Технологическая карта урока русского языка "Глагол. Упражнение в распознавании глаголов среди однокоренных слов." 3 Класс.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Вишнякова Анастасия Александровна

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Тема: Глагол. Упражнение в распознавании глаголов среди однокоренных слов.

Цели деятельности учителя: развитие умения находить глаголы среди однокоренных слов по вопросу и общему лексическому значению.

 Планируемые результаты

Дидактические: 

1)    повторять признаки глагола;

2)    определять роль глагола в предложении и речи, распознавать глагол среди однокоренных форм слов;

3)     распознавать глаголы, давать характеристику глаголу;

4)     целесообразно использовать глаголы в устной и письменной речи.

Развивающие: развивать такие способности учащихся, как умение сопоставлять, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы;

Воспитательные:

1)   воспитывать у обучающихся уважительное отношение к иному мнению, к иной точке зрения;

2)   воспитывать нравственные качества, чувство сплочённости и коллективизма.

3)   воспитание уважения к чужому мнению.

 

Тип урока: открытие нового знания.

Оборудование: презентация, экран, проектор, доска, раздаточный материал, Русский язык 3 класс. Ч 2  /  В.П. Канакина, В.Г. Горецский. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2015.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата:                                                                                                                                      ФИО учителя: Седых Е.Ю.

Школа: ОЦ №5                                                                                                                    ФИ студента: Вишнякова А.А.

Класс: 3-7                                                                                                                

Кабинет: 3-49

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Тема: Глагол. Упражнение в распознавании глаголов среди однокоренных слов.

Цели деятельности учителя: развитие умения находить глаголы среди однокоренных слов по вопросу и общему лексическому значению.

 Планируемые результаты

Дидактические: 

  1. повторять признаки глагола;
  2. определять роль глагола в предложении и речи, распознавать глагол среди однокоренных форм слов;
  3.  распознавать глаголы, давать характеристику глаголу;
  4.  целесообразно использовать глаголы в устной и письменной речи.

Развивающие: развивать такие способности учащихся, как умение сопоставлять, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы;

Воспитательные: 

  1. воспитывать у обучающихся уважительное отношение к иному мнению, к иной точке зрения;
  2. воспитывать нравственные качества, чувство сплочённости и коллективизма.
  3. воспитание уважения к чужому мнению.

Тип урока: открытие нового знания.

Оборудование: презентация, экран, проектор, доска, раздаточный материал, Русский язык 3 класс. Ч 2  /  В.П. Канакина, В.Г. Горецский. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2015.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы, методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося



Планируемые результаты
(П, М, Л)

Дидактические средства и интерактивное оборудование

 Самоопределение к деятельности  
(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на лчностно значимом уровне

Словестный: беседа. Форма организации: фронт.

 

1.Проверяет готовность учащихся к уроку.

2.Создание эмоционального настроя. Побуждение к высказыванию своего мнения.

-Здравствуйте, ребята, меня зовут Анастасия Александровна, я сегодня проведу у вас урок русского языка. Давайте встанем, поздороваемся, улыбнёмся друг другу. Молодцы, садитесь. 

1. Показывают готовность к уроку.

-Здравствуйте

Метапредметные: Р:самостоятельно организовывать свое рабочее место

П: отвечать на простые и сложные вопросы учителя

К:участвовать в диалоге

Л: проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества

Актуализация знаний и мотивация

(4-5 мин)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Форма: индивидуальная, фронтальная. Словесный:беседа.

1. Мотивирование учащихся к пробному учебному процессу. 2. Проверка знаний по предыдущей теме. 3. Умение использовать имеющиеся знания и умения.

-Посмотрите на экран, прочитайте стихотворение:

Полюбуйся! В..сна н..ступает.

Журавли караваном л..тят.

В ярком зол..те ден.. ут..пает,

И руч..и по оврагам шумят.

(И. Никитин)

Значение всех слов вам понятно? Запишите это стихотворение.

-Назовите орфограммы. Подберите проверочные слова. Вставить пропущенные буквы.

- Какие части речи вы знаете? Охарактеризуйте каждую часть речи по плану. Что обозначает? На какие вопросы отвечает? Как изменяется?

- Самостоятельно укажите части речи в стихотворении.

(ИС обозначает предмет, отвечает на вопросы кто? Что? Изменяются по числам и падежам. ИП обозначает признак предмета, отвечает на вопросы какой? Какая? Какие? Чей?

Изменяются по числам, родам и падежам. Глагол обозначает действие предмета, отвечает на вопросы что делать? Что сделать? Изменяется по временам, лицам и числам, родам.)

1.Воспроизведение учащимися умений и навыков.

2.Отвечают на вопрос.

Весна ( безударный проверяемый гласный в корне) наступит (безударный гласного в корне), летят (проверяемый безударный гласный в корне слова, проверочное слово полёт, лётчик), золоте (безударный гласный, проверочное слово позолоченный), день (употребление Ь для обозначения мягкости согласных), утопает (безударный гласного в корне), ручьи (разделительный мягкий знак).

Предметные:

Уметь:

Метапредметные:

Р:планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации

П:осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

К: допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной;

Л:широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающие социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы

Постановка учебной задачи
(4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Словесный:беседа. Форма работы:фронтальная.

1.Мотивирование учащихся к проблемному учебному процессу.

2. Формулирование темы.

3. Умение использовать имеющиеся знания и умения.

- Послушайте текст. Однажды одной части речи предложили ответить на вопросы. Послушайте вопросы  и догадайтесь, какая часть речи давала интервью.

«Что вы любите больше всего?

- Люблю действовать.

- Что вы больше всего не любите?

-Не люблю предлоги и известную всем частицу.

- Что вы можете сказать о своей роли в речи?

- Что без меня предметы?

 Лишь названия.

 А я приду-

 Все в действие придет.»

О какой части речи мы будем говорить на уроке? Верно!

- Я прочитаю группы слов. Вы запишите только глаголы.

Зелёный, зелень, зазеленели, зелёнка.

Проталина, растаял, растаявший.

Свист, свистеть, свисток, свистящий.

Цветы, цветной, зацветать, цветочек.

Голубизна, голубеть, голубенький.

Лётный, перелёт, прилетели, лётчик.

Какие это слова? А теперь назовите слова, которые вы выписали. Докажите, что это глаголы.

-А теперь скажите мне, чем же мы будем сегодня заниматься? Сегодня мы продолжим работу с глаголами. Мы будем учиться распознавать глаголы среди однокоренных слов.

1.С помощью учителя отгадывают тему урока и ставят цели.

-о глаголе.

-однокоренные

-Мы будем учиться распознавать глаголы среди однокоренных слов.

Метапредметные:

Р: выработать учебную мотивацию, устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

К:отвечать за себя и других участников учебного процесса

Л:проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества

"Открытие" детьми нового знания
 (7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

Словесный:беседа. Форма организации:фонтальная,парная

1.Изучение нового материала.

2. Использование приёмов, способствующих активизации мысли учащихся в процессе освоения нового материала.

Откройте, пожалуйста, учебник, на странице 104, упражнение 177. Прочитайте задание

Ребята что нам необходимо здесь сделать?

А речка эта по лугам и склонам

летит, журчит, смеётся, как ребенок,

звенит, лопочет, скачет по камням.

Найдите глаголы. Чем они интересны? Почему автор использует именно такие глаголы?

К каким глаголам можно подобрать синонимы, антонимы?

А что значит лопочет? (говорить много и непонятно)

Спишите. Подчеркните глаголы.

-Теперь выполним упражнение 178. Здесь что мы должны сделать?

Прочитаем словосочетания. В чём сходство и различие слов в каждой паре?

Спишите, вставляя пропущенные буквы и ставя перед словами вопросы. Укажите над каждым словом, какой частью речи оно является.

Кто пойдет к доске? Выполняем задание по образцу.

Какой мы можем сделать вывод?

3. Физминутка

1.Выполнение задания самостоятельно.

- Синонимы:

Смеется-хохочет

Звенит-звучит, бренчит

Скачет-передвигается, прыгает

Антонимы:

Летит-ползет

Смеется-плачет

Лопочет-молчит

  1. –что части речи разные, и вопросы разные.

Метапредметные:

Р:учитывать выделение учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

П:строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

Первичное закрепление
(4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

Словесный:беседа. Форма организации:фонтальная

Организация работы в парах.

А теперь мы с вами поработаем в парах. Откройте учебник на странице 102, обратите внимание на упражнение №173.

Ваша задача-объяснить соседу, как найти в предложениях глаголы. А зачем выписать главные члены предложений, ставя вопрос от подлежащего к сказуемому. Приступайте к выполнению задания.

Заканчиваем выполнять данное упражнение, сейчас на слайде появился правильно выполненное задание, а ваша задача – проверить свою работу. Напротив каждого словосочетания мы ставим + или – карандашом, а зачем подсчитываем количество +.

6-7 «+»-ставим 5 карандашом.

4-5 «+»-ставим 4

меньше 4 «+»-ставим 3.

Предметные:

Уметь:анализировать и формулировать свои мысли

Метапредметные:

Р: учитывать правило в планировании и контроле способа решения;

П:использовать знаково-символические средства;

К:формулировать собственное мнение и позицию;

Слайд

Самостоятельная работа с самопроверкой
(4-5 мин)

Интериоризация нового способа действий, создание ситуации успеха

Практический:упражнение.Форма:индивидуальная

1.Выполнение задания самостоятельно.

-Подберите к данным словам однокоренные слова - глаголы.

Подарок, сторож, обед, дежурный, зеленый, морозный, помощь, просьба, веселый.

-Что такое глагол? Что он обозначает? На какие вопросы отвечает? Каким членом предложения является? С какой целью употребляется в нашей речи?

1.Выполняют задание.

  1. -это часть речи
  2. -обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать? в предложении чаще всего – сказуемое

Предметные:

Уметь: работать в тишине

Знать: правила работы в парах

Метапредметные:

Р:планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей

П:ориентироваться на разнообразине способов решения задач

К:допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной;

Л:учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи

Включение в систему знаний, повторение

(7-8 мин)

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Практический: упражнение. Форма: фронтальная

1.Повторение изученного материала.

Работа на карточках.

- Ребята, посмотрите на слайд, на котором есть существительные. Вам нужно к каждому существительному придумать однокоренное слово, но так, чтобы получились глаголы.

Слова: корм, хитрость, звон, свист, просьба, зелень, встреча, горе, танец, ужин.

Образец: корм – кормить

- Слова записываем с красной строки, через запятую.

- Кто выполнил, поднимите руку. Кто хочет прочитать, что получилось?

- 3 человека несут тетрадь на проверку.

- Какие части речи нам встретились в этом задании?

- Почему эти слова однокоренные?

- Молодцы, ребята!

1.Выполняют задание


Хитрость – хитрить, звон – звонить, свист – свистеть, просьба – просить, зелень – зеленеть, встреча – встречать, горе – горевать, танец – танцевать, ужин – ужинать.

Метапредметные:

П:ориентироваться на разнообразине способов решения задач

К: формулировать собственное мнение и позицию

Р: учитывать правило в планировании и контроле способа решения;

Л:учебно-познавательный инетерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи

Рефлексия деятельности

(2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, применения нового знания

Словесный6беседа. Форма:фронт.

1.Создание ситуации для оценки учащимися своей деятельности.

- Расскажите мне, что вы узнали сегодня о глаголе?

-Что было легко? Что было трудно?

-Какое задание было самым интересным?

-Что вы можете сказать о своей работе на уроке?

Если вам сегодня было всё легко, понятно и интересно, можете оценить наш урок на 5.

Если было интересно, но появились какие-то затруднения, поставьте нашему уроку 4.

Если вам было скучно, сложно и непонятно, то поставьте 3. А теперь покажите на пальчиках, на какой балл вы оценили наш урок.

Мне понравилась ваша работа на уроке. Урок окончен. Спасибо за совместную работу, до свидания!

1. Оценка учащимися своей деятельности на уроке.

-Ответы детей

Предметные:

Уметь: формулировать чётко свой ответ

Метапредметные:

Р: адекватно воспринимать оценку учителя

П:строить речевое высказывание в устной и письменной форме

Л:способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка «Значение и употребление глаголов в речи» 3 класс

Предмет: русский языкКласс: 3-аТема урока: «Значение и употребление глаголов в речи»Цель урока: Формировать умение грамотно использовать в речи глаголы-синонимы и глаголы-антонимы, расширять словарный...

Конспект урока по русскому языку «Распознавание глаголов среди однокоренных слов», 3 класс УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя:  развитие умения находить глаголы среди однокоренных слов по вопросу и общему лексическому значению.Планируемые результаты: Предметные:- знать о существенных призн...

Конспект урока "Распознавание глаголов среди однокоренных слов и форм слов" (3 класс, УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: развитие умения употреблять в речи близкие и противоположные по смыслу глаголы. Планируемые результаты Предметные:- знать, что такое глагол-синоним, глагол-антоним...

Технологическая карта урока русского языка «Упражнения в распознавании имён прилагательных» 2 класс УМК «Школа России»

Цели деятельности учителя: расширение и углубление знаний об имени прилагательном как части речиЗадачи урокаДидактические:Знать, что такое имя прилагательное как часть речи, его значение и употреблени...

Технологическая карта урока русского языка «Упражнение в распознавании имён прилагательных» 2 класс УМК "Школа России"

Задачи урокаДидактические:Знать, что такое имя прилагательное как часть речи, его значение и употребление в речи; связь имени прилагательного с именем существительным; сравнение как одно из выразитель...

Технологическая карта урока русского языка "Значение и употребление глаголов в речи" (3 класс), УМК "Школа России"

Тип урока: урок общеметодологической направленностиЦель урока: создание условий для формирования представления о том, что такое глагол, о его употребление речи.Задачи урокаДидактические:Закрепить знан...

Технологическая карта по русскому языку УМК "Школа России" 3 класс Тема: «Распознавание глаголов среди однокоренных слов и форм слов»

Цель урока: формирование умения у обучающихся распознавать глаголы среди однокоренных слов и форм.Задачи урокаДидактические:1.Формировать понимание находить глаголы среди однокоренных слов по вопросу ...