Урок русского языка "Повторение и обобщение знаний о предложении"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Тема урока: «Повторение и обобщение знаний о предложении»

Тип урока: развивающий урок на проблемной основе.

Цели:

  • иметь представление о наличии в синтаксических и морфологических единицах, как формы, так и значения;
  • повторить и обобщить знания по грамматике;
  • обобщить и систематизировать знания об изученных частях речи;
  • развивать умения у учащихся обнаруживать орфограммы и определять их разновидность;
  • уметь в предложении-модели определить основу предложения, определить по грамматическим признакам к каким частям речи относятся слова данного предложения;
  • воспитывать любознательность, чувство любви к родному языку, интерес к учению, желание и умение учиться, аккуратность при работе, воспитывать навыки, необходимые для жизни в обществе: ответственность, такт, умение строить своё поведение с учётом позиции других людей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo.doc63 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЛИЦЕЙ №10 ГОРОДА СТАВРОПОЛЯ

Конспект урока

с использованием ИКТ

по русскому языку в 3 классе

Тема: «Повторение и обобщение знаний о предложении»

Яковенко Ирина Васильевна

учитель начальных классов

МБОУ лицей №10

Ставрополь, 2020-2021

Тема урока: «Повторение и обобщение знаний о предложении»

Тип урока: развивающий урок на проблемной основе.

Цели:

  • иметь представление о наличии в синтаксических и морфологических единицах, как формы, так и значения;
  • повторить и обобщить знания по грамматике;
  • обобщить и систематизировать знания об изученных частях речи;
  • развивать умения у учащихся обнаруживать орфограммы и определять их разновидность;
  • уметь в предложении-модели определить основу предложения, определить по грамматическим признакам к каким частям речи относятся слова данного предложения;
  • воспитывать любознательность, чувство любви к родному языку, интерес к учению, желание и умение учиться, аккуратность при работе, воспитывать навыки, необходимые для жизни в обществе: ответственность, такт, умение строить своё поведение с учётом позиции других людей.

Оборудование: мультимедийные средства: компьютер, проектор, экран.

Предметные УУД

Метапредметные УУД

Личностные УУД

  • иметь представление о наличии в синтаксических и морфологических единицах, как формы, так и значения;
  • повторить и обобщить знания по грамматике;
  • обобщить и систематизировать знания об изученных частях речи;
  • развивать умения у учащихся обнаруживать орфограммы и определять их разновидность;
  • уметь в предложении-модели определить основу предложения, определить по грамматическим признакам к каким частям речи относятся слова данного предложения

Регулятивные: формирование умения определять и формулировать цель деятельности на уроке, ученик учится принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, осуществлять итоговый и пошаговый контроль.

Познавательные: уметь ориентироваться в учебном материале, осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные: ученик учится строить речевое высказывание, вопрос в устной форме, учится учитывать разные мнения, учится договариваться с одноклассниками.

формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации учения, формирование понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности, формирование способности к самооценке.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1. Организационный момент

Мотивация,  настрой на урок

Чтоб урок наш стал светлее,

Мы поделимся добром.

Вы ладони протяните,

В них любовь свою вложите,

Ей с друзьями поделитесь

И друг другу улыбнитесь.

Улыбнитесь нашим гостям, проверьте всё ли готово к уроку. Итак, мы начинаем.

Слушают, настраиваются на  работу.

II.Актуализация опорных знаний.

Организует проверку домашнего задания и настраивает на работу

а) Разделите на группы и обоснуйте своё деление:

сказуемое, подлежащее, имя сущ., имя прил., глагол, предлог, союз

б) найди «лишнее» слово:

сказуемое, подлежащее, имя сущ., второстепенные члены.

в) интеллектуальная разминка.

Найдите «спрятавшееся» слово.

 Перед вами 4 слова: курицы, железо, варежки, коллекция.

Чем они похожи?

Взяв из каждого слова по букве, угадайте задуманное слово. Из слова «курицы» возьмите букву обозначающую гласный звук.

Задайте умный вопрос, ответ на который, во-первых, может быть «да» или «нет»; во-вторых, будет подсказкой, а не прямым ответом.  Например, не подходит вопрос «Эта буква У?»

Итак, эта буква… «ы».

Из слова «железо» возьмите букву согласного звука. Задайте умный вопрос.

Итак, эта буква «з»

Из слова «варежки» возьмите букву согласного звука. Задайте умный вопрос.

Итак, эта буква … «к»

Из слова «кастрюля» возьмите букву гласного звука. Задайте умный вопрос.

Итак, эта буква «я».

Составьте слово из букв (Язык)

Повторение знаний о словах омонимах.  

Чем интересно это слово?

Подберите фразеологизмы с этим словом.

Подберите словосочетания со словом язык.

Составьте и запишите предложение с этим словом.

У русского писателя Константина Паустовского есть интересное высказывание с данным словом. «Язык – самое удивительное, что есть на свете! С русским языком можно творить чудеса».

Используя презентацию, выполняют задание

Предполагаемые ответы:

Сказуемое и подлежащее – члены предложения;

Имя сущ., имя прил., глагол, предлог, союз – части речи

Имя существительное – часть речи

Имена существительные, в Им. падеже

Эта буква обозначает ударный (безударный) гласный звук? Эта буква показывает, что предыдущий согласный мягкий (твёрдый)? Из букв «у», «и», «ы» ученики выбирают нужную букву

Эта буква обозначает мягкий (твёрдый) согласный звук? Эта буква обозначает парный (непарный) по твёрдости-мягкости согласный звук? Из букв «ж», «л», «з» ученики выбирают нужную букву

Эта буква обозначает твёрдый(мягкий) согласный звук?

Эта буква обозначает звонкий(глухой) согласный звук?

Из букв «в», «р», «ж», «к» дети выбирают букву

 Эта буква обозначает ударный (безударный) гласный?

Эта буква показывает, что предыдущий согласный мягкий (твёрдый) согласный? Из букв «а», «ю», «я» дети выбирают нужную.

Слово омоним – имеет разные значения, хотя звучит одинаково

На языке вертится, держать язык за зубами, язык проглотил и т.д.

Русский язык, язык животных, опухший язык, язык пламени

III. Создание проблемной ситуации

Работа в задачнике с.39 упр 543

На доске запись:

 Глокая куздра штеко будланула бокра и кудрячит бокрёнка.

Прочитайте предложение. О чём вы подумали, читая эту фразу?

Из настоящих ли слов состоит предложение?

Как это доказать?

 Можно  ли сказать о ком говорится в предложении?

Какие действия в нём названы? Поставь над этими словами  

Какие ещё есть действующие лица?

Что-нибудь о них можно предположить?)

Выделите те части слов, которые помогают сделать это предположение. Как называют эти слова?

Приведите примеры настоящих слов, похожих по строению.

Можно ли определить какими членами предложения являются данные слова, и какими частями речи они выражены?

Каковы же цели нашего урока?

У слов нет лексического значения О куздре

будланула, кудрячит

бокр и бокрёнок

Бокр – взрослый, большой, а бокрёнок – маленький

корень, однокоренные, родственные

Дети высказывают своё мнение:

Нет, ведь это ненастоящие слова, они не имеют лексического значения, у них нет значения основы.

Да, так как у слов есть грамматическое значение, значение окончания.

Определить к каким членам предложения относятся данные «ненастоящие» слова и какими частями речи они выражены; уметь доказывать свой выбор.

IV. Поиск решения проблемы. Синтаксический разбор предложения.

Давайте, разберёмся в загадочном предложении. Составим план действий. А подскажет нам задачник с 40 упр.544)

  • Дайте характеристику предложения по цели. По интонации, по наличию второстепенных членов.
  • Найдите главные члены, подчеркните их, укажите части речи которыми они выражены.
  •  Дай письменную  характеристику подлежащего и двух сказуемых как частей речи (по памятке), выдели в них окончания, а в одном из сказуемых – ещё и примету прошедшего времени.
  • К какой части речи отнесёшь первое слово? Поставь   ×  над его «командиром» и дай слову характеристику как части речи.
  • Выпиши члены предложений парами, ставя вопросы от слова-командира к слову подчинённому.
  • Есть ли в предложении служебное слово? Какой оно части речи?
  • Назови одно самостоятельное слово, которое пока не можешь отнести ни к одной известной тебе части речи.  

Повеств., невоскл., распростр.

Кто? Куздра – что делала?  будланула, что делает? – кудрячит.

и – союз

штеко

V.  Физминутка

Организует деятельность обучающихся.

  Игра на внимание «Заданное движение»

Ведущий называет разные слова – вы при этом можете показывать разные движения, но, если услышите название какой-либо части речи, вы должны хлопнуть руками над головой.

(Ведущий называет сначала первый  слог, делает паузу, а потом договаривает слово)

 Ска-зуемое, су-ществительное, под-мигнул, под-лежащее, со-юз, при-ступил, при-лагательное, пред-лог, гла-за, гла-зурь, гла-гол, час-тица.

Участвуют в разминке

VI. Применение полученных знаний. Работа в парах

Вернёмся к загадочному предложению. Оказывается, его придумал русский языковед, академик Щерба Лев Владимирович для своих учеников. Зачем он придумал это предложение? (Учебник с.79 упр 545)

Что нужно сделать, чтобы слова этого предложения стали понятными? Как вы думаете это легко сделать?

Давайте проверим. (учебник с 80 упр 546)

 Итак, какое же предложение по формам слов повторяет предложение о глокой куздре?

Почему не подходят остальные предложения?

Ученики объясняют, зачем нужны «ненастоящие» слова и как сделать их понятными, привычными.

Предположительные ответы детей:

- Надо сделать так, чтобы корни (основы) слов стали иметь значение, чтобы у них  появилось лексическое значение.

Дети предлагают варианты предложений, обсуждают грамматические и лексические значения слов, обосновывают выбор подходящего  предложения:

- Первое предложение не годится из-за слова «курицу» – это имя существительное женского рода имеет окончание  -у , а нужно существительное мужского рода с окончанием -а (бокра).

- Второе предложение тоже не подходит из-за рода слова подлежащего – нужно имя существительное женского рода (куздра), а служитель – мужской род.

- Подходит предложение " Большая собака сердито прогнала кота и видит котенка".

VII. Домашнее задание

С. 80 упр 547

Творческое: нарисовать  иллюстрацию к предложению

VIII. Рефлексия

Итак, какими были цели нашего урока?

У вас на парте есть конверт, посмотрите содержимое. Это существо может быть той самой загадочной куздрой? Сейчас мы оценим смогли мы достичь цели.

Кто считает что цели достиг, поместите существо на верхнюю ступеньку;

Кто считает, что не всё удалось поместите существо на вторую ступень;

Если считаете, что цель недостигнута совсем, поместите существо на нижнюю ступеньку.

Понравилось ли вам раскрывать дайны русского языка? Кто хочет и дальше разгадывать загадки нашего языка?  Спасибо за урок.

Осуществляют оценку своей собственной учебной деятельности на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка. Тема: "Обобщение знаний о падежах имён существительных".

УМК "Школа России".Урок русского языка-4 класс.Применение деятельностного метода на уроке, технологии сотрудничества способствует повышению познавательного интереса обучающихся....

Урок русского языка. Тема «Обобщение знаний об имени существительном».

Цели: Обобщить и систематизировать знания учащихся об имени существительном. Развивать внимание, память, логическое мышление, речь. Прививать интерес к родному языку, воспитывать самостоятельность,...

Технологическая карта урока русского языка .Тема: "Обобщение знаний о написании слов с заглавной буквы"

.Технологическая карта урока русского языка .Тема: "Обобщение знаний о написании слов с заглавной буквы"...

Конспект урока русского языка Тема: Обобщение знаний об имени существительном.

Цели деятельности учителя: закрепление и повторение материала по разделу: «Имя существительное»; развитие познавательной активности уч-ся; работать над развитием логического мышления,  речи, само...

конспект урока русского языка 3кл. Обобщение знаний о составе слова.

В большом Словаре жили самые разные слова, были среди них и слова- родственники. Каждое слово заняло свое место, потому что словарь требовал, чтобы они стояли строго по алфавиту. Это иногда разлучало ...