Сочинение по картине Игоря Эммануиловича Грабаря "Февральская лазурь".
методическая разработка по русскому языку (3 класс) на тему

Абдрахманова Айгуль Маратовна

Люблю березу русскую,
То светлую, то грустную,
В беленом сарафанчике,
С платочками в карманчиках,
С красивыми застежками,
С зелеными сережками.
Люблю ее нарядную,
То ясную, кипучую,
То грустную, плакучую.
Люблю березу русскую.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fevralskaya_lazur_urok.doc52.5 КБ
Microsoft Office document icon prilozhenie_k_fevralskoy_lazuri.doc28 КБ
Office presentation icon fevralskaya_lazur_2.ppt1.35 МБ

Предварительный просмотр:

 Сочинение по картине Игоря Эммануиловича Грабаря

«Февральская лазурь».

 Урок  русского языка в 3 классе с использованием ИКТ

Цели урока:

1. Познакомить с творчеством Игоря Эммануиловича Грабаря.

2. Формировать умения “читать, исследовать” картину, понимать идейный замысел художника.

3. Способствовать развитию творческого воображения и литературной речи учащихся.

4. Обогащать словарный запас учащихся, развивать представления о холодных и тёплых тонах картины.

5. Воспитывать в детях чувство любви к отчизне, природе.

Оборудование: мультимедийный проектор, слайды с репродукциями картин художника И.Грабаря “Неприбранный стол”, “Февральская лазурь”, музыка П.И.Чайковского “Времена года” (“Февраль”), песня «Берёза» в исполнении группы «Любе».

Ход урока

I. Организационный момент

1. Звучит песня «Берёза» в исполнении группы «Любэ».

2. Учитель читает стихотворение А. Прокофьева «Люблю березу русскую».
Люблю березу русскую,
То светлую, то грустную,
В беленом сарафанчике,
С платочками в карманчиках,
С красивыми застежками,
С зелеными сережками.
Люблю ее нарядную,
То ясную, кипучую,
То грустную, плакучую.
Люблю березу русскую.

II. Сообщение темы урока

- Сегодня нам предстоит написать сочинение.

- Кто из вас догадался, о чём оно будет?

- О берёзе.

- Верно. Сегодня мы напишем сочинение по картине Игоря Эммануиловича Грабаря.

(Портрет художника. 1слайд).

III. Подготовительная беседа

- Игорь Эммануилович Грабарь увлекался рисованием с раннего детства. После окончания лицея он поступил учиться в Петербургский университет на юридический факультет. Позже он закончил Петербургскую академию художеств. Он был архитектором (специалист по проектированию и строению зданий), замечательным реставратором (специалист по восстановлению обветшалых или разрушенных памятников старины).

В начале ХХ века он был директором Третьяковской галереи в Москве, а затем в Русском музее города Санкт - Петербурга.

Наиболее известные его работы “Неприбранный стол”, “Февральская лазурь”. (2, 3 слайд).

- Он был выдающимся портретистом и пейзажистом.

- Что означает слово “портретист”?

- Художник, создающий портреты.

- Что означает слово пейзаж?

- Пейзаж – рисунок, картина, на которой изображена природа.

-  Пейзажист – художник, рисующий пейзажи.

- Игорь Эммануилович Грабарь всегда искренне и правдиво изображал русскую природу.

IV. Знакомство с картиной

-Отгадайте загадку.

Ветви белой краской разукрашу
Брошу серебро на крышу вашу.
Тёплые весной придут ветра
И меня прогонят со двора.

- Какое это время года?

(Зима).

- А какой месяц зимы нас интересует, вы узнаете, отгадав ещё одну загадку.

Снег мешками валит с неба,
С дом стоят сугробы снега.
То бураны и метели
На деревню налетели
По ночам мороз силён,
Днём метели слышен звон.
День прибавился заметно.
Ну, так что за месяц это?
(Февраль).

- А какой сейчас идёт месяц?

- Каким мы увидели этот месяц?

- Cнежным, морозным, ветряным.

- В старину этот месяц называли ветродуй.

- Как вы думаете, почему его так называли?

- В этом месяце очень часто дуют сильные ветра.

- В старину февраль называли лютый, Вьюговой и Снежень из-за частых метелей и морозов. Иногда называли его Бокогреем. А за то, что он между зимой и весной, называли его Меженем. Днём в феврале часто бывает ярко, солнечно, но холодно, потому что солнце светит, но не греет.

- Именно февральские краски природы стали для Игоря Грабаря волнующими и привлекательными.

V. История создания картины

- Рассмотрите картину под музыку Петра Ильича Чайковского “Времена года” (“Февраль”).

- Игорь Грабарь говорил: “Что может быть прекраснее березы, единственного в природе дерева, ствол которого ослепительно бел, тогда как все остальные деревья на свете имеют темные стволы. Фантастическое, сверхъестественное дерево, дерево-сказка. Я страстно полюбил русскую березу и долго почти одну только ее и писал”.

- Писал свою “Февральскую лазурь” Игорь Эммануилович Грабарь в конце зимы – начале весны 1904 года, когда гостил у друзей в Подмосковье. Во время одной из своих обычных утренних прогулок он был поражен праздником пробуждающейся весны, очень живо рассказывал историю создания этого полотна.

4 слайд.

- “Я стоял около дивного экземпляра березы. Заглядевшись на нее, я уронил палку и нагнулся, чтобы ее поднять. Когда я взглянул на верхушку березы снизу, с поверхности снега, я обомлел от открывшегося передо мной зрелища фантастической красоты: какие-то перезвоны и перекликания всех цветов радуги, объединенные голубой эмалью неба». Неудивительно, что художнику страстно захотелось передать «хоть десятую долю этой красоты».

- Художник быстро вернулся домой за холстом, а потом в один сеанс с натуры набросал эскиз будущей картины. На следующий день, взяв другой холст, он стал писать с того же места картину “Февральская лазурь”.

- Над этой картиной Игорь Эммануилович Грабарь работал на открытом воздухе, в глубокой траншее, которую он специально вырыл в снегу. Художник  писал “Февральскую лазурь” с зонтиком, окрашенным в голубой цвет, и холст поставил лицевой стороной к синеве неба, чтобы передать всю силу цвета».

- Игорь Эммануилович Грабарь писал этот пейзаж не смешивая красок, нанося мазки плотным слоем. Именно такие мазки показали величину стволов деревьев, и узоры ветвей, и бугорки снега.

VI. Беседа по содержанию картины.

-Объясните значение слова лазурь. 

- Это светло-синий цвет, голубая или светло-зелёная краска с сиреневатым оттенком.

- Посмотрите внимательно на небо на картине Грабаря.

- Когда такое небо бывает в природе?

- В феврале или марте в ясный, морозный, солнечный день.

- Что помогает нам понять, что день изображён солнечный?

- Сверкают стволы берёз.  На них видны отблески солнца. Снег блестит.

Падают тени от берёз.

- Какие строки из стихотворения А.Пушкина вам вспоминаются?

Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце снег лежит.

- Рассмотрите берёзы, как они расположены?

- На переднем плане старая берёза, вдали расположены её подружки, молодые берёзки.

- Какой день изобразил художник – тёплый или холодный?

- Тёплый, уже пригревает солнышко.

- Какими бы тонами изобразил художник стужу?

- Белыми, серыми, синими тонами.

- Такие тона называют холодными.

- А на картине преобладают тёплые тона - солнечные.

- Игорь Эммануилович Грабарь вот такими словами описывал своё любимое время года (на доске): “Настали чудесные солнечные февральские дни. В природе творилось нечто необычное. Казалось, что она праздновала какой-то небывалый праздник лазоревого неба, жемчужных берёз, коралловых веток и сапфировых теней на сиреневом снегу”.

- Какие слова помогают увидеть февральский день?

Лазоревый – голубой, или светло-зелёный.

Жемчужный – чисто-белый с блеском.

Коралловый – светло-красный.

Сапфировый – синий, голубой.

- Изображено ли всё это на картине?

- А как выглядит берёза на переднем плане?

- Она уже старая, потому что искривлённая, огромная, у неё толстый ствол, много веток.

- Впереди красуется старшая берёза, она наряднее всех остальных деревьев. Её ствол розово-сиреневый, а верхушка желтоватая.

- А на заднем плане, какие берёзы?

- Там одна старая берёза и много молодых.

- Молоденькие берёзки стоят по кругу, как прекрасные девушки, которые водят хоровод.

- Что вам напоминают сплетённые ветви молодых и старой берёз, усыпанных снегом?

- Красивый, морозный узор на окне, кружево.

- А почему именно берёзу выбрал художник?

 - Символ русской зимы.

Чтение стихотворения С.Есенина “Белая берёза под моим окном...” (Читает ученик)

С.Есенин увиденное описал словами, а И. Грабарь – красками.

VII. Словарная работа. Подбор опорных слов для написания сочинения. Орфографическая работа.

- Давайте подумаем, какие слова и словосочетания будем использовать при написании сочинения.

- Какие существительные, прилагательные, глаголы подойдут к слову:

День – морозный, солнечный, ясный.
Небо – голубое, бирюзовое, лазурное, чистое, высокое, прозрачное, безоблачное.
Воздух – чистый, морозный, прозрачный, бодрящий, жжёт, колется.
Снег – белый, голубой, пушистый, чистый, блестит, сверкает, переливается огнями, шёлковым ковром, великолепным ковром.
Берёза – красавица, большая, красивая, нарядная, огромная, могучая, гордая.

VIII. Составление плана.

- Из каких частей состоит сочинение?

I. Вступление.

И.Э.Грабарь – певец русской природы.

II. Основная часть.

Описание картины:

а) на переднем плане

б) на заднем плане

III. Заключение.

Впечатление, произведённое картиной.

IX. Написание сочинения. Редактирование. Анализ сочинений.

X .Итог урока.

- Сегодня вы писали сочинение по картине И.Грабаря “Февральская лазурь”. С этой картиной вы встретитесь и в старших классах.

XI. Домашнее задание

- Творчески оформить сочинение (с рисунками берёз, в компьютерном варианте).



Предварительный просмотр:

I. Вступление.

Игорь Эммануилович Грабарь – певец русской природы.

портретист  

пейзажист

II. Основная часть.

Описание картины:

а) на переднем плане

б) на заднем плане

День – морозный, солнечный, ясный.
Небо – голубое, бирюзовое, лазурное, чистое, высокое, прозрачное, безоблачное.
Воздух – чистый, морозный, прозрачный, бодрящий, жжёт, колется.
Снег – белый, голубой, пушистый, чистый, блестит, сверкает, переливается огнями, шёлковым ковром, великолепным ковром.
Берёза – красавица, большая, красивая, нарядная, огромная, могучая, гордая.

III. Заключение.

Впечатление, произведённое картиной.

Словарь настроений.

волшебное                                       таинственное

восторженное                                  торжественное      

грустное                                           тоскливое

загадочное                                       хвалебное    

ликующее                                        хмурое

мечтательное                                  тревожное

спокойное                                       печальное


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок русского языка в 3 классе с использованием ИКТ

Слайд 2

1. Познакомить с творчеством И. Э. Грабаря. 2. Формировать умения «читать, исследовать» картину, понимать идейный замысел художника. 3. Способствовать развитию творческого воображения и литературной речи учащихся. 4. Обогащать словарный запас учащихся, развивать представления о холодных и тёплых тонах картины. 5. Воспитывать в детях чувство любви к отчизне, природе.

Слайд 3

Игорь Эммануилович Грабарь

Слайд 6

«Когда я однажды взглянул на верхушку берёзы снизу, с поверхности снега, я обомлел от открывшегося передо мной зрелища фантастической красоты: какие – то перезвоны и перекликания всех цветов радуги, объединённых голубой эмалью неба». И. Грабарь