Рабочая программа по родному(русскому языку)
рабочая программа по русскому языку (4 класс)

Марфенко Анна Ивановна

Цель рабочей программы: формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания. Развитие диалогической и монологической устной и письменной речи на родном языке, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности на родном языке.

Задачи:

1.Воспитание ценностного отношения к родному языку как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа, формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

2.Обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;

3.Формирование первоначальных научных знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоение основных единиц и грамматических категорий родного языка, формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной родной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;

4.Овладение первоначальными умениями ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, формирование базовых навыков выбора адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативных задач;

5.Владение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pz_rod_rus_yaz.docx32.79 КБ
Файл ktp_rod_rus_yaz.docx18.16 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Родной (русский) язык» для 4 класса разработана на   основе    нормативных документов:

1. Федерального закона от 29.12.2012 года № 273 -ФЗ « Об образовании в РФ»;

 2. Федерального  государственного образовательного  стандарта начального  общего образования,  утверждённого  Приказом Министерства образования и науки  Российской Федерации  от 6.10.2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие ФГОС НОО»;

«О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки РФ от 6.10.2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие ФГОС НОО»: приказ Минобрнауки России от 29 декабря 2014 г. № 1643 и приказ от 31 декабря 2015 г. № 1576;

3. Приказа Министерства просвещения Российской Федерации  от 28.12.2018 г № 345 « О федеральном перечне учебников,  рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального, общего,  среднего общего образования»;                                                                                      

4. Примерной программы начального общего образования по  родному (русскому) языку 1–4 классы. Авторы: О. М. Александрова, М. И. Кузнецова, Л. В. Петленко и др. М.: Просвещение, 2019 г.  

5. Образовательной программы начального общего образования МОУ-СОШ с. Полековское Марксовского района;

6. Учебного плана начального общего образования  МОУ – СОШ    с.Полековское  на 2021– 2022 учебный год;

7. Положения о рабочей программе педагога МОУ-СОШ с.Полековское Марксовского района, утвержденного приказом № 80 от 28.08.2019 г.

.

Цель рабочей программы: формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания. Развитие диалогической и монологической устной и письменной речи на родном языке, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности на родном языке.

Задачи:

1.Воспитание ценностного отношения к родному языку как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа, формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

2.Обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;

3.Формирование первоначальных научных знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоение основных единиц и грамматических категорий родного языка, формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной родной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;

4.Овладение первоначальными умениями ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, формирование базовых навыков выбора адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативных задач;

5.Владение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

Общая характеристика учебного предмета

     Русский язык –государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения, основа формирования гражданской идентичности в поликультурном обществе. Русский язык является родным языком русского народа, основой его духовной культуры. Он формирует и объединяет нацию, связывает поколения, обеспечивает преемственность и постоянное обновление национальной культуры. Изучение русского языка и владение им –могучее средство приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, основной канал социализации личности, приобщения её к культурно-историческому опыту человечества. Родной язык, выполняя свои базовые функции общения и выражения мысли, обеспечивает межличностное и социальное взаимодействие людей, участвует в формировании сознания, самосознания и мировоззрения личности, является важнейшим средством хранения и передачи информации, культурных традиций и истории народа, говорящего на нём. Высокий уровень владения родным языком определяет способность аналитически мыслить, успешность в овладении способами интеллектуальной деятельности, умениями убедительно выражать свои мысли и точно понимать мысли других людей, извлекать и анализировать информацию из различных текстов, ориентироваться в ключевых проблемах современной жизни и в мире духовно-нравственных ценностей. Как средство познания действительности русский родной язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Обучение родному языку (русскому) совершенствует нравственную и коммуникативную культуру ученика. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами, имеет особый статус: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Он влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в дальнейшем способствует овладению будущей профессией. Содержание курса «Родной язык (русский)» направлено на удовлетворение потребности обучающихся в изучении родного языка как инструмента познания национальной культуры и самореализации в ней. Учебный предмет «Родной язык (русский)» не ущемляет права тех обучающихся, кто изучает иные (не русский) родные языки. Поэтому учебное время, отведённое на изучение данной дисциплины, не может рассматриваться как время для углублённого изучения основного курса «Русский язык».

В содержании курса «Родной язык (русский)» предусматривается расширение сведений, имеющих отношение не к внутреннему системному устройству языка, а к вопросам реализации языковой системы в речи‚ внешней стороне существования языка: к многообразным связям русского языка с цивилизацией и культурой, государством и обществом. Программа учебного предмета отражает социокультурный контекст существования русского языка, в частности, те языковые аспекты, которые обнаруживают прямую, непосредственную культурно-историческую обусловленность. Важнейшими задачами курса являются приобщение обучающихся к фактам русской языковой истории в связи с историей русского народа, формирование преставлений школьников о сходстве и различиях русского и других языков в контексте богатства и своеобразия языков, национальных традиций и культур народов России и мира; расширение представлений о русской языковой картине мира, о национальном языке как базе общезначимых нравственно-интеллектуальных ценностей, поведенческих стереотипов и т.п., что способствует воспитанию патриотического чувства, гражданственности, национального самосознания и уважения к языкам и культурам других народов нашей страны и мира. Программой предусматривается расширение и углубление межпредметного взаимодействия в обучении русскому родному языку не только в филологических образовательных областях, но и во всём комплексе изучаемых дисциплин естественнонаучного и гуманитарного циклов.

Описание места учебного предмета в учебном плане

В соответствии с учебным планом на изучение родного (русского) языка в 4 классе отводится 17 часов ( 1 час в неделю, 17 учебных недель).

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Родной (русский) язык».

Личностные результаты изучения учебного предмета «Родной (русский) язык»должны быть ориентированы на формирование:

уважения и ценностного отношения к своей Родине –России; понимания своей этнокультурной и общенациональной (российской) принадлежности, сопричастности настоящему и будущему своей страны и родного края; уважения к другим народам (патриотическое воспитание);

способности к проявлению взаимопомощи, конструктивному общению, к совместной деятельности со взрослыми и сверстниками; о нравственно-этических нормах поведения и межличностных отношений;

проявления доброжелательности, толерантности, неприятия любых форм поведения, направленного на причинение физического, и морального вреда другим людям (духовно-нравственное воспитание);

позитивного опыта творческой деятельности, интереса обучающихся к произведениям искусства и литературы, построенным на принципах нравственности и гуманизма уважительного отношения и интереса к культурным традициям и народному творчеству своего и других народов (эстетическое воспитание);

понимания важности научных знаний для жизни человека и развития общества; познавательных интересов, позитивного опыта познавательной деятельности, умения самостоятельно организовывать самостоятельное познание окружающего мира (формирование первоначальных представлений о научной картине мира).

 Метапредметные результаты освоения учебного предмета «Родной язык» должны отражать:

1)овладение познавательными универсальными учебными действиями:

использовать наблюдения для получения информации об особенностях изучаемого объекта;

проводить по предложенному плану опыт (небольшое несложное исследование) по установлению особенностей объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;

формулировать выводы по результатам проведенного наблюдения, опыта;

устанавливать основания для сравнения; формулировать выводы по его результатам;

объединять части объекта (объекты) по определенному признаку;

определять существенный признак для классификации; классифицировать несложные объекты;

использовать знаково-символические средства для представления информации и создания несложных моделей изучаемых объектов;

осознанно использовать базовые межпредметные понятия и термины, отражающие связи и отношения между объектами, явлениями, процессами окружающего мира (в рамках изученного).

2)овладение умениями работать с информацией:

выбирать источник для получения информации (учебник, цифровые электронные средства, справочник, Интернет);

анализировать текстовую, изобразительную, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;

использовать схемы, таблицы для представления информации;

подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления;

соблюдать правила информационной безопасности в ситуациях повседневной жизни и при работе в сети Интернет.

3)овладение регулятивными учебными действиями:

понимать учебную задачу, сохранять ее в процессе учебной деятельности;

планировать способы решения учебной задачи, намечать операции, с помощью которых можно получить результат; выстраивать последовательность выбранных операций;

контролировать и оценивать результаты и процесс деятельности;

оценивать различные способы достижения результата, определять наиболее эффективные из них;

устанавливать причины успеха/неудач деятельности; корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.

4)овладение коммуникативными универсальными учебными действиями:

осуществлять смысловое чтение текстов различного вида, жанра, стиля –определять тему, главную мысль, назначение текста (в пределах изученного);

использовать языковые средства, соответствующие учебной познавательной задаче, ситуации повседневного общения;

участвовать в диалоге, соблюдать правила ведения диалога (слушать собеседника, признавать возможность существования разных точек зрения, корректно и аргументировано высказывать свое мнение);

осознанно строить в соответствии с поставленной задачей речевое высказывание; составлять устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование) на темы, доступные младшему школьнику;

готовить небольшие публичные выступления;соблюдать правила межличностного общения с использованием персональных электронных устройств.

5) овладение умениями участвовать в совместной деятельности:

понимать и принимать цель совместной деятельности; обсуждать и согласовывать способы достижения общего результата;

распределять роли в совместной деятельности, проявлять готовность руководить и выполнять поручения;

осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, оценивать свой вклад в общее дело;

проявлять готовность толерантно разрешать конфликты. Предметные результаты изучения учебного предмета «Родной (русский) язык»должны быть ориентированы у обучающихся на применение знаний, умений и навыков в элементарных учебных ситуациях и реальных жизненных условиях и отражать сформированность языковой компетенции и обеспечить:

1) осознание роли языка как основного средства человеческого общения и как явления национальной культуры: понимать роль языка как основного средства человеческого общения; осознавать язык как одну из главных духовно-нравственных ценностей народа; понимать значение родного языка для освоения и укрепления культуры и традиций своего народа; понимать необходимость овладения родным языком; проявлять познавательный интерес к родному языку и желание его изучать;

2) формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства Российской Федерации, о месте родного языка среди других языков народов России: понимать, что родной край есть часть России, составлять высказывания о малой Родине, приводить примеры традиций и обычаев, объединяющих народы России; составлять небольшие рассказы о взаимосвязях языков, культур и истории народов России; осознавать роль родного языка как носителя народной культуры, средства её познания, освоения морально-этических норм, принятых в российском обществе; понимать эстетическую ценность родного языка, стремиться к овладению выразительными средствами, свойственными родному языку;

3) освоение первоначальных знаний о родном языке как системе, о его нормах, специфике, закономерностях его функционирования: владеть основными орфоэпическими и лексическими нормами родного языка; применять на практике правила словообразования и словоизменения, построения словосочетаний и предложений (простых и сложных);

4) формирование и развитие видов речевой деятельности на родном языке (слушание (аудирование), говорение, чтение, письмо): слушание (аудирование) и говорение: понимать на слух речь, звучащую из различных источников (учитель, одноклассники, телевизионные и радиопередачи и др.); определять тему и главную мысль прослушанного высказывания (текста); различать на слух интонации звучащей речи (радость, удивление, грусть, сочувствие и др.); участвовать в диалогах на бытовые, учебные

темы,обсуждатьпоставленныевопросы,прослушанныевысказывания5) формулировать вопросы, отвечать на вопросы в соответствии с темой диалога; применять в диалогической речи формулы речевого этикета, правила речевого поведения в различных учебных и жизненных ситуациях (понимать цель общения, проявлять желание слушать собеседников, учитывать мнение участников); решать учебные задачи с использованием активного и потенциального словарного запаса; рассказывать устно о себе (внешность, интересы, любимые занятия), о своей семье (традиции, совместные занятия); описывать предмет (название, качества, назначение); уместно употреблять в устной речи пословицы, поговорки родного народа, использовать изобразительные и выразительные средства родного языка (эпитеты, сравнения, олицетворения); составлять небольшие высказывания для публичного выступления с использованием небольших презентаций; чтение и письмо: читать вслух небольшие тексты разного вида (фольклорный, художественный, научно-познавательный, справочный) в индивидуальном темпе, позволяющем понять содержание и смысл прочитанного; составлять план текста (с помощью и самостоятельно); пересказывать текст в соответствии с учебной задачей (подробно и кратко); стихи на родном языке; списывать текст и выписывать из него слова, словосочетания, предложения в соответствии с решаемой учебной задачей; строить связные высказывания в письменной форме на различные темы; выполнять небольшие творческие задания (дополнение и распространение предложения текста/изложения.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.

Ценность добра–осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).

Ценность общения–понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе –это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

Ценность красоты и гармонии–осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.

Ценность истины–осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.

Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.

Ценность труда и творчества–осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.

Ценность гражданственности и патриотизма–осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Ценность человечества–осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков.

Содержание тем учебного предмета

Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее

Слова, связанные с качествами и чувствами людей (например, добросердечный, доброжелательный, благодарный, бескорыстный); слова, связанные с обучением. Слова, называющие родственные отношения (например, матушка, батюшка, братец, сестрица, мачеха, падчерица). Пословицы, поговорки и фразеологизмы, возникновение которых связано с качествами, чувствами людей, с учением, с родственными отношениями (например, от корки до корки, вся семья вместе, так и душа на месте и т.д.). Сравнение с пословицами и поговорками других народов. Сравнение фразеологизмов из разных языков, имеющих общий смысл, но различную образную форму. Русские традиционные эпитеты: уточнение значений, наблюдение за использованием в произведениях фольклора и художественной литературы. Лексика, заимствованная русским языком из языков народов России и мира. Русские слова в языках других народов.  Проектные задания: «Откуда это слово появилось в русском языке» (приобретение опыта поиска информации о происхождении слов); «Сравнение толкований слов в словаре В.И. Даля и современном толковом словаре»; «Русские слова в языках других народов».

Раздел 2. Язык в действии

Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи). Трудные случаи образования формы 1 лица единственного числа настоящего и будущего времени глаголов (на пропедевтическом уровне). Наблюдение за синонимией синтаксических конструкций на уровне словосочетаний и предложений (на пропедевтическом уровне). История возникновения и функции знаков препинания (в рамках изученного). Совершенствование навыков правильного пунктуационного оформления текста.

Раздел 3. Секреты речи и текста

Правила ведения диалога: корректные и некорректные вопросы.  Информативная функция заголовков. Типы заголовков.  Составление плана текста, не разделенного на абзацы. Информационная переработка прослушанного или прочитанного текста: пересказ с изменением лица. Создание текста как результата собственной исследовательской деятельности.  Оценивание устных и письменных речевых высказываний с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления. Редактирование предложенных и собственных текстов с целью совершенствования их содержания и формы; сопоставление чернового и отредактированного текстов. Практический опыт использования учебных словарей в процессе редактирования текста.  Синонимия речевых формул (на практическом уровне).

Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

Настоящая Рабочая программа ориентирована на использование учебника:

1.Учебник: Александрова О. М., Вербицкая Л. А., Богданов С. И., Казакова Е. И., Кузнецова М. И., Петленко Л. В., Романова В. Ю. Русский родной язык. 4 класс .–М.: Просвещение. 2018 г.

Технические средства обучения, учебно - практическое оборудование:

Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц;

Дидактический материал

Карточки для проведения самостоятельных работ по всем темам курса.

Карточки для проведения контрольных работ.

Карточки для индивидуального опроса учащихся по всем темам курса.

Тесты.

•Комплект таблиц по русскому языку для 1-4 классов.

•Словари по русскому языку: толковый, словарь фразеологизмов, орфографический, морфемный и словообразовательный словари.

Репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы.

Интернет-ресурсы:

1.Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. –Режим доступа : http://school-collection.edu.ru

2.Справочно-информационный интернет-портал «Русский язык». –Режим доступа : http:// www.gramota.ru

3.Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). –Режим доступа : http://nsc. 1september.ru/urok

4.Презентации уроков «Начальная школа». –Режим доступа : http://nachalka.info|abo. 2018 г.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

  • приобщение учащихся к фактам русской языковой истории в связи с историей русского народа,
  • формирование преставлений школьников о сходстве и различиях русского и других языков в контексте богатства и своеобразия языков, национальных традиций и культур народов России и мира;
  • расширение представлений о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него – к родной культуре; воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов России; овладение культурой межнационального общения;
  • формирование первоначальных представлений о национальной специфике языковых единиц русского языка (прежде всего лексических и фразеологических единиц с национально-культурной семантикой), об основных нормах русского литературного языка и русском речевом этикете;
  • совершенствование умений наблюдать за функционированием языковых единиц, анализировать и классифицировать их, оценивать их с точки зрения особенностей картины мира, отражённой в языке;
  • совершенствование умений работать с текстом, осуществлять элементарный информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
  • совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих владение русским литературным языком в разных ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи; развитие потребности к речевому самосовершенствованию;
  • приобретение практического опыта исследовательской работы по русскому языку, воспитание самостоятельности в приобретении знаний.



Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование по родному (русскому) языку в 4 классе

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Характеристика деятельности учащихся

Дата проведения

план

факт

1

Слова, связанные с качествами и чувствами людей

1

Работают со словами, связанными с качествами и чувствами людей (например, добросердечный, доброжелательный, благодарный, бескорыстный), с  пословицами, поговорками и фразеологизмами, возникновение которых связано с качествами, чувствами людей. Сравнивают с пословицами и поговорками других народов.

2

Слова, называющие родственные отношения

1

Работают со словами, называющих родственные отношения (например, матушка, батюшка, братец, сестрица, мачеха, падчерица), с  пословицами, поговорками и фразеологизмами, возникновение которых связано с родственными отношениями (например, вся семья вместе, так и душа на месте).

3

Пословицы, поговорки и фразеологизмы. Сравнение фразеологизмов из разных языков, имеющих общий смысл, но различную образную форму

1

Работают с  пословицами, поговорками и фразеологизмами, возникновение которых связано с обучением (например, от корки до корки). Сравнивают с пословицами и поговорками других народов.

4

Русские традиционные эпитеты

1

Знакомятся с русскими традиционными эпитетами: уточнение значений, наблюдение за использованием в произведениях фольклора и художественной литературы. Распознают русские традиционные сказочные образы, эпитеты и сравнения в произведениях устного народного творчества и произведениях детской художественной литературы; уместность их употребления в речи. Используют собственный словарный запас для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения.

5-6

Лексика, заимствованная русским языком из языков народов России и мира. Русские слова в языках других народов

2

7

Как правильно произносить слова. Трудные случаи образования формы 1 лица единственного числа настоящего и будущего времени глаголов

1

Знакомятся с трудными случаями образования формы 1-го лица единственного числа настоящего и будущего времени глаголов (на пропедевтическом уровне). Заменяют синонимическими конструкциями отдельные глаголы, у которых нет формы 1-го лица единственного числа настоящего и будущего времени. Выявляют и исправляют в устной речи типичные грамматические ошибки, связанные с нарушением координации подлежащего и сказуемого в числе, роде (если сказуемое выражено глаголом в форме прошедшего времени).

8

Наблюдение за синонимией синтаксических конструкций на уровне словосочетаний и предложений

1

Наблюдают за синонимией синтаксических конструкций на уровне словосочетаний и предложений (на пропедевтическом уровне). Пользуются учебными толковыми словарями для определения лексического значения слова,  орфографическим словарём для определения нормативного написания слов, учебным этимологическим словарём для уточнения происхождения слова. Умеют соотносить собственную и чужую речь с нормами современного русского литературного языка. Соблюдают на письме и в устной речи норм современного русского литературного языка.

9

История возникновения и функции знаков препинания

1

Знакомятся с историей возникновения и функции знаков препинания. Совершенствуют навыки правильного пунктуационного оформления текста. Упражняются в соблюдении изученных пунктуационных норм при записи собственного текста. Наблюдают за синонимией синтаксических конструкций на уровне словосочетаний и предложений (на пропедевтическом уровне). Пользуются учебными толковыми словарями для определения лексического значения слова,  орфографическим словарём для определения нормативного написания слов, учебным этимологическим словарём для уточнения происхождения слова. Умеют соотносить собственную и чужую речь с нормами современного русского литературного языка; соблюдают на письме и в устной речи нормы современного русского литературного языка. Работают в парах.

10

Совершенствование навыков правильного пунктуационного оформления текста

1

11

Правила ведения диалога: корректные и некорректные вопросы

1

Изучают правила ведения диалога: корректные и некорректные вопросы. Различают этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации. Овладевают правилами корректного речевого поведения в ходе диалога. Используют коммуникативные приёмы устного общения: убеждение, уговаривание, похвала, просьба, извинение, поздравление.

12

Информативная функция заголовков. Типы заголовков

.

1

Осваивают информативную функцию заголовков, типы заголовков, особенности озаглавливания сообщения. Оценивают устные и письменные речевые высказывания с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления. Используют синонимию речевых формул . Объясняют заголовок текста. Используют в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации общения. Анализируют информацию прочитанного и прослушанного текста: умеют отделять главные факты от второстепенных, выделять наиболее существенные факты, устанавливать логическую связь между фактами.

13

Составление плана текста, не разделенного на абзацы

1

14

Информационная переработка прослушанного или прочитанного текста: пересказ с изменением лица

1

15

Создание текста как результата собственной исследовательской деятельности

1

Перерабатывают прослушанный или прочитанный текст: пересказывают с изменением лица. Создают текст как результат собственной исследовательской деятельности. Оценивают устные и письменные речевые высказывания с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления. Используют в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации общения. Осваивают различные приёмы слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и о культуре русского народа. Анализируют информацию прочитанного и прослушанного текста: умеют отделять главные факты от второстепенных, выделять наиболее существенные факты, устанавливать логическую связь между фактами; соотносить части прочитанного или прослушанного текста: устанавливать причинно-следственные отношения этих частей, логические связи между абзацами текста; создавать тексты-повествования; оценивать устные и письменные речевые высказывания с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления; редактировать письменный текст с целью исправления речевых ошибок или с целью более точной передачи смысла.

16

Редактирование предложенных и собственных текстов

1

17

Синонимия речевых формул

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по родному (русскому) языку

Рабочая программа  по родному (русскому) языку ...

Рабочая программа по родному( русскому) языку и литературному чтению

Язык – это средство общения людей, орудие формирования и выражения мыслей и чувств, средство усвоения новой информации, новых знаний. Но для того чтобы эффективно воздействовать на разум и чувства, но...

Рабочая программа по родному (русскому) языку

Рабочая программа по родному (русскому) языку для 1 класса.Имеет следующую структуру:1. Пояснительная записка2.   Планируемые результаты освоения учебного предмета.3.   Содержание ...

рабочая программа предмета "Родной (русский ) язык" + КТП 1 КЛАСС

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "РОДНОЙ (РУССКИЙ) ЯЗЫК" И КТП ДЛЯ 1 КЛАССА...

Рабочая программа по родному (русскому) языку для 1-4 классов. Учебник О. М. Александровой "Русский родной язык"

Рабочая программа по родному (русскому) языку для 1-4 классов. Учебник О. М. Александровой "Русский родной язык"...