Конспект урока русского языка в 3 классе по теме :"Местоимение"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Кашапова Лилия Салиховна

В помощь учителям к урокам русского языка в 3 класее

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_v_3_klasse_mestoimenie.docx37.07 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Местоимение

Тема урока: Личные местоимения. Общее представление.

Цель урока: дать представление о местоимении как части речи; формировать умение распознавать местоимения

Задачи урока:

Образовательные:

развивать умения находить в тексте личные местоимения, определять грамматические значения числа, число личных местоимений;

формировать навыки правильного употребления в речи местоимений

Развивающие: развивать умение работать в парах и группах; развивать память, орфографическую зоркость, мышление, устную и письменную речь;

Воспитательные: формировать положительную мотивацию к обучению.

Ожидаемые результаты: к концу урока дети должны понять, чем местоимение отличается от других частей речи, какие бывают местоимения, как местоимения помогают тексту избежать повторения слов.

                                                   ПЛАН УРОКА

  1. Организационный момент.
  2. Настрой детей на работу.(2 мин)

Здравствуйте, ребята!

Если вы любите наблюдать, исследовать, если цените русский язык и вам нравится учиться - этот урок для вас. Представьте ,что у вас в руках чаша добра и счастья, осторожно перелейте часть доброты другу. Подарите окружающим улыбку. Надеюсь, что хорошее настроение сохранится на протяжении всего урока.

Сегодня мы познакомимся с вами с профессией - корректора

.(ТАБЛИЧКА СО СЛОВОМ)

-Кому знакомо значение этого слова??

Корректор - работник издательства, газеты или типографии, который вносит исправления в тексты.

Учитель: Как вы думаете, какими качествами должен обладать

человек данной профессии?

Дети: Внимательность, аккуратность.

Учитель: Правильно. А также ответственность

Актуализация знаний.

-Не смотря на то, что корректор очень грамотный человек ,ему часто приходится работать со словарями . Поэтому начнем трудовой день со словарной работы и минутки чистописания.

Отрабатываем навыки письма, а писать мы будем под девизом: «Правильно пишу, красиво, чисто, аккуратно».

МккЕппСллТууОввИддМххЕррНггИааЕуу (доска)

Корректор , реклама, издательство, журналист, статья, редактор.

МОЗГОВОЙ ШТУРМ

-Что объединяет эти слова? (имена существительные)

- Это самостоятельная часть речи или служебная? Почему?

-Назовите признаки существительных. Как они изменяются?

-Укажите род у записанных существительных.

- Какие слова я могу употребить вместо них?(он,она,оно,они)

-А как они называются?

- Вот сейчас посмотрите на начало минутки чистописания и прочтите только прописные буквы.

МЕСТОИМЕНИЕ

Как вы думаете, о чём же мы будем говорить на уроке? Ваши предположения

Краткие сведения о местоимении:

Местоимений в русском языке немного, всего – 69, но они встречаются в нашей речи часто и по частоте употребления занимают 3-е почетное место после глаголов и имен существительных. Почему это действительно загадка.

Думаю что, исследовав данную тему, мы узнаем ответ.

4. Стадия осмысления. Новый материал.

– Начнем наше исследование.

 Результаты будем записывать в карточку, которая станет для вас памяткой.

Исследовательская карточка

  1. Местоимение –
  2. Употребляется  вместо….
  3. Местоимения отвечают на вопросы
  4. Не называют предмет, а
  5. Личные местоимения

Задание №1

Молодой журналист издательства написал статью. Редактор дал вам задание исправить текст. Прочитайте и скажите, почему редактор остался недоволен статьей? Как исправить текст , чтобы избежать повторов?

СОВА.

Сова - хищная птица. Сова считается лучшим охотником. У совы мощные когти и чуткие уши. Совы живут по всему свету. Совы обитают в лесах, пустынях, горах.

(Дети читают текст и замечают повтор слова сова)

- Как исправить текст , чтобы избежать повторов?

Заменим существительные  другим словом или другой частью речи.

Запишите исправленные предложения.

– Закончите фразы

Наши предложения состоят из …  (слов).

Каждое слово – это часть… (речи).

Местоимение – слово, значит, оно  тоже является… (частью речи).

– Какой напрашивается вывод? Запишем в карточку.

Исследовательская карточка

  1. Местоимение это часть речи
  2. Употребляется вместо   имен существительных
  3. Местоимения не называют предмет, а
  4. Местоимения отвечают на вопросы
  5. Личные местоимения

Задание №2 Постановка и решение проблемы.

Текст на слайде.

Я уже давно мечтаю о нём. Иногда даже вижу его во сне. Мне кажется, если он будет у меня, я буду лучше учиться. Я буду всех-всех любить, и у меня всегда будет весёлое настроение.

Вопрос: О ком или о чем речь?

Ответ: велосипед, брат…

Вопрос: Почему вы по-разному отвечаете?

Ответ: Слово "он" не называет предмета . УКАЗЫВАЕТ НА предмет.

На какой предмет?

Далее следует продолжение текста:

РИСУНОК Щенка

Далее учитель напоминает, что слово "местоимение" заимствовано из старославянского языка.). В старославянском языке слово "местоимение" образовано из слияния сочетаний слов "вместо" + "имени" с прибавлением суффикса -й( е). В результате фонетических изменений начальное "в" отпало и получилось МЕСТОИМЕНИЕ.

Исследовательская карточка

1.  Местоимение это часть речи

2.Употребляется вместо   имен существительных

  1. Местоимения не называют предмет, а указывает на него
  2. Местоимения отвечают на вопросы
  3. Личные местоимения

   

Часто в газетах мы встречаем рубрику « Мы и природа»

Предлагаю вам такую  ФИЗМИНУТКУ

– Хлопнуть в ладоши, если услышите местоимения.

Если я сорву цветок,

Если ты сорвёшь цветок,

Если он, и я, и ты –

Если мы сорвём цветы,

То окажутся пусты

И деревья, и кусты.

И не будет красоты,

И не будет доброты,

Если только я и ты –

Если мы сорвём цветы.

Главная мысль стихотворения? (беречь природу)

Задание № 3

А на какие вопросы будут отвечать местоимения,  заменяющие существительные ? Запишем в исследовательскую карточку.

Исследовательская карточка

  1. Местоимение – это часть речи
  2. Употребляется вместо  имен существительных
  3. Не называет предмет, а указывает на предметы
  4. Местоимения отвечают на вопросы Кто? Что?
  5. Личные местоимения

Задание № 4.

Ответьте на мои вопросы.

-Что вы любите делать в свободное время? Что ты любишь? (обращение к ученице)

- Какое слово вы употребили, назвав себя?  Я

- Что мы изготовили  на  последнем  уроке  технологии?  МЫ

- Составьте  любой вопрос, адресуя его своему однокласснику. ТЫ

- А если бы вы обратились ко мне с вопросом, то, какое слово использовали? ВЫ

Запишите те слова, которые мы назвали.

Задание №5.

Моя загадка-стихотворение –

Про местоимения...

Утром –

Так заведено –

Разомкнешь ресницы,

И к тебе идет ОНО

Розовой жар-птицей...

А стемнеет - ОН придет.

Тоненький, смущенный,

Он на цыпочках войдет долькою лимонной.

Срок прошел - плывет ОНА

В пелене тумана,

Круглолица и грустна,

Будто Несмеяна...

- Кто же ОН, ОНО, ОНА? (Месяц, солнце и луна)

Запишите их.

Прочитайте все  местоимения, которые мы назвали.

Эти местоимения называют личными.

Я И МЫ,ТЫ И ВЫ,

ОН, ОНА, ОНО,ОНИ,
ВСЕ СЛОВА ОТЛИЧНЫЕ ,

ВАЖНЫЕ И ЛИЧНЫЕ,

ЭТО,БЕЗ СОМНЕНИЯ ВСЕ- МЕСТОИМЕНИЯ.

Все собравшиеся здесь местоимения  указывают на лицо. Местоимение Я- на лицо говорящего, Ты – на того, с кем говорят,

ОН – на того, кто не участвует в разговоре,

Мы Вы Они – соответственно о нескольких лицах.

- Если о лицах, тогда и назвали их личными.

Какие личные местоимения мы узнали?

Запишем в исследовательскую карточку

Исследовательская карточка

  1.       Местоимение – это часть речи
  2. Употребляются вместо имен существительных
  3. Не называют предмет, а указывает на предметы
  4. Местоимения отвечают на вопросы Кто? Что?
  5. Личные местоимения    я, ты, мы, вы, он, она, оно, они.

Задание № 6. Самостоятельная работа.

В редакции получены телеграммы. Для экономии в них пропущены местоимения.  Ваша задача  - расшифровать телеграммы, вставляя нужные местоимения.

  1. …. нарисую дом.
  2. А  …..что будешь рисовать?
  3. Кого……ждёте?
  4. Почему …….улетают?
  5. Куда …..идёшь?
  6. Завтра …..пойдем в библиотеку.

Закрепление материала.

  1. В каком местоимении два звука, а буква одна?
  2. Какое местоимение одинаково читается слева направо  и справа налево?
  3. Какие два местоимения встречаются на русских дорогах?
  4. К какому местоимению нужно подставить слог ЛО, чтобы получилось средство для умывания?
  5. Какую букву и за какое местоимение нужно запрятать, чтобы получилось название животного?

Стадия рефлексии 

ВЫ справились с заданиями.

– Предлагаю обобщить наше исследование.

– Что узнали о местоимении?

- Как называются местоимения с которыми мы работали?

-Назовите  личные местоимения ед.числа

- Назовите  личные местоимения мн.числа

- У каких местоимений можно определить род?

– В чем загадка местоимения как части речи?

Предлагаю выполнить тест и проверить свои знания..

1.Местоимение – это

А) часть слова    б) часть речи       в) член предложения

2. Выбери верное утверждение

А) местоимение обозначает предмет

Б) местоимение указывает на предмет

В) местоимение называет предмет

 3. Укажи местоимение, которым можно заменить существительное солнце

 а)  она      б)  оно      в)  они       г) он

4. Укажи сточку, в которой все местоимения множественного числа

 а)  она, они, мы      б)  они, вы, мы      в)  оно, я, вы        г) вы, мы, ты

5.Сосчитай количество местоимений:

Как, без, он, у, я, ты, от, мы, до, вы, про, они.

а)  4     б) 5    в)  6     г)  7                        

– Мне очень понравилось с вами работать, ребята. Вы были активны, внимательны, старались и помогали мне, были настоящими корректорами, исследователями.  Самое главное вы работали дружно. Мне бы хотелось, что бы в нашей жизни чаще звучало слово МЫ.

Одному или одной

трудно справиться с бедой,

Слово мы сильней,чем я.

Мы –семья и мы –друзья.

Домашнее задание ): продолжить  работу корректора, выполняя упражнение  и  выучить правила по памятке..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка (план-конспект) урока. Предмет: русский язык. Класс: 1 Тема урока: Письмо слов со строчными буквами б, д.

Разработка (план-конспект) урока. Предмет:русский язык.Класс:1Учитель:Цветкова И.Ю.Тема урока:Письмо слов со строчными буквами б, д....

РАЗРАБОТКА УРОКА Предмет: русский язык Класс: 2 Тема: Корень слова. Однокоренные слова.

РАЗРАБОТКА УРОКАучителя начальных классов МОУ гимназии № 35 г. о. Тольятти Цветковой Ирины Юрьевны.Предмет: русский языкКласс: 2Тема: Корень слова. Однокоренные слова. ...

Предмет: русский язык Класс – 4 Тема: Повторение изученного материала по теме «Глагол»

Предмет: русский языкКласс – 4Тема: Повторение изученного материала по теме «Глагол»Планируемые результаты: предметные и метапредметные (УУД), на формирование которых направлена работа на данном уроке...

Технологическая карта урока русского языка Класс: 3 Тема: «Проверяемые парные по звонкости-глухости согласные в корне слова»

Актуальность проекта               Федеральный государственный образовательный стандарт предъявляет новые требования в структуре с...

Предмет: русский язык Класс: 2 Тема урока: Учимся писать разделительный твёрдый знак.

Урок русского языка построен в соответствии с технологией деятельностного метода обучения, с применением поисковых методов обучения и приемов, с использованием разных форм организации деятельности (фр...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Класс: 4 Тема урока «Именительный, родительный и винительный падежи одушевлённых имён существительных»

Тип урока: открытия нового знания Цель урока: формирование представления у обучающихся о правописании окончаний у одушевлённых именах существительных в именительном, родительном и винительном падежахЗ...

Конспект открытого урока для родителей. Предмет: Русский язык. Класс: 4. Тема: Имя существительное.

Учитель ставит цель: обобщить и систематизировать знания детей о части речи – имени существительном.Создать условия для реализации целей:Предметные:- обобщение знаний учащихся о постоянных и неп...