Этапы урока. Задачи урока. | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности учащихся |
Мотивация кучебной деятельности учащихся к учебной деятельности с целью осознания ими важности предстоящей работы. (Л.)
| - Прозвенел звонной весёлый, Мы начать урок готовы. Будем думать, рассуждать И друг другу помогать. -Здравствуйте, ребята. - Ребята, посмотрите на доску и прочитайте пословицу. -О чем говорит пословица?
-А чему мы можем учиться на уроке?
-Кто хочет сегодня узнать новое о великом и могучем русском языке? Научиться чему-то новому?
- Я желаю всем вам сегодня удачи! У нас сегодня очень важная миссия- мы будем исследователями. Итак, в путь!
|
- Приветствуют учителя.
« Терпение и труд всё перетрут».
- О том, что если будешь терпеливо трудиться, то узнаешь много нового и интересного. -Красиво и грамотно писать и говорить. - Откроем что-то новое. На каждом уроке русского языка мы открываем новые знания о речи, тексте, предложениях… - Красиво и правильно писать слова, составлять предложения и тексты. |
Минутка чистописания - Закрепить умение правильно писать строчную и заглавную букву Ц. (Пр.)
- Совершенствовать умение анализа (П.)
| - Начнём мы наше исследование с букв. -На минутке чистописания мы будем писать букву, которая обозначает глухой твёрдый согласный в слове кот. Какая это буква? - Давайте посмотрим на слайд и выберем, какое написание заглавной и строчной букв К к– верное. -Почему неверно первое написание?
-Почему неверно второе написание?
-Посмотрим внимательно на верное написание. -Возьмите в руку ручку и в воздухе напишите букву К заглавную и строчную. -Замечательно. В тетради пишем число. Классная работа. И с новой строчки пишем К заглавную и строчную. 1 строчку. -Снова посмотрим на образец и сравним с ним свою работу. -Кто написал верно, правильно? -У кого есть неточности? -Тем, у кого неточности посоветуем тренироваться в написании данной буквы. |
- Буква к.
-Третье написание. -Нет второго элемента буквы. -Слишком большая петелька, буква написана выше строки, и в первом элементе не прямая линия идет вниз, а изогнутая.
Выполняют задание
Самооценка |
Актуализация знаний, необходимых для открытия нового знания. - Учить строить связное высказывание, приводя достаточное количество аргументов. (П.)
- Совершенствовать умения анализа и синтеза (П.)
| - Внимательно посмотрите на доску. Что мы видим?
- Верно. Нам надо разгадать кроссворд.
- Вопрос 1.Наука, изучающая значение слова.
- Вопрос 2. Слова, противоположные по смыслу.
- Вопрос 3. Значение слова, которое прямо указывает на действие предмета.
- Вопрос 4. Значение слова, которое как бы переносит частичку значения прямого значения на другой предмет.
- Вопрос 5. Слова близкие по значению.
- Вопрос 6. Подберите синоним к слову мчаться.
| - Кроссворд. - Лексика. - Антонимы. - Прямое значение. - Переносное значение.
- Синонимы. - Бежать. |
Постановка учебной задачи. Создание проблемной ситуации. Выход на тему и задачи урока. - Учить понимать и формировать проблему. (Р.)
- Совершенствовать аналитические умения. (П.)
| - Какое ключевое слово получилось?
- Кто догадался, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?
- Какие вопросы возникли у вас по теме урока?
| - Корень. Что такое корень слова, как выделить в слове корень, как на письме обозначить корень, как составить однокоренные слова... |
Открытие нового знания. - Развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. (Р.)
- Формировать навыки самостоятельного приобретения знаний. (П.)
- Анализировать изучаемые факты с выявлением их существенных признаков. (П.)
| - Давайте дальше разбираться. В тетради с новой строчки запишем слова: лес, лесник, лесной, лесть.
- Как вы думаете, какое слово будет лишним?
- Почему?
-Почему же мы выделили лишнее слово?
-Чем? Что это значит? Итак: общая часть этих слов придает им общий смысл.
-Давайте уберем эту часть из слов – что останется?
-А теперь, наоборот, уберем из этих слов все остальные буквы, а только общие части оставим. Что получится? Смотрите – смысл есть? Вспомните, как мы называем главную часть чего-то, какого-то предмета. То, без чего предмета не было бы.). Можем сказать, что мы выделили существенную часть из слов? - Значит, какое открытие мы сделали? Что такое корень?
- Вернёмся к нашим словам, записанным в тетрадь. Корень обозначается специальным значком. Ваша задача – выделить корень в этих словах. - Как называются слова, в которых есть общий корень? Что ещё общего есть в однокоренных словах? - Сделаем вывод: что мы узнали о корне и однокоренных словах? |
- Лесть. - У этого слова другое значение. -Потому что оно отличается от остальных). - Смыслом. -У слов «лес, лесник, лесной» общий смысл – они связаны с лесом. - Ничего. Слов не будет. - Лес, лес, лес.
-Существенной. - Ответы детей.
- Однокоренные слова. - Лексическое значение.
- Корень – это главная значимая часть слова, в которой заключено лексическое значение слова. У однокоренных слов общий корень и общее значение. |
Воспроизведение новых знаний - Составлять алгоритм действия по решению учебной задачи. (П.)
- Развивать логические познавательные умения.(П.)
| - Для того, чтобы закрепить наши новые знания о корне и его правописании сравним наш вывод корне с выводом в учебнике.
- Откройте учебник на стр. 61 и прочитайте определение. - Кто обобщит наши знания о корне, включая те знания, которые мы узнали из учебника.
|
Корень – это главная значимая часть слова, в которой заключено лексическое значение слова. У однокоренных слов общий корень и общее значение. |
Промежуточная рефлексия - Учить производить самоконтроль своих знаний (Р.)
- Учить рефлексии деятельности. (Р.)
| - Ребята, что же мы узнали на уроке?
- Где нам пригодится новое знание?
- Чему будем учиться дальше?
| - Узнали, что такое корень и однокоренные слова. -Нам оно понадобится для того, чтобы умело находить корень слова, уметь подбирать однокоренные слова. - Будем выполнять упражнения на нахождение корня и однокоренных слов. |
Упражнения в применении нового знания. - Учить применять полученные умения на практике: читать с интонацией, составлять предложения (Пр.)
- Совершенствовать мыслительные операции. (П.)
| - Ребята, теперь предлагаю вам такое задание - на доске мы видим изображение дерева. На месте корня записано какое слово? Какое задание нам надо выполнить?
- Отлично поработали. На что вы обращали внимание при подборе однокоренных слов?
- Теперь учебник на стр. 67 и найдите упражнение 87. Что нам надо сделать?
- Что вы заметили?
- Назовите группы однокоренных слов.
- В тетради записываем упражнение 87.
Работаем по колонкам. 1 колонка записывает однокоренные слова к слову еж. 2 колонка – к слову чиж, 3 колонка – к слову стриж. После записи выделяем корень( проверка по образцу на доске) - Что вам помогло найти однокоренные слова? | - Дом. - Выбрать из предложенных слов только однокоренные слова к слову дом. - На общий корень и лексическое значение. - Прочитать стихотворение. - В этом стихотворении есть однокоренные слова. - Еж, ежиха, ежонок. Чиж, чижиха, чижонок. Стриж, стрижиха, стрижонок. Работают самостоятельно. - Мы искали в словах общий корень и обращали внимание общее лексическое значение.
|
Рефлексия и итоги - Учить анализировать свою работу. (Р.)
- Учить рефлексии деятельности. (Р.)
| -Я предлагаю вам оценить свою работу на уроке. -У вас на партах есть карточка. -На ней вам нужно отметить, как вы работали на уроке, довольны ли вы своей работай, какое у вас настроение. На уроке я: | | Своей работай на уроке я: | | Урок мне показался: | | За урок я: | | Мое настроение | |
-Кто расскажет, как оценил свою работу? - Удалось ли ответить на вопросы, поставленные в начале урока?
- Закончите предложение «Я узнал…., я научился…»
|
Да. Удалось.
Я узнал, что такое предлог, я научился находить предлоги в предложениях.
|