Мнемотехнические приемы работы над словарными словами
материал по русскому языку

Харина Ирина Александровна

Рассматриваются мнемотехнические приемы работы над словарными словами 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mnemotehnika.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

Приемы мнемотехники при изучении словарных слов в начальной школе

По статистике: словарные слова или слова с непроверяемыми гласными составляют 60-70% словарного запаса человека. Орфографическая грамотность – это составная часть общей языковой культуры, залог точности выражения мысли и взаимопонимания. Основы этой грамотности закладываются в начальных классах. Поэтому проблема словарной работы на уроках русского языка в настоящее время является наиболее актуальной.

        Все люди обладают различными видами памяти. У каждого свой способ восприятия и обработки информации. Так, например, одни лучше и быстрее запоминают зрительно, другие – на слух, третьи – при помощи двигательных ощущений.  Мышление учащихся начальных классов носит наглядно-образный характер. В связи с этим у большинства из них соответственно преобладает и образный тип памяти.

        И вот здесь на помощь учителю приходит- мнемотехника- (греч. – искусство запоминания) система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти Слово мнемотехника имеет однокоренное слово – Мнемосина, богиня памяти.

          К.Д.Ушинский писал: “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”.

Из школьных лет отлично помню незатейливые стишки для запоминания отдельных тем и терминов: биссектриса – это крыса, бегающая по углам и делящая угол пополам, медиана – это обезьяна, лазающая по сторонам и делящая стороны пополам.

        Примером использования мнемотехники с древних времен является славянская азбука, название букв которой придумано с целью запоминания: А (аз), Б (буки), В (веди) – я буквы знаю; Г (глагол), Д (добро), Е (есть) – письменность есть добро; Р (рцы), С (слово), Т (твёрдо) – произноси слово твёрдо.

        С ранних лет дети без труда рисуют радугу, вспоминая и используя известное выражение «каждый охотник желает знать, где сидит фазан». Все это и есть приёмы мнемотехники.

Виды мнемотехнических приемов:

Прием графических ассоциаций

        Прием графических ассоциаций очень нравится детям. При запоминании написания словарного слова предлагается сделать рисунок, обозначающий само слово и зашифровать в нем запоминаемую букву. Она может быть большая или маленькая, печатная или письменная, любого шрифта. Если взять, например, слово РАКЕТА, то на картинке должны быть и сама ракета, и буква «А», сам ГОРОХ и буква О.  Так картинка хорошо запоминается и в последствии легко вспоминается. Для запоминания нужно сначала вспомнить картинку, затем определить зашифрованную в ней букву и потом правильно написать словарное слово. Со временем навык сокращается, свертывается и нужное слово само припоминается и пишется правильно.

        

Мнемонические рифмовки.

Хороший результат при запоминании написания словарных слов дают шуточные стихи, вопросы и загадки.

Гуляет АЛЛА ПО АЛЛее –

Две буквы «Л» пиши скорее!

-В каких словах ель «растет»?

Учитель, картофель

-Какие слова любит лягушка?

Москва, квартал, квартира…

Дробь барабана

Слышна издалека.

В слове БАРАБАН

Пиши три буквы «А».

ПАпа И Паша ПАЛЬТО покупали.

ПАпа и ПАша купили ПАльто.

Бабушке с мамой ПАЛЬТО показали,

Бабушка с мамой

Сказали: « Не то»

Метод звуковых (фонетических) ассоциаций предусматривает подбор ассоциаций по схожести звучания.

Обязательное условие – в придуманных словах эта часть не должна вызывать никаких затруднений в написании. Из созвучных слов составляется предложение.

Например, 

Машина - МАШИна у МАШИ.

заПАД – на западе солнце ПАДает;

пАССАжир – пассажир берёт билет в кассе (кАССА);

стАдИон – стАдо дИких зверей на стадионе;

уЛИЦа – на улице встречаю знакомые ЛИЦа;

УЧЕник – УЧЕние для уЧЕника муЧЕние

РЕБята – ребята отгадывают РЕБус;

СОрока – СОрок СОрок воровали горох;

ДЕревня – ДЕдушка живет в ДЕревне;

Метод группировки заключается в том, что запоминание происходит легче, если дети мысленно представляют явления или действия, предметы, которые обозначают слова. Рекомендуется записывать не более 3-5 слов.

Например, работа, сапоги, пальто, машина, завод (папа собрался на работу,

надел сапоги, пальто, сел в машину и поехал на завод); рисунок, сирень, улица (художник на улице рисовал рисунок сирени с натуры).

Игра  «Огород»        На листах записано начало текста, попробуйте его продолжить, но ПРИ  условии: « Слова должны содержать непроверяемую безударную гласную «О».

        Однажды стояла хорошая погода. Девочка взяла лопату и …

Дети запоминают:

           10%  того, что  читают,

        20 %  того, что  слышат,

        30 %  того, что  видят,

          50%  того, что  говорят,

          70%  того, что  видят и слышат,

        90%  того, что  говорят и делают.

 Прием обучения запоминанию слов с помощью мнемотехники активизирует познавательную деятельность ребенка, обеспечивая успех в учебе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы и приемы работы над словарными словами

Методы и приемы работы над словарными словами...

Методы и приемы работы над словарными словами

Формы, методы и приемы работы над словарными словами в начальной школе...

Приемы работы со словарными словами на уроках русского языка .

Эффективные приемы усвоения слов с непроверяемыми орфограммами....

Методы и приемы работы со словарными словами в начальной школе.

Использование данных методов, форм и приемов работы способствует тому, что процесс запоминания словарных слов становится творческой, полезной и развивающей игрой....

Приемы работы со словарными словами на уроках русского языка

Эффективные приемы усвоения слов с непроверяемыми орфограммами. Учащиеся начальных классов должны запомнить большое число слов с непроверяемыми орфограммами. Уже на первых страницах “Букваря” дет...

Приемы работы со словарными словами на уроках русского языка

Эффективные приемы усвоения слов с непроверяемыми орфограммами....

Приемы работы со словарными словами на уроках русского языка в начальной школе

В современной методике словарная работа рассматривается как целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава родного языка. Освоение словарного сост...