Конспект урока по русскому языку 3 класс УМК "Школа России"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Лаврикова Ольга Олеговна

Урок - открытия нового знания. Знакомство с родом имён прилагательных.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt-_russkiy_yazyk.docx212.13 КБ

Предварительный просмотр:

Лаврикова Ольга Олеговна

Класс: 3

Предмет: русский язык

УМК «Школа России»

Учебник: «Русский язык 3 класс» (в 2-х частях) В. П. Канакина, В. Г. Горецкий, Москва: «Просвещение» 2013 г.

Тема: «Род имени прилагательного»

Тип урока: открытие новых знаний

Цель урока: знакомство с родом имени прилагательного.

Форма организации учебной деятельности: парная, групповая, индивидуальная, фронтальная.

Планируемые результаты:

Личностные умения

Метапредметные умения

Предметные умения

Проявлять интерес к изучению

тем русского языка;

Осознавать собственные

достижения при изучении новой

темы;

Получить возможность развития

личностных качеств в процессе

общения (внимание к

собеседнику, терпение,

уважение)

Познавательные: развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; строить речевое высказывание в устной форме; проводить сравнение и классификацию слов; делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию. Коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению при работе в паре и группе; учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству; высказывать свои мысли в устной форме. Регулятивные: осуществлять контроль по результату и способу действия; планирование; целеполагание.

Научиться определять род имени прилагательного; выделять окончание имен прилагательных; умение согласовывать имя прилагательное с именем существительным.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые умения

Организационный этап

Здравствуйте, ребята!

Прозвенел звонок веселый.

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать,

И друг другу помогать. Проверьте готовность к уроку. На столе у вас должны лежать: учебник, тетрадь, пенал.

Дети встают, приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку.

Регулятивные: контроль, саморегуляция. Личностные: умение организовывать себя на уроке

Минутка

чистописания

Откройте тетради, пропустите 2 строчки и запишите: число, классная работа.

- Сегодня у нас на уроке присутствует всем нам известный гость, отгадайте, как его зовут?

Уверенный в себе, хоть неумейка,

И от природы он большой зазнайка,

А ну-ка угадать его сумей-ка,

Известен всем под именем …

Незнайка забыл, как правильно соединять буквы при письме, давайте ему напомним, возьмите в руки ручку, посмотрите на доску и пропишите в тетради сочетания букв каллиграфическим почерком:   

ая  яя  ое  ее  ый  ий  ой      

Записывают число, классная работа.

Отвечают: Незнайка.

Прописывают каллиграфическим почерком сочетания букв.

Личностные: проявлять старательность и аккуратность. Коммуникативные: умение слушать других.

Актуализация

прежних знаний

На уроке мы с Вами будем не одни, а с Незнайкой. Он тоже хочет присутствовать у нас на занятии.

Давайте вспомним, какую часть речи мы изучали на прошлом уроке и расскажем об этом Незнайке.

Что обозначает имя прилагательное?

На какие вопросы отвечает?

С какой частью речи имя прилагательное в предложении связано по смыслу?

Какую роль выполняют имена прилагательные в тексте?

Отвечают на вопросы учителя:

Имя прилагательное.

Обозначает признак предмета.

Отвечающая на вопросы какой?/какая?/какое?/какие?

 С именем существительным.

Делают текст ярким, выразительным, точным.

Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания.

Коммуникативные: построение речевых высказываний, умение слушать и вступать в диалог.

Открытие нового знания

Посмотрите на доску. На доске написано:

Город (какой?) родн…

Село (какое?) родн…

Деревня (какая?) родн…

Какую часть слова нужно дописать?

Допишите окончания имен прилагательных.

Почему разные окончания?

А от чего это зависит?

Молодцы, правильно! На окончание имени прилагательного влияет род имени существительного.

Какая же тема нашего сегодняшнего урока?

Какая цель урока?

Посмотрите на доску. Сравните окончания у прилагательных с одним и тем же вопросом.

Лес (какой?) молодой.

Роща (какая?) молодая.

Дерево (какое?) молодое.

Дождь (какой?) весенний.

Погода (какая?) весенняя

Утро (какое?) весеннее

Человек (какой?) добрый

Что вы заметили?

Какие окончания мы выделим у прилагательных мужского рода?

А у женского рода?

И у среднего рода?

Давайте обратимся к учебнику на странице 72 и проверим наши открытия.

Незнайка не понял, как определять род имен прилагательных. Давайте же ему поможем и составим алгоритм определение рода имен прилагательных (учитель записывает на доске этапы, а дети в тетрадях). На примере предложения: «Трусливый заяц убегает от волка.»

Найдите прилагательное в этом предложении?

С каким существительным связано имя прилагательное?

Какой вопрос можно задать от имени существительного к имени прилагательному?

Определите род имени существительного.

Если имя существительное мужского рода, то какого рода будет имя прилагательное?

Выделите окончание имени прилагательного.

Памятка для Незнайки:

1-Определи с каким именем существительным связано имя прилагательное.

2-Поставь вопрос от имени существительного к имени прилагательному.

3-Определи род имени существительного.

4-По роду имени существительного определи род имени прилагательного.

-Молодцы, ребята! Теперь Незнайка вместе с нами умеет определять род имен прилагательных.

Окончание

Дописывают окончания в тетрадях.

Потому что задают разные вопросы к имени прилагательному.

От рода имени существительного, от которого задается вопрос. Все имена существительные представлены разного рода.

Род имени прилагательного.

Научиться определять род имени прилагательного.

У прилагательных с одним и тем же родом разные окончания

-ий; -ой; -ый

-ая; -яя.

-ое; -ее.

Открывают учебник, читают правило.

Прописывают алгоритм в тетрадях.

-Трусливый.

-Заяц.

- Заяц (какой?) трусливый

М.р.

- тоже м.р.

Выделяют окончание.

Познавательные: структурирование знаний; анализ; сравнение, доказательство. Коммуникативные: слушать и отвечать на вопросы; формулировать свои собственные мысли; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации. Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; высказывать свое предположение на основе учебного материала.

Физкультминутка

Если вы услышите имя прилагательное м.р. – присядьте, ж.р. – похлопайте в ладоши, ср.р. – поднимите руки. Хмурый, озорная, смешной, красное, светлая, плохой, осенняя, дождливая, живой, мягкое, голубой.

Выполняют задание.

Регулятивные: осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на слова учителя.

Закрепление

Используя алгоритм, определи род имён прилагательных, спиши и выдели окончания.

Серое (_____) облако, большой (_____) гараж, дежурный (_____) ученик, поздний (_____) завтрак, железная (_____) дверь, белый (_____) сахар, холодный (_____) апрель, весенняя (_____) прохлада, деревенская (_____) улица, русский (_____) язык.

Раздели имена прилагательные на три столбика (м.р.; ср.р.; ж.р.): темный, тихая, зимнее, высокая, легкое, дремучий, древний, желтая, цветное.

После того, как все выполнили, поменяйтесь тетрадью с соседом и выполните проверку.

Задание на карточке по группам: вместо точек вставьте прилагательные в нужной форме. Образец: это интересный фильм.

Это … молоко.

Это … сыр.

Это … мясо.

Это … каша.

Это … урок.

Это … погода.

Слова для вставки: первый; сырое; прекрасная; сладкая; вкусное; сливочный. Найдите словарные слова.

Выполните в парах упражнение 128 на стр. 74.

Выполняют задание. После выполнения по очереди читают словосочетания и называют род. Другие ребята поднимают зеленую карточку, если согласны с ответом; если не согласны – красную.

Выполняют задание.

Обмениваются тетрадями и выполняют проверку.

Выполняют задание в группах.

-мОлОко, пОгода.

Задание в парах.

Коммуникативные: умение работать в группах, парах; умение договариваться, приходить к совместному решению. Регулятивные: контроль, оценка. Личностные: чувство коллективизма.

Познавательные: анализ, классификация.

Подведение

итогов, рефлексия

- Достигли ли мы цели урока?

Пришла пора прощаться с нашим гостем.

Но Незнайка хочет убедиться, что урок многому вас научил.

- Итак, расскажем Незнайке, что же мы сегодня узнали?

Домашнее задание: выучить правило на стр. 72. Упражнение 129.

Если сегодняшний урок понравился, все было понятно – поднимите солнышко; если возникли трудности, нужно еще что-то объяснить – поднимите тучку.

Да.

Род имени прилагательного совпадает с родом имени существительного, от которого оно зависит.

Записывают домашнее задание.

Оценивают, анализируют.

Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других. Регулятивные: соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его. Личностные: способность к самооценке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку УМК Школа России, проведённого в 3 классе на тему : Общее представление о правописании слов с орфограммами в значимых частях слова.

Планируемые результаты: ученики научаться находить в словах орфограммы, подбирать проверочные слова; объяснять написание слов с орфограммами; группировать слова по типу орфограмм; работать с орфографи...

Конспект урока по русскому языку, УМК "Школа России", 2 класс, тема: Проверка знаний по теме глагол

Цели деятельности учителя: закрепление знаний по теме «Глагол».Планируемые  результаты:Предметные:знать, что частица НЕ с глаголами пишется раздельно;уметь видеть глаголы в тексте;уме...

Конспект урока по русскому языку, УМК "Школа России", 2 класс, тема: Имя прилагательное

Цели деятельности учителя:  формирование представлений  об имени прилагательном как части речи;Способствовать ознакомлению с основными признаками имен прилагательных.Планируемые  ...

Конспект урока по русскому языку, УМК "Школа России", 2 класс, тема: Связь имени прил. с именем сущ.

Цели деятельности учителя: формирование представлений со смысловым значением имен прилагательных; установление связи имени прилагательного с именем существительным.Планируемые  результаты:Предмет...

Конспект урока по русскому языку, УМК "Школа России", 2 класс, тема: Прил. близкие и противоположные по значению

Цели деятельности учителя: формирование у учащихся представления о прилагательных-синонимах и прилагательных-антонимах и их роли в речи.Планируемые  результаты:Предметные:знать правила прав...