Сочинение по картине Игоря Эммануиловича Грабаря “Февральская Лазурь” 2 класс
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Из опыта работы. Письмо сочинения по картине И.Э. Грабаря "Февральская лазурь". Предварительно велась подготовка по рассматриванию, отбору материала по картине, далее письмо сочинения. На уроке проведена беседа по содержанию, структурный анализ текста, языковой, работа с предложениями - "связками."

Скачать:


Предварительный просмотр:

Работа по рассматриванию и отбору материала по картине И. Э. Грабаря «Февральская лазурь» велась в течение 3-х недель.

С 0 Ч И Н Е Н И Е

по картине Игоря Эммануиловича Грабаря “Февральская Лазурь”

2 класс

Цель: 

- обучать детей умению читать картину,

- формировать умение строить речь в определенной композиционной форме,

- систематизировать  (располагать) отобранный материал в нужной последовательности в соответствии с главной мыслью и типом речи,

-  учить умениям использовать языковые средства в соответствии с типом речи текста,

- составлять план к сочинению,

- использовать яркие образные слова для более точной передачи мыслей и красочного описания зимнего пейзажа.

-  развивать культуру речи и чувств, образное мышление, творческую активность, любовь к природе,  

Ход урока

  1. Сообщение темы урока, определение целей

                                                                                             Слайд № 1

К сегодняшнему уроку мы достаточно долго готовились. Рассматривая картину, подбирали материал к сочинению по картине “Февральская лазурь» известного русского художника  портретиста и живописца  И. Э.Грабаря

                                                                                                      Слайд № 2

-  Какую мы определим главную цель урока?  (будем учиться читать (описывать) картину, понимать идейный замысел художника, будем систематизировать (располагать) отобранный материал к сочинению в нужной последовательности)

- Что нам нужно для этого?

- Главные задачи урока?  (использовать яркие образные слова для более точной передачи мыслей и красочного описания зимнего пейзажа, использовать языковые средства в соответствии с типом речи текста, составлять предложения в определенной композиционной форме, составлять план к сочинению, любить красоту русской природы).

2.  Вступительное слово учителя

Русская зима воспета в стихах, песнях, в музыке русских композиторов. На полотнах живописцев изображены картины родной природы, зимние пейзажи.

- Что такое пейзаж? (рисунок, картина, изображающая природу)

- Какие картины И.Э. Грабаря вы уже рассматривали?                   

                                                                                                       Слайд № 3-4

Главным его призванием – была живопись.  И.  Грабарь учился в Петербургской академии художеств, одно время его учил И.Е. Репин. До революции Грабарь был директором Третьяковской галереи. Сейчас картины художника хранятся в Москве в Третьяковской галерее и в Русском музее в Санкт-Петербурге.

Перед вами фантастическая картина, лучшая работа И.Э. Грабаря.

                                                                                                          Слайд № 5

Сегодня мы готовимся к написанию сочинения по этой картине, конечно, мы должны её читать, понимать замысел художника.

  1. Беседа по содержанию картины.

— Ван нравится эта картина?

— Почему эту картину мы рассматриваем именно сейчас?

— Что больше всего вас привлекает в этой картине?  Березы? Снег? Небо? Краски художника?

— Почему картина называется “Февральская Лазурь”?

— Что означает слово — лазурь?  (Иногда говорят — лазоревые небеса )

А в картине Грабаря, какое небо? (Лазурь — это светло—синяя или голубая краска.)

-   Еще, какие краски?

Какие предложения вы подобрали о переходящих тонах неба? (учащиеся зачитывают свои предложения).

На доске: Небо голубое светло-лазоревое, ясное, чистое.

— Когда бывает такое небо?

— Что еще помогает понять‚ что день солнечный?

— Что можно сказать о лучах солнца? (Зачитывание предложений учащихся)

— А ствол березы и веточки изображены чисто белыми?  (нет)

-  Почему? 

(они разноцветные, желтые, красноватые, оранжево—голубоватые, так как солнце на них как бы играет)

- Ребята, распространите предложение

                                                                                                        Слайд № 6

Солнечные лучи___что делают?_____(освещают)  верхушки берез, _____как?___( ярко) играют по веточкам деревьев ____какими?______ (разноцветными)  огоньками.

— Какие еще синонимы можно подобрать действию лучей?

— Как солнце играет на снегу и, какие от этого краски приобретает снег? (зачитывание)

— От чего розоватый оттенок? Голубоватый? Темно—синий?

На доске:

Снег в феврале обретает краски. В солнечный день то золотисто—розовый, то голубой, то густо—синий в тени, переливается звездами.

Обретает?  Переливается?  Синонимы?  

 на доске:

Снег: переливается, обретает краски, искрится, сверкает.

— На что похож снег?

на доске:

Похож на хрустящий сахар, серебристо—розовый порошок, кораллового и сапфирового цвета, с рубиновым отливом.

— Ребята, как по- вашему, день холодный или теплый? Как это определить?

— А какими красками написал бы художник этот пейзаж, если бы хотел показать вьюгу (стужу)? (Серыми, синими).

Учитель:

Это холодные краски.  А солнечные краски — теплые.  А в картине   И.Э. Грабаря сочетаются теплые и холодные краски, вот почему мы и догадались, какой чудесный солнечный день изобразил художник.

  1. Первый план.                                                                          Слайд № 7

— А сейчас скажите, кто же на первом плане? Главная героиня?

— Береза молодая или старая? (уже старая, потому что она искривленная, огромная, у нее          толстый ствол, много веток).

на доске:

Береза: искривленная, огромная, белоствольная, могучая  красавица.

(Зачитывание предложений о берёзе)

— А на втором плане, какие березы? (Одна старая и много молодых).

На доске:

Березки — из лоскутков, платочков, очаровательные, сказочные, нарядные

— А по веточкам можно понять, где старая береза, где молодые? 

(Нет, они сплелись между собой, сквозь ветки проглядывает синее небо, кажется до него очень далеко).

— давайте закроем нижнюю часть картины.

— Что напоминает узор веток, сплетение белого на синем фоне? (Кружево, морозный узор на окне).

Да, действительно кружево.   Оказывается, дерево бывает красиво не только летом, одетое в густую нарядную листву, но и зимой, когда его ветви как бы купаются в морозном воздухе. А вот, чтобы зримо увеличить высоту березы и показать кружево веток на фоне синего неба  И.Э Грабарь даже вырыл в снегу траншею, чтоб он смотрел на дерево снизу вверх. Когда в картине много неба, то горизонт получается низкий.

— Почему березки очаровывают своей красотой? Как? (Зачитайте).

                                                                                                           Слайд № 7

Неподвижно стоят березки.  Их стволы пестреют, как лоскутки на фоне лазоревого неба, а невидимые макушки берёз купаются в розоватых, голубоватых, золотистых волнах солнечных лучей.

— В чем необычность, очарование?

— Скажите, дети, а на линии горизонта в глубине картины, какие деревья? Почему они маленькие? 

 Это рощица  молодых  березок.   Предметы вдали кажутся маленькими.  Художник, как бы отодвинул рощу, чтобы она не мешала видеть березу на первом плане.

Учитель:

Да, такую могучую красавицу березу не так легко найти. Она растет на просторе,  и художник нас приглашает полюбоваться ее великолепием.

— А почему именно березу выбрал художник?                      Слайд № 8

 Она - королева.  Это наше самое любимое, красивое, нарядное  дерево.

Сам И.Э. Грабарь вот что говорит о русской берёзке: «Что может быть прекраснее берёзы, единственного в природе дерева, ствол которого ослепительно бел… Фантастическое, сверхъестественное дерево – сказка!  Я страстно полюбил русскую берёзу и долго почти одну ее только и писал»

— С каким чувством ассоциируется березка? (С чувством Родины)

— Ваше отношение к картине, настроение от увиденного, чувства.

Картина: очаровывает, околдовывает,  вдохновляет.

— Как можно продолжить?

                                                                                                 

                                                                                                              Слайд № 9

1. Картина И. Э. Грабаря раскрывает …

2. У меня эта картина вызывает…

3. Светлые краски помогают художнику передать…

4. Картина И.Э. Грабаря понравилась своей таинственностью…

5. Эта картина меня …

6. Художник раскрывает фантастическую…

7. Какая радостная картина, она несёт…

  1. Структурный анализ

-  Что нужно, чтобы приступить к написанию сочинения.  (План).

— Какие части должны соблюдать? (Вступление, основная часть, концовка)

Какой тип речи будет у нашего сочинения? (Описание)

— Достаньте памятку, зачитывание пунктов типа речи.

— Тема нашего сочинения?  Февральская лазурь.  (Описание февральского морозного утра).

— Главное, о чем будете писать, что описывать?

Как красива русская береза в февральской лазури в ясное солнечное утро!

- Что будем описывать во вступлении? Основной части? Концовке?

План                                                                                                      Слайд № 10

  1. Вступление.

Изображение радостного зимнего утра

(утро, небо, солнце, его лучи, тени на снегу).

II. Основная часть.

  1. Описание берёзы, её ствола, веточек.
  2. Сочетание красок под действием солнца, мазки, штрихи.
  3. Сказочность берёзок.

III. Концовка.

Мое отношение к картине, настроение от увиденного, прелесть, красота картины, чувства.

  1. Посмотрите на план, обозначьте цифрами предложения,  которые подходят к пунктам плана, составьте, если необходимо,  используя подсказки.
  2. Вам предлагается работа в паре отобрать предложения для вступления и концовки, они будут вашими  (мостиками) связками к началу и концовке.

1. Картина И. Э. Грабаря рассказывает о красоте русской берёзы февральским утром. 

2. У меня эта картина вызывает…

3.На картине И. Э. Грабаря «Февральская лазурь» изображено морозное февральское утро.

4. На картине И. Э. Грабарь изобразил зимний пейзаж.

5. Какая радостная картина, она несёт прекрасное настроение.

6. И.Э. Грабарь изобразил на картине праздник лазурного неба, жемчужных берёз.

7. Картина И.Э. Грабаря понравилась своей таинственностью…

8. И. Э. Грабарь в картине  «Февральская лазурь» передаёт впечатление от радостного зимнего дня, наполненного ожиданием светлого пробуждения весны.

9. И.Э. Грабарь – певец русской природы.

Работа в паре

  1.  Работа с предложениями-связками (на столах предложения, надо определить к какой части оно подойдет)

Снег лучит, искрится.

Белые стволы берёз светятся, иней на ветках играет в голубом просторе.

Все пространство картины наполнено переливами сияющего радужного света, исходящего от лазурного неба.

Цвета на картине перекликаются между собой.

Художник раскрыл фантастическую красоту русской природы.

На картине столько света, что слепит глаза.

Березки на лазоревом фоне выделяются, как красавицы, а сверху – красные косыночки.

  1. Орфографическая работа была частично по ходу беседы.  Повторить отдельные слова о небе, солнце, лучах, березках
  2.  Запись сочинения.

Приложения

(для учащихся)

Связки

Снег лучит, искрится.

Белые стволы берёз светятся, иней на ветках играет в голубом просторе.

Все пространство картины наполнено переливами сияющего радужного света, исходящего от лазурного неба.

Цвета на картине перекликаются между собой.

Художник раскрыл фантастическую красоту русской природы.

На картине столько света, что слепит глаза.

Березки на лазоревом фоне выделяются, как красавицы, а сверху – красные косыночки.

______________________________________________________________

Начало. Концовка.

  1. Картина И. Э. Грабаря рассказывает о красоте русской берёзы февральским утром.
  2. У меня эта картина вызывает…
  3. На картине И. Э. Грабаря «Февральская лазурь» изображено морозное февральское утро.
  4. На картине И. Э. Грабарь изобразил зимний пейзаж.
  5.  Какая радостная картина, она несёт прекрасное настроение!
  6. И.Э. Грабарь изобразил на картине праздник лазурного неба, жемчужных берёз.
  7. Картина И.Э. Грабаря понравилась своей таинственностью…
  8. И. Э. Грабарь в картине  «Февральская лазурь» передаёт впечатление от радостного зимнего дня, наполненного ожиданием светлого пробуждения весны.
  9.   И.Э. Грабарь – певец русской природы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сочинение по картине Игоря Эммануиловича Грабаря "Февральская лазурь".

Люблю березу русскую, То светлую, то грустную, В беленом сарафанчике, С платочками в карманчиках, С красивыми застежками, С зелеными сережками. Люблю ее нарядную, То ясную, кипучую, То грустну...

Сочинение по картине И.Э. Грабаря "Февральская лазурь". 3 класс. Презентация

В презентации подобран материал, который поможет учителю провести урок по развитию речи учащихся на основе восприятия произведения И.Э. Грабаря "Февральская лазурь"...

СОЧИНЕНИЕ ПО КАРТИНЕ ИГОРЬ ЭММАНУИЛОВИЧ ГРАБАРЬ «ФЕВРАЛЬСКАЯ ЛАЗУРЬ» 4 КЛАСС «ШКОЛА РОССИИ»

СОЧИНЕНИЕ ПО КАРТИНЕ ИГОРЬ ЭММАНУИЛОВИЧ ГРАБАРЬ «ФЕВРАЛЬСКАЯ ЛАЗУРЬ» 4 КЛАСС «ШКОЛА РОССИИ»...

Презентация к уроку русского языка в 4 классе "Сочинение по картине И. Э. Грабаря "Февральская лазурь"

Презентация к уроку русского языка содержит краткую биографическую справку о художнике.Работа по вопросам по репродукции картины помогают ученикам лучше понять замысел художника. В презентации также с...

Презентация к уроку русского языка в 4 классе для подготовки написания сочинения по картине И. Э. Грабаря "Февральская лазурь".

В данной презентации подобран необходимый материал для обсуждения картины И. Э. Грабаря "Февральская лазурь".  Указаны этапы составления плана с использованием опорных слов....

Презентация к уроку по картине Игоря Эммануиловича Грабаря “Февральская Лазурь”

Презентация раскрывает последовательность работы к уроку по картине И.Э. Грабаря "Февральская лазурь", завершающий слайд - план написания сочинения....