Урок русского языка в 3 классе по теме "Имя существительное. Обобщение"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Шулашова Елена Валерьевна

Цель:

- обобщение, систематизация знаний детей об имени существительном;

 - развитие орфографической зоркости, интереса к предмету.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект 26.29 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

 ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ-

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 11

г.Искитима  Новосибирской области

633208, Россия, НСО, г. Искитим, м-он  Южный, 52  

Тел: (38343) 4-41-47, 4-42-43, Факс: (38343) 4-41-48

Номинация: «Урок русского языка»

Тема:  «Имя существительное. Обобщение» 

Класс: 3

УМК «Школа России»

ФИО педагога:  учитель начальных классов

  Шулашова Елена Валерьевна

Технологическая карта урока

Тема

Имя существительное. Обобщение.

Тип урока

Обобщающий урок. Урок совершенствования и закрепления ЗУН.

Цель

- обобщение, систематизация знаний детей об имени существительном;

 - развитие орфографической зоркости, интереса к предмету.

Задачи

- повторить все признаки имени существительного;

- провести индивидуальную работу;

- закрепить знания об имени существительном.

Планируемые результаты изучения темы

Предметные

Метапредметные

Личностные

 а) повторить все признаки имени существительного

 б) закрепить знания об имени существительном.

а) Регулятивные:

 - формировать и удерживать учебную задачу;

 - использовать речь для регуляции своего действия;

 - вносить необходимые коррективы в действие после его завершения.

б) Познавательные:

- применять правила и пользоваться ими;

- ставить, формулировать и решать проблемы;

- передавать информацию устным и письменным способом;

 в) Коммуникативные:

 - обращаться за помощью, формулировать свои затруднения;

- адекватно оценивать собственные знания.

а) воспитывать положительное отношение ученика;

 б) воспитывать готовность и способность обучающихся к саморазвитию;

в) формировать учебно-познавательный интерес к изученному материалу.

Педагогические технологии

Здоровьесберегающие, игровая, проблемное обучение, технология сотрудничества, ИКТ

Формы организа- ции учебной деятельности

Фронтальная, индивидуальная, групповая, коллективная,  работа в парах

Структура и содержание занятия

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность

детей

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Комментарии к уроку

1.Организационный этап

Задача: создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс.

2 мин.

Эмоционально настраивает детей.

Ученики настраиваются на работу. Открывают тетради, записывают число, классная работа.

С добрым утром!» - говорю и большим, и детям.

Утро добрым быть должно, и хорошим тоже.

Лишь хороший человек всё на свете сможет.

- Я уверена, что вы сегодня всё сможете.

У нас урок русского языка. Перед письмом сделаем разминку для пальчиков.

Игра с пальчиками

Работа в тетради

Рифмованное начало урока заинтересовало учеников, создало позитивный настрой на учебную деятельность.

Фронтальная работа.

Индивидуальная работа Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Личностные:

положительный эмоциональный, интеллектуальный  настрой обучающихся на урок.

2.Актуализация знаний.

Цель: создать условия для воспроизведения знаний, умений и навыков, необходимых и достаточных для обобщения знаний

Организует актуализацию умений по определению падежа имени существительного

Осмысление и применение собственного опыта, знаний на практике.

Индивидуальная письменная работа по карточкам.

Познавательные УУД:

- применять правила и пользоваться инструкциями;

-ставить, формулировать и решать проблемы

Коммуникативные УУД:

- адекватно оценивать собственные знания.

Индивидуальная работа

3.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Введение в тему урока.

Учащиеся анализируют ситуацию. Приходят к пониманию проблемы.

 Делают вывод. С помощью учителя  формулируют тему урока и ставят учебную задачу урока.

Белая ….
Под моим ….
Принакрылась …..
Точно….

- Прочитайте, можно ли назвать это стихотворением? А чего не хватает в этом стихотворении? Давайте его восстановим.

- К какой части речи относятся эти слова?

- С какой часть речи, мы будем работать на уроке.

Да ребята, мы сегодня обобщим ваши знания по имени существительному. К  концу урока  у нас должен получиться необычный цветок. (Появляется Ромашка - серединка)

Методы постановки учебной задачи:

Побуждающий от проблемной ситуации диалог

Фронтальная работа

Познавательные УУД: Учатся осуществлять анализ, делать выводы.

Физкультминутка

Цель: смена деятельности

Учитель вместе с детьми проводит зарядку

Наши плечики устали

Мы читали, мы писали,

Наши плечики устали.

Чтобы плечики размять,

Надо ручками махать.

(Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком руки меняются.)

А теперь давайте, братцы,

За учёбу приниматься! (Дети садятся за парты.)

4. Обобщение и систематизация знаний. Применение знаний и умений.

Цель: систематизировать полученные знания

Создать условия для активной познавательной деятельности, развитие творческих способностей.

На доске  1 лепесток ромашки-  Нарицательные и собственные

Появляется 2 лепесток -существительные бывают женского, мужского, среднего  и общего рода.

Появляется 3 лепесток - Одушевленные и неодушевленные

Появляется 4лепесток – изменение по числам. 

Появляется 5 лепесток – склонение

Дети приводят свои примеры

Письменная работа в тетради по дифференциации слов на группы

Игровая деятельность с решением проблемы

Наблюдение за изменением слова, формулировка вывода

У детей на голове шапочки –падежи. Дети выстраиваются по порядку.

Дети с вопросами находят нужный падеж и встают около него.

Дети берут карточку со словом и определяют падеж по вопросу и подходят к своему  падежу

-Вспомните, кто написал это стихотворение. (С Есенин)

- Какие это имена существительные -   собственные и нарицательные?

1)Фронтальная работа

Приведите ещё примеры  нарицательных и собственных имен существительных.

2)Письменная работа

Распределите слова на группы.  Запиши в рабочей тетради.

-К какой части речи относятся все  эти слова? На какие группы можно разделить эти слова?

Игра «Светофор».  Проверка.

      - ж. р.            - ср.р.              – м. р.

-На слове плакса у нас получилось разногласие. Почему? Слайд 2 

3) Работа в паре. Работа по столбикам. (Устная работа)

-По   каким признакам разделены слова на две группы. 

4) Письменная работа по вариантам. Запишите и сделайте звукобуквенный разбор

1 вариант - пень

2 вариант- день

Взаимопроверка. 2 ребенка у доски.

5)  Игра  с мячом «Назови наоборот» 

Прочитайте слова. Как изменяются эти слова?

Вывод: Имена существительные изменяются по числам.

 Слайд 3

- Я вам прочитаю текст. Понаблюдайте за словом сосна и выпишите эти слова.

-Какой вывод можно сделать? Выделите окончание. Почему изменилось окончание

Как называется изменение по вопросам? 

5 лепесток -Изменение по вопросам имен существительных, называется склонением.

6) Игра «Живые падежи»

А) Постройся по порядку.

Б) Найди свой падеж по вопросам .

В) Просклоняйте слова Сосна

Возьмите простой карандаш и подпишите названия падежей.

7)Самостоятельная работа.

На экране предложение.  Слайд 4. Прочитайте. Спишите, дайте характеристику предложения, выполните разборы.

2 ребенка на доске + 1 ребенок на переносной магнитной доске.

Проверка.

Регулятивные УУД: корректировать деятельность: вносить изменения в процесс,

анализировать.

Личностные УУД:

принимать правила делового сотрудничества.

Познавательные УУД: классифицировать объекты:

объединять в группы по существенному признаку.

Выполнять учебные задачи, не имеющие однозначного решения.

Коммуникативные УУД:

Владение монологической и диалогической формами речи.

Фронтальная и индивидуальная работа

Работа в парах, самостоятельная письменная работа

Регулятивные УУД:

- формировать и удерживать учебную задачу;

- использовать речь для регуляции своего действия;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения.

Коллективная работа.

Метод создания ситуации успеха

Индивидуальная самостоятельная работа с фронтальной проверкой

5. Контроль усвоения знаний.

Раздает карточки с тестовыми заданиями

Выполняют самостоятельно

Тестовая работа

Регулятивные УУД: адекватно воспринимать оценку учителя, самооценка на основе критерия успешности.

6. Итог урока. Рефлексия.

Организует соотнесение цели и результата.

Организует рефлексию.

Отвечают на вопросы учителя. Соотносят цель урока и результат.

Осуществляют  самооценку

Что мы сегодня повторили на уроке?

- На какие вопросы отвечает имя существительное?

- Что обозначает имя существительное?

- Что обозначают одушевлённые имена существительные и на какой вопрос они отвечают?

- Как пишутся имена собственные?

- Почему?

- Что называется склонением?

- Сколько падежей в русском языке?

-  Назовите падежи и их вопросы.

Рефлексия

Светофор

Красный свет- ничего не получилось

Желтый свет – почти получилось

Зеленый свет- все получилось.

Коммуникативные УУД: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Личностные УУД: аргументировано оценивать свои поступки, адекватно понимать  причины успеха/неуспеха в учебной деятельности.

Регулятивные УУД:

уметь проговаривать последовательность действий на уроке.

Фронтальная работа.

Индивидуальная работа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 3 класс "Род имён существительных и мён прилагательных"

Урок изучения нового материала. К данному уроку есть презентация....

Презентация к уроку русского языка 4 класс "Безударное окончание существительных, прилагательных, глаголов"

Представляю презентацию к уроку русского языка 4 класс "Безударное окончание существительных, прилагательных, глаголов."  Урок обобщения.Работа на уроке строится следующим образом. Дети определяю...

Конспект урока русского языка, 3 класс " Род имён существительных"

Урок посвящён 90-летию Кировского района Санкт-Петербурга....

Урок русского языка 2 класс. Тема:"Части речи. Обобщение."

Данный урок имеет интегрированную направленность. Тема по русскому языку переплетается с темой по ознакомлению с окружающим миром "Жизнь диких животных"....

Урок русского языка 4 класс "Склонение имен существительных"

Урок русского языка по теме: "Склонение имен существительных", автор Т. Рамзаева....

Урок русского языка (3 класс). Склонение имён существительных

Урок русского языка (3 класс). Склонение имён существительных...