Урок обучения грамоте в 1 классе "Согласный звук [ш]. Буквы Ш, ш."
учебно-методический материал по русскому языку (1 класс)

Ткачева Светлана Геннадьевна

Введение звука и буквы Ш.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchenie_gramote.docx22.35 КБ

Предварительный просмотр:

Урок – путешествие «Согласный  звук  [ш].Буквы  Ш, ш.»

                          1класс, УМК  «Школа  России».

Цель  урока : создание  условий  для  осознания и  осмысления                 новой  учебной  информации, применения  знаний  и  умений           в  знакомой  и  новой  учебной  ситуации  через  фронтальную          и  индивидуальную  формы  организации  познавательной  дея-тельности.

Задачи:

образовательные:

  • ознакомить  детей  с  буквой  русского  алфавита Ш и  звуком     [ ш], который  эта  буква  обозначает;
  • учить  выполнять  звуковой анализ  изучаемых  звуков;
  • создать  условия  для  овладения  техникой  чтения слов  и            предложений с  изученными  буквами, развития  речи,фоне-  матического  слуха, творческого  воображения; обогащать

           лексический  запас, расширять кругозор учащихся;

развивающие:

  • развивать  познавательный  интерес;
  • развивать  навыки  контроля  и  самоконтроля, навыки практи-ческой  работы  в  парах;
  • развивать  умение  наблюдать, сравнивать, обобщать и делать      выводы;

воспитательные:

  • воспитывать  эмоционально-положительное отношение  к      предмету;
  • воспитывать  толерантное отношение  детей друг к  другу.

Планируемые  результаты:

Личностные:

  • проявляют учебно-познавательный  интерес  к  новому       содержанию  занятия;
  • проявляют  любознательность к изучаемому  материалу;
  • осознавать  свою  успешность  на  уроке;
  • проявляют  доброжелательность, доверие и вниматель-ность  к  окружающим;
  • имеют  внутреннюю  позицию;
  • способны  к  самооценке  на  основе критериев успешности учебной деятельности;
  • следуют   установке  на  здоровый  образ  жизни  и  её              реализация  в  реальном  поведении.

Метапредметные:

Регулятивные  УУД:

  • умеют  принимать  и  сохранять  учебную  задачу;
  • адекватно  воспринимают оценку  учителя и товарищей;
  • определяют  цель деятельности  на  уроке;
  • умеют  контролировать и корректировать  свою  деятель-ностьпо  ходу  выполнения  задания;
  • оценивают  учебные  действия  в  соответствии  с постав-ленной  задачей.

  Познавательные  УУД:

  • умеют  извлекать информацию из  схем, иллюстраций ,     текста;
  • умеют на  основе анализа  делать  выводы;
  • умеют  использовать  знаково-символические средства  обучения.

Коммуникативные  УУД:

  • умеют  организовать  и осуществить  сотрудничество  с    учителями  и  сверстниками;
  • умеют  слушать  и  понимать  других;
  • умеют  строить  речевое  высказывание  в соответствии  с    поставленными  задачами;
  • умеют  оформлять  свои  мысли  в  устной  форме.

Предметные:

  • знают  буквы  Ш,ш;
  • умеют  выполнять  звуковой  анализ  слов, использовать  схемы  и  модели  звукового  состава  слова для  вы-полнения  звукового  анализа  слов;
  • умеют  выделять  звуки  из  слов,  характеризовать  их, сравнивать, обозначать  буквой, определять  место новой  букве  на  «ленте  букв»;
  • читать  слоги  и  слова  с  изученными буквами;
  • читать  текст  вслух.

Оборудование: мультимедиапроектор, лента  букв, «Карта  путе-шествия»,смайлики  «Настроение», презентация.

                                            Ход  урока.

I.Орг. момент. Самоопределение  к  деятельности.

Учитель. Добрый  день!                                                                                               Прозвенел  звонок  весёлый,                                                                                                   Мы  начать  урок  готовы.                                                                                                                              Встали  все  у  парт  красиво,                                                                                       Поздоровались  учтиво,                                                                                                            Будем  слушать, рассуждать                                                                                  И  друг  другу  помогать.                                                                                            Все  легонечко  вздохнём,                                                                                                                              Урок  обучения  грамоте  начнём.

- Сегодня  нас  ждёт  необычный  урок.

II. Актуализация  знаний.

1.Мотивация   к  учебной  деятельности.

- Мы  сегодня  совершим  путешествие  в Страну  звуков  и  букв.        Посмотрите, какие  остановки  мы  сделаем.( Учитель демонстри-рует карту  путешествия.Слайд 1) 

- Какие  станции  вас  заинтересовали?                                                                                                                       - Какими  мы должны быть  на  уроке, чтобы  ничего  не пропустить,  чтобы  побывать  на   всех  станциях нашего  путешествия?                                - Тогда  в  путь!

2.Орфографические  загадки.

- Начнём  с  «Причала  загадок» (Слайд 2) Нужно  разгадать слова.                                 На  доске:

Канат – нат + питон – тон + танк – к = ( капитан)                                              Кот – т + рак –к + блюдо – юдо + ь = ( корабль)                                                 Мама – ма + три – и + оса -  а = (матрос)

- На  какую  тему  все  эти  слова? ( О  море,корабле)                                       - Значит, наше  путешествие будет  морским, и  совершим  мы  его   на  корабле.(Слайд 3)                                                                                              - На  парте  у  вас  смайлик. Нарисуйте, с каким  настроением  вы        отправляетесь  в  путешествие.

III.Целеполагание.                                                                                                      – Вторая  наша  остановка – «Остров  Повторения»( Слайд 4)                    ( На  доске  написаны буквы  с,п.ж,к )                                                                                                 - Посмотрите  внимательно, запомните  буквы.                                                    ( Доска  закрывается)                                                                                                    - Сколько  было  букв? (4)                                                                                           - Назовите  их .( С, п, ж, к )                                                                                        - Как  их  можно  назвать? (Согласные)                                                             - Какая  среди  этих  букв  лишняя? ( Буква ж)                                                     - Почему? (Она  обозначает звонкий  звук, а остальные – глухие.)               - А что  интересного  вы  знаете  об  этой  букве?                                                - Какая  буква  составляет пару  букве  Ж?                                                           - Какая  же  тема  нашего  урока?                                                                            - Мы  будем  изучать  букву Ш и звук, который  она  обозначает.               – Молодцы! Отправляемся  дальше  в  путь.                                                           – Что  же  нас  ждёт  впереди?

IV.Формирование  новых  понятий, способов  действий.                               –Бросаем  якорь  в  бухте  Звуковая. (Слайд  6)                                                - Как  шуршат  опавшие  листья? (Ш-ш-ш)                                                                         - Как  шипит  гусь? (Ш-ш-ш)                                                                                      - Как  шипит  змея? (Ш-ш-ш)                                                                                   - Какой  звук  услышали? ( Звук [ ш] )                                                                  - Этот  звук  особый. Он  согласный, глухой, всегда  твёрдый. Обоз-начается  буквой  Ш.                                                                                                                                                                – Найдите  в  кассе букв. Попробуйте  выложить эту  букву  из                 счётных  палочек.                                                                                                 – Где  мы  разместим  эту  букву  на  «ленте  букв»?( Внизу, под                 буквой  Ж)                                                                                                                                     - Почему ? ( они  парные: звук [ ж ]  - звонкий, а звук [ ш] – глухой)     - Как  мы  обозначим  этот  звук  на  схеме? Покажите  символ.                           (Дети  показывают  синий  квадрат).                                                                      Посмотри  на  букву  Ш -                                                                                               Буква  очень  хороша,                                                                                      Потому  что  из  неё                                                                                                Можно  сделать  Е  и  Ё.                                                                                                  -  На  что  похожа  буква  Ш?( На  расчёстку,вилы, ковш экскаватора.)         - Над  какой  задачей  мы  сейчас  работали? ( Знакомились с новым     звуком  и  буквами, которыми  он  обозначается, давали  ему харак-   теристику.)

V.Динамическая  пауза.                                                                                                                                                       – А  сейчас  курс  к  городу  Здоровейску, где  живут  люди,которые  заботятся  о  своём  здоровье. (Слайд 8)                                                                 - Вот  и  мы  с  вами  сделаем  зарядку, чтобы  быть  здоровыми, красивыми.

 Что  там  чудится  в  тумане? (Вытягивают  руки  вперёд)                                                                      Волны  плещут  в  океане. (Машут  руками, изображая волны)                Это  мачты  кораблей.( Вытягивают  руки  вверх)                                                       Пусть  плывут  сюда  скорей! (Приветственно  машут  руками)                                                Мы  по  берегу гуляем, мореходов  поджидаем, (Ходьба  на месте)           Ищем  ракушки  в  песке (Наклоны)                                                                                   И  сжимаем  в  кулаке. (Сжимают кулачки)                                                                  Чтоб  побольше  их  собрать,                                                                                           Надо  чаще  приседать.                                                                                        Шеей  крутим  осторожно -                                                                                       Голова  кружиться  может.                                                                                                    Влево  смотрим – раз, два,три.                                                                                        Так. И  вправо  посмотри.(Вращение  головой  вправо  и  влево)                            Вверх   потянемся, пройдёмся (Потягивания – руки   вверх, ходьба       на  месте)                                                                                                               И  на  место  вновь  вернёмся. (Садятся)                                                                - Молодцы! Хорошо  отдохнули.  

VI. Применение    понятий, способов  действий.

- Отправляемся  на  Остров  Друзей. ( Слайд 9)                                                       - Почему  он  так  называется?                                                                              - Какие  же  друзья  у  буквы Ш? (Буквы  п,т ,с, к)                                                - Почему? (Они  все  согласные, глухие.)                                                                 - Дружба  необходима  всем: и  человеку, и даже  буквам.                              – Какие  пословицы  о  дружбе  вы  знаете?                                                                       - Как  вы  понимаете  такую  пословицу?  ( « Дружба  крепка  не      лестью, а  правдой  и  честью») 

- Ну  а  нам  надо  продолжать путешествие. И мы  в  городе   Чи-         тайске  ( Слайд 10)                                                                                                                          - Чем  мы  будем  заниматься? ( Будем  читать  слоги,слова с  новым         звуком.)                                                                                                                                       - В  учебнике  на  с.79  прочитайте  слоги  в  парах  шёпотом.                       – А  теперь  будем  читать  вслух.                                                                                     -  Прочитайте  слова  на  следующей  странице.                                               – Какие  слова  незнакомы?                                                                                         - Кто  может объяснить  их  значение?                                                                      - Составьте  предложения  с  этими  словами. Напечатайте  в  тетра-ди. Выберите  самое  интересное  предложение  и прочитайте.                   – Над  какой  задачей  мы  сейчас  работали? (  Читали  слоги, слова    с  новым  звуком, составляли  предложения.)                                                   - Посмотрите – у нас  на  пути  «Причал  Покупок» (Слайд 11)                   - Из  вещей, размещённых  на  картинках, вы  сможете  купить              только  те, в  названиях  которых  встречается  новый  звук.                                        ( Картинки – шляпа, шкаф, кружка, шарф, шапка, машинка, ка-     рандаши,рубашка, мишка)                                                                                     - Следующая  остановка  в  порту «Угадайкино».( Слайд 12)                                 -Дай  ответ  на  вопрос так, чтобы  слово  начиналось с буквы  «Ш»                  1.Вредная  старуха, у  которой есть крыса Лариска.(Шапокляк)                       2.Пёс, житель  Простоквашино. ( Шарик)

VII. Итог  урока. Рефлексия.                                                                                       – Наше  путешествие  подходит  к  концу. Мы  возвращаемся  домой. (Слайд  13)                                                                                                           - А что  же  вы  расскажите  дома? Что  нового  вы  узнали  за       время  нашего путешествия?  ( Мы  изучили  новый  звук  [  ш ].       Он  согласный, глухой, парный, стоит в  паре  со  звуком   [ ж ].                        Этот  звук  обозначается  буквами  Ш,ш.)                                                              - Выберите  смайлик, который  соответствует  вашему  настроению.         ( Дети  выбирают  и  показывают  смайлики)                                                            - Молодцы! Спасибо  за  урок.                                                                                                                                                                                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обучения грамоте.Тема:СОГЛАСНЫЙ ЗВУК [Ш], БУКВА «Ш». СТРОЧНАЯ БУКВА «Ш»

Интегрированный урок №51 согласный Звук [ш], буква «ш». Строчная  буква «ш» («Букварь», с. 82, Прописи№3, с. 26–27)Цели: познакомить с буквой «ш», звуком [ш], с его особенностью, формиро...

Урок обучение грамоте 1 класс "Звук Э. Буква Э." (Планета Знаний)

Урок обучения грамоте 1 класс. Тема: "Гласный звук Э, буква Э". Урок введения нового знания. Цель: ознакомление учащихся с гласным звуком Э и буквой Э....

Конспект урока обучения грамоте по теме "Звук ч, буквы Ч, ч"

Урок обучения грамоте, знакомство с новым звуком и буквами. Проводился в рамках конкурса педагогического мастерства "Учитель года"....

презентация к уроку обучения грамоте по теме"Звук и буква - Э,Э"

•Закрепить знания о гласном звуке [э] (Букварь стр-148)+ )+ доп. материал (с-21-22 Букварь, Кулешова)....

Урок обучения грамоте по теме: "Звуки и буквы З,з."

Урок в 1 классе, составленный в соответствии с основными положениями ФГОС, входящий в образовательную систему «Начальная школа 21 века».Тема. Звуки [з, з\']. Буквы З з.  Тип урока. Урок ...