план конспект по русскому языку 4 класс на тему "Словосочетания"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
план-конспект по русскому языку 4 класс по теме "словосочетание"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 34.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Разрешаю________________
Допускаю________________
Оценка за урок: _____________
План-конспект
урока русского языка,
проведенного в 4 б классе
Кобозевой Алиной Евгеньевной
21.04.2022г.
(дата)
Консультация методиста________________
Консультация учителя__________________
Конспект урока русского языка
УМК: «Школа XXI века», 4 класс
(Учебник «Русский язык» С.В. Иванов, М.И. Кузнецова, Л.В. Петленко., 2 ч. Стр. 165)
Организационно-деятельностный компонент:
Дата: 13.04.22
Время: 8:15-9:00
Место: МАОУ «СОШ №5 им. И. Д. Черняховского»
Класс: 4 класс
Целевой компонент урока:
Тема урока: Как связаны части сложноподчиненного предложения
Тип урока: комбинированный
Цель урока: организация деятельности обучающихся для изучения связи частей в сложноподчиненном предложении, подчинительных союзов
Задачи:
Образовательные: способствовать усвоению и первичному закреплению знаний и умений о связи сложносочиненных предложений их союзах; повторению и закреплению знаний о сложных предложениях, связи сложносочиненных предложений их союзах
Развивающие: способствовать развитию логического мышления, оперативной памяти, произвольного внимания, речи, умения применять ранее полученные знания, сравнивать, обобщать, выделять главное, формулировать выводы, развитию каллиграфических навыков письма, орфографической и пунктуационной грамотности.
Воспитательные: средствами учебного занятия воспитывать позитивное отношение к предмету, формировать положительную мотивацию к учебной деятельности, интерес к русскому языку, бережное отношение к родному языку, слову, формировать жизненно необходимые качества: усидчивость, аккуратность, самостоятельность, работоспособность, внимательность, честность, волю, уважение к другим, способность к сотрудничеству, ответственность за продукты собственной деятельности.
Здоровьесберегающие: соблюдение СанПиН, гигиенических условий в кабинете, чередование видов деятельности, применение методов, способствующих активизации учебной деятельности обучающихся, применение на уроке ТСО и ИКТ в соответствии с гигиеническими нормами.
Планируемые результаты:
Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения, актуализация личностного смысла учения, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, развитие самостоятельности и личной ответственности за продукты собственной учебной деятельности , способности к самооценке и оцениванию других на основе критериев успешности, проявление интереса к русскому языку, бережного отношения к нему, осознание богатства русского языка, его величия и многогранности.
Метапредметные:
Формирование познавательных универсальных учебных действий: ориентируются в учебнике, определяют понятия и умения, которые будут сформированы на основе изучения данной темы; извлекают информацию, представленную в разных формах, находят закономерности, используя ранее приобретенные знания; строят логическую цепочку рассуждений, выдвигают гипотезы и обосновывают их, осуществляют анализ, синтез, сравнение, устанавливают причинно-следственные связи, владеют общими приемами решения орфографических задач.
Формирование регулятивных универсальных учебных действий: выполняют учебные действия в сотрудничестве с учителем и другими обучающимися: ставят цель, учебные задачи, составляют план работы, осуществляют оценку результативности; самостоятельно планируют и выполняют свои действия на знакомом учебном материале; осуществляют самоанализ, анализ, самоконтроль, взаимоконтроль, самооценку, взаимооценку учебной деятельности, корректировку выполненных учебных работ.
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий: слушают и понимают других, вступают в диалог; следуют инструкциям, отвечают на вопросы; адекватно реагируют на замечания учителя, участвуют в диалоге при обсуждении изучаемого материала, высказывают свою точку зрения, оформляют свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций; работают в парах.
Предметные: умеют находить главную и зависимую часть в СПП, задают вопросы от главного к зависимому. Называют подчинительные союзы осознанно выстраивают речевое высказывание в устной форме и оформляют его письменно, соблюдают нормы речевого этикета и правила устного общения; выражают собственное мнение, аргументируют его с учетом ситуации общения; используют правила орфографии и пунктуации в письменной речи.
Организация пространства: фронтальная, индивидуальная, работа в паре.
Основные образовательные ресурсы: компьютер, проектор, мультимедийная презентация, учебник «Русский язык» 4 класс, часть 2, Иванов С.В., Евдокимова А.О., Кузнецова М.И., карточка для индивидуальной работы, тетрадь
Содержательный компонент урока:
I. Организационно-мотивационный момент
1. Приветствие.
У: Здравствуйте, ребята. Меня зовут Алина Евгеньевна и сегодня урок русского языка проведу у вас я. Сядьте ровно, спина прямая, пишем аккуратно, разборчиво.
2. Проверка готовности к уроку.
У: Проверьте, все ли у вас готово к уроку. Лежит ли у вас на парте тетрадь в линейку, учебник, пенал, дневник. Вижу вы готовы, начнем наш урок.
3. Мотивация к обучению и познанию. Эмоциональный настрой на учебную работу.
У: посмотрите на доску, как вы думаете, какая пословица зашифрована на слайде
О: ученье и труд рядом живут
У: как вы понимаете смысл этой пословицы?
О: чтобы хорошо учиться, нужно трудиться
У: верно, пусть эта пословица будет девизом нашего урока
II Актуализация умений и знаний
1. Минутка чистописания
У.: чтобы узнать, какие буквы вы будете прописывать сегодня, посмотрите на доску, назовите предметы, которые изображены на доске?
О.: чеснок, чайник, черепаха, щука, щетка, щенок, йод, йогурт, йог
У.: на какие буквы начинаются эти слова?
О: Ч Щ Й
У: какие звуки обозначают эти буквы
О: [ч`][щ`][й`]
У: что общего в этих звуках
О: они всегда мягкие
У: верно, сейчас вы пропишите строчные буквы «ч» «щ» «й». До конца строки
2. Словарно-орфографическая работа.
У.: Выполним словарную работу, посмотрите на слайд, что изображено на картинке?
О: на картинке изображено железо
У: правильно, что это за слово?
О: это словарное слово
У: верно, выйди к доске, запиши слово на обратной стороне доски, поставь ударение, выдели орфограмму
У: как по-другому называют железо
О: металл
У: правильно, что это за слово
О.: это словарное слово
У: верно, выйди к доске, запиши слово, выдели орфограмму
У: посмотрите на слайд, какое слово зашифровано в ребусе?
О: огонь
У: верно, какое это слово?
О: словарное
У: верно, выйди к доске, запиши слово, выдели орфограмму
У: отгадайте загадку
Это что за чудеса:
Дует ветер в паруса?
Ни паром, ни дирижабль --
По волнам плывет... (корабль)
О: корабль
У: молодцы, какое это слово?
О: словарное
У: выйди к доске, запиши слово, поставь ударение, выдели орфограмму
У: а каким словом называют команду корабля?
О: экипаж
У: верно, какое это слово?
О: словарное
У: выйди к доске, запиши слово, поставь ударение, выдели орфограмму
У: благодаря чему корабль не уносит в море, когда он останавливается?
О: благодаря якорю
У: верно, какое это слово?
О: словарное
У: выйди к доске, запиши слово, поставь ударение, выдели орфограмму
Проверка выполненного задания, анализ
3. фронтальный опрос
У: на доске вы видите таблицу, сегодня на уроке мы ее заполним
критерии | Сложносочиненное | Сложноподчиненное |
1. связь частей | ||
2. союзы |
(фронтальный опрос)
В комнате стало тихо, и только дождь барабанил по окнам.
У: посмотрите на доску, скажите, какое это предложение?
О: это сложное предложение
У: что такое сложное предложение?
О: Сложное предложение – это предложение, в котором две и более грамматических основы, связаны по смыслу и интонационно
У: какие виды сложных предложений вы знаете?
О: сложносочиненные и сложноподчиненные
У: верно, скажите, какое это предложение?
О: это предложение сложносочиненное
У: посмотрите на первый критерий таблицы и вспомните, как связаны части сложносочиненного предложения?
О: сложносочиненное предложение – это предложение с двумя и более грамматическими основами, которые связаны между собой по смыслу, интонацией и соединены сочинительными союзами.
У: верно, теперь посмотрите на второй критерий таблицы и ответьте, какие сочинительные союзы вы знаете?
О: и, или, а, но, да, однако, зато
У: какие из этих союзов являются синонимами союза «но»
О: зато, однако, да
У: во всех ли случаях в сложносочиненном предложении ставятся запятые
О: не во всех
У: в каких случаях запятая не ставится?
О: запятая в ССП не ставится, если есть общий второстепенный член
критерии | Сложносочиненное предложение | Сложноподчиненное |
1. связь частей предложения | это предложение с двумя и более грамматическими основами, которые связаны между собой по смыслу, интонацией и соединены сочинительными союзами. | |
2. союзы | Сочинительные союзы - и, или, а, но, Сочинительные союзы, являющиеся синонимами союза «но» - да, однако, зато |
II. Открытие темы урока. Целеполагание.
(фронтальный опрос)
У: посмотрите на таблицу и скажите, что мы еще не заполнили
О: мы не заполнили столбик с сложноподчиненным предложением
У: исходя из этого, скажите, какая тема сегодняшнего урока
О: как связаны части сложноподчиненного предложения
У: верно, исходя из критериев таблицы скажите, какая будет цель нашего урока?
О: Цель нашего урока узнать, как связаны части сложноподчиненного предложения, какие союзы связывают сложноподчиненное предложение
III Открытие новых умений и знаний
(Восстановление деформированного предложения)
У: прочитайте, что написано на слайде?
О: на слайде написан набор слов
У: верно, вам необходимо, изменяя форму слов там, где это необходимо составить предложение
Вдруг жаворонок услышал, я запел что в вышине
О: Вдруг я услышал, что в вышине запел жаворонок.
У: выйди к доске, запиши предложение, подчеркни грамматическую основу
У: какое это предложение?
О: это сложноподчиненное предложение
У: почему?
О: потому что можно задать вопрос от одной части к другой
У: от какой части мы зададим вопрос?
О: «вдруг я услышал»
У: какой вопрос мы зададим?
О: вдруг я услышал, ( Что?) что в вышине запел жаворонок
У: можем ли мы задать вопрос в обратном порядке
О: не можем
У: сделайте вывод
О: части сложноподчиненного предложения неравноправны
У: если они неравноправны, значит?
О: есть главная часть и зависимая
У: от какой части мы задаем вопрос?
О: от главной
У: откройте учебник на странице 156, прочитайте правило и проверьте свои ответы
У: найдите в этом предложении главную часть
О: главной частью будет «вдруг я услышал»
У: назовите зависимую часть
О: «что в вышине запел жаворонок»
У: каким союзом соединены главная и зависимая части?
О: главная и зависимая часть соединены союзом «что»
У: как называются союзы, соединяющие части сложноподчиненного предложения?
О: подчинительные союзы
У: найдите в учебнике подчинительные союзы
О: части сложноподчиненного предложения связаны союзами: что, если, чтобы, когда, потому что и тд
У: перед этими союзами всегда ставится запятая
У: верно, вернемся к нашей таблице, что мы можем записать про связь частей в сложноподчиненном предложении
О: Части сложноподчиненного предложения неравноправны: одна часть- главная, другая- зависимая. От главной части к зависимой можно задать вопрос, части сложноподчиненного предложения связаны подчинительными союзами
У: что мы можем записать в строку с подчинительными союзами?
О: Подчинительные союзы - что, если, чтобы, когда, потому что и т.д
У: перед этими союзами всегда ставится запятая
критерии | Сложносочиненное предложение | Сложноподчиненное предложение |
1. связь частей предложения | это предложение с двумя и более грамматическими основами, которые связаны между собой по смыслу, интонацией и соединены сочинительными союзами. | Части сложноподчиненного предложения неравноправны: одна часть- главная, другая- зависимая. От главной части к зависимой можно задать вопрос, части сложноподчиненного предложения связаны подчинительными союзами |
2. союзы | Сочинительные союзы - и, или, а, но, Сочинительные союзы, являющиеся синонимами союза «но» - да, однако, зато | Подчинительные союзы - что, если, чтобы, когда, потому что и т.д |
IV. Физминутка
1. И.п. - стоя или сидя, руки на поясе. 1 - 2 - круг правой рукой назад с поворотом туловища и головы направо. 3 - 4 - то же левой рукой. Повторить 4 - 6 раз. Темп медленный.
2. И.п. - стоя или сидя, руки в стороны, ладони вперед, пальцы разведены. 1 - обхватив себя за плечи руками возможно крепче и дальше. 2- и.п. То же налево. Повторить 4 - 6 раз. Темп быстрый.
3. И.п.- сидя на стуле, руки на пояс. 1 - повернуть голову направо. 2 - и.п. То же налево. Повторить 6 - 8 раз. Темп медленный.
III. Применение знаний и умений в новой ситуации
У: прочитайте первое упражнение. Что нам нужно сделать?
О: спиши сложноподчиненное предложение, задай вопрос от главной части к зависимой, используя вопросы для справок
У: прочитайте вопросы для справок
О: какой? Почему? Когда? о чем? Какое? Что?
У: прочитайте первое предложение
О: Я думал, что звезды укажут мне дорогу к дому
У: выйди к доске, запиши предложение, какая часть главная, какая зависимая? Остальные работают на своих местах в рабочей тетради.
О: я думал-главная что звезды укажут мне дорогу к дому -зависимая
У: обозначь, используя слова для справок скажи, какой вопрос зададим от главной части к зависимой?
О: я думал (о чем?)
У: запиши вопрос над схемой. Прочитайте следующее предложение
О: На экскурсии мы узнали, как мастера расписывают елочные игрушки
У: выйди к доске, запиши предложение, какая часть главная, какая зависимая? Остальные работают на своих местах в рабочей тетради
О: на экскурсии мы узнали-главное, как мастера расписывают елочные игрушки-зависимое.
У: обозначь, используя слова для справок скажи, какой вопрос зададим от главной части к зависимой?
О: на экскурсии мы узнали (что?)
У: запиши над схемой. Читаем следующее предложение
О: Я люблю город, где я родился
У: выйди к доске, запиши предложение, какая часть главная, какая зависимая? Остальные работают на своих местах в рабочей тетради
О: я люблю город-главное, где я родился – зависимое
У: обозначь, используя слова для справок скажи, какой вопрос зададим от главной части к зависимой?
О: я люблю город (какой?)
У: запиши вопрос над схемой, читаем последнее предложение
О: Мне понравилось лесное озеро, к которому мы неожиданно вышли
У: выйди к доске, запиши предложение, какая часть главная, какая зависимая? Остальные работают на своих местах в рабочей тетради
О: мне понравилось лесное озеро-главная, к которому мы неожиданно вышли-зависимая
У: обозначь, используя слова для справок скажи, какой вопрос зададим от главной части к зависимой?
О: мне понравилось лесное озеро (какое)
У: работаем в парах. У вас на столе лежит задание, вам необходимо соединить части сложноподчиненного предложения главное и зависимое. Если закончили выполнение задание сложите руки домиком.
Кондуктор подошел к пассажиру, который еще не оплатил билет
Олег спешил домой, чтобы родители не волновались
Водитель реагировал на знак, как предписывают правила дорожного движения
У: что у вас получилось
О: Кондуктор подошел к пассажиру, который еще не оплатил билет
У: какая часть в этом предложении главная
О: Кондуктор подошел к пассажиру
У: хорошо, какая часть зависимая?
О: который еще не оплатил билет
У: какай в этом предложении подчинительный союз
О:(который)
У: какое получилось следующее предложение
О: Олег спешил домой, чтобы родители не волновались
У: назовите главную часть
О: Олег спешил домой,
У: какая часть зависимая?
О: чтобы родители не волновались
У: какой в этом предложении подчинительный союз
О: чтобы
У: хорошо, назовите последнее предложение
О: водитель реагировал на знак, как предписывают правила дорожного движения
У: назовите главную часть этого предложения
О: водитель реагировал на знак
У: назовите зависимую часть предложения
О: как предписывают правила дорожного движения
У: какой подчинительный союз соединяет главную и зависимую части
О: как
У: молодцы, теперь откройте страницу учебника 158 и прочитайте третье упражнение.
О: закончите предложения так, чтобы оно соответствовало схемам
У: какой скобкой выделяется главная часть в предложении
О: квадратной
У: какой скобкой выделяется зависимая часть?
О: круглой
У: верно, дополните первое предложение
О: я люблю зиму
У: почему вы любите зиму?
О: я люблю зиму, потому на улице много снега
У: выйди к доске, запиши предложение, выдели главную и зависимую часть
У: дополните следующее предложение
О: Кирилл вошел в комнату и увидел
У: что он мог увидеть
О: Кирилл вошел в комнату и увидел, что на столе лежит его машинка
У: выйдите к доске, запишите предложение, обозначьте главную и зависимую часть
У: дополните последнее предложение
О: я проснулся рано ( чтобы)
У: для чего проснулся рано?
О: я проснулся рано, чтобы сделать зарядку
У: выйди к доске, запиши предложение, выдели главную и зависимую часть
VI. Итоги урока. Рефлексия.
У: вернемся к нашей таблице и вспомним, чему мы учились сегодня на уроке?
О: мы учились, определять как связаны части сложноподчиненного предложения, какими союзами они связаны. Находили главную и зависимую части сложноподчиненного предложения
У: Какая цель была сегодня на уроке?
О: как связаны части сложноподчиненного предложения, какие союзы связывают сложноподчиненное предложение
У: Верно, молодцы. Теперь, дополните сложноподчиненные предложения
Я хорошо справился с заданиями, потому что ( выполнил все без ошибок)
Я узнал сегодня, какие ( союзы соединяют части сложноподчиненного предложения)
мы узнали, как ( связаны части сложноподчиненного предложения)
У: молодцы, спасибо за урок
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/17/picture-529-1445071271.jpg)
План-конспект урока русского языка по теме: "Времена глагола". 3 класс УМК Гармония
Данный урок-презентация тренажера по русскому языку по теме:"Времена глагола" основанный на отрывках известных русских народных сказок,зарубежных сказок,детских песен и считалок....
![](/sites/default/files/pictures/2022/12/16/picture-25050-1671173023.jpg)
План-конспект урока русского языка в 1 классе. Однокоренные слова.
Данный план-конспект урока проведён в 4 четверти 1 класса с целью дальнейшего развития умения находить однокоренные слова, выделять корень. ...
![](/sites/default/files/pictures/2017/08/25/picture-50127-1503649786.jpg)
План - конспект по русскому языку в 3 классе
Урок русского языка проведённый в 3 классе (программа "Школа России") по теме: "Правописание непроизносимых согласных"...
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/08/picture-54715-1507473860.jpg)
План-конспект урока русского языка по теме "Слова, отвечающие на вопрос кто? что?" в 1 классе по программе "Перспектива"
План-конспект урока русского языка в 1 классе по программе "Перспектива". План- конспект урока-сказки построен учитывая требованиям ФГОС, указаны универсальные учебные действия к данной теме, с исполь...
![](/sites/default/files/pictures/2012/04/01/picture-73456.jpg)
"Склонение имен существительных" План-конспект урока русского языка в 3 классе по УМК "Начальная школа XXI века" автор учебника Иванов С.В.
Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения. Учит самостоятельно определять цель урока, выводить алгоритм необходимых действий, действовать по намеченному плану, определять гр...
План-конспект урока русского языка в 3 классе « Упражнения в правописании слов с разделительными ь и ъ »
Данный урок можно провести в любом УМК по теме: "Разделительные ь и Ъ знаки"...
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/26/picture-212605-1361905539.jpg)
План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"
" 4 класс Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...