Урок обучения грамоте по теме «Звук [ш] и буква Ш» в 1 классе
методическая разработка по русскому языку (1 класс) по теме

отражает опыт применения проблемно-диалогической технологии, технологии  формирования типа правильной читательской деятельности (технологии продуктивного чтения),технологии оценивания образовательных достижений, ИКТ- технологии в обучении младших школьников на уроках обучения грамоте.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mirzoyan_konspekt_uroka.doc78.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №10 «Успех»

        

                                                     МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА        

урока обучения грамоте по теме «Звук [ш] и буква Ш»

в 1 классе,

отражающая опыт применения проблемно-диалогической технологии ,технологии       формирования типа правильной читательской деятельности (технологии продуктивного чтения),технологии оценивания образовательных достижений, ИКТ- технологии в обучении младших школьников на уроках обучения грамоте.

                                                                                                                                                                        Выполнила:

                                                                                                                                                       учитель начальных классов

                                                                                                                                                       Мирзоян М.П                                                                    

                                                                                                                                                      МБОУ СОШ №10 «Успех»

                                                                                                                                                       г.о. Самара

                                                                                                                                                                                                                                                          

Задача: Познакомить с буквой «ш», со звуком [ ш ], с его особенностями, с ролью звука и буквы  в русском языке

Цели: Формировать умение выделять звук [Ш] в речи, умение слышать и слушать

            Развивать фонематический слух, технику чтения при работе со словами  с буквой «Ш»

            Воспитывать культуру поведения при работе в группах

Оборудование: мультимедийная презентация, предметные картинки, модели звуков, касса букв и слогов, образцы печатных букв «Ш» и «ш», плакат с проектом «Город букв»

Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Орг.момент






I I.Актуализация имеющихся знаний




III. Создание проблемной ситуации, формулирование учебной проблемы


































IV.Составление плана решения учебной проблемы




V. Поиск решения проблемы  - открытие нового знания





















































VI. Применение нового знания на практике






























































VII. Подведение итогов. Рефлексия. Самооценка.

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок!

- Если я произнесу слово, начинающееся с гласного звука, сядут девочки. С согласного – мальчики.

- Умницы!

- Молодцы!

-Какие мы знаем звуки русского языка?

-Почему некоторые мы можем петь?




1.побуждающий диалог - постановка проблемы

На доске неоформленная схема-человечек


                                                   !


- Посмотрите, с кем мы сегодня будем работать. Как вы думаете, какой у нас сегодня урок: повторения изученного или урок «открытия» новых знаний? Почему?

- Что же мы сегодня будем «открывать»?

- Что необычного заметили у схемы-человечка?

-Ребята, этим знаком схема-человечек хочет вас предупредить, что он представляет особенный, необычный звук, который отличается от других изученных вами звуков. Какой у вас возникает  вопрос?

-Чем новый звук отличается от других звуков? 

Вот это нам предстоит сегодня открыть?


2. проведение звуковой разминки

- Какой звук будем «открывать» узнаете из языковой разминки.

-Вспомните, какой звук издаёт змея?

-Как шумит чайник при кипении?

- Как шуршат  осенние листья под ногами?

-А теперь давайте пошуршим все вместе: Ш-ш-ш


3. подведение к формулированию темы

- Проживает ли такой звук в нашем «городе букв»?

(На доске висит проект «Город букв»)

- Сформулируйте тему нашего урока

- Каковы  задачи нашего урока? Чему вы должны научиться?

(Прикрепляет кружочки разного цвета на доске на каждую задачу урока)


                                                 

-В каком районе (гласных или согласных)  будет проживать этот звук?



-Может быть, кто-то из вас уже догадался, почему же этот звук особенный, чем он отличается от других звуков?

- Тогда давайте решать эту проблему


1. побуждающий диалог

- Нам нужно всё узнать про этот звук. Раз он согласный, что мы можем про него узнать?



-Давайте узнаем, какой он, звонкий или глухой?

-Какой он, звонкий или глухой?

Надевает чёрную  шляпу на схему-человечка

-Как узнать, бывает ли он твёрдым или мягким?

-Сначала определите, какое место занимает этот звук в словах?


1. Предлагает взять картинки из конверта с изображением шара, машины, малыша.







2. руководство групповой работой

- Составьте звуковые схемы этих слов



- Ответственные дети  в группах дайте характеристику нового звука.

- Какое слово повторялось в характеристике нового звука?

Закрашивает башмачок человечка синим цветом


3. побуждающий диалог

- Может быть,  в других словах этот звук произносится мягко?  Послушайте  стихотворение.

- О чем оно?

-Найдите слова со звуком [ш]

-Как произносится звук [ш] ?



- Подтвердились ли ваши версии?

-Назовите слова с новым звуком. Какой он?




3. подведение к формулированию вывода

- Сделайте вывод: может ли звук [ш] быть мягким?

Закрашивает второй башмачок  синим  цветом

- Посмотрите на схему нашего звука, сравните с другими схемами и скажите, чем же отличается новый звук от других звуков нашего «города»?


3.знакомство с буквой

- А какой значок нам поможет  увидеть звук [ш] ?


- Что напоминает вам эта буква?

Ах, табуретка хороша!

Перевернул – и буква Ш


Шура сено ворошил,

Вилы в сене позабыл


- На какой улице мы поселим нашего нового жителя в «городе букв»?

- Откройте букварь на стр. 82 и проверьте, рассмотрев схемы человечков, правильно ли мы сделали? С какими буквами держится за руку буква Ш?

-Решили мы с вами первую задачу?

Убирает один кружок




1. анализ с учащимися написания  строчной буквы ш

- Почему в  букваре в левом уголке написано две буквы ш?

-Наша задача – научиться писать строчную букву ш. Из каких элементов состоит буква ш строчная? Есть ли новые элементы?

-Я напишу эту букву под счёт: раз-и, два-и, три-и

- Попробуйте указательным пальцем написать эту букву на ладони под мой счёт

-Возьмите зелёную ручку. Пишем все вместе под счёт. Приготовились: раз-и… Меняем ручку. Пишем синим цветом

-Красивые у вас получились островки? Похвалитесь соседу.


2.физминутка для глаз лазерной указкой


3. письмо буквы ш лазерной указкой с написанием лишнего элемента на доске

- Что вы заметили?


4. Обведение буквы ш в словах

- Прочитайте и обведите зелёным цветом  в словах только букву ш. Возьмите синюю ручку и соедините ш со следующей буквой и обведите их. Что получилось?

-Вы научились писать новую букву? Вы справились с этой задачей? Без ошибок и затруднений? Вам нужна была помощь? Каким знаком вы себя наградите? Нарисуйте себе этот знак.


Убирает второй кружок, обозначающий задачу


5.Физминутка

Под ногами листопад,

Листья  желтые лежат,

Листья жёлтые летят,

А под листьями шуршат

Шурш, шуршиха и шуршонок-

Папа, мама и листёнок


6. организация работы по чтению и анализу слогов

- Какие  слоги со звуком [ш] в стихах повторялись?

- Ваша задача – научиться читать слоги с новой буквой. Подготовьтесь прочитать  слоги, используя синий цвет.


-Прочитайте слоги, которые начинаются с гласного звука

-Прочитайте слоги, которые начинаются с согласного твёрдого звука

-Прочитайте слоги хором с вопросительной интонацией

- Дополните до слова:

Шу-?


7.организация чтения и анализа слов с буквой Ш

-Очень много слов на букву Ш в вашем любимом букваре.

-Подготовьтесь к чтению 6-го столбика, работая красным карандашом


- Прочитайте слово, называющее фрукт

-Называющее насекомое

- Вкусный  испеченный предмет

-Жилище

-Слова, с двумя гласными

-Слово-перевертыш


-Какая последняя задача  стояла перед нами на уроке?

-Вы  справились с этой задачей?

Убирает последний кружок, обозначающий задачу урока




- У кого были затруднения? Какие?

- Дайте эмоциональную оценку своей работе на уроке.

- Нарисуйте эту оценку в своих еженедельниках

Приветствие учителя, самоорганизация




Садятся девочки.

Садятся мальчики.


1.Ведут диалог с учителем






- Урок «открытия» новых знаний, так как схема не  раскрашена, нет на ней буквы


- Новый звук и новую букву.

- Восклицательный знак.






2.проговаривание звуков




 

-Ш-ш-ш


3.формулирование темы

- Нет


- Звук [ш], буква ш

- Узнать всё про новый звук, новую букву. Научиться писать новую строчную букву ш. Научиться читать слоги и слова с буквой ш




- В районе согласных




Выдвигают версии



1.диалог с учителем

- Мягкий он или твёрдый, звонкий или глухой?





- Он глухой


- Послушать, как он звучит в словах.



1. определение места звука в словах,  работа в группах

1 группа выбирает картинки с предметами, в названии которых звук [ш] стоит в начале слова

2 группа – в названии которых этот звук стоит в конце слова

3 группа – в середине слова


2. работа в группах, индивидуальная работа

Составляют звуковые схемы выбранных слов

Один ученик у доски составляет  схему слова «шишка»

Ответственные дети характеризуют новый звук

-Звук [ш] – твёрдый

-Твёрдый



3.Прослушивание стихотворения

Слушают стихотворение, которое читает ученица  


Шуба, шапка, шляпа, шар,

Шли однажды на базар.

Шли пешком, неспешно шли,

 И шалаш в лесу нашли

Посмотрели на шалаш:

Был ничей, а будет наш.

Учащиеся по иллюстрациям выдвигают версии.

Ищут по тексту слова.


-Делают выводы.

- Звук [ш] всегда твёрдый







-Буква Ш


Предположения учащихся







- В районе согласных, на улице глухих




- С буквами, которые обозначают глухие звуки

-Да





1. анализ строчной буквы ш

-Потому что одна – печатная, другая- письменная

-Из коротких палочек с закруглением вправо внизу


Пишут на ладони


Пишут в тетради



Водят глазами за указкой




- Лишний элемент



-Обводят буквы


- Слоги



Рисуют себе знак-награду:












6.чтение и анализ слогов



1. чтение слогов про себя, выделяя согласные твёрдые звуки

2.  чтение слогов вслух



3.Чтение слогов хором

4.Участие в игре «Доскажи словечко»



7.чтение и анализ  слов


чтение слов, выделяя гласные звуки


чтение слов вслух

- груша

-мошка

-пышка

-шалаш

Читают все слова

-шалаш


-Научиться читать слоги и слова с новой буквой

-Да




Оценивают по алгоритму( ТОУУ) свою работу.

Рассказывают о своих затруднениях.

Показывают сигналы















По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обучения грамоте по теме «Звук [ш] и буква Ш,ш». (УМК «Школа России»,1 класс)

Данный материал позволит в  игровой форме познакомить учащихся с особенностями звука [ ш ] в русском языке. На уроке проводится  индивидуальная, групповая работа, работа в парах, что позволя...

Методическая разработка урока обучения грамоте по теме « Звук [г] и буква Г,г» (УМК «Школа России» 1 класс)

Данная разработка урока поможет учителю интересно провести урок обучения грамоте в 1 классе по ФГОС....

урок обучения грамоте по теме «Звуки [р], [рʼ]. Буквы Р, р» 1 класс (УМК Перспектива)

Тема. Звуки [р], [рʼ]. Буквы Р, р Задачи: учить распознавать звуки [р], [рʼ] и соответствующую букву; упражнять в чтении слов с изученными буквами, небольших тестов; развивать логическое мышление...

Конспект урока по обучению грамоте на тему: " Звук [й\'] и буква й" 1 класс

Технологическая карта урока обучение грамотеТема: " Звук [й\'] и буква й"Цель:·        Научать характеризовать звук [й‘].·        З...

Конспект урока обучения грамоте на тему "Звуки [р] [р’], буквы Р,р." 1 класс

Конспект урока по обучению грамоте на тему "Звуки [р] [р’], буквы Р,р." 1 класс...

Конспект урока обучение грамоте по теме «Звуки р, р\',, буквы Р, р» 1 класс. УМК «Школа России»

Урок открытия нового знания составлен в соответствие с требованиями ФГОС....