Урок обучения грамоте по теме: "Звуки и буквы З,з."
план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме

Данилова Татьяна Ивановна

Урок в 1 классе, составленный в соответствии с основными положениями ФГОС, входящий в образовательную систему «Начальная школа 21 века».

Тема. Звуки [з, з']. Буквы З з.  

Тип урока. Урок знакомства с новыми звуками и буквой основного этапа обучения грамоте (урок усвоения новых знаний)

 

Цель. Создать условия для ознакомления со звонкими согласными звуками [з, з '], буквами Зз;
  способствовать формированию умения читать слоги, слова, предложения, рассказы с этой буквой.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл syuk_s.rar21.41 КБ

Предварительный просмотр:

Обучение грамоте                 1 класс        

Тема. Звуки [з, з']. Буквы З з.  

Тип урока. Урок знакомства с новыми звуками и буквой основного этапа обучения грамоте (урок усвоения новых знаний)

Цель. Создать условия для ознакомления со звонкими согласными звуками [з, з '], буквами Зз
 способствовать формированию умения читать слоги, слова, предложения, рассказы с этой буквой.

Этапы урока

Цель

Ход урока

УУД

Л - личностные

П - познавательные

Р - регулятивные

К - коммуникативные

1.Самоопределение к учебной деятельности (мотивация)

Выработать на личнозначимом уровне внутренней готовности выполнение нормативов учебной деятельности

 

-Если хочешь много знать,
   Многого добиться,

    Обязательно читать

    Должен научиться

 Речевая разминка

- Ребята, мы продолжаем путешествовать по стране  Звуков и Букв.

Но сначала нам нужно сделать речевую разминку.

1 Речевая (чистоговорки).

ку-ку-ку – кукушка сидит на суку

ко –ко –ко –мне хорошо

ка – ка – ка – на снегу зайка

2 Чтение с логическим ударением

 Работа с предложением.

Рыжая белка грызет орешки. (Сколько слов в предложении?

-О ком идет речь? Какая белка?

Что она делает?  Что грызет ?)

-Молодцы.

Самоопроеделение к деят- ти –(Л);

-смыслообразование (Л);

--целеполагание-(П);

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками(К);

2.Актуализация знаний и фиксирование затруднений в деятельности

Подготовить мышление учащихся  и организовать осознание ими внутренних потребностей к построению нового способа действий

Анализ алгоритма выделения звука

-Отгадайте загадку

Крыша в шапке меховой
Белый дым над головой
Двор в снегу. Белы дома. 
Ночью к нам пришла ….(зима)

- И мы с вами оказались не в простом лесу, а в каком? (зимнем)

    -Выделение первого звука.

-Зимний лес всегда кажется волшебным, сказочным. Деревья стоят в красивых нарядах. На снегу невиданные звери оставили свои следы. И очень, очень тихо.

И вдруг мы слышим звуки падающего снега с кустов и поскрипывание снега на земле. К нам на полянку выскочил какой-то зверек.

-Загадка

– Что за зверь лесной – 
Встал, как столбик, под сосной.
И стоит среди травы
Уши выше головы. (Зайка)

-Выделение первого звука.

-Зайка  и зима принесли с собой новые звуки.

-Какие7

-Мыслительные операции(обобщ, анализ,  синтез, сравнение)-П;

 символических средств (схем, чертежей и др)-П;

-осознанное и произвольное речевые  высказывание –П;

- выполнение пробного задания –Р;

-фиксирование инд.затруднений  в пробном учебном действии-Р;

-волевая саморегуляция  в затруднении – Р;

-выражение своих мыслей  с достаточной полнотой и точностью –К;

-аргументирование своего мнения  и позиции в коммуникации-К  .

3.Постановска учебной задачи.

Поставить цель учебной деятельности  и на этой основе  выбрать способ и средства её  реализации.

Постановка учащимися темы. Чему мы должны научиться на уроке? Сформулируйте цели урока

Познакомиться со …

Учиться отличать …

Учиться читать…

 Планирование предстоящей деятельности.

-Самоопределение –Л;

- смыслообразование –Л;

-мыслительные операции –П;

-самостоятельное выделение и формирование цели-П;

-поиск и выделение необходимой информ.-и-П.

4.Простановка проекта выхода из затруднения (открытия детьми нового знания)

Построить новый способ действия и сформировать умение применять его  как при решении задачи,  которая вызвала затруднение, так и при решении задания такого же типа.

.Характеристика звука.

- Зима задает вам вопрос. Ее первый звук «добрый»   или  «серьезный»?  (Добрый) .Произнесите его. ( [з'])

- А теперь ответьте зайке, какой его первый звук? (серьезный)  Произнесите его. ( [з]).

-Наш зайка прибежал не один, а со своими друзьями. Они хотят узнать, а в каких еще словах встречается  серьезный звук  [з]?  А в каких добрый звук [з'] ?

-Молодцы.

- Теперь Зима вам дает задание. Она просит охарактеризовать новые звуки. Но чтобы дать нашим звукам характеристику,  надо вспомнить, на какие 2 группы делятся все звуки речи. (гласные и согласные.)

– Самостоятельно определите, к какой группе относятся новые звуки. Докажите это.

Ответы детей: звуки согласные, так как при произношении встречают во рту преграду, не поются, не тянутся.

– Определите, звонкие эти звуки или глухие. Докажите.

- Положили руку на горлышко.

Дети кладут руку на горлышко и определяют, “включился” ли моторчик. Ответы детей с доказательством.

-Дрожит ваше горлышко или нет? Да.

   - Значит звук [з] звонкий или глухой? ( звук [з] -  звонкий.)

- А почему один звук мягкий, а другой твердый?

 -А теперь давайте удивим наших друзей. Покажем им, что мы умеем составлять звуковые схемы к словам Зима и зайка. (двое у доски, а остальные - на партах).\\

Знакомство с буквой

А сколько букв нам понадобится для обозначения твердого и мягкого звуков? Почему?

(Опора на плакат)

-На какую цифру похожа эта буква? ( на три)

- смыслообразование –Л;

-мыслительные операции –П;

выдвигают гипотезы и обосновывают их—П;

-поиск и выделение необходимой информ.-и-П;

Установление причинно – следств. связи-П;

-сам-ое создание способов решения проблем тв-го и  поискового хар-ра  на основе метода рефлексивной деят- ти.-Р;

-адекватное использование речевых средств для решения  коммуник-ых задач-К;

- выражение своих мыслей  с достаточной полнотой и точностью –К;

5.Первоначальное закрепление  с проговариванием во внешней речи.

Усвоить учащимися новый способ действия.

Чтение слогов.

А теперь давайте составим слоги с буквой З.

 (за, зо, зу, зя, зё, зю, зи)

- А теперь прочитаем. Мальчики читают слоги с твердым звуком [з].

- Девочки читают слоги с мягким звуком [з'].

- Чтение слогов по учебнику (по желанию).

Чтение слов .

 Читаем слова на стр. 120 .

- вслух цепочкой

-первый ряд-1 столбик

Второй ряд – 2 столбик

Третий ряд-3 столбик

Все вместе – 4 столбик.

Составляем слова по учебнику.

(работа в парах)

( ЗАРЯ, ЗАМОК, ЗАГАР, ЗАНОЗА) – где звук[ З]?

(ГРОЗА, РОЗА, ЗАНОЗА, ГЛАЗА).

Извлечение необходимой информации-П;

- Использование знаково- символических средств (схем, чертежей и др)-П;

-осознанное и произвольное речевые  высказывание – П;

Построение  логической цепи рассуждений и доказательств +КУУД 4 этапа.

6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Формирование адекватной самооценки и самоконтроля.

Интериоризировать (т.е пропустить через себя и отдать как собственный опыт) учащимся новый способ действия и  провести рефлексию(коллективно или индивидуально) достижения цели пробного учебного действия.

 

Чтение текста.

Стр. 121.

О чем этот текст? У него нет названия. Давайте придумаем ему название. Какие есть мнения?

-О каком времени года говорится в тексте?

-Кто рисовал узоры?

-Где рисовал мороз узоры?

-Какие узоры он рисовал?

-А какое предложение вы бы смогли добавить к этому тексту?

-Посмотрите на эту иллюстрацию. Подходит она к нашему рассказу?

-  А где мы можем увидеть вот такую букву?

- выражение своих мыслей  с достаточной полнотой и точностью –К;

7.Включение в систему знаний и повторения

 Включить  новый способ действий в систему знаний  при этом  повторить и закрепить  ранее изученные способы  подготовки к изучению следующих разделов.

Работа с лентой букв. Повторение изученных букв.

Все  познавательные УУД +  контроль, корреция, оценка –Р,+ КУУД 1-4 этапов+ постановка вопросов К + все ЛУУД с 1по 4 этапы.

8.Рефлексия деятельности

Оценить учащимися собственную учебную деятельность , осознать  методы построения и границы применения  нового способа действий

- Какова была цель урока?

-  Достиг ли урок цели?  

- Что интересного и нового мы узнали на уроке?

Оцените работу.

Раскрасьте узор, который нарисовал мороз. (работал хорошо  – раскрасьте голубым цветом, не очень -  синим цветом.

Рефлексия способов и условий действий – П;

-контроль и оценка способов своей деятельности-Р;

-самооценка на основе  критерий успешности-Л;

- адекватное понимание успешности или неуспешности;

-- выражение своих мыслей  с достаточной полнотой и точностью –К;

- планирование успешного сострудничества-К

- следование моральным нормам и этическим требованиям - Л


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока обучения грамоте по теме: "Звуки [п] , [п,], буквы П, п. Профессии родителей".

Предмет: обучение грамотеКласс: 1Программа: УМК «Школа России»Тема: Согласные звуки [п] [п,], буквы П, п. Профессии родителей. С. 80-85...

конспект урока обучения грамоте по теме : «Звук [ ш ]. Согласные буквы Ш, ш»

коспект урока по обучению грамоте по :Теме: «Звук [ ш ]. Согласные буквы Ш, ш»...

Урок обучения грамоте по теме «Звук [ш] и буква Ш,ш». (УМК «Школа России»,1 класс)

Данный материал позволит в  игровой форме познакомить учащихся с особенностями звука [ ш ] в русском языке. На уроке проводится  индивидуальная, групповая работа, работа в парах, что позволя...

Урок обучения грамоте по теме «Звук [ш] и буква Ш» в 1 классе

отражает опыт применения проблемно-диалогической технологии, технологии  формирования типа правильной читательской деятельности (технологии продуктивного чтения),технологии оценивания образовател...

Методическая разработка урока обучения грамоте по теме « Звук [г] и буква Г,г» (УМК «Школа России» 1 класс)

Данная разработка урока поможет учителю интересно провести урок обучения грамоте в 1 классе по ФГОС....


 

Комментарии

Данилова Татьяна Ивановна

Развернутая разработка урока с использованием современных приемов и форм практической, поисковой и исследовательской деятельности.