орфограмму.

Что делать?        

одевать-(одеваться)

стучать-(стучаться)

умывать-(умываться)

Что сделать?

научить-(научиться)

увидеть-(увидеться)

обменять-(обменяться)

-В чем сходство и различие каждой пары?

-С помощью какого суффикса образованы выделенные глаголы?

-Кто мне расскажет правило про возвратные глаголы в неопределенной форме ?(правило на слайде).

-На слайде выведены правил, но его нужно дополнить.

Как определить спряжение глагола?(слайд)

-Спряжение глаголов с безударными личными окончаниями определяется по их........(неопределённой форме)

Ко II спряжению относятся:

1.Глаголы,которые в неопределённой форме оканчиваются на ...(-ить) (кроме брить, стелить),то есть имеют суффикс ..(-и-) перед -ть.

2.Глаголы-исключения: 4 глагола на -ать (............)(слышать, гнать, дышать, держать), 7 глаголов на -еть (......)(смотреть, видеть, ненавидеть, терпеть, обидеть, вертеть, зависеть) .

К I спряжению относятся:

1.Глаголы, которые оканчиваются на ...... (-ать, -еть, -оть, -уть)

2.Глаголы-иключения: ..... (брить и стелить)

-Какие глаголы с безударными личными окончаниями относятся к I спряжению? ко II спряжению?

- Сформулируйте тему урока (Правописание глаголов в настоящем и будущем времени )

-Какую цель сегодня мы ставим на уроке?(1.Закрепить знания о правописании настоящего и будущего времени;2.Совершенстовать умения определять время глагола, изменять глаголы по временам )

Выполнять упражнение

Отвечать на вопрос

Сформулировать правило

Дополнить правило

Отвечать на вопросы

Размышлять над темой урока

Ставить цель

К.- формирование умения слышать учителя, отвечать на вопросы

К.- умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы

П.- формирование умения ориентироваться в своей системе знаний

П.- открытие новых знаний

V.

Открытие новых знаний

Словесный: слово учителя

Практический: выполнение письменного упражнения

Словесный: ответы на вопросы

Практический: физические упражнения

Практический: выполнение упражнения

5 минут

Открываем тетради .Записываем число, классная работа.

-Прочитайте текст на слайде. Как его можно озаглавить.(Деревья осенью)

-Слушаем задание. Вам нужно подчеркнуть гласную перед -ть в неопределённой форме. Рядом с неопределённой формой напиши глагол в нужном лице и числе. Цифрой указать спряжение. Подчеркнуть личные окончания.(текст на слайде).

-Выполняете самостоятельно, затем мы проверим .

-Что нужно было сделать в этом задании, чтобы не ошибиться?(1.Поставить глагол в нужном лице и числе; 2. Указать правильно падеж).

Динамическая пауза

Спал цветок

(Закрыть глаза, расслабиться, помассировать веки, слегка надавливая на них по часовой стрелке и против нее.) 

И вдруг проснулся(Поморгать  глазами.) 

Больше спать не захотел(Руки   поднять   вверх (вдох). Посмотреть на руки.) 

Встрепенулся, потянулся(Руки согнуты в стороны (выдох).

Взвился вверх и полетел(Потрясти    кистями,    посмотреть вправо-влево).

Следующее задание на слайде.

-Вы должны к данным существительным подобрать и написать подходящие по смыслу глаголы. Например, труд кормит, а лень портит.

-Отвечаем с места

Озаглавить текст

Выполнять самостоятельно упражнение

Отвечать на вопросы

Повторять движения за учителем

Выполнять упражнение

Р.- планировать свои действия с поставленной задачей

К.- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Р.- выполнение физических упражнения по порядку

Р.-обеспечение учащимся организации их учебной деятельности

К.- участвуют в учебном диалоге

VI.

Первичное закрепление во внешней речи

Словесный: слово учителя

Практический: выполнение письменного упражнение

Словесный: ответы на вопросы

Прочитайте текст(текст на слайде).Как можно его озаглавить?

-Слушаем задание. Нужно выписать глаголы в два столбика: в 1-й -глаголы 1-го спряжения, во 2-й- 2-го спряжения. Вставь пропущенные окончания.

-Выходим к доске. Один на одну сторону доски, другой на другую. Остальные в тетрадях.

На какие две группы разделили глаголы? Что заметили?( Глагол " гонит" имеет личное окончание -ит, а инфинитив на - ать.)

Ребята, давайте повторим морфологический разбор глагола.

План разбора на слайде.

-На слайде даны глаголы(любишь, кататься, началась).

-Первый ряд выполняет морфологический разбор глагола любишь, второй ряд- кататься, третий ряд- началась.

Озаглавить текст

Слушать учителя

Выполнять упражнение у доски

Отвечать на вопросы

Повторять план разбора

Выполнять упражнение по рядам

К .-участвуют в учебном диалоге

Р.- принимать и  сохранять задачу

VI.

Итог урока,

Рефлексия

Словесный: беседа

 3 минуты

Ребята, о чем мы говорили сегодня на уроке? Давайте повторим,  как определить спряжение глаголов? Расскажите про правописание Е и И в безударных личных окончаниях глаголов. Какие окончания имеет I спряжение? Какие II спряжение? Что называют возвратными глаголами? На какие вопросы они отвечают? Молодцы! Заполните анкету.

1.На уроке я работал(активно/пассивно)

2.Своей работой на уроке я ( доволен/не доволен)

3.Урок для меня показался (коротким/длинным)

4.За урок я ( не устал/устал)

5.Материал урока мне был( понятен/не понятен, полезен/бесполезен, интересен/скучен)

Спасибо большое за урок!

Отвечать на вопросы, оценивают свою деятельность по анкетированию

Л. -заинтересованность и включение детей в работу.

К.- отвечают на вопросы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка (4 класс). Тема: 2-е лицо глаголов настоящего и будущего времени в единственном числе. УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: создание благоприятных  условий для осознания и осмысления блока новой учебной информации о 2-ом лице глаголов настоящего и будущего времени в единственном числе, ...

Конспект урока по математике "Час, минута. Определение времени по часам", 2 класс, "Школа России"

Цели: ознакомление учащихся с единицами измерения времени – часом, минутой, секундой. Закрепление имеющихся знаний о единицах времени и времени в целом. Планируемые результаты: Предмет...

Конспект урока русского языка "Правописание возвратных и невозвратных глаголов в настоящем и будущем времени" (УМК "Школа России", 4 класс)

Цели деятельности учителя: ·        закрепление умения распознавать глаголы в форме 3-го лица и в неопределённой форме,·...

Конспект урока по теме: «Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени» (4 класс). УМК Школа России

Цели деятельности учителя: создание условий для формирования умений правописания окончаний глаголов в безударной позиции; обобщить полученные ранее знания учащихся и на их основе составить алгоритм пр...

Конспект урока по теме: «Правописание возвратных глаголов в настоящем и будущем времени» (4 класс). УМК Школа России

Цели деятельности учителя:формирование навыка письма возвратных глаголов,овладение правилом правописания возвратных глаголов,овладение понятием возвратная форма глагола;формирование умения разграничив...

Технологическая карта урока русского языка "Правописание глаголов в настоящем и будущем времени (обобщение). Морфологический разбор глагола." (4 класс)

Тип урока: открытие нового знанияЦель урока: совершенствование знаний и умений писать глаголы в настоящем и будущем времени; развивать умение выполнять морфологический разбор глагола.Задачи урока...