Сочинение по картине Н.Грабаря "Февральская лазурь"
план-конспект урока русского языка (3 класс) по теме
Урок развития речи, можно использовать по любым УМК.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sochinenie_po_kartine_n.grabarya._fevralskaya_lazur.docx | 17.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Сочинение по картине Н.Э. Грабаря «Февральская лазурь»
Цели:
1. Формирование умения составлять художественное описание при роды с элементами оценки изображения действительности.
2. Совершенствование умения использовать изобразительные сред ства языка для описания образов, созданных художником.
Задачи:
1. Познакомить учащихся с творчеством И.Э. Грабаря.
2. Способствовать развитию творческого воображения учащихся, ра звитию чувств и эмоций детей.
3. Учить воспринимать авторское видение мира, его позицию посред ством проникновения в мир художественных образов.
4. Учить детей «читать» картину, описывать предметы, осмысливать и понимать ее содержание.
5. Развивать пространственное мышление.
6. Дать представление о холодных и теплых тонах картины.
7. Учить выражать словами свои впечатления, представления.
8. Формировать умение строить текст в определенной композицион ной форме.
9. Формировать умение отбирать речевые средства, работать с анто нимами, синонимами.
Сопутствующие орфографические темы:
1. Правописание безударных гласных и звонких и глухих согласных в корне слова.
2. Правописание безударных падежных окончаний имен существительных.
3. Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных.
Ключевые слова: художник, пейзаж.
ХОД УРОКА I. Беседа по содержанию картины
Учитель знакомит детей с репродукцией картины на слайде. В качестве музыкального сопровождения можно использовать цикл П.И. Чайковского «Време на года» («Февраль»).
— Картина называется «Февральская лазурь». Почему художник выбрал это название?
— Как вы понимаете слово лазурь? (Это цвет: светло-синяя, голу бая или светло-зеленая краска с сиреневатым оттенком.)
— Когда можно увидеть небо такого цвета? (Такое небо бывает в феврале и марте в яркий солнечный день.)
— А какое небо на картине Грабаря? (На картине лазоревое небо. Видно, художнику оно так понравилось, что он ввел в название карти ны слово, обозначающее краску — лазурь.)
— Что нам помогает понять, что день, изображенный на картине, — солнечный? (Сверкают стволы берез. На них тоже отблески солнца.)
— Какими красками нарисованы ствол березы и веточки? Можно ли сказать, что они чисто белые? (Нет, они с желтым, красноватым, оранжево-коричневым оттенками, потому что солнышко на них как бы играет.)
— Какой день показал художник — холодный или теплый? (На опушке лежит снег. Это зима, день должен быть холодный. Но уже пригревает солнышко. Так бывает ближе к весне, значит, день не мо розный.).
— А какими красками написал бы художник этот пейзаж, если бы хо тел показать стужу? (Он бы использовал серые и синие, темные краски.)
Учитель объясняет школьникам, что такие цвета называются хо лодными. В картине преобладал бы холодный тон. А солнечные кра ски называются теплыми. На картине И.Э. Грабаря «Февральская ла зурь» сочетаются теплые и холодные тона, вот почему можно сделать вывод, что художник изобразил чудесный солнечный день. Худож ник очень любил в природе такие чудесные февральские деньки, ког да небо чистое, лазорево-ясное. Вот как он это описывал: «Настали чудесные солнечные февральские дни. В природе творилось нечто необычное. Казалось, что она праздновала какой-то небывалый праз дник лазоревого неба, жемчужных берез, коралловых веток и сапфи ровых теней на сиреневом снегу».
— Подберите словосочетания (существительные с прилагательны ми), описывающие краски февральского солнечного дня. (См. Словарь цветов и их оттенков.) (Это лазоревое небо, жемчужные березы, корал ловые ветки, сапфировые тени, сиреневый снег.)
— Можно ли все это увидеть на картине? (Художник все, что ви дел и чувствовал в природе, показал на своей картине. Он называл эти дни праздником: природа нарядилась в жемчуга, кораллы, сапфиры.)
— Какую березу изобразил художник на первом плане — молодую или старую? (Береза уже старая, потому что она искривленная, огромная, у нее толстый ствол, много веток.)
— А на втором плане какие березы? (Там одна старая береза и много молодых.)
— По веткам деревьев можно понять, где молодая, а где старая бе реза? (Нет, они сплелись между собой. Сквозь ветки проглядывает си нее небо. Кажется, что до него очень далеко.)
— Что напоминает узор веток, сплетение белого на синем фоне, если закрыть нижнюю часть картины? (Морозный узор на стекле. Кружево.)
— Оказывается, дерево бывает красиво не только летом, одетое в нарядную густую листву, но и зимой, когда его ветви как бы купают ся в прозрачном морозном воздухе.
— А какие деревья в глубине картины, на заднем плане, почему они такие маленькие? Почему художник поместил их так далеко? (Это рощица молодых березок. Они маленькие, потому что все пред меты вдали всегда кажутся меньше. Художник как бы отодвинул ро щу, чтобы она не мешала нам видеть березу.)
— Да, такую могучую красавицу березу не так легко найти. Она растет на просторе, и художник приглашает нас полюбоваться ее ве ликолепием. Давайте попробуем ее описать. Какие слова и выраже ния нам помогут? (Коралловые, серебристый иней, розоватые блики солнца, могучая, гордая, сиреневые тени на снегу.)
На основе этих выражений ребята строят предложения, описыва ют словами красоту березы.
— А почему именно березу выбрал художник? (Она как королева, как царица в своем необыкновенном наряде. Это наше самое любимей красивое, нарядное дерево. О березе сложено много песен и стихов, береза — символ нашей Родины.).
Учитель просит учащихся закрыть глаза и представить себе какие-нибудь картины природы. Под музыку П.И. Чайковского он читает наизусть стихотворение С.А. Есенина «Белая береза под моим окном...».
После прочтения стихотворения учащиеся делятся своими впечатлениями, описывают картины природы, которые родились в их воображении. Затем делают вывод о том, что художник И.Э. Грабярь и поэт С.А. Есенин видели похожие картины, но один описал увиденное словами, другой красками. Такое сопоставление помогает глубже понять произведение художника.
Далее следует рассказ учителя о художнике И. Э. Грабаре.
II. Составление плана и устная работа
Учащиеся самостоятельно составляют план описания картины. По нему учащиеся создают небольшие мини-описания, некоторые из них рассказывают в классе, обмениваются мнениями, дополняют свои рассказы, редактируют. Затем идет запись всего рассказа.
III. Написание сочинения и его проверка
Учитель просит еще раз подумать над последовательностью расположения частей письменной работы. После этого учащиеся пишут сочинение.
— Проверьте, удалось ли вам передать красоту февральского сол нечного дня?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сочинение по картине Игоря Эммануиловича Грабаря "Февральская лазурь".
Люблю березу русскую, То светлую, то грустную, В беленом сарафанчике, С платочками в карманчиках, С красивыми застежками, С зелеными сережками. Люблю ее нарядную, То ясную, кипучую, То грустну...
Сочинение по картине Грабаря Февральская лазурь 2 кл
Очень трудная тема и без наглядности никак. Предлагаю презентацию к уроку развития речи....
Сочинение по картине Э.Грабаря "Февральская лазурь"
Презентация к уроку русского языка по теме "Сочинение по картине Э. Грабаря "Февральская лазурь"...
Из сочинений по картине И.Э.Грабаря "Февральская лазурь"
Урок развития речи. Творческие работы учащихся по картине И.Э.Грабаря "Февральская лазурь"...
Сочинение по картине И.Э. Грабаря "Февральская лазурь". 3 класс. Презентация
В презентации подобран материал, который поможет учителю провести урок по развитию речи учащихся на основе восприятия произведения И.Э. Грабаря "Февральская лазурь"...
СОЧИНЕНИЕ ПО КАРТИНЕ ИГОРЬ ЭММАНУИЛОВИЧ ГРАБАРЬ «ФЕВРАЛЬСКАЯ ЛАЗУРЬ» 4 КЛАСС «ШКОЛА РОССИИ»
СОЧИНЕНИЕ ПО КАРТИНЕ ИГОРЬ ЭММАНУИЛОВИЧ ГРАБАРЬ «ФЕВРАЛЬСКАЯ ЛАЗУРЬ» 4 КЛАСС «ШКОЛА РОССИИ»...
Презентация к уроку русского языка по теме "Сочинение по картине Грабаря "Февральская лазурь".
Презентация содержит репродукцию картины, материал для подготовки к сочинению - план сочинения, работу над лексикой....