урок русского языка "Общее понятие родственных (однокоренных) слов"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Урок открытия нового знания проведен в соответствии с ФГОС НОО 3 класс "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_obshchee_znachenie_rodstvennyh_slov.docx23.99 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: русский язык

Тип урока: изучение нового материала (открытие нового знания).

Тема: Общее понятие родственных (однокоренных) слов

Продолжительность: 1 урок (40 минут)

Класс: 3

Контингент: слабовидящие

Технологии: исследование, здоровьесберегающая, ИКТ, обучение в сотрудничестве.

Практическая реализация:  11.11.2019

Цель урока: познакомить учащихся с двумя признаками родственных (однокоренных) слов.

Задачи:

  • образовательные:

знакомство с понятием родственных слов, развитие умения распознавать родственные слова, опираясь на два признака родственных (однокоренных) слов

  • воспитательные:

формирование умения работать в группе, развитие навыков взаимопомощи, развитие интереса к предмету, формирование любви к русскому языку;

  • коррекционные:

развитие зрительного восприятия, коррекция представлений, развитие речи, внимания, памяти,  мышления, обогащение словарного запаса.

Планируемые результаты:

Предметные: Формирование первоначальных представлений о родственных (однокоренных) словах. Понимание обучающимися того, что родственные слова определяются по двум признакам. Формирование грамотной устной и письменной речи, осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры. Применение орфографических правил, владение умением проверять написанное. Формирование умений анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.

Метапредметные: Овладение способностью ставить и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата. Использование знаково-символических средств представления информации. Активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач.Использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации. Осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

Личностные:  Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном. Формирование уважительного отношения к иному мнению. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Сценарий урока:

  1. Организационный момент.
  • Проверьте свою готовность к уроку: перечислите, что должно лежать на парте. (Дети: На подставке - учебник по русскому языку, тетрадь, дневник, пенал, ручка с черной пастой, зеленой, простой карандаш, линейка)
  • Поднимите руку, кто готов к уроку. Садитесь. Проверьте свою осанку.
  • Начинаем урок русского языка.
  1. Актуализация знаний и мотивация. СЛАЙД 1.

- Посмотрите на доску и прочитайте слова:

Б…рёза, б…резняк, подб…рёзовик 

- Что вы можете сказать о значении каждого слова?

(Берёза – это лиственное дерево,

березняк – это березовый лес,

подберезовик – это гриб, который растет под березой.)

- Какая орфограмма во всех этих словах? (Непроверяемая безударная гласная-Е)

- Ещё раз внимательно посмотрите на эти слова и скажите, что их объединяет? Какие это слова? (это родственные слова, у них общий корень)

- Кто догадался, как звучит тема сегодняшнего урока? (Тема: Корень слова.)

  1. Целеполагание. (Постановка учебной задачи.)

- Как вы думаете, какие цели мы можем поставить на уроке?

(Цели: 1. Повторить правило о корне слова.

2. Тренироваться находить корень в однокоренных словах и выделять его.) СЛАЙД 2.

  1. Открытие нового знания.

- Вернемся, ребята, к 1 слайду. Запишите эти слова в тетрадь. Задание: выделите корень в этих словах. Чтобы выполнить это задание, вы должны вспомнить правило: что такое корень. Кто готов его рассказать? Как выделяем корень?

Где мы можем проверить правильность нашего высказывания?(в учебнике)

- Откройте учебник по закладке, переверните страницу вперед (с.56). Найдите правило и прочитаем его вслух.

- Правы мы были?

- Теперь возьмите зелёную пасту и выделите корень в тех словах, что записаны у вас в тетрадях. Какой корень во всех этих словах? (-берёз-)

- Составьте устно с одним из этих слов, или может быть вы используете два слова из этого ряда.

  1. Гимнастика для глаз.

  1. Первичное закрепление нового материала. Работа с учебником.

- Найдите упр.117. Читаем задание.

- С новой строки запишите любые три пары однокоренных слов, выделите корень.

- Проверяем.

  1. Динамическая пауза.
  2. Работа в парах.
  • Работаем в парах. Положите перед собой карточку.

Задание: В каждой группе слов найдите лишнее слово и подчеркните его. Свой ответ объясните.

В родственных словах выделите корень.

  • Домик, дом, домашний, изба.

  • Лес, лестница, лесок, лесник.

  • Рисовать, рисунок, рис, нарисованный.

  • Нос, носик, носильщик, носатый.

- Прочитайте задание. (Дети: «В каждой группе слов найди лишнее слово и подчеркни его. Свой ответ объясни.»

  • Поднимите руку, кто не понял задание.
  • Проверяем. 1 цепочка слов. (Дети: Лишнее — изба, т.к. значение слова сходное, но нет общего корня. 2 цепочка — лестница. Есть общая часть, но нет общего значения. И т.д.)

  1. Рефлексия.

- Вспомним, какие цели мы ставили вначале урока. (Слайды 4 — 5)

- Какие слова называются родственными?

- Умеем находить родственные слова в ряду других слов?

- Мы достигли поставленных целей?

- Что было самым сложным на уроке?

- Что было интересным?

  • Оцените свою работу на уроке (смайлики)
  • Молодцы!  Уберите смайлики, разберем д\з.
  1. Д\З

- Положите перед собой карточку. Посмотрите внимательно.

1 вариант

2 вариант

Задание: спиши, найди в словах общую одинаковую часть (корень) и выдели его.

Гриб — грибной, хлеб — хлебушек,

домик — домишко, цвет — цветной,

соль — солить, весна — весенний.

Образец: класс — классный, ….

Задание: подбери и запиши к каждому   слову родственные (однокоренные)   слова. Выдели корень.

Свет - …, …., …..

  глаз - …..

  зима - …..

  лес - ….

 Образец: гриб — грибок, грибной,

 грибница, грибник

  • Найдите 1 вариант. Прочитаем задание....
  • Найдите 2 вариант. Прочитаем задание....
  • Вы должны подумать и выбрать для себя только один из этих вариантов. И выполнить его. Поднимите руку, кто не понял, что делать дома?

- Откройте дневник. Какой сегодня день недели? Когда теперь будет урок русского языка?

- Записываем на завтра — вторник, 12 ноября напротив 1 урока С. 56 правило, карточка

- Прочитайте, какое задание вы  записали  в дневнике.

- Спасибо за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка Закрепление изученного. Однокоренные слова Школа России

Урок с презентацией по теме "Закрепление изученного. Однокоренные слова". В презентации использованы кадры из мультфильма "Простоквашино"...

Урок русского языка 2 класс "Однокоренные слова"

В игровой форме учащиеся обобщат знания о родственных словах, корне слова....

Урок русского языка "Наблюдение над однокоренными словами.Определение корня слова". 2 класс.

На этом уроке дается определение корня, однокоренных слов. Проводится наблюдение над однокоренными словами, подбор групп однокоренных слов и выявление признаков, по которым слова являются однокоренным...

Конспек урока по русскому языку. Тема: "Родственные (однокоренные) слова. Корень слов (первое представление)."

Данная разработанная  технологическая карта позволяет учителю легко провести урок, а его учащимся получить первое представление о таких понятиях в русском языке, как "корень слова" , "родственные...

Конспект урока русского языка по теме: Однокоренные слова. Корень слова.

Конспект урока русского языка по теме: Однокоренные слова. Корень слова. УМК "Школа России" 2 класс....

Урок русского языка по теме "Однокоренные слова. Родственные слова. Общая часть родственных слов."

Архив содержит: конспект урока русского языка по теме "Однокоренные слова. Родственные  слова. Общая часть родственных слов.", презентацию, таблицы для схемы, материал для работы в малы...