Конспект урока по русскому языку по теме "Общее представление о корне и однокоренных словах".
план-конспект занятия по русскому языку (2 класс)

Данный конспект урока поможет учителю дать представление о корне слова и однокоренных словах. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл koren.docx30.59 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Общее представление о корне и однокоренных словах.

Учебный предмет:

Класс:

Русский язык

2

Цели урока:

Деятельностная: создать условия для формирования УУД.

Содержательная: дать общее представление о корне и однокоренных словах.

Технологии, методы:

ПДО

Основные понятия, термины:

Корень. Однокоренные слова.

Тип урока:

Урок открытия нового знания

Планируемый результат:

Предметный

  • Умеют выделять корень слова.
  • Осознают существенные и отличительные признаков корня;
  • Умеют распознавать однокоренные слова;
  • Владеют навыком правильного выделения корня в слове.

Личностный:

  • Владеют навыками сотрудничества, самопроверки, взаимопроверки;
  • Развивают умение выполнять задания в соответствии с целью.

Познавательный:

  • Развивают познавательный интерес, умение сравнивать, обобщать;
  • Развивают речь, память, мышление.

Регулятивный:

  • Умеют работать по плану

Коммуникативные:

  • Развивают умения слушать и понимать других;
  • Умение работать в сотрудничестве с учителем и класса;
  • Умеют слышать и слушать своих товарищей;
  • Развивают умения осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме

Организация пространства:

Формы работы по организации деятельности детей:

  • Фронтальная
  • Индивидуальная
  • Парная

Ресурсы:

Карточки с заданием, учебник, презентация

Этапы урока.

Задачи урока.

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащихся

Мотивация кучебной

деятельности

  • Замотивировать

учащихся к учебной деятельности с целью осознания ими важности предстоящей работы. (Л.)

- Прозвенел звонной весёлый,

Мы начать урок готовы.

Будем думать, рассуждать

И друг другу помогать.

-Здравствуйте, ребята.

- Ребята, посмотрите на доску и прочитайте пословицу.

-О чем говорит пословица?

-А чему мы можем учиться на уроке?

-Кто хочет сегодня узнать новое о великом и могучем русском языке? Научиться чему-то новому?

- Я желаю всем вам сегодня удачи! У нас сегодня очень важная миссия- мы будем исследователями. Итак, в путь!

- Приветствуют учителя.

« Терпение и труд всё перетрут».

- О том, что если будешь терпеливо трудиться, то узнаешь много нового и интересного.

-Красиво и грамотно писать и говорить.

- Откроем что-то новое.

На каждом уроке русского языка мы открываем новые знания о речи, тексте, предложениях…

- Красиво и правильно писать слова, составлять предложения и тексты.

Минутка чистописания

  • Закрепить умение правильно писать строчную и заглавную букву Ц. (Пр.)
  • Совершенствовать умение анализа (П.)

- Начнём мы наше исследование с букв.

-На минутке чистописания мы будем писать букву, которая обозначает глухой твёрдый согласный в слове кот. Какая это буква?

- Давайте посмотрим на слайд и выберем, какое написание заглавной и строчной букв К к– верное.

-Почему неверно первое написание?

-Почему неверно второе написание?

-Посмотрим внимательно на верное написание.

-Возьмите в руку ручку и в воздухе напишите букву К заглавную и строчную.

-Замечательно. В тетради пишем число. Классная работа. И с новой строчки пишем К заглавную и строчную. 1 строчку.

-Снова посмотрим на образец и сравним с ним свою работу.

-Кто написал верно, правильно?

-У кого есть неточности?

-Тем, у кого неточности посоветуем тренироваться в написании данной буквы.

- Буква к.

-Третье написание.

-Нет второго элемента буквы.

-Слишком большая петелька, буква написана выше строки, и в первом элементе не прямая линия идет вниз, а изогнутая.

Выполняют задание

Самооценка

Актуализация знаний, необходимых для открытия нового знания.

  • Учить строить связное высказывание, приводя достаточное количество аргументов. (П.)
  • Совершенствовать умения анализа и синтеза (П.)
  • Внимательно посмотрите на доску. Что мы видим?
  • Верно. Нам надо разгадать кроссворд.
  • Вопрос 1.Наука, изучающая значение слова.
  • Вопрос 2. Слова, противоположные по смыслу.
  • Вопрос 3. Значение слова, которое прямо указывает на действие предмета.
  • Вопрос 4. Значение слова, которое как бы переносит частичку значения прямого значения на другой предмет.
  • Вопрос 5. Слова близкие по значению.
  • Вопрос 6. Подберите синоним к слову мчаться.

- Кроссворд.

- Лексика.

- Антонимы.

- Прямое значение.

- Переносное значение.

- Синонимы.

- Бежать.

Постановка учебной задачи.

Создание проблемной ситуации. Выход на тему и задачи урока.

  • Учить понимать и формировать проблему. (Р.)
  • Совершенствовать аналитические умения. (П.)
  • Какое ключевое слово получилось?
  • Кто догадался, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?
  • Какие вопросы возникли у вас по теме урока?

- Корень.

Что такое  корень слова, как выделить в слове корень, как на письме обозначить корень, как составить однокоренные слова...

Открытие нового знания.

  • Развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. (Р.)
  • Формировать навыки самостоятельного приобретения знаний. (П.)
  • Анализировать изучаемые факты с выявлением их существенных признаков. (П.)
  • Давайте дальше разбираться. В тетради с новой строчки запишем слова: лес, лесник, лесной, лесть.
  • Как вы думаете, какое слово будет лишним?
  • Почему?

-Почему же мы выделили лишнее слово?

-Чем?

Что это значит?

Итак: общая часть этих слов придает им общий смысл.

-Давайте уберем эту часть из слов – что останется?

-А теперь, наоборот, уберем из этих слов все остальные буквы, а только общие части оставим. Что получится? Смотрите – смысл есть?

Вспомните, как мы называем главную часть чего-то, какого-то предмета. То, без чего предмета не было бы.).

Можем сказать, что мы выделили существенную часть из слов?

  • Значит, какое открытие мы сделали? Что такое корень?

- Вернёмся к нашим словам, записанным в тетрадь. Корень обозначается специальным значком. Ваша задача – выделить корень в этих словах.

- Как называются слова, в которых есть общий корень? Что ещё общего есть в однокоренных словах?

- Сделаем вывод: что мы узнали о корне и однокоренных словах?

- Лесть.

- У этого слова другое значение.

-Потому что оно отличается от остальных).

- Смыслом.

-У слов «лес, лесник, лесной» общий смысл – они связаны с лесом.

- Ничего. Слов не будет.

- Лес, лес, лес.

-Существенной.

- Ответы детей.

- Однокоренные слова.

- Лексическое значение.

- Корень – это главная значимая часть слова, в которой заключено лексическое значение слова.  У однокоренных слов общий корень и общее значение.

Воспроизведение новых знаний

  • Составлять алгоритм действия по решению учебной задачи. (П.)
  • Развивать логические  познавательные умения.(П.)
  • Для того, чтобы закрепить наши новые знания о корне и его правописании сравним наш вывод корне с выводом в учебнике.

- Откройте учебник на стр. 61 и прочитайте определение.

  • Кто обобщит наши знания о корне, включая те знания, которые мы узнали из учебника.

Корень – это главная значимая часть слова, в которой заключено лексическое значение слова.  У однокоренных слов общий корень и общее значение.

Промежуточная

рефлексия

  • Учить производить самоконтроль своих знаний (Р.)
  • Учить рефлексии деятельности. (Р.)

- Ребята, что же мы узнали на уроке?

- Где нам пригодится новое знание?

- Чему будем учиться дальше?

- Узнали, что такое корень и однокоренные слова.

-Нам оно понадобится для того, чтобы умело находить корень слова, уметь подбирать однокоренные слова.

- Будем выполнять упражнения на нахождение корня и однокоренных слов.

Упражнения в применении нового знания.

  • Учить применять полученные умения на практике: читать с интонацией, составлять предложения (Пр.)
  • Совершенствовать мыслительные операции. (П.)

  • Ребята, теперь предлагаю вам такое задание - на доске мы видим изображение дерева. На месте корня записано какое слово? Какое задание нам надо выполнить?
  • Отлично поработали. На что вы обращали внимание при подборе однокоренных слов?
  • Теперь учебник на стр. 67 и  найдите упражнение 87. Что нам надо сделать?
  • Что вы заметили?
  • Назовите группы однокоренных слов.
  • В тетради записываем упражнение 87.

Работаем по колонкам. 1 колонка записывает  однокоренные слова к слову еж. 2 колонка – к слову чиж, 3 колонка – к слову стриж. После записи выделяем корень( проверка по образцу на доске)

- Что вам помогло найти однокоренные слова?

- Дом.

- Выбрать из предложенных слов только однокоренные слова к  слову дом.

-  На общий корень и лексическое значение.

- Прочитать стихотворение.

- В этом стихотворении есть однокоренные слова.

- Еж, ежиха, ежонок. Чиж, чижиха, чижонок. Стриж, стрижиха, стрижонок.

Работают самостоятельно.

- Мы искали в словах  общий корень и обращали внимание общее лексическое значение.

Рефлексия и итоги

  • Учить анализировать свою работу. (Р.)
  • Учить рефлексии деятельности. (Р.)

-Я предлагаю вам оценить свою работу на уроке.

-У вас на партах есть карточка.

-На ней вам нужно отметить, как вы работали на уроке, довольны ли вы своей работай, какое у вас настроение.

На уроке я:

  • Работал  
  • Не работал

Своей работай на уроке я:

  • Доволен
  • Не доволен

Урок мне показался:

  • Длинным
  • Коротким

За урок я:

  • Устал
  • Не устал

Мое настроение

  • Стало лучше
  • Стало хуже

-Кто расскажет, как оценил свою работу?

  • Удалось ли ответить на вопросы, поставленные в начале урока?
  • Закончите предложение «Я узнал…., я научился…»

Да. Удалось.

Я узнал, что такое предлог, я научился находить предлоги в предложениях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку "Непроизносимые согласные в корне слова".

Урок изучения нового материала. Использованные технологии: проектно-исследовательский метод в технологии  деятельностного обучения. УМК «Школа России», 3 класс....

Конспект открытого урока по русскому языку во 2 классе" Родственные или однокоренные слова"

Урок по теме "Родственные или однокоренные слова" проводится с учётом здоровьясбережения. К уроку идёт презентация "Почему надо пить молоко?"...

Конспект урока по русскому языку "Безударная гласная в корне слова. Закрепление." 3 класс

Конспект урока по русскому языку пригодиться  при закреплении темы "Правописание безударной гласной в корне слова"....

конспект урока по русскому языку 3 класс ФГОС "Школа России" Правописание слов с безударными гласными в корне слова

На  уроке продолжим работу по правописанию безударных гласных, будем совершенствовать  умения в подборе проверочных слов двумя способами, поработаем  над развитием не только письменной,...

Конспект урока по русскому языку во 2 классе по теме "Однокоренные слова"

Тема «Что такое родственные слова?»ЦельФормировать умение видеть и образовывать родственные слова, развивать речь, пополнять словарный запас обучающихсяЗадачи Совершенствовать умения выделять корень в...

Конспект урока по русскому языку 3 класс "Жизнь корня в составе слов разных частей речи"

Предмет: русский языкКласс: 3-2Тема урока: Жизнь корня в составе слов разных частей речи.Цель урока: обобщить учебный материал обеспечить понимание обучающимися, что  родственные слова могут отно...

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ НА ТЕМУ: "ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ ОБ ОДНОКОРЕННЫХ СЛОВАХ". 2 КЛАСС

Цели: ознакомить с признаками однокоренных слов.Задачи: формировать представление о родственных словах, о корне слова;- учить подбирать и сравнивать родственные слова, выделять корень слова;- развиват...