Рабочая программа по родному (русскому) языку 3 класс
рабочая программа по русскому языку (3 класс)

Рабочая программа

по предмету

«Родной (русский) язык»

для 3 класса «Б»

2021/2022 учебный год

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_rodnoy_yazyk_3_klass_b_mihaylova_e.n.docx38.02 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение к основной образовательной программе

начального общего образования

Российская Федерация

Тюменская область

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра

Нижневартовский район

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Излучинская общеобразовательная начальная школа»

Рассмотрено на педагогическом совете школы

Протокол от 21.05.2021г. № 5

Согласовано

Заместитель директора

по УР

_______ С.В. Бондаренко

от 04.06.2021г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор

МБОУ «Излучинская ОНШ»

        Е.В.Шагвалеева

Приказ

от 04.06.2021 г. № 343

Рабочая программа

по предмету

«Родной (русский) язык»

для 3 класса «Б»

2021/2022 учебный год

Составитель:

Михайлова Елена Николаевна,

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

пгт. Излучинск

2021 г.

Пояснительная записка

Программа по родному русскому языку для 3 класса разработана в соответствии с требованиями:

- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012

№ 273 (в ред. Федеральных законов от 08.06.2020 № 165-ФЗ, от 31.07.2020 № 304-ФЗ);

- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060, от 29.12.2014 № 1643, от 18.05.2015 № 507, от 31.12.2015 №1576, от 11.12.2020 № 712);

- Постановление Главного государственного санитарного врача России от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления молодёжи»;

- Основной образовательной программы начального общего образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Излучинская общеобразовательная начальная школа».

- Положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ по отдельным учебным предметам, курсам, в том числе внеурочной деятельности по реализации ФГОС НОО.

Программа учебного курса «Русский родной язык» для 3 класса  составлена на основе примерной программы по  русскому родному языку  к учебно-методическому комплексу «Школа России» (Сборник рабочих программ 1-4 классы «Школа России» / М.:  Просвещение, 2011 г.), научный руководитель А. А. Плешаков, авторы: С. В. Анащенкова,  М. А. Бантова,  М. В. Бойкина, С. И. Волкова,  В. Г. Горецкий, М. Н. Дементьева, Л. М. Зеленина, В. П. Канакина, Л. Ф. Климанова, М. И. Моро, А. А. Плешаков, Н. И. Роговцева, С. В. Степанова, Н. А. Стефаненко, Т. Е. Хохлова,    к учебнику  ««Русский родной язык. 2 класс», авторы: О. М. Александрова, О. Л. А. Вербицкая, С. И. Богданов, Е. И. Казакова, М. И. Кузнецова, Л. В. Петленко, В. Ю. Романова. -  М.: Просвещение, 2019 г.». Данное учебное пособие включено в Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию в начальной школе (утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность» (в ред. Приказов Минпросвещения России от 23.12.2020 № 766)).

Целью изучения предмета «Русский родной язык» в начальной школе являются: расширение представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа, развитие познавательного интереса, любви и уважительного отношения к русскому языку, а через него — к родной культуре.

Задачи:

1. Воспитание ценностного отношения к родному языку как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа, формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

2. Обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;

3. Формирование первоначальных научных знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоение основных единиц и грамматических категорий родного языка, формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной родной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;

4. Овладение первоначальными умениями ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, формирование базовых навыков выбора адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативных задач;

 5. Владение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

Коррекционно-развивающие задачи:

  • преодолеть пробелы в умениях и навыках, возникших в период обучения в 1-2-ых классах;
  • преодолеть недостатки в развитии речи обучающихся, формировать речевые умения и навыки, знания о языке;
  • обогатить словарный запас;
  • развивать познавательную деятельность школьников, совершенствовать мыслительные операции
  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета.

Планируемые предметнымирезультаты:

• осознавать слово, предложение как главные средства языка; • использовать правила обозначения гласных и согласных звуков на письме; • использовать знание последовательности букв в алфавите для упорядочивания слов и поиска нужной информации (в словарях и др.); • различать родственные (однокоренные) слова и формы слов; • осознавать свойства значений слов: однозначные, многозначные, слова с прямым и переносным значением, слова с близким и противоположным значением; • осознавать основания (общее значение) для объединения слов в группы по частям речи (существительное, прилагательное, глагол, местоимение, предлоги, союзы); • осознанно использовать для отрицания частицу НЕ; • осознавать роль изучения словосочетаний в курсе русского языка, их общность со словом в назначении — назвать предмет, явление; • вставок букв списывать тексты (с печатного и письменного шрифта) объёмом в 65–70 слов, писать под диктовку тексты в 60–65 слов; излагать содержание исходных текстов в 60–75 слов. Учащиеся получат возможность научиться: • производить звукобуквенный, морфемный, морфологический анализы слов; • соблюдать произносительные нормы в собственной речи (в объёме представленного в учебнике материала); • использовать свойства значений слов (однозначность, многозначность, слова с прямым и переносным значением, слова с близким и противоположным значением) при создании собственных высказываний; • при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить её в последующих письменных работах; • распознавать типы текстов по их назначению: повествование, описание, рассуждение; • создавать тексты /сочинения/ в 8–12 предложений, правильно оформляя начало и конец предложений.

Личностные результаты

1. Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности. Формирование ценностей многонационального российского общества, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

2. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

3. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах.

4. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. Понимание значимости позитивного стиля общения, основанного на миролюбии, терпении, сдержанности и доброжелательности.

5. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

6. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Метапредметные результаты

1. Умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

2. Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства её осуществления.

3. Умение включаться в обсуждение проблем творческого и поискового характера, усваивать способы их решения.

4. Умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способность конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.

5. Освоение начальных форм самонаблюдения в процессе познавательной деятельности.

6. Умение создавать и использовать знаково-символические модели для решения учебных и практических задач.

7. Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве - Интернете), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами.

8. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами. Осознанное выстраивание речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации, составление текстов в устной и письменной форме.

Предметные результаты освоения основных содержательных линий программы

Русский язык: прошлое и настоящее

Ученик научится

  • распознавать слова, связанные с особенностями мировосприятия и отношений        между людьми (правда – ложь, друг – недруг, брат –братство

– побратим);

  • распознавать слова, называющие природные явления и растения (образные названия ветра, дождя, снега; названиярастений);
  • распознавать слова, называющие предметы и явления традиционной русской культуры: слова, называющие занятия людей (ямщик, извозчик, коробейник,лавочник);
  • распознавать слова, обозначающие предметы традиционнойрусской

культуры: слова, называющие музыкальные инструменты (балалайка, гусли, гармонь);

  • понимать значение устаревших слов по указаннойтематике;
  • различать эпитеты,сравнения;
  • использовать словарные статьи учебника для определения лексического значенияслова;
  • понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами

Ученик получит возможность научиться:

- употреблять фразеологические обороты, отражающие русскую культуру, менталитет русского народа, элементы русского традиционного быта в современных ситуациях речевого общения;

- употреблять в современных ситуациях речевого общения пословицы, поговорки, крылатые выражения

Язык в действии

Ученик научится

  • произносить слова с правильным ударением (в рамкахизученного)
  • осознавать смыслоразличительную рольударения;
  • различать по суффиксам различные оттенки значенияслов;

-владеть нормами употребления отдельных грамматических форм имен существительных (родительный падеж множественного числа слов);

  • владеть нормами правильного и точного употребления предлогов, образования предложно-падежных форм существительных (предлоги с пространственнымзначением);
  • различать существительные, имеющие только форму единственного или только форму множественногочисла

Ученик получит возможность научиться:

  • выявлять и исправлять в устной речи типичные грамматические ошибки, связанные с нарушением согласования имени существительного и имени прилагательного в числе, роде,падеже;
  • редактировать письменный текст с целью исправления грамматических и орфографическихошибок

Секреты речи и текста

Ученик научится

  • строить устные сообщения различных видов: развернутый ответ, ответ- добавление, комментирование ответа или работы одноклассника, мини- доклад;
  • использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуацииобщения;
  • соотносить части прочитанного или прослушанного текста: устанавливать причинно-следственные отношения этих частей, логические связи между абзацамитекста;
  • создавать тексты-рассуждения с использованием различных способов аргументации;

-создавать тексты-повествования (заметки о посещении музеев, о путешествии по городам; об участии в народных праздниках; об участии в

мастер-классах, связанных с народными промыслами);

Ученик получит возможность научиться:

- оценивать устные и письменные речевые высказывания с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;

-давать оценку невежливому речевому поведению.

-использовать различные выделения в продуцируемых письменных текстах;

-знать основные способы правки текста (замена слов, словосочетаний, предложений; исключение ненужного, вставка);

-пользоваться основными способами правки текста.

- редактировать собственные тексты с целью совершенствования их содержания и формы;

-анализировать типичную структуру рассказа

  1. Содержание учебного предмета «Родной (русский)язык»

Раздел курса

Кол- во часов

Содержание учебного раздела

1.

Русский язык: прошлое и настоящее

10 ч

Где путь прямой, там не езди по кривой.

Слова, связанные с особенностями

мировосприятия и отношений между людьми. Дождик вымочит, а красно солнышко высушит. Слова, называющие природные явления. Слова, называющие растения. Дело мастера боится.

Слова, называющие занятия людей. Что ни город, то норов. Названия старинных русских городов,

сведения о происхождении этих названий.

Проектные задания: «Откуда в русском языке эта фамилия»; «История моего имени и фамилии» (приобретение опыта поиска информации о происхождении слов).

2.

Язык в действии.

5 ч

Для чего нужны суффиксы. Какие особенности рода имен существительных есть в русском языке? Все ли имена существительные «умеют»

изменятся по числам? Как изменяются имена существительные во множественном числе?

Зачем в русском языке такие разные предлоги?

3.

Секреты речи и текста

2 ч

Создание текстов-рассуждений.

Учимся редактировать тексты.

17ч

  1. Тематическое планирование по предмету «Родной (русский) язык»

3 класс

Раздел программы

Программное содержание

Характеристика деятельности учащихся

Тема урока

№ урока

Коли-

чество часов

Дата проведения

план

факт

Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее – 10 ч

Слова, связанные с особенностями

мировосприятия и отношений между людьми (например, правда – ложь, друг – недруг, брат – братство – побратим).

Распознают и понимают значение устаревших слов по указанной тематике;

распознают слова, связанные с особенностями

мировосприятия и отношений между людьми;

Где путь прямой, там не езди по кривой.

1

1

Слова, связанные с особенностями

мировосприятия и отношений между людьми (например, правда – ложь, друг – недруг, брат – братство – побратим).

Кто друг прямой, тот брат родной.

2

1

Слова, называющие природные явления: образные названия дождя (например,

образные названия ветра, дождя, снега).

Распознают        слова, называющие предметы и явления традиционной русской культуры;

используют словарные статьи для определения лексического значения слова;

учатся понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами;

Дождик вымочит, а красно солнышко высушит.

3

1

Слова, называющие природные явления: образные названия снега

Сошлись два друга – мороз да вьюга.

4

1

Слова, называющие природные явления: образные названия ветра

Распознавать слова,

называющие занятия людей, использовать словари для определения лексического значения слова

Ветер без крыльев летает.

5

1

Слова, называющие растения

Находят сведения о названиях растений в различных информационных источниках

Какой лес без чудес.

6

1

Слова, обозначающие предметы и явления традиционной русской культуры: слова, называющие занятия людей

Распознавать слова,

называющие занятия людей, использовать словари для определения лексического значения слова

Дело мастера боится

7

1

Слова, обозначающие предметы и явления традиционной русской культуры: слова, называющие музыкальные инструменты

Заиграйте, мои гусли…

8

1

Названия старинных русских городов, сведения о происхождении этих названий

Находят сведения о старинных русских городах в различных информационных источниках

Что ни город, то норов

9

1

Русские традиционные сказочные образы, эпитеты и сравнения: уточнение значений, наблюдение за использованием в произведениях фольклора и художественной литературы

У земли ясно солнце, у человека – слово

10

1

Раздел 2. Язык в действии -5 ч

Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи).

Многообразие суффиксов, позволяющих выразить различные

оттенки значения и различную оценку, как специфика русского языка

Учатся различать по суффиксам различные оттенки значения слов;

правильно писать

уменьшительно-ласкательные суффиксы, выделять их в словах (например, книга, книжка, книжечка, книжица, книжонка, книжища; заяц, зайчик, зайчонок, зайчишка, заинька и т. п.) (на практическом уровне).

Для чего нужны суффиксы?

11

1

Специфика грамматических категорий русского языка (например, категории рода, падежа имён существительных)Практическоеовладение нормами употребления отдельных

грамматических форм имен существительных

Учатся различать существительные, имеющие только форму единственного или        только                                        форму множественного числа; выявлять                и                исправлять        в устной                        речи                        типичные грамматические                                ошибки, связанные        с                нарушением согласования имени существительного                и имени прилагательного в числе, роде, падеже;

редактировать письменный текст с целью исправления грамматических и

орфографических ошибок

Какие особенности рода имен

существительных есть в русском языке?

12

1

Существительные, имеющие только форму единственного или только

форму множественного числа (в рамках изученного).

Все ли имена существительные

«умеют» изменяться по числам?

13

1

Словоизменение отдельных форм множественного числа имен

существительных (например, родительный падеж множественного числа слов) (на практическом уровне).

Учатся выявлять и исправлять в устной речи типичные грамматические ошибки, связанные с нарушением согласования имени существительного и имени прилагательного в числе, роде, падеже.

Как изменяются имена

существительные во множественном числе?

14

1

Практическое овладение нормами правильного и точного употребления предлогов, образования предложно- падежных форм существительных (предлоги с пространственным

значением) (на практическом уровне).

Учатся владеть нормами правильного и точного употребления предлогов

Зачем в русском языке такие разные предлоги?

15

1

Раздел 3. Секреты речи и текста – 2ч

Особенности устного выступления.

Создание текстов-рассуждений с

использованием различных способов аргументации (в рамках изученного). Сочинение-рассуждение по пословице

«При солнышке тепло, при матушке добро» с использованием различных способов аргументации

Знакомятся        со структурой текста-рассуждения;

учатся создавать тексты-

рассуждения с использованием различных способов

аргументации

Типы текста. Создаем тексты- рассуждения.

16

1

Редактирование предложенных текстов с целью совершенствования их содержания и формы (в пределах изученного в основном курсе).

Учатся редактировать

собственные тексты с целью совершенствования их

содержания и формы;

оценивать устные и письменные речевые высказывания с точки зрения точного, уместного и выразительного

словоупотребления.

Учимся редактировать тексты.

17

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа предмета "Родной (русский ) язык" + КТП 1 КЛАСС

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "РОДНОЙ (РУССКИЙ) ЯЗЫК" И КТП ДЛЯ 1 КЛАССА...

рабочая программа по родному русскому языку для 2 класса

Рабочая программа по родному русскому языку по рабочей тетради Мищенковой "Занимательный русский язык" для 2 класса....

Рабочая программа по родному (русскому) языку для 4 класса

Начальный курс родного языка должен выполнять специфические задачи (обогатить речь учащихся, помочь детям осмыслить их речевую практику, дать углубленные знания о языке) и быть ступенью в преподавании...

Рабочая программа по родному (русскому) языку для 4 класса

Начальный курс родного языка должен выполнять специфические задачи (обогатить речь учащихся, помочь детям осмыслить их речевую практику, дать углубленные знания о языке) и быть ступенью в преподавании...

Рабочая программа по родному (русскому) языку для 2 класса

Рабочая программа по родному (русскому) языку для 2 класса на 2019-2020уч.год. составлена на основе примерной программы по учебному предмету "Русский родной язык" для образовательных организ...

Рабочая программа по родному (русскому) языку для 1-4 классов. Учебник О. М. Александровой "Русский родной язык"

Рабочая программа по родному (русскому) языку для 1-4 классов. Учебник О. М. Александровой "Русский родной язык"...