Главные вкладки

    Конспект урока по теме: «Правописание возвратных глаголов в настоящем и будущем времени» (4 класс). УМК Школа России
    план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

    Голобородько Любовь Николаевна

    Цели деятельности учителя:

    • формирование навыка письма возвратных глаголов,
    • овладение правилом правописания возвратных глаголов,
    • овладение понятием возвратная форма глагола;
    • формирование умения разграничивать формы на -ться и -тся, правильно писать глаголы с сочетаниями –ться и –тся.

    Планируемые результаты:

    Предметные:

    • знать формы глагола на -ться и -тся,
    • знать понятия возвратная форма глагола (возвратный глагол);
    • уметь обозначать орфограмму и графически объяснять выбор написаний;
    • уметь правильно писать глаголы с сочетаниями –ться и –тся.

    Личностные:

    • способствовать развитию интереса к письму, формированию мотивационной основы учебной деятельности;
    • проводить самооценку своих действий;
    • развивать умение наблюдать, сравнивать, делать выводы.

    Тип урока: урок «открытия» нового знания.

    Оборудование: учебник «Русский язык» 4 класс, 2 часть (УМК «Школа России»); учебная презентация; раздаточный материал.

     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Дата: 08.04.2020 г.                                                                                                                  ФИО учителя: Владыкина З.А.

    Школа: МОУ СОШ №49                                                                                                                   ФИ студента: Голобородько Л.

    Класс: 4 «Б»                                                                                                                                         ФИО методиста: Кошкарова Л.С.    

    Кабинет: 203                                    

    Конспект урока по русскому языку

    Тема урока: «Правописание возвратных глаголов в настоящем и будущем времени»

    Цели деятельности учителя:

    • формирование навыка письма возвратных глаголов,
    • овладение правилом правописания возвратных глаголов,
    • овладение понятием возвратная форма глагола;
    • формирование умения разграничивать формы на -ться и -тся, правильно писать глаголы с сочетаниями –ться и –тся.

    Планируемые результаты:

    Предметные:

    • знать формы глагола на -ться и -тся, 
    • знать понятия возвратная форма глагола (возвратный глагол);
    • уметь обозначать орфограмму и графически объяснять выбор написаний;
    • уметь правильно писать глаголы с сочетаниями –ться и –тся.

    Личностные:

    • способствовать развитию интереса к письму, формированию мотивационной основы учебной деятельности;
    • проводить самооценку своих действий;
    • развивать умение наблюдать, сравнивать, делать выводы.

    Тип урока: урок «открытия» нового знания.

    Оборудование: учебник «Русский язык» 4 класс, 2 часть (УМК «Школа России»); учебная презентация; раздаточный материал.

    Этап урока

    Методы и приемы

    Хроно-метраж

    Содержание урока

    Формируемые УУД

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    I.Этап самоопределения к деятельности

    Словесный: слово учителя.

    1 мин.

    - Здравствуйте, ребята!

    - Давайте встанем ровно, выпрямим спинки, улыбнемся друг другу.

    - Садитесь.

    - Посмотрите на слайд. Кто прочитает нам цитату?

    - Как вы понимаете это высказывание?

    - Отлично, молодцы.

    Приветствуют учителя.

    - Не то беда, что мы всегда

    Чего-нибудь не знаем,

    А то беда, что иногда

    Незнание скрываем.

    А если знаешь сам, чего

    Не знаешь, не умеешь,

    Тогда добьёшься своего,

    Узнаешь, поумнеешь.

    - Не стыдно не знать, стыдно не пытаться узнать

    Р.: выработать  учебную  мотивацию, устанавливать  связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

    II.Актуализация знаний и мотивация

    Словесный: диалог.

    Практический: работа в тетради.

    5 мин.

    - Откройте свои тетради, запишите число и «Классная работа».

    - Пропишите слово прыгает каллиграфическим почерком.

    - Выполните морфологический разбор слова прыгает. – Начнем словарную работу.

    - Прочитайте слово КОМАНДИР на доске.

    - Что оно обозначает? КОМАНДИР

    – Подберите

    1) однокоренные слова

    2)синонимы к слову «командир»

    - Вспомните, какие пословицы, поговорки или крылатые выражения вы знаете со словом «командир».  

    - Составьте предложения с этим словом.

    - Обозначьте орфограммы в слове командир.

    1. Начальник воинской части, подразделения или военного судна.  

    2. Перен. О человеке, любящем распоряжаться, командовать.

    - команда, командирский, командующий, командовать.  

    - руководитель, начальник, военачальник

    - Каков командир, таковы и солдаты.  Командир в трудностях впереди, а на отдыхе позади. Командиром рота крепка, без командира солдат сирота.

    - Командир роты принял верное решение. Командир отправился в штаб.

    Р.: выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.

    П.: структурирование знаний.

    III.Постановка учебной задачи

    Словесный: диалог.

    3 мин.

    - Давайте же мыться, плескаться, купаться, нырять, кувыркаться в ушате, в корыте, в лохани…

    – Кто автор этого произведения? Как оно называется?

    – Назовите глаголы в неопределённой форме.

    - Найдите среди них лишний глагол.

    - Почему он лишний?

    – Что общего у всех остальных глаголов?

    - Отлично. Кто догадался, какая тема нашего урока?

    - Все верно. Какие цели мы поставим на урок?

    - Хорошо.  

    - Корней Чуковский, «Мойдодыр».

    - Нырять.

    - Нет –ся на конце.

    - Есть –ся.

    - Тема нашего урока: «Правописание возвратных глаголов в настоящем и будущем времени».

    - Цели: научится писать возвратные глаголы.

    П.: рассуждение по теме урока в соответствии с возрастными нормами.

    Р.: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата.

    IV.Открытие нового знания

    Практический: работа с книгой.

    Словесный: диалог.

    Практический: работа в карточках.

    15 мин.

    - Прочитайте глаголы на слайде и разделите их на две группы.

    Учиться, ленится, учится, лениться, бросится, броситься. 

    - Почему глаголы пишутся по-разному с ь и без ь.

    - Ответить на этот вопрос мы сможем с помощью учебника.

    - Откройте учебник на странице 104. Посмотрите на упражнение №216

    - Прочитайте его.
    - На какие вопросы отвечают глаголы?

    - Это вопросы какой формы?

    - А во втором столбике вопросы какого лица?

    - На какие две группы их можно разделить?

    - По какому признаку?

    - Как еще можно отличить их?

    - Чем они различаются?

    - Составьте алгоритм написания ь знака в глаголах.

    - Запомним правило. В сочетаниях –ться ь пишется, если глагол стоит в неопределенной форме и отвечает на вопросы что делать?, что сделать?. Мягкий знак не пишется, если глагол стоит в 3 лице и отвечает на вопросы что делает?, что сделает?

    - Прежде чем глагол писать,

    Не забудь вопрос задать.

    Если мягкий знак в вопросе,

    И в глаголы его вносим.

    Физкульминутка.

    - Учиться, лениться, броситься.

    - Ленится, учится, бросится.

    - Вопросы неопределенной формы.

    - Во 2 столбике: что делает?, что сделает?.

    - Глаголы 3 лица.

    - По написанию мягкого знака.

    - По вопросам.

    - Отвечают на разные вопросы.

    Алгоритм:

    1. Определяем, возвратный ли это глагол?

    2. На какой вопрос отвечает?

    3. если отвечает на вопросы: что делать? что сделать? то ставим мягкий знак, а если отвечает на вопросы что делает? Что сделает?, то не ставим мягкий знак.

    Р.: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий.

    П.: поиск и выделение необходимой информации.

    Р.: выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы.

    V.Первичное закрепление во внешней речи

    Практический: работа с книгой.

    Словесный: диалог.

    5 мин.

    - Посмотрите на доску. Вам нужно вставить пропущенные буквы. Пользуйтесь алгоритмом, который мы с вами вывели.

    Друзья познают…ся в беде.

    Трус своей тени боит…ся.

    Всякий человек в деле познает…ся.

    У него дело из рук валит...ся.

    Не стыдно не знать, стыдно не учит…ся.

    За все брат…ся – ничего не сделать.

    - Смотрим на первое предложение. Назовите возвратный глагол в нем.

    - Как определить нужен ли здесь мягкий знак?

    - Задай вопрос?

    - В вопросе есть мягкий знак?

    - Что это значит?

    - Теперь отгадайте загадки и спишите, вставляя пропущенные буквы.

    Прежде, чем его мы съели, все наплакат…ся успели.

    - Что это?

    - Под полом таит…ся, кошки боит…ся.

    - Теперь поиграем в игру « Найди лишнее слово»

    - Вам нужно списать, объясниться написание этих слов, вставить пропущенные буквы, если это нужно, а затем найти лишнее.

    - Брат…ся, одеват…ся, сдават…ся, купает…ся.

    - Собират…ся, считат…ся, ломает…ся,гневат…ся.

    - Катат…ся, задават…ся, сознават…ся, волнуется.

    - Какое слово лишнее в первой группе?

    - А во второй?

    - В третьей? Почему? Чем оно отличается?

    Друзья познаются в беде.

    Трус своей тени боится.

    Всякий человек в деле познается.

    У него дело из рук валится.

    Не стыдно не знать, стыдно не учиться.

    За все браться – ничего не сделать.

    - Познаются.

    - Нужно задать вопрос к нему.

    - Друзья (что делают?) познаются.

    - Нет

    - В слове познаются не нужен мягкий знак.

    - Прежде, чем его мы съели, все наплакаться успели.

    - Лук.

    - Мышь.

    - Под полом таится, кошки боится.

    - Браться, одеваться, сдаваться, купается.

    - Собираться, считаться, ломается, гневаться.

    - Кататься, задаваться, сознаваться, волнуется.

    К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.

    VI.Самостоятельная работа с самопроверкой

    Словесный: слово учителя.

    Практический: работа с карточками.

    5 мин.

    - У вас на столе карточки. Это работа самостоятельная. Каждый за нее получит отметку.

    Предлагаю вам работу по выбору. Перед вами три карточки с заданиями.

    1 карточка - простые задания.

    2 карточка - базовые задания.

    3 карточка – задания повышенной сложности.

    - Возьмите карточку, в соответствии с желанием.

    1 карточка.

    Списать, подчеркнуть в глаголах –ться, -тся.

    Мастером нельзя родиться, мастерству нужно учиться. Сумел ошибиться, сумей и поправиться. Не бойся работы, пусть она тебя боится. За всё браться- ничего не сделать.

    2 карточка.

    Вставьте пропущенные буквы, заменяя звуки буквами, выделите орфограмму.

    Уехали купа[ца], резви[ца] на улице, держи[ца] на воде, море вздуе[ца], уволи[ца] с работы, отворачива[ца] от чашки, тучи несу[ца], верну[ца] из дальней поездки.

    3 карточка.

    Восстановите пословицы, объясните правописание –тся, -ться.

    Всякий человек а труса находит.

    Смелого пуля боит…ся, по делу узнаёт…ся.

    Всякое дело больше и спрашивает…ся.

    С большого человека человеком и славит…ся.

    - Правильность ваших работ я рассмотрю при проверке тетрадей.

    - Кому не понятно задание?

    - Молодцы. Сейчас передайте работы на первую парту.

    Слушают задание.

    Выбирают карточку

    - Мастером нельзя родиться, мастерству нужно учиться. Сумел ошибиться, сумей и поправиться. Не бойся работы, пусть она тебя боится. За всё браться - ничего не сделать.

    - Уехали купаться, резвиться на улице, держится на воде, море вздуется,

    уволиться с работы, отворачиваться от чашки, тучи несутся, вернуться из дальней поездки.

    - Всякий человек по делу узнаётся.

    Смелого пуля боится, а труса находит.

    Всякое дело человеком и славится.

    С большого человека больше и спрашивается.

    Р.: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата.

    П.: структурирование знаний.

    VII.Включение в систему знаний

    Словесный: беседа.

    Практический: работа с упражнением

    Словесный: беседа.

    4 мин.

    - Посмотрите на упражнение №217. Прочитайте задание.

    - Что нужно сделать?

    - Разберем слова с выделенными сочетаниями.

    - Какое первое слово?

    - Какой оно части речи?

    - Правильно ли оно написано? Почему?

    - Следующее слово.

    - Какой оно части речи?

    - Это возвратный глагол?

    - Как определили?

    - Задай вопрос к нему?

    - В вопросе есть мягкий знак?

    - Что это значит?

    - Найдите в тексте возвратные глаголы.

    - Какое слово лишнее? Почему?

    - Какой ответ в загадке?

     

    - Прочитать загадку, объяснить написание слов.

    - Братца.

    - Существительное.

    - Существительные мы пишем через –ца.

    - Купаться.

    - Глагол.

    - Это возвратный глагол.

    - Есть суффикс –ся.

    - Пошли (что делать?) купаться.

    - В вопросе есть мягкий знак.

    - Пишем мягкий знак в слове.

    - Купаться, купаются, валяется.

    - Братца оно существительное.

    - Коромысло.

    Р.: контроль в форме сличения способа действий и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

    П.: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

    VIII.Рефлексия деятельности

    Словесный: беседа.

    3 мин.

    - Скажите, пожалуйста, как тему мы проходили сегодня?

    - Отлично. Какие цели мы ставили на уроках?

    - Реализовали ли мы их?

    - Молодцы. Сейчас мы с вами закончим предложение: «На уроке мне ...»

    - Используем такие варианты ответа как:

    Было трудно ...                              

    Было интересно ...

    - Молодцы. Мне урок тоже понравился,  Вы были активными, с удовольствием выполняли все задания и получали новые знания.

    - Запишите, пожалуйста, домашнее задание.

    - Тема нашего урока: «Правописание возвратных глаголов в настоящем и будущем времени».

    - Цели: научится писать возвратные глаголы.

    - Все цели мы реализовали.

    Анализировать свою работу на уроке.

    К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

    П.: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока по теме: «Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени» (4 класс). УМК Школа России

    Цели деятельности учителя: создание условий для формирования умений правописания окончаний глаголов в безударной позиции; обобщить полученные ранее знания учащихся и на их основе составить алгоритм пр...

    Конспект урока по теме: «Правописание возвратных и невозвратных глаголов в настоящем и будущем времени» (4 класс). УМК Школа России

    Цели деятельности учителя: закрепление умения распознавать глаголы в форме 3-го лица и в неопределённой форме,обоснование выбора написания –тся и -ться в возвратных глаголах в настоящем и будуще...

    Конспект урока математики. Тема: "Алгоритм письменного деления многозначного числа на двузначное число", 4 класс, УМК Школа России

    КОНСПЕКТ УРОКА МАТЕМАТИКИ Цели деятельности учителя: формирование знаний об алгоритме деления многозначного числа на двузначное число....

    Конспект урока математики. Тема: "Письменное деление многозначного числа на двузначное с остатком", 4 класс, УМК Школа России

    КОНСПЕКТ УРОКА МАТЕМАТИКИ Цели деятельности учителя: формирование знаний об алгоритме деления многозначного числа на двузначное число....

    Конспект урока по русскому языку на тему «Правописание возвратных глаголов в настоящем и будущем времени», 4 класс, УМК "Школа России"

    Цели деятельности учителя: формирование навыка письма возвратных глаголов; овладение правилом правописания возвратных глаголов; овладение понятием «возвратная форма глагола»; формирование ...