Конспект урока по обучению грамоте на тему: " Звук [й'] и буква й" 1 класс
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Якупова Альбина Винеровна

Технологическая карта урока обучение грамоте

Тема: " Звук [й'] и буква й"

Цель:

·        Научать характеризовать звук [й‘].

·        Знакомство с новым звуком [й'] и буквой й.

·        Продолжить учить делить слова на слоги.

 Планируемые результаты.

Предметные:

- Научаться определять согласный звук в слове.

- Делить слова на слоги.

- Повторение гласных и согласных звуков.

Личностные:

- Проявлять интерес к изучению темы.

     - Воспримут материал; объективно оценят свою работу на основе совместно выработанных критериях.

Оборудование: учебник «Азбука», презентация

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obuchenie_gramote_1-5.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока обучение грамоте

Тема: " Звук [й'] и буква й"

Цель: 

  • Научать характеризовать звук [й‘].
  • Знакомство с новым звуком [й'] и буквой й.
  • Продолжить учить делить слова на слоги.

 Планируемые результаты.

Предметные:

- Научаться определять согласный звук в слове.

- Делить слова на слоги.

- Повторение гласных и согласных звуков.

Личностные:

- Проявлять интерес к изучению темы.

     - Воспримут материал; объективно оценят свою работу на основе совместно выработанных критериях.

Оборудование: учебник «Азбука», презентация

Этап урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1. Орг. момент

1 мин

Прозвенел звонок-начинается урок.

Урок необычный - урок успеха и удач.

Здравствуйте, ребята. Меня зовут Альбина Винеровна, и уроки азбуки проведу у вас я. Садитесь.

Приветствовать учителя

Коммуникативные: настрой на урок, знакомство с учителем.

2. Актуализация знаний

- На какие две группы делятся все звуки? (Согласные, гласные)

- Назовите гласные, обозначающие мягкость предшествующего согласного

- Назовите гласные, обозначающие твердость предшествующего согласного

- назовите согласные буквы верхнего этажа (эр, эл, эн, эм)

- почему они на верхнем этаже? (обозначают звонкие звуки)

- читаем хором эти слоги

- А сейчас из этих слогов мы составим слова, Вы должны успевать читать быстрым темпом по моей указке.

-какое слово получилось?

Ры

На

Ла

Ма

Му

Ли

Ра

Ни

Ми

Лу

Лы

Но  

- Назовите, какие согласные звуки нам встретились в этих слогах?

[р], [л’], [л], [м], [н], [н’].

- Что объединяет все эти звуки? (все согласные и все звонкие)

Отвечать на вопросы

Коммуникативны: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстником.

3. Постановка учебной задачи

- Открыли страницу 35 учебника

- Рассматриваем левый верхний угол

- Охарактеризуйте звук по этой схеме (согласный, потому что квадратик, запятая показывает, что он мягкий, точка показывает, что он звонкий звук)

- Какая задача нашего урока? (познакомиться с новым звуком, который соответствует этой характеристике)

- Для этого сейчас работаем над словами

- По картинке и по модели назовите первое слово? (УЛЕЙ)

- кто считает по-другому?

- Назовем первый звук и охарактеризуем его (УУУЛЕЙ У гласный, ударный)

- Назовем второй звук и охарактеризуем его (УЛЕЙ ЛЬ согласный, звонкий, мягкий)

- И последний звук выделяем (УЛЕЙЙЙ)

- Какой это звук? По схеме даем характеристику (согласный, звонкий, мягкий)

- По картинке и по модели назовите второе слово? (РОЙ)

- Назовем первый звук и охарактеризуем его (РРРОЙ Р согласный твердый звонкий звук)

- Назовем второй звук и охарактеризуем его (РОООЙ О гласный)

- И последний звук выделяем (РОЙЙЙ Й)

- Какой это звук? По схеме даем характеристику (согласный, звонкий, мягкий)

Работать по учебнику

Познавательные:

самостоятельное формулирование темы и цели урока

Регулятивные: формирование умений высказывать свое предположение на основе работы с материалом учебника

4. Объяснение нового материала

Знакомство с буквой

- на письме этот звук обозначается буквой ИЙ КРАТКОЕ плакат

-в русском языке на букву й краткое слова не начинаются, а те слова, которые начинаются на эту букву пришли к нам из других языков. (йод, йогурт, йога, йети, Йошкар-Ола)

Вывод:

- С каким звуком мы познакомились и какой буквой обозначается на письме? (звук Й согласный звонкий мягкий на письме обозначается буквой Й КРАТКОЕ)

Знакомить с новой буквой

Физминутка

1 мин

Мы устали чуточку,

Отдохнём минуточку.

Поворот, наклон, прыжок,

Улыбнись, давай, дружок.

Ещё попрыгай: раз, 2, 3!

На соседа посмотри,

Руки вверх и тут же вниз

И за парту вновь садись.

Повторять за учителем

5. Первичное закрепление

- А сейчас будем учиться читать слоги и слова с этим звуком.

- Читаем первое слово (МОЙ)

- Сколько слогов (1)

- Охарактеризуем все звуки (М согласный звонкий твердый)

- Второй (О гласный)

- Последний (Й согласный звонкий мягкий)

- Читаем слово (МОЙ)

- Читаем второе слово (ЛЕЙКА)

- Разделим на слоги

- Сколько слогов? (2)

- Назовите первый слог (ЛЕЙ)

- Назовите второй слог (КА)

- Охарактеризуем все звуки (Л согласный звонкий мягкий)

- Второй звук (Э гласный ударный)

- Третий звук (Й согласный звонкий мягкий)

- Последний звук (А гласный безударный)

- Читаем последнее слово (МОЙКА)

- Разделим на слоги

- Сколько слогов (2)

- Назовите первый слог (МОЙ)

- Назовите второй слог (КА)

- Охарактеризуем все звуки (М согласный звонкий твердый)

- Второй звук (О гласный ударный)

- Третий звук (Й согласный звонкий мягкий)

- Последний звук (А гласный безударный)

Работать по учебнику

Отвечать на вопросы учителя

Коммуникативные: высказывать своё мнение.

Регулятивные :принимают и сохраняют задачу

Физ. Мин.

1 мин

Видеоролик

Повторять за видео

6. Организация первичного контроля

- Открываем страницу 36

- Сейчас мы будем учиться читать слоги.

- Из каких звуков состоят эти отдельные звуки (круг-гласные и согласные звонкие мягкие)

- Первая схема показывает отдельные звуки.

- какие это звуки? (посмотрите на вторую схему, эта схема слогов, состоящих из гласного и согласного звонкого мягкого)

- Читаем хором слоги (ай, уй, ый, ой, эй, ий)

- А сейчас прочитайте слоги, которые могут быть маленькими словами, выражающими наше чувство (ОЙ, АЙ, ЭЙ)

- А какие слоги встречаются обычно в конце слов названий признаков? (ЫЙ, ИЙ)

-вывод: буква Й-краткое стоит в слове  после гласных букв.

- Теперь приступаем к чтению слов по цепочке

1) Ай-лай-май-рай

2) ый-милый-милый-мил

3) ый-малый-малый-мал

4) ой-мой-рой-Ной

5) ый-унылый-унылый

6) ны-уныло-уныло

7) ый-умный-умный-ум

- Прочитайте слова названия признаков (2, 3, 5, 7)

- Как вы понимаете значение слова УНЫЛЫЙ? (грустный, мрачный)

- Как вы понимаете значение слова, написанного с большой буквы НОЙ? (Библейский персонаж)

- Прочитайте слова, состоящие из одного слога (ЛАЙ, МАЙ, РАЙ, МИЛ, МАЛ, МОЙ, РОЙ, НОЙ, УМ)

- Прочитайте слова, состоящие из трех слогов (УНЫЛЫЙ, УНЫЛО)

- Читаем слова на розовом фоне.

 МАЙ-РАЙ, МАЙ-МОЙ, МАЛЫЙ-МИЛЫЙ.

- О чем нам напоминает первое слово? (МАЙ)

- Это слово напоминает о весне. Это весенний месяц.

- Давайте попробуем составить такие предложения, из которых станет понятно значение этого слова. Вы уже сказали само главное для объяснения значения. Нам нужно еще сказать о том, какое место май занимает среди весенних месяцев. В группах обсудите ваши мнения.

Возможные варианты ответов детей.

-МАЙ-это последний весенний месяц.

-МАЙ-это весенний месяц. В мае заканчивается весна.

-МАЙ-это весенний месяц. Май-это месяц, следующий за апрелем.

- Сейчас прочитайте вторую пару слов. Значение первого слова вы уже объяснили. Составьте предложения со вторым словом из этой пары.

(в слове МОЙ-скрываются два разных слова)

- какие два значения есть в слове МОЙ?

(мой шарф, мой руки)

Вывод:

-В чем особенность этих пар слов? (каждая пара отличается одной буквой, исходя из этого меняется значение слова).

- Читаем текст, сначала читаем в пол голоса, каждый.

- Прочитаем первое предложение. МОЙ, МАРИНА, РАМУ.

- К какой картинке подходит это предложение?

- Почему в этом предложении два слова пишутся с большой буквы? (слово «МАРИНА» - это имя).

- Прочитаем второе предложение. А ЛАРА МАЛА.

- Рассмотрите вторую картинку.

- Читаем следующее предложение. У ЛАРЫ РАНА.

- Скажите, отчего у Лары рана? (уколола палец кактусом)

- Читаем последнее предложение. ОЙ-ОЙ!

- О чем сообщает нам это предложение? (девочке больно)

- Поработаем в парах. Обсудите можно ли сказать, что предложения об этих девочках-это текст?

- Прочитайте еще раз предложения. Подумайте, о каких предложениях можно сказать, что это текст? (2, 3, 4)

- Почему? (они все на одну тему, говорится о Ларе, а первое предложение о Марине)

Объяснять значение слов

Работать в группе

Читать текст

Регулятивные: принимают и сохраняют задачу

Коммуникативные: высказывать своё мнение.

Коммуникативные: формирование умений работать в группе

Рефлексия

1 мин

Если вам всё понравилось на уроке, то нарисуйте смайлику веселую улыбку, а если вам не всё понравилось на сегодняшнем уроке, то нарисуйте грустную улыбку.

Рефлексия способ и условий действия контроль и оценка результатов деятельности.

7. Итоги урока

2 мин

С какой буквой мы с вами познакомились?

А с каким звуком? Что это за звук, охарактеризуйте его?

Урок окончен! До свидания!

Обобщать. Подводить итоги. Отвечать , наблюдать, сравнивать


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по обучению грамоте на тему «Звуки [н], [н\'], буквы Н, н.

Цели урока:познакомить детей с согласными звуками [н], [н\'],  буквами Н, н;учить слышать эти звуки и давать им характеристику;вырабатывать навыки осознанного чтения;способствовать обогащению слов...

конспект урока по обучению грамоте по теме "Звуки [З],[C],буквы З,С

данный конспект урока поможет учителю в занимательной форме познакомить учащихся с понятием парные звонкие и глухие согласные...

конспект урока по обучению грамоте по теме "Звуки [З],[C],буквы З,С

данный конспект урока поможет учителю в занимательной форме познакомить учащихся с понятием парные звонкие и глухие согласные...

Конспект урока по обучению грамоте на тему :"Звуки [й, э] и [‘э]. Буква Ее. Русская народная сказка."1 класс(конспект+презентация)

Конспект урока по обучению грамоте на тему :"Звуки [й, э] и [‘э]. Буква Ее. Русская народная сказка."1 класс...

Конспект урока по обучению грамоте на тему: "Звуки [р],[р’], буквы Р,р. Закрепление"

Цели деятельности учителя: закреплять прием воспроизведения слова вслух на основе его звуковой модели; развивать фонематический слух и культуру звукопроизношения.Программа "Перспективная нач...

Конспект урока по обучению грамоте на тему "Звуки [ф] [ф\']" буква Ф,ф, УМК "ПНШ"

Цели деятельности учителя: знакомство с согласными звуками [ф], [ф’], буквой Ф, ф....

Конспект интегрированного урока по обучению грамоте на тему:"Звуки [л], [л\']. Буквы Л, л. Строчная буква «л»"

Конспект интегрированного урока по обучению грамоте на тему:"Звуки [л], [л']. Буквы Л, л. Строчная буква «л»"...