План-конспект русского языка во 2 классе "Что рассказало слово"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Цели  урока: закреплять представление о слове как двусторонней языковой единице, понимание языка как знаковой системы, выполняющей функцию замещения предметов, действий, средств окружающего мира, расширять словарный запас учащихся; развивать навыки грамотного, каллиграфического письма, формировать орфографическую зоркость, аналитико-синтетические умения и навыки,  устную связную речь; воспитывать трудолюбие, аккуратность. 

Планируемые результаты:

Предметные: обучающиеся научатся называть словом предметы,различать в слове звучание и значение, составлять модели слов, работать с толковым словарем, объяснять значение слов; проявлять позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека; формулироватьи высказывать свое мнение в процессе решения лингвистических задач;

Метапредметные:

регулятивные -  в совместной деятельности с учителем и одноклассниками учиться принимать учебную задачу, сохранять ее в течение всего урока; выполнять под руководством учителя и самостоятельно учебные действия в практической и мыслительной форме  ( при выполнении заданий из учебника, рабочей тетради, на доске); фиксировать в диалоге с учителем в конце урока удовлетворенность или неудовлетворенность своей работой на уроке; оценивать правильность  выполнения действий; контролировать и корректировать свои действия при работе в паре;

познавательные – ориентироваться в информационном материале учебника, толкового словаря; совместно с учителем или самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации в тексте, иллюстрациях; учиться строить простые рассуждения; устанавливать причинно-следственные связи

коммуникативные – использовать простые речевые средства; включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение; отвечать на вопросы учителя.

Личностные: проявлять положительное отношение к учебному предмету «Русский язык», осознавать его значение, проявлять интерес к новому учебному материалу.  

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan-konspekt.docx25.21 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект русского языка во 2 классе

Учитель: Яковенко И.В., МБОУ лицей №10 г. Ставрополя

Тема: «Что рассказало слово»

Цели  урока: закреплять представление о слове как двусторонней языковой единице, понимание языка как знаковой системы, выполняющей функцию замещения предметов, действий, средств окружающего мира, расширять словарный запас учащихся; развивать навыки грамотного, каллиграфического письма, формировать орфографическую зоркость, аналитико-синтетические умения и навыки,  устную связную речь; воспитывать трудолюбие, аккуратность.  

Планируемые результаты:

Предметные: обучающиеся научатся называть словом предметы,различать в слове звучание и значение, составлять модели слов, работать с толковым словарем, объяснять значение слов; проявлять позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека; формулироватьи высказывать свое мнение в процессе решения лингвистических задач;

Метапредметные:

регулятивные -  в совместной деятельности с учителем и одноклассниками учиться принимать учебную задачу, сохранять ее в течение всего урока; выполнять под руководством учителя и самостоятельно учебные действия в практической и мыслительной форме  ( при выполнении заданий из учебника, рабочей тетради, на доске); фиксировать в диалоге с учителем в конце урока удовлетворенность или неудовлетворенность своей работой на уроке; оценивать правильность  выполнения действий; контролировать и корректировать свои действия при работе в паре;

познавательные – ориентироваться в информационном материале учебника, толкового словаря; совместно с учителем или самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации в тексте, иллюстрациях; учиться строить простые рассуждения; устанавливать причинно-следственные связи

коммуникативные – использовать простые речевые средства; включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение; отвечать на вопросы учителя.

Личностные: проявлять положительное отношение к учебному предмету «Русский язык», осознавать его значение, проявлять интерес к новому учебному материалу.    

Ход урока

I. Организационный момент

(Приветствие учителя, гостей, подготовка рабочих мест, ОБЖ)

Выполнение движений:

«1 – подняться, потянуться, – согнуться, разогнуться.  - В ладоши 3 хлопка, головою 3 кивка,

На 4 – руки шире, – руками помахать, за парту тихо сесть»

II. Актуализация опорных знаний.

1.Минутка чистописания  (Слайд 1)

- Какие буквы будем писать? - Какой звук обозначает буква щ?

Щ щ, Ща щу. «Щуплый пенек съежился у дороги от холода»

- Прочитайте про себя, вслух.

- О чем говорится в предложении?

- Что значит «щуплый» пенек? (тонкий, слабый)

- Назовите в словах известные орфограммы, запишите, подчеркните.
2. Словарно - орфографическая работа.

- Отгадайте загадки, слова - отгадки запишите с комментированием.

Загадки:

а) Где доска и парты есть,

Чтоб всем детям сразу сесть?

Это в школе есть у нас,

Это наш просторный…( класс)

б) Он на вокзале есть всегда,

К нему подходят поезда,

Двойное «р» содержит он

И называется…(перрон)

в) Как надела 100 рубах,

Захрустела на зубах (капуста)

г) Если ты его отточишь,

Нарисуешь все, что хочешь!

Солнце, море, горы, пляж

Что же это? (карандаш)

д) От него здоровье, сила

И румяность щек всегда.

Белое, а не белила,

Жидкое, а не вода (молоко)

е) Что копали из земли,

Жарили, варили?

Что в золе мы испекли,

Ели да хвалили? (картофель)

ж) Полосатое ядро,

Красное нутро.

Хвостик, как у хрюшки,

В виде завитушки (арбуз)

з) Птичка - невеличка

Ножки имеет,

А ходить не умеет.

Хочет сделать шажок-

Получается прыжок (воробей)

3. Пальчиковая гимнастика (Обучающиеся  выполняют движения пальцами, кистями рук)

«Мы капусту рубим, рубим.

Мы капусту режем, режем.

Мы капусту солим, солим.

Мы капусту жмем, жмем.

Мы капусту трем, трем»

Подведение итогов.

IV. Постановка цели урока. Самоопределение к деятельности.            

Игра «Узнай по описанию».

- У некоторых есть листочки, на которых даны описания животных. Прочитайте их ( учащиеся угадывают по описанию и называют животных).

1) Крупное хищное млекопитающее семейства кошачьих. Имеет своеобразный рисунок на морде. (Гепард)

2) Крупное хищное животное семейства кошачьих с короткой желтоватой шерстью и длинной гривой у самцов (Лев)

3) Хищное животное семейства кошачьих с очень острым зрением и кисточками на ушах. Живет в лесах. (Рысь)

4) Самая крупная из больших кошек с короткой рыжей с темными поперечными полосами шерстью. (Тигр)

- Трудно ли было узнать этих кошек? ( Нет, т.к. в описании указаны отличительные черты каждого животного)   ( Показ слайдов)

-Кто сможет определить тему урока? ( Толкование слов)

- Чему бы вы хотели научиться? (Узнавать слова по описанию и самим составлять толкование слов)

-Да, сегодня у нас есть возможность попробовать себя в роли составителя толкового словаря, мы будем творить. Будем узнавать слова по описанию и сами толковать слова.

Показ «Толкового словаря» Ожегова

V.   Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала

1. Знакомство с «Толковым словарем»  Ожегова  ( Что? Для чего используется?  Как работать со словарем?)

2. Работа с учебником

Упр.8(с.10)

-Прочитайте задание. Выберите подходящие слова (Красный клюв, длинная шея, широкие лапки).

- Кто видел живых гусей? Какие они бывают? (Оперение может быть белое, серое. Это крупная птица. Есть дикие гуси и домашние)   (Показ слайдов)

-Спишите предложения (Самостоятельная работа. Взаимопроверка – работа в парах)

- Каких еще птиц знаете? - Почему их можно назвать птицами?  (Есть перья, две лапки). (Показ слайдов)

Упр. 9 (с. 10)

Аня с Ваней поспорили. Помогите разрешить их  спор.

(Обучающиеся читают по ролям диалог Ани и Вани.)

-Девочки, продолжите предложение Ани -  (… летать)

- А вы, мальчики, спасайте Ваню -  (… перья и две лапы)

- Кто же из детей прав – Аня или Ваня? ( Ваня.)

Итак, вы – толкователи слов.

Физкультминутка.

VI. Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений

Работа с учебником

Упр.10 (с. 11)

(Задание читает ученик.  Идет устная работа по образцу, данному в учебнике.)

- Мудрый Совенок сообщает вам что-то важное. Прочитайте самостоятельно.

- Найдите главное предложение в речи Совенка. (Некоторые из них имеют значение целой группы слов.)

- Что же имеет ввиду Совенок? Посмотрим на схему. ( Схему  на  с. 12  разбираем сверху вниз.)

- Можно ли продолжить эту схему? ( Можно, потому что разных деревьев очень много, и кустарников, и цветов.)

- Приведите примеры для каждой группы растений. ( Называют по 1-2 слова)

- Догадайтесь, какое из слов в этой схеме  обозначает большее количество предметов. (Растения)

- Почему? ( Этим словом называют деревья, кустарники, цветы)

- Дайте толкование слова растение.

- А вот как написано в словаре С. И. Ожегова: «Растение – организм, обычно развивающийся в неподвижном состоянии, получающий питание из воздуха и почвы»

Физкульминутка.

VI. Самостоятельное, творческое использование сформированных умений и навыков

Чтение вопроса профессора Самоварова,  диалога Ани и Вани

- Профессор Самоваров просит задуматься Аню,  Ваню и вас над тем, откуда берутся слова.

- Прочитайте вопрос профессора. (Читает ученик)

- Прочитайте диалог детей. (Читают два ученика)

  - А вы догадались?

- Что же может рассказать слово о себе?

(Подберезовик – гриб, который растет обычно недалеко от берез)

Подосиновик – гриб, который растет обычно недалеко от осин.

Мухомор – этими несъедобными грибами иногда морят мух в деревенском доме.) Показ слайдов.

- Запишите эти слова в тетради.

Упр. 11 (выполняется у доски с комментированием)

  VI. Итог урока

- Чему учились на уроке?

- Что такое толковый словарь?

- Трудно ли быть составителем словаря? ( Трудно, надо самому знать много слов и уметь правильно говорить) 
VII. Рефлексия

- Кому урок понравился, все было понятно?

- А у кого возникали трудности? Какие?

- Кто бы хотел себя похвалить за работу на уроке? Поаплодируйте себе.

- Оцените себя с помощью смайликов.

VIII. Итог урока

- Чему учились на уроке?

- Что такое толковый словарь?

- Трудно ли быть составителем словаря? ( Трудно, надо самому знать много слов и уметь правильно говорить) 
IX. Домашнее задание

стр.13 упр.12  Желающие обучающиеся получают задание – начать составление толкового словарика по темам: «Игрушки», «Звери»,  «Игры», «Вкуснятина» и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока русского языка в 1 классе. Однокоренные слова.

Данный план-конспект урока проведён в 4 четверти 1 класса с целью дальнейшего развития умения находить однокоренные слова, выделять корень.                ...

План-конспект урока русского языка во 2 классе по теме "Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова.

План-конспект урока по учебнику "Русский язык" Р.Н. Бунева, Е.В. Бунеевой с использованием ЭОР....

План-конспект урока русского языка в 1 классе по теме: «Однозначные и многозначные слова. Близкие и противоположные по значению слова»

Урок русского языка по теме «Однозначные и многозначные слова. Близкие и противоположные по значению слова» (УМК «Школа России», 1 класс)...

План-конспект урока русского языка по теме "Состав слова. Окончание слова", 3 класс

План-конспект урока русского языка по теме "Состав слова. Окончание слова" предназначен для учителей, работающих по развивающей системе Л.В.Занкова и учителей, реализующих ФГОС....

План-конспект урока русского языка в 1 классе "Слова с удвоенными согласными"

План-конспект урока русского языка в 1 классе "Слова с удвоенными согласными" (УМК "Школа России")....

План-конспект урока русского языка "Упражнения в написании слов с изученными орфограммами" 2 класс

Урок-путешествие по русскому языку (УМК "Школа России"), на котором  учащиеся  учатся распознавать изученные орфограммы в словах; развивают умение обосновывать написание слов; разв...