Технологическая карта урока русского языка «Буквы й и и. Звуки [й’] и [и]» (УМК «Школа России», 1 класс)
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Карпова Ксения Олеговна

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: формирование представлений о разнице  звуков [й’] и [и], о том, почему звук [й’] не образует слог

Задачи урока

Дидактические:

  1. Учить различать звуки [й’] и [и];
  2. Учить переносу слов с Й.

Развивающие:

  1. Развивать логическое мышление при составлении слов;
  2. Развивать умение опираться на уже известный материал о звуках;
  3. Развивать умения анализировать, сравнивать и обобщать

Воспитательные:

  1. Воспитывать бережное отношение к учебнику
  2. Воспитывать толерантное отношение к неуспевающим ученикам
  3. Воспитывать уважение друг к другу при обсуждении задания в парах и группах

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Дата: 14.04.2021

Школа: МОУ «Петропавловская СОШ»

Класс:

Урок:

Время:

Кабинет:

Студент: Карпова Ксения

Группа: 42

Учитель: Ирумбаева З.Ж.

Методист:

Тема урока: Буквы й и и. Звуки [й’] и [и].

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: формирование представлений о разнице  звуков [й’] и [и], о том, почему звук [й’] не образует слог

Задачи урока

Дидактические:

  1. Учить различать звуки [й’] и [и]. ;
  2. Учить переносу слов с Й.

Развивающие:

  1. Развивать логическое мышление при составлении слов;
  2. Развивать умение опираться на уже известный материал о звуках;
  3. Развивать умения анализировать, сравнивать и обобщать

Воспитательные:

  1. Воспитывать бережное отношение к учебнику
  2. Воспитывать толерантное отношение к неуспевающим ученикам
  3. Воспитывать уважение друг к другу при обсуждении задания в парах и группах

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы, методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося



Планируемые результаты
(П, М, Л)

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности  
(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Словесн.: слово учителя.     Форма: фронтальная

1. Проверяет готовность обучающихся к уроку.

2. Создание эмоционального настроя.

  • Здравствуйте, меня зовут Ксения Олеговна, сегодня я проведу у вас урок русского языка.
  • Сейчас сядут те, у кого хорошее настроение и кто готов со мной продуктивно поработать.

Проверим готовность. По каким критериям?

На доске появляется схема: (Порядок на рабочем месте; наличие учебника, тетрадей, пенала).

 -Прозвенел и смолк звонок, начинаем наш урок.

  • Все за парты тихо сели. Друг на друга посмотрели. Я желаю всем добра! Выполнять все на ура. И работать только дружно, помогать во всем, где нужно.

1. Показывают готовность к уроку.

2. Приветствуют учителя.

КУУД: адекватно использовать речевые средства.

РУУД: самоконтроль.

ЛУУД: знание моральных норм

Работа с учебной презентацией

Актуализация знаний и мотивация

(4-5 мин)

Готовность мышления  и осознание

потребности к построению нового способа действий

Практич.:практическое задание. Словсен.:учебный диалог. Форма: индивидуальная; фронтальная.

1. Организует повторение материала пройденного на прошлом уроке.

Минутка чистописания

  • Откроем тетради, отступим 2 строчки, на третьей запишем сегодняшнее число.

https://fsd.multiurok.ru/html/2017/03/27/s_58d8d150b5d10/597377_11.png

  • Напомните, что такое гласный звук? Согласный?
  • Чем буква отличается от звука?

1. Актуализируют знания.

2. Делают записи в тетрадях.

  • Гласный звук не встречает преграды при произношении, состоит из голоса.
  • Согласный состоит шума и голоса, при произношении встречает преграды в виде языка, губ, языка

Предметные: поработать над навыком чистописания.

ПУУД: создание способов решения; осуществление анализа объектов.

РУУД: принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия.

КУУД: формулировать собственные мнения и позицию.

ЛУУД: формирование положительного отношения к предмету

Работа с учебной презентацией.

Постановка учебной задачи
(4-5 мин)

Выявление

места и причины затруднения, постановка цели урока

Практич.:практическое задание. Словсен.:учебный диалог. Моделирование: сост. Плана. Форма: фронтальная.

  1. Создает проблемную ситуацию.
  2. Помогает детям определить тему урока и поставить перед собой цели.

  • Как вы думаете, а случайно ли мы взяли эту минутку чистописания?
  • Глядя на нее, какое предположение вы можете сделать?
  • О чем пойдет речь на уроке? Назовите тему урока.
  • Так как будет называться наш волшебный город?  (Город удвоенных согласных).
  •  Давайте попробуем определить цель урока.
  • Восстановим план деятельности на уроке.

План:

  1. Выполним практические задания и откроем новые знания о буквах И и Й;
  2. Будем закреплять полученные знания;
  3. Выполним самостоятельную работу;
  4. Сделаем выводы.

 

1. Определяют тему и цели урока на основании проблемной ситуации.

2. Делают записи в тетрадях.

 Тема: Буквы й и и. Звуки [й’] и [и].

Цель:

Узнать о разнице букв й и и, звуков  [й’] и [и].

 

Предметные: осознание необходимости в получении новых знаний.

ПУУД: формирование логической грамотности учащихся; осуществление операции анализа.

 РУУД: принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действии в соответствии с задачей.

КУУД: общение и взаимодействие

ЛУУД: формирование стартовой мотивации к изучению нового, формирование навыков составления алгоритма, познавательного интереса к новому материалу.

Работа с учебной презентацией.

, "Открытие" детьми

нового знания
 (7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

Практич.:практическое задание. Словсен.:учебный диалог. Языковой анализ: толкование слов.

 Пробл.: создание проблемной ситуации. Моделирование: составление алгоритма. Формы: фронтальная, индивидуальная.

1.  Помогает детям открыть новые знания.

2. Предлагает задания на выявление нового материала.

  • Посмотрите на страницу 78 учебника, номер 1. Назовите правильно буквы. Какие буквы они обозначают?
  •  Что вы знаете о звуках?[й’] и [и].
  • Подберите устно по 3 слова, где есть изучаемые нами звуки.
  •  Обратите на номер 2.
  • Прочитайте текст по цепочке.
  •  Посмотрите на выделенные слова, какие из них являются парами?
  • Рой-рои, чем отличаются слова данной пары?
  • Попугай-попугаи, слова данной пары?
  • Посчитайте в парах количество слогов. 1 ряд в первой паре, 2 ряд во второй паре.
  • Рой  - рои, сколько слов в каждом слове?
  • Попугай – попугаи, в данной паре?
  •  Объясните различие слогов в данных парах слов.
  • Верно, буква Й  без гласного не составит слога
  • Давайте проверим наши предположения по учебнику. Прочтите правило внизу страницы.
  • Прочтите правило еще раз про себя. Постарайтесь рассказать правило своему соседу, не подглядывая в  учебник.
  • Расскажите, что вам рассказал ваш сосед.
  • Давайте обратим внимание на номер на странице 80. Прочитайте слова в рамке, обратите внимание на знак переноса, как отделяется Й от предыдущей буквы?
  •  Сделайте вывод о переносе слов с буквой Й?
  • Запишите любые два слова, показывая горизонтальной чертой перенос.
  1. Открывают новые знания с помощью практических заданий.
  2. Учатся применять новые знания на практике.

  •  Буквы «и» и «и краткая»
  • Звуки [й’] и [и].
  •  [й’] – согласный и [и]  гласный
  • Числом
  • Рой- 1 слог, рои- 2слога. Попугай – 3 слога, попугаи – 4слога.

  • Буква Й при переносе не отделяется от предыдущей буквы.

Предметные: открытие нового знания о переносе буквы Й.

ПУУД: выполнение учебной задачи не имеющей однозначного решения; приводить примеры в качестве доказательства.

КУУД: формулировать собственные мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению.

РУУД: учитывать выделенные учителем ориентиры.

ЛУУД: умения самостоятельно контролировать ход мыслей .

Работа с учебной презентацией.

Работа с правилом.

Работа со словарем.

Первичное закрепление
(4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

Практич.:практическое задание. Словсен.:учебный диалог. Форма: фронтальная, парная.

1.  Вместе с детьми проводит параллель между заданием и новым материалом.

2. Акцентирует внимание на результатах учебной деятельности обучающихся на уроке.

  • Откройте учебники на странице 79, номер 3
  •  Составьте слова в парах.
  • Прочтите слова, которые получились. Чем интересны данные слова? Что у них общего?
  •  Есть непонятные слова?
  • Какое из слов ТРОЙКА и МАЙКА является многозначным? Какие значения оно имеет?
  • Запишите 3 любых слова из составленных.
  • Откройте рабочие тетради на странице 41, номер 2. Прочтите задание, что нужно сделать?
  • Для начала обведите данные слова, затем соедините противоположные по смыслу. По цепочке объясните значение слов.
  • Выберите одно слово, с помощью вертикальной линии разделите его для переноса.

  • Динамическая пауза

1. Учатся использовать и закрепляют полученные знания.

2. Проводят разминку.

  • Й в середине слова, одинаковый конец слова

  • Тройка, лошадей и оценка

Предметные: формирование умений составлять слова.

ПУУД: создание собственных способов решения, осуществлять анализ.

РУУД: принимать и сохранять учебную задачу.

КУУД: учитывать различные мнения при сотрудничестве.

ЛУУД: умение выделить аспект поведения; формирование устойчивого интереса к обучению.

Работа с учебной презентацией.

Работа над упражнением в учебнике и рабочей тетради.

Самостоятельная работа с самопроверкой
(4-5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Практич.:практическое задание. Словсен.:учебный диалог. Форма: индивидуальная.

  • 1. Предлагает детям задание на закрепление пройденного материала.
  • 2. Организует проверку выполненных заданий.
  • Какой пункт плана урока будет следующим?
  • Ваша задача выполнить задание номер 1 в рабочей тетради самостоятельно. Прочтите задание, что нужно сделать?
  • Сначала переделайте слова так, чтобы была Й, затем с помощью горизонтальной линии обозначьте перенос.
  • Поменяйтесь тетрадями с вашим соседом и выполните взаимопроверку по слайду.
  • Поднимите руку те, кто выполнил без ошибок. У кого 1-2 ошибки. У кого более 2 ошибок.

1. Выполняют самостоятельную работу.

2. Проводят проверку выполненных заданий.

  • Нужно выполнить самостоятельную работу.

Выполняют самостоятельную работу.

Предметные: умение самостоятельно разделить слова с Й для переноса.

ПУУД: создание собственных способов решения.

РУУД: учитывание выделенных учителем ориентиров.

КУУД: формулирование собственного мнения и позиции.

ЛУУД: умение отвечать за свой выбор, ориентироваться в собственных мыслях.

Работа над упражнением в рабочей тетради.

Включение в систему знаний, повторение

(7-8 мин)

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Практич.:практическое задание. Словсен.:учебный диалог. Формы работы: групповая, фронтальная.

1. Уточняет понимание учащимися темы и целей урока.

2. Формирует задание на проверку понимания пройденного материала.

  • Выполним упр  4, на странице 79 в учебнике. Прочитайте словосочетания, объясняя какие буквы нужно вставить на месте пропусков.
  • Далее обратите внимание на выделенные слова, подберите к ним противоположные по значению по цепочке.
  • Запишите 2 словосочетания на выбор, через запятую.
  •  Далее мы с вами поработаем в группах. Повторите правила работы в группах.
  •  Обратите внимание на номер 6 на стр. 80.
  • Прочтите, что нужно сделать?
  • В группах нужно составить по 2 предложения с каждым из слов. Время выполнения 4 минуты.
  • По одному из представителей каждой группы зачитывают составленные предложения.
  •  Если ваши предложения повторились, то не нужно читать

1. Соотнесение целей урока с полученным результатом.

2. Обобщение знаний по пройденной теме.

3. Работают в группах.

4. Проверяют выполненные задания.

Правила работы в группах:

  1. Слушай, что говорят другие.
  2. Делай выводы об услышанном, задавай вопросы.
  3. Говори спокойно ясно, только по делу.
  4. Анализируй свою деятельность, вовремя корректируй недостатки.
  5. Помогай товарищам, если они об этом просят.
  6. Точно выполняй возложенную на тебя роль

Выполняют работа в группах.

Предметные: умение составлять предложения.

ПУУД: умение анализировать и обобщать.

РУУД: умения планировать свои действия.

КУУД: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций.

ЛУУД: следование в поведении требуемым нормам.

Работа с учебной презентацией.

Работа по учебнику.

Рефлексия деятельности

(2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Словесн.: учебный диалог. Форма: фронтальная.

1. Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке

2. Организует беседу по уточнению понимания целей деятельности на уроке.

  • Как звучала тема нашего урока?
  • Какую цель мы перед собой ставили?
  • Все ли шаги плана нам удалось выполнить?
  • Оцените свою деятельность на уроке с помощью шкалы на доске. Выберите соответствующий цвет и прикрепите к шкале.

Верх шкалы- зеленый ( на уроке не было трудностей, материал понятен и я активно работал)

Середина шкалы – желтый (Были трудности, с которыми я справился, в течении урока работал)

Низ шкалы – красный ( Не разобрался в новом материале, на уроке был неактивен)  

1. Подводят итоги своей деятельности.

2. Соотносят результат полученный с ожидаемым.

Тема: Буквы й и и. Звуки [й’] и [и].

Цель:

Узнать о разнице букв й и и, звуков  [й’] и [и].

Предметные: научиться проводить диагностику учебных достижений.

КУУД: обобщение и взаимодействие.

ЛУУД: умение высказывать свои мысли с достаточной точностью.

Работа с учебной презентацией.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка «Склонение имён прилагательных женского рода в единственном числе» (УМК «Школа России», 4 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование  умений  склонять  имена  прилагательные  женского рода единственного числа, определять их падеж.Задачи...

Технологическая карта урока русского языка "Правописание безударных окончаний имен существительных во всех падежах" (УМК "Школа России", 4 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: ознакомление учащихся с правилом написания безударных падежных окончаний имен существительных во всех падежах. Задачи урока Дидакти...

Технологическая карта урока русского языка по теме «Связь имени прилагательного с именем существительным» ( УМК "Школа России" 2 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование представления о  связи имени прилагательного с именем существительным, значении и употреблении в речи имён прилагательныхЗа...

Технологическая карта урока русского языка по теме «Прилагательные близкие и противоположные по значению» ( УМК "Школа России" 2 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование у учащихся представления о прилагательных-синонимах и прилагательных-антонимах и их роли в речи.Задачи урокаДидактические:1)учит...

Технологическая карта урока русского языка по теме «Роль имен прилагательных в тексте-описании» ( УМК "Школа России" 2 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: ознакомление учащихся с текстом-описания и его отличительными признаками; формирование умения употреблять имена прилагательные в речи; формир...

Технологическая карта урока русского языка «Встречается ли в сказках и стихах необычное ударение?» ( УМК " Школа России", 2 класс)

Тема урока «Встречается ли в сказках и стихах необычное ударение?»Тип урока: "открытие" нового знанияЦель урока: формировать представление об истории русского языка, о происхожде...

Технологическая карта урока русского языка "Глагол как часть речи. Значение глагола в речи" (УМК "Школа России", 2 класс)

Цель урока: формирования понятия о глаголе и его значении в речи, умения отличать глагол от других частей речи.существительных женского рода после шипящих в конце слова пишетсямягкий знак Задачи ...