план конспект по русскому языку 4 класс на тему "Словосочетания"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Кобозева Алина Евгеньевна

план-конспект по русскому языку 4 класс по теме "словосочетание" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_rya_4b.docx34.08 КБ

Предварительный просмотр:

Разрешаю________________

Допускаю________________

Оценка за урок: _____________

План-конспект

урока русского языка,

проведенного в 4 б классе

Кобозевой Алиной Евгеньевной

21.04.2022г.

(дата)

Консультация методиста________________

Консультация учителя__________________

Конспект урока русского языка
         УМК: «Школа XXI века», 4 класс

(Учебник «Русский язык» С.В. Иванов, М.И. Кузнецова, Л.В. Петленко., 2 ч. Стр. 165)

Организационно-деятельностный компонент:

Дата: 13.04.22

Время: 8:15-9:00

Место: МАОУ «СОШ №5 им. И. Д. Черняховского»

Класс: 4 класс

Целевой компонент урока:

Тема урока: Как связаны части сложноподчиненного предложения

Тип урока: комбинированный

Цель урока: организация деятельности обучающихся для изучения связи частей в сложноподчиненном предложении, подчинительных союзов

Задачи:

Образовательные: способствовать усвоению и первичному закреплению знаний и умений о связи сложносочиненных предложений их союзах; повторению и закреплению знаний о сложных предложениях, связи сложносочиненных предложений их союзах

Развивающие: способствовать развитию логического мышления, оперативной памяти, произвольного внимания, речи, умения применять ранее полученные знания, сравнивать, обобщать, выделять главное, формулировать выводы, развитию каллиграфических навыков письма, орфографической и пунктуационной грамотности.

Воспитательные: средствами учебного занятия воспитывать позитивное отношение к предмету, формировать положительную мотивацию к учебной деятельности, интерес к русскому языку, бережное отношение к родному языку, слову, формировать жизненно необходимые качества: усидчивость, аккуратность, самостоятельность, работоспособность, внимательность, честность, волю, уважение к другим, способность к сотрудничеству, ответственность за продукты собственной деятельности.

Здоровьесберегающие: соблюдение СанПиН, гигиенических условий в кабинете, чередование видов деятельности, применение методов, способствующих активизации учебной деятельности обучающихся, применение на уроке ТСО и ИКТ в соответствии с гигиеническими нормами.

Планируемые результаты:

Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов  учебной деятельности и формирование личностного смысла учения, актуализация личностного смысла учения, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, развитие самостоятельности и личной ответственности за продукты собственной учебной деятельности , способности к самооценке и оцениванию других на основе критериев успешности, проявление  интереса к русскому языку, бережного отношения к нему, осознание богатства русского языка, его величия и многогранности.

Метапредметные: 

Формирование познавательных универсальных учебных действий: ориентируются в учебнике, определяют понятия и умения, которые будут сформированы на основе изучения данной темы; извлекают информацию, представленную в разных формах, находят закономерности, используя ранее приобретенные знания;    строят  логическую цепочку рассуждений, выдвигают гипотезы и  обосновывают их, осуществляют анализ, синтез, сравнение, устанавливают причинно-следственные связи, владеют общими приемами решения орфографических задач.

Формирование регулятивных универсальных учебных действий: выполняют учебные действия в сотрудничестве с учителем и другими обучающимися: ставят цель, учебные задачи, составляют план работы, осуществляют оценку результативности; самостоятельно планируют и выполняют свои действия на знакомом учебном материале; осуществляют самоанализ, анализ, самоконтроль, взаимоконтроль, самооценку, взаимооценку учебной деятельности, корректировку выполненных учебных работ.

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий: слушают и понимают других, вступают в диалог; следуют инструкциям, отвечают на вопросы; адекватно реагируют на замечания учителя, участвуют в диалоге при обсуждении изучаемого материала, высказывают свою точку зрения, оформляют свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций; работают в парах.

Предметные: умеют находить главную и зависимую часть в СПП, задают вопросы от главного к зависимому. Называют подчинительные союзы осознанно выстраивают речевое высказывание в устной форме и оформляют его письменно, соблюдают нормы речевого этикета и правила устного общения; выражают собственное мнение, аргументируют его с учетом ситуации общения; используют правила орфографии и пунктуации в письменной речи.

Организация пространства: фронтальная, индивидуальная, работа в паре.

Основные образовательные ресурсы: компьютер, проектор, мультимедийная презентация, учебник «Русский язык» 4 класс, часть 2, Иванов С.В., Евдокимова А.О., Кузнецова М.И., карточка для индивидуальной работы, тетрадь

Содержательный компонент урока:

I. Организационно-мотивационный момент    

1. Приветствие.

У: Здравствуйте, ребята. Меня зовут Алина Евгеньевна и сегодня урок русского языка проведу у вас я. Сядьте ровно, спина прямая, пишем аккуратно, разборчиво.

2. Проверка готовности к уроку.

У: Проверьте, все ли у вас готово к уроку. Лежит ли у вас на парте тетрадь в линейку, учебник, пенал, дневник. Вижу вы готовы, начнем наш урок.

3. Мотивация к обучению и познанию. Эмоциональный настрой на учебную работу.

У: посмотрите на доску, как вы думаете, какая пословица зашифрована на слайде

О: ученье и труд рядом живут

У: как вы понимаете смысл этой пословицы?

О: чтобы хорошо учиться, нужно трудиться

У: верно, пусть эта пословица будет девизом нашего урока

II Актуализация умений и знаний

1. Минутка чистописания  

У.: чтобы узнать, какие буквы вы будете прописывать сегодня, посмотрите на доску, назовите предметы, которые изображены на доске?

О.: чеснок, чайник, черепаха, щука, щетка, щенок, йод, йогурт, йог

У.: на какие буквы начинаются эти слова?

О: Ч Щ Й

У: какие звуки обозначают эти буквы

О: [ч`][щ`][й`]

У: что общего в этих звуках

О: они всегда мягкие

У: верно, сейчас вы пропишите строчные буквы «ч» «щ» «й». До конца строки

2. Словарно-орфографическая работа.

У.: Выполним словарную работу, посмотрите на слайд, что изображено на картинке?

О: на картинке изображено железо

У: правильно, что это за слово?

О: это словарное слово

У: верно, выйди к доске, запиши слово на обратной стороне доски, поставь ударение, выдели орфограмму

У: как по-другому называют железо

О: металл

У: правильно, что это за слово

О.: это словарное слово

У: верно, выйди к доске, запиши слово, выдели орфограмму

У: посмотрите на слайд, какое слово зашифровано в ребусе?

О: огонь

У: верно, какое это слово?

О: словарное

У: верно, выйди к доске, запиши слово, выдели орфограмму

У: отгадайте загадку

Это что за чудеса:

Дует ветер в паруса?

Ни паром, ни дирижабль --

По волнам плывет... (корабль)

О: корабль

У: молодцы, какое это слово?

О: словарное

У: выйди к доске, запиши слово, поставь ударение, выдели орфограмму

У: а каким словом называют команду корабля?

О: экипаж

У: верно, какое это слово?

О: словарное

У: выйди к доске, запиши слово, поставь ударение, выдели орфограмму

У: благодаря чему корабль не уносит в море, когда он останавливается?

О: благодаря якорю

У: верно, какое это слово?

О: словарное

У: выйди к доске, запиши слово, поставь ударение, выдели орфограмму

Проверка выполненного задания, анализ

3. фронтальный опрос

У: на доске вы видите таблицу, сегодня на уроке мы ее заполним

критерии

Сложносочиненное

Сложноподчиненное

1. связь частей

2. союзы

(фронтальный опрос)

В комнате стало тихо, и только дождь барабанил по окнам.

У: посмотрите на доску, скажите, какое это предложение?

О: это сложное предложение

У: что такое сложное предложение?

О: Сложное предложение – это предложение, в котором две и более грамматических основы, связаны по смыслу и интонационно

У: какие виды сложных предложений вы знаете?

О: сложносочиненные и сложноподчиненные

У: верно, скажите, какое это предложение?

О: это предложение сложносочиненное

У: посмотрите на первый критерий таблицы и вспомните, как связаны части сложносочиненного предложения?

О: сложносочиненное предложение – это предложение с двумя и более грамматическими основами, которые связаны между собой по смыслу, интонацией и соединены сочинительными союзами.

У: верно, теперь посмотрите на второй критерий таблицы и ответьте, какие сочинительные союзы вы знаете?

О: и, или, а, но, да, однако, зато

У: какие из этих союзов являются синонимами союза «но»

О: зато, однако, да

У: во всех ли случаях в сложносочиненном предложении ставятся запятые

О: не во всех

У: в каких случаях запятая не ставится?

О: запятая в ССП не ставится, если есть общий второстепенный член

критерии

Сложносочиненное предложение

Сложноподчиненное

1. связь частей предложения

это предложение с двумя и более грамматическими основами, которые связаны между собой по смыслу, интонацией и соединены сочинительными союзами.

2. союзы

Сочинительные союзы - и, или, а, но,

Сочинительные союзы, являющиеся синонимами союза «но» - да, однако, зато

II. Открытие темы урока. Целеполагание.

(фронтальный опрос)

У: посмотрите на таблицу и скажите, что мы еще не заполнили

О: мы не заполнили столбик с сложноподчиненным предложением

У: исходя из этого, скажите, какая тема сегодняшнего урока

О: как связаны части сложноподчиненного предложения

У: верно, исходя из критериев таблицы скажите, какая будет цель нашего урока?

О: Цель нашего урока узнать, как связаны части сложноподчиненного предложения, какие союзы связывают сложноподчиненное предложение

III Открытие новых умений и знаний

(Восстановление деформированного предложения)

У: прочитайте, что написано на слайде?

О: на слайде написан набор слов

У: верно, вам необходимо, изменяя форму слов там, где это необходимо составить предложение

Вдруг жаворонок услышал, я запел что в вышине

О: Вдруг я услышал, что в вышине запел жаворонок.

У: выйди к доске, запиши предложение, подчеркни грамматическую основу

У: какое это предложение?

О: это сложноподчиненное предложение

У: почему?

О: потому что можно задать вопрос от одной части к другой

У: от какой части мы зададим вопрос?

О: «вдруг я услышал»

У: какой вопрос мы зададим?

О: вдруг я услышал, ( Что?) что в вышине запел жаворонок

У: можем ли мы задать вопрос в обратном порядке

О: не можем

У: сделайте вывод

О: части сложноподчиненного предложения неравноправны

У: если они неравноправны, значит?

О: есть главная часть и зависимая

У: от какой части мы задаем вопрос?

О: от главной

У: откройте учебник на странице 156, прочитайте правило и проверьте свои ответы

У: найдите в этом предложении главную часть

О: главной частью будет «вдруг я услышал»

У: назовите зависимую часть

О: «что в вышине запел жаворонок»

У: каким союзом соединены главная и зависимая части?

О: главная и зависимая часть соединены союзом «что»

У: как называются союзы, соединяющие части сложноподчиненного предложения?

О: подчинительные союзы

У: найдите в учебнике подчинительные союзы

О: части сложноподчиненного предложения связаны союзами: что, если, чтобы, когда, потому что и тд

У: перед этими союзами всегда ставится запятая

У: верно, вернемся к нашей таблице, что мы можем записать про связь частей в сложноподчиненном предложении

О: Части сложноподчиненного предложения неравноправны: одна часть- главная, другая- зависимая. От главной части к зависимой можно задать вопрос, части сложноподчиненного предложения связаны подчинительными союзами

У: что мы можем записать в строку с подчинительными союзами?

О: Подчинительные союзы - что, если, чтобы, когда, потому что и т.д

У: перед этими союзами всегда ставится запятая

критерии

Сложносочиненное предложение

Сложноподчиненное предложение

1. связь частей предложения

это предложение с двумя и более грамматическими основами, которые связаны между собой по смыслу, интонацией и соединены сочинительными союзами.

Части сложноподчиненного предложения неравноправны: одна часть- главная, другая- зависимая. От главной части к зависимой можно задать вопрос, части сложноподчиненного предложения связаны подчинительными союзами

2. союзы

Сочинительные союзы - и, или, а, но,

Сочинительные союзы, являющиеся синонимами союза «но» - да, однако, зато

Подчинительные союзы - что, если, чтобы, когда, потому что и т.д

IV. Физминутка

1. И.п. - стоя или сидя, руки на поясе. 1 - 2 - круг правой рукой назад с поворотом туловища и головы направо. 3 - 4 - то же левой рукой. Повторить 4 - 6 раз. Темп медленный.
2. И.п. - стоя или сидя, руки в стороны, ладони вперед, пальцы разведены. 1 - обхватив себя за плечи руками возможно крепче и дальше. 2- и.п. То же налево. Повторить 4 - 6 раз. Темп быстрый.
3. И.п.- сидя на стуле, руки на пояс. 1 - повернуть голову направо. 2 - и.п. То же налево. Повторить 6 - 8 раз. Темп медленный.

III. Применение знаний и умений в новой ситуации

У: прочитайте первое упражнение. Что нам нужно сделать?

О: спиши сложноподчиненное предложение, задай вопрос от главной части к зависимой, используя вопросы для справок

У: прочитайте вопросы для справок

О: какой? Почему? Когда? о чем? Какое? Что?

У: прочитайте первое предложение

О: Я думал, что звезды укажут мне дорогу к дому

У: выйди к доске, запиши предложение, какая часть главная, какая зависимая?  Остальные работают на своих местах в рабочей тетради.

О: я думал-главная что звезды укажут мне дорогу к дому -зависимая

У: обозначь, используя слова для справок скажи, какой вопрос зададим от главной части к зависимой?

О: я думал (о чем?)

У: запиши вопрос над схемой. Прочитайте следующее предложение

О: На экскурсии мы узнали, как мастера расписывают елочные игрушки

У: выйди к доске, запиши предложение, какая часть главная, какая зависимая?  Остальные работают на своих местах в рабочей тетради

О: на экскурсии мы узнали-главное, как мастера расписывают елочные игрушки-зависимое.

У: обозначь, используя слова для справок скажи, какой вопрос зададим от главной части к зависимой?

О: на экскурсии мы узнали (что?)

У: запиши над схемой. Читаем следующее предложение

О: Я люблю город, где я родился

У: выйди к доске, запиши предложение, какая часть главная, какая зависимая?  Остальные работают на своих местах в рабочей тетради

О: я люблю город-главное, где я родился – зависимое

У: обозначь, используя слова для справок скажи, какой вопрос зададим от главной части к зависимой?

О: я люблю город (какой?)

У: запиши вопрос над схемой, читаем последнее предложение

О: Мне понравилось лесное озеро, к которому мы неожиданно вышли

У: выйди к доске, запиши предложение, какая часть главная, какая зависимая?  Остальные работают на своих местах в рабочей тетради

О: мне понравилось лесное озеро-главная, к которому мы неожиданно вышли-зависимая

У: обозначь, используя слова для справок скажи, какой вопрос зададим от главной части к зависимой?

О: мне понравилось лесное озеро (какое)

У: работаем в парах. У вас на столе лежит задание, вам необходимо соединить части сложноподчиненного предложения главное и зависимое. Если закончили выполнение задание сложите руки домиком.

Кондуктор подошел к пассажиру,   который еще не оплатил билет

Олег спешил домой,   чтобы родители не волновались

Водитель реагировал на знак,   как предписывают правила дорожного движения

У: что у вас получилось

О: Кондуктор подошел к пассажиру, который еще не оплатил билет

У: какая часть в этом предложении главная

О: Кондуктор подошел к пассажиру

У: хорошо, какая часть зависимая?

О: который еще не оплатил билет

У: какай в этом предложении подчинительный союз

О:(который)

У: какое получилось следующее предложение

О: Олег спешил домой, чтобы родители не волновались

У: назовите главную часть

О: Олег спешил домой,

У: какая часть зависимая?

О: чтобы родители не волновались

У: какой в этом предложении подчинительный союз

О: чтобы

У: хорошо, назовите последнее предложение

О: водитель реагировал на знак, как предписывают правила дорожного движения

У: назовите главную часть этого предложения

О: водитель реагировал на знак

У: назовите зависимую часть предложения

О: как предписывают правила дорожного движения

У: какой подчинительный союз соединяет главную и зависимую части

О: как

У: молодцы, теперь откройте страницу учебника 158 и прочитайте третье упражнение.

О: закончите предложения так, чтобы оно соответствовало схемам

У: какой скобкой выделяется главная часть в предложении

О: квадратной

У: какой скобкой выделяется зависимая часть?

О: круглой

У: верно, дополните первое предложение

О: я люблю зиму

У: почему вы любите зиму?

О: я люблю зиму, потому на улице много снега

У: выйди к доске, запиши предложение, выдели главную и зависимую часть

У: дополните следующее предложение

О: Кирилл вошел в комнату и увидел

У: что он мог увидеть

О: Кирилл вошел в комнату и увидел, что на столе лежит его машинка

У: выйдите к доске, запишите предложение, обозначьте главную и зависимую часть

У: дополните последнее предложение

О: я проснулся рано ( чтобы)

У: для чего проснулся рано?

О: я проснулся рано, чтобы сделать зарядку

У: выйди к доске, запиши предложение, выдели главную и зависимую часть

VI. Итоги урока. Рефлексия.

У:  вернемся к нашей таблице и вспомним, чему мы учились сегодня на уроке?

О: мы учились, определять как связаны части сложноподчиненного предложения, какими союзами они связаны. Находили главную и зависимую части сложноподчиненного предложения

У: Какая цель была сегодня на уроке?

О: как связаны части сложноподчиненного предложения, какие союзы связывают сложноподчиненное предложение

У: Верно, молодцы. Теперь, дополните сложноподчиненные предложения

Я хорошо справился с заданиями, потому что ( выполнил все без ошибок)

Я узнал сегодня, какие ( союзы соединяют части сложноподчиненного предложения)

мы узнали, как ( связаны части сложноподчиненного предложения)

У: молодцы, спасибо за урок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока русского языка по теме: "Времена глагола". 3 класс УМК Гармония

Данный урок-презентация тренажера по русскому языку по теме:"Времена глагола" основанный на отрывках известных русских народных сказок,зарубежных сказок,детских песен и считалок....

План-конспект урока русского языка в 1 классе. Однокоренные слова.

Данный план-конспект урока проведён в 4 четверти 1 класса с целью дальнейшего развития умения находить однокоренные слова, выделять корень.                ...

План - конспект по русскому языку в 3 классе

Урок русского языка проведённый в 3 классе  (программа "Школа России")  по теме: "Правописание непроизносимых согласных"...

План-конспект урока русского языка по теме "Слова, отвечающие на вопрос кто? что?" в 1 классе по программе "Перспектива"

План-конспект урока русского языка в 1 классе по программе "Перспектива". План- конспект урока-сказки построен учитывая требованиям ФГОС, указаны универсальные учебные действия к данной теме, с исполь...

"Склонение имен существительных" План-конспект урока русского языка в 3 классе по УМК "Начальная школа XXI века" автор учебника Иванов С.В.

Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения. Учит самостоятельно определять цель урока, выводить алгоритм необходимых действий, действовать по намеченному плану, определять гр...

План-конспект урока русского языка в 3 классе « Упражнения в правописании слов с разделительными ь и ъ »

Данный урок можно провести в любом УМК по теме: "Разделительные ь и Ъ знаки"...

План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"

" 4 класс  Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию  и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...