Правописание приставок
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Сокурова Лаура Александровна

Технологическая карта  "Правописание приставок"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_urok_3.docx26.85 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока  «Правописание слов с приставками»

Предмет

Русский язык

Класс

3

Тип урока

Урок получения новых знаний.

Цель урока

Задачи урока

Познакомить с правописанием приставок

Обучающие:

  • Создать условия для ознакомления с правописанием приставок, оканчивающихся на согласный звук, правописанием приставок, имеющих гласные о и а; способствовать развитию умений выделять в слове приставки, понимать значения, вносимые приставками в слова.
  • Развивающие:
  • Развивать критическое мышление учащихся;

развивать умение ставить проблемные вопросы, выдвигать гипотезы;

развивать умение обобщать полученные данные и делать выводы;

обогащать устную и письменную речь учащихся.

Воспитательные:

  • Воспитывать интерес к языку и слову;

воспитывать чувства товарищества и взаимопонимания.

Технологии, методы, приёмы

Метод решения учебных задач

Основные понятия, термины

Начальная форма глагола, инфинитив

Планируемый результат

Планируемые
результаты
(предметные)

Применяют изученные орфографические правила «Безударные гласные в корне», «Правописание суффиксов»,
находят слова с заданной морфемой; осуществляют звукобуквенный анализ слов, разбирают слова по составу

Личностные
результаты

Проявляют способность к самооценке на основе критерия успешной учебной деятельности; интерес к познанию русского языка

Универсальные учебные действия
(метапредметные)

Познавательные: осуществляют сравнение и классификацию языкового материала по самостоятельно выделенным основаниям, анализируют изучаемые языковые объекты с выделением их существенных и несущественных признаков.

Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную учителем; учитывают правило в планировании способа решения; адекватно оценивают оценку своей работы учителем, товарищами; выполняют действия по намеченному плану и заданиям в учебнике.

Коммуникативные: принимают участие в общей беседе, диалоге; строят коммуникативное высказывание
с учетом поставленной коммуникативной задачи

Основное содержание темы, понятия
и термины

Части слова, суффикс, приставка; орфограмма, правило единообразного написания приставок, разбор слова
по составу

Образовательные
ресурсы

1. Учебник, рабочая тетрадь.

2. Таблица «Правописание приставок»

Технология обучения

Этапы урока

Формы,
методы
методические
приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

осуществляемые
действия

формируемые умения

1

2

3

4

5

I. Мотивирование к учебной
деятельности
(организационный момент)

Фронтальный. Словесный. Слово учителя

Приветствует учащихся.

– Соприкасаемся пальчиком
с соседом по парте и говорим:

«Желаю (большой палец)

успеха (указательный)

большого (средний)

во всем (безымянный)

и везде (мизинец).

Здравствуй (вся ладонь)

– Проверим готовность к уроку

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей
на столе

Л – проявляют готовность к работе на уроке, эмоциональную отзывчивость
на слова учителя

II. Чистописание

Фронтальная, индивидуальная. Практический. Письмо

– Прочитайте пословицу. Объясните ее смысл. Напишите пословицу в тетради.

На доске:

Ум без догадки гроша не стоит

Выполняют письмо
по образцу

Пр. – вырабатывают
каллиграфический почерк

III. Проверка
домашнего
задания

Фронтальная, индивидуальная. Словесный, практи-ческий. Беседа, письмо

– При выполнении домашнего
задания вам наверняка понадо-
бились и ум, и догадка. Давайте
посмотрим, что у вас получилось.

Проверяет правильность выпол-нения домашнего упражнения.

Зачитывают составленные из предло-женных словосочетаний предложения
(упр. 173 в рабочей тетради), указывают

Пр. – применяют изученные орфографические правила «Безударные гласные в корне», «Правописание суффиксов».

 

Несколько работ может быть проверено индивидуально перед уроком или в течение урока

грамматическую
основу. Один ученик

на обратной стороне доски выписывает слова с пропущенными буквами, обозна-чает морфемы

Р – учитывают правило
в планировании и контроле способа решения; адекватно оценивают оценку своей работы учителем,
товарищами.

Л – проявляют способность к самооценке на основе критерия успешной учебной деятельности

IV. Постановка учебной задачи

Фронтальная. Словесный. Слово учителя

– Мы уже поняли, что ум без догадки гроша не стоит. Сейчас
у вас будет возможность еще раз убедиться в правоте этой посло-вицы. Проанализируйте ряд слов и найдите лишнее слово.

На доске: мал_нький, п_дбере-зов_к, горош_к, боч_к, зайч_нок.

– Попробуйте догадаться, о чем предстоит нам разговор сегодня
на уроке?

Слушают учителя, анализируют предложенные для наблюдения слова, находят лишнее слово и объясняют критерий отбора (лишнее слово – «подберезовик», так как в нем есть орфо-грамма в приставке).

Формулируют тему урока и цель учебной деятельности

П – осуществляют сравнение и классификацию языкового материала по само-стоятельно выделенным основаниям.

Р – принимают учебную
задачу, сформулированную учителем; учитывают правило в планировании способа решения.

К – принимают участие
в общей беседе, в диалоге

V. Актуализация знаний

Фронтальная. Словесный.

– Вспомните, что такое при-
ставка.

Слушают задание
учителя. Выразитель-

Пр. – находят слова с заданной морфемой.

 

Беседа

– Прочитайте стихотворение
(учебник, упр. 248). Выполните
задания

но читают стихотво-рение, выделяют приставки

Р – принимают учебную
задачу, сформулированную учителем; учитывают правило в планировании способа решения

VI. Усвоение

новых знаний
и способов действий.

1. Наблюдение над произношением и написанием приставок, оканчивающихся на парный
по глухости-
звонкости согласный звук (учебник, упр. 249)

Коллективная, групповая, индивидуальная. Словесный, практи-ческий. Чтение, беседа, письмо

– Прочитайте пары глаголов
(учебник, упр. 249).

– Запишите глаголы в тетрадях
(по две пары каждому ряду).
Выделите приставки и понаблюдайте над их произношением
и написанием. Попробуйте сделать вывод о написании приставок, оканчивающихся на парный по глухости-звонкости согласный звук.

– Прочитайте, что сказано
об этом в учебнике (с. 128)

Слушают задание
учителя.  Записывают по две пары гла-голов, обозначают приставки и подчеркивают согласные
на конце приставок. Анализируют написание данных приставок и оно не зависит от произношения

Пр. – осуществляют звукобуквенный анализ слов,
разбирают по составу.

П – анализируют изучаемые языковые объекты
с выделением их сущест-венных и несущественных признаков.

Р – выполняют действия по намеченному плану
и заданиям в учебнике

Физкультминутка

Коллективная. Практический

Утром встал гусак на лапки,

Приготовился к зарядке.

Повернулся влево, вправо,

Приседанья сделал справно.

Выполняют движения по тексту под руководством учителя

Л – осуществляют профилактику утомления, активно участвуют в физкульт-минутке

 

Клювиком почистил пух

И опять за парту – плюх!

2. Знакомство
с приставками, имеющими гласные
о и а (учебник, упр. 250)

Коллективная, групповая.

Словесный, практический

– Рассмотрите приставки, пред-
ложенные в упражнении 250.
По какому признаку их объединили в две группы?

– Выберите приставки, с помощью которых можно образовать новые глаголы от данных (глаголы распределяются по рядам).
Самостоятельно запишите новые слова

Анализируют приставки и определяют принцип, по которому они распределены по группам. Образуют все возможные глаголы от данного. Записывают новые слова, выделяют приставки и обозна-чают в них орфо-
граммы

Пр. – осуществляют звукобуквенный анализ слов,
разбирают по составу.

П – осуществляют сравнение и классификацию языкового материала по само-стоятельно выделенным основаниям.

Р – выполняют действия по намеченному плану
и заданиям в учебнике

VII. Закрепление знаний
и способов действий.

1. Работа
по учебнику
(упр. 251)

Групповая. Практический, словесный.
Беседа. Письмо

– Обоснуйте выбор пропущенных гласных в приставках (учебник,
упр. 251).

– Какое значение вносит каждая приставка?

– Объясните написания гласной
в корне слова «в
язать»

Выполняют задание по группам (по рядам). Объясняют,
какие оттенки лексического значения вносят приставки, вспоминают и применяют орфограмму «Проверяемая безударная гласная в корне»

П – анализируют изучаемые языковые объекты
с выделением их сущест-венных и несущественных признаков.

Р – овладевают способами решения учебной задачи; учитывают правило, алгоритм в планировании способа решения

 2. Выполнение упр. 176 в рабочей тетради

Индивидуальная. Практический. Письмо

– Попробуйте самостоятельно
применить полученные знания
и выполните упражнение 176
в рабочей тетради

Самостоятельно выполняют задания
в тетрадях. По просьбе учителя представляют выполненную работу

Пр. – образовывают слова с помощью приставки, осознают значение новых слов.

Р – контролируют процесс и результаты своей деятельности с учебным материалом, вносят необходимые коррективы

3. Работа
по учебнику
(упр. 255)

Групповая. Практический. Письмо

– Внимательно посмотрите
на предложенные в упражнении слова. В каких частях слова вы
видите орфограммы?

– Вспомните орфограммы корня приставок.

– Выполните предложенное задание по группам, опираясь на имеющиеся у вас знания

Вспоминают и про-износят изученные орфографические правила. Записывают
слова по группам:
1-я группа – слова,
в которых надо выбрать букву для корня, 2-я группа – слова,
в которых нужно
сделать выбор буквы для приставки,
3-я – слова, в которых нужно выбрать букву для суффикса. Выполняют разбор прилагательного
по составу

Пр. – находят слова с за-
данной морфемой, приме-няют изученные орфогра-фические правила.

П – анализируют изучаемые языковые объекты
с выделением их сущест-венных и несущественных признаков.

Р – овладевают способами решения учебной задачи; учитывают правило, алгоритм в планировании способа решения.

К – строят коммуникативное высказывание с учетом поставленной коммуникативной задачи

 VIII. Рефлексия учебной
деятельности

на уроке (итог)

Фронтальная.

Словесный.

Беседа

– Какое открытие сделали
на уроке?

– Какой вид работы понравился больше?

– О чем хотели бы узнать подробнее?

Отвечают на во-
просы

Л – открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке

Домашнее
задание
(учебник, упр. 256),

Фронтальная. Словесный. Объяснение учителя

– Дома вам предстоит хорошенько потрудиться, потому что это
домашнее задание контрольное.

Объясняет содержание и способы выполнения домашнего задания. Проверяет соответствующие записи

Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие
записи

Р – принимают учебное
задание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок русского языка. Правописание приставок. Зима в природе. 3 кл.

Данный урок рекомендован для учителей, работающих по программе "Школа Росии". Урок способствует углублению знаний детей о приставках, их роли в словах; развивает речь; воспитывает любовь к предмету и ...

Урок русского языка в 3 классе по программе РО Л.В. Занкова "Правописание приставок ЗА-, НА-, НАД."

Урок русского языка в рамках программы Л.В. Занкова в 3 классе по учебнику А.В. Поляковой. Соответствует т дидактическим принципам развивающего обучения и ФГОС. В уроке можно выделить следующие этапы:...

"Правописание приставок и предлогов"

Урок в 3 классе (система Занкова) "Правописание приставок и предлогов"....

Правописание приставок и предлогов

Презентация по русскому языку для учащихся 2 классов. Подходит к любому УМК. Цель презентации: формировать умение правильно писать и отличать приставки от предлогов....

Проверочная работа по теме "Правописание приставок и предлогов"

Презентация поможет сформировать умение правильно писать и отличать приставки от предлогов....

Конспект интегрированного урока по русскому языку в 3 классе «Правописание приставок. Зима в природе»

Данный конспект подходит для интегрированного урока русского языка в 3 классе...

Конспект урока по русскому языку в 3 классепрограмма "Школа России" "Правописание приставок" (презентация)

На данном уроке формируется умение выделять части слова,обозначать приставки, закрепление знаний о частях речи...