Практические работы по русскому языку 3 класс
методическая разработка по русскому языку (3 класс)

Гераськина Екатерина Егоровна

Практические работы по русскому языку 3 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pr.raboty_po_r.yaz_._3kl.doc105.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проверочные и контрольные  работы по русскому языку  в  3 классе.

  1. Проверочная  работа по теме: « Текст. Предложение. Словосочетание»

 

Цели. 1. Проверить умение правильно оформлять предложения на письме.

           2.Проверить умение писать слова с безударными гласными  в корне и звонкими и глухими согласными, с разделительным мягким знаком.

           3.Проверить умение выделять главные члены предложения,  выписывать словосочетания

Осенью

        Мы часто ходим в ближний лесок. Красив русский лес осенью. Яркие краски радуют глаз. Падают сухие листья.  Земля покрылась пёстрым ковром. Шуршит под ногами пожухлая трава. В лесу смолкли птичьи песни. Вода в лесных ручьях чистая. Хорошо дышать свежим воздухом.

Слова для справок: ходим, воздухом.

Грамматическое задание

  1. Запишите цифрой, сколько слов в первом предложении.
  2. Слова русский, листья разделите для  переноса.
  3. В третьем предложении подчеркните грамматическую основу, выпишите словосочетания.

2. Проверочная  работа по теме «  Слово в языке и речи»

1.        Какие  из  выделенных  слов  имеют  прямое  значение,  а какие   -   переносное?   Подчеркни  слова  с   прямым  значением.

Серые   тучи   —   серый  день.

Серебристый   ландыш   —   серебристый   звон.

Составь  и  запиши  предложение,   употребив  одно  из   выделенных  слов  в   прямом   значении.

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

2.        Подчеркни  в   стихотворении   Л. Яхнина   омонимы .

1   Ходят   белые   барашки   по   горам,

2   Словно   пенные   барашки   по   волнам.

3.        Спиши  группу  слов   и  укажи  часть  речи.

 Сон,   спать,   сонный,   сонливый.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Подберите к каждому  из этих слов не менее  двух  однокоренных. Запиши  слова.   Обозначь   в   них  корень.

Сахар,   осина.

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

5.Выполни   звуко-буквенный   разбор   слова  чайка. ________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

3.Проверочный  диктант по теме «  Слово в языке и речи»

Диктант.

Прощание с осенью

        В октябре стоит сырая погода. Весь месяц льют дожди. Дует осенний ветер. Шумят в саду деревья.

        Ночью перестал дождь. Выпал первый снег. Кругом светло. Всё вокруг стало нарядным. Две вороны сели на берёзу. Посыпался пушистый снежок. Дорога подмёрзла. Хрустят листья и трава на тропе у дома.

Слова для справок: стало, подмёрзла.

4.Проверочная  работа по теме «  Состав слова»

 

  Цели. 1. Проверить умение  писать слова с безударной гласной в корне,

              с разделительным мягким знаком.

              2.Проверить умение писать предлоги.                                  

              3.Проверить умение подбирать однокоренные слова, разбирать слова по составу, выделять главные члены предложения.

Диктант

Прогулка  в  рощу.

   

     Осенью  мы  всем  классом  пошли  в  рощу. Деревья  стояли  нарядные.  Листья,  как  ковёр,  лежали  на  земле  и  шуршали  под  ногами.  На  ветках  рябины  висели  красные  гроздья  ягод.

    Мальчики  нашли  старое  птичье  гнездо.  Девочки  собрали  под  елью  шишки.  Из шишек можно  сделать  забавные  игрушки  для  малышей.

                               

                               Грамматические  задания.

1. Подчеркнуть  главные  члены  пятого  и  шестого  предложений.

2.Разобрать  по  составу  слова: нарядные, забавные, игрушки.

3.Подобрать и записать  однокоренные  слова  к  следующим  словам: малина,  мороз.

5. Контрольный   диктант по теме «Правописание частей слова»

                              

Цели. 1. Проверить умение писать слова с безударной гласной в корне и парной звонкой и глухой согласной.

           2.Проверить умение разбирать слова по составу.

           3. Проверить умение делать фонетический разбор слов.              

           4.Проверить умение выделять главные члены предложения.

Контрольный     диктант

Снеговик.

 

     Стоит чудесный зимний день. Падает лёгкий пушистый снег. Деревья одеты в белые шубки. Спит пруд под ледяной корой.  На  улицу  выбежала группа ребят.  Они стали лепить снеговика. Глазки сделали ему из светлых льдинок, рот и нос из морковки, а брови из угольков. Радостно и весело всем!

                   

                                      Грамматические задания.

  1. В первом предложении подчеркните главные члены и укажите части речи.
  1. Разберите слова по составу: вариант 1 – зимний, шубки; вариант 2 – белые, морковки.

3.Найдите в тексте и запишите по одному слову с проверяемым безударным гласным звуком в корне, парным по глухости-звонкости согласным, непроизносимым согласным. Рядом запишите проверочные слова.

6.Проверочный диктант  по теме «Имя существительное»

Цели. 1.Проверить умение писать слова с шипящими на конце и подбирать слова на данное правило.

           2. Проверить умения писать  с заглавной буквы имена людей, географические названия.

           3. Проверить умение находить грамматическую основу предложения.

           4. Проверить умение определять род, число и падеж имён существительных.                    

                                                  Проверочный диктант

                                                     Летом.

      Мой товарищ Витя гостил летом у брата. Село Юрьево стоит на берегу реки. Заиграет утром луч солнца,  а друзья уже у реки. А вот и первая рыбка- ёрш. Ловили мальчики и крупную рыбу.  Попадался  окунь, лещ, сом.

      Ребята часто ходили в лес за грибами. Однажды они зашли в лесную глушь. Тишина. Только в овраге журчал ключ. Много грибов набрали мальчики в лесной чаще.

                                          Грамматические  задания.

1. Выписать из текста имена существительные, оканчивающиеся на шипящий. Написать ещё пять имён существительных с шипящим звуком на конце.

2. Запишите по два имени существительных женского, мужского и среднего рода.

3. В последнем и предпоследнем предложениях  выделить грамматическую  основу, указать род, число, падеж имён существительных.

7. Проверочный диктант  по теме «Имя существительное»

Цели. 1.Проверить умение писать слова с шипящими на конце и подбирать слова на данное правило.

           2. Проверить умения писать  с заглавной буквы имена людей, географические названия.

          3 Проверить умение определять род, число и падеж имён существительных.                    

Проверочный диктант

В гостях

  Был поздний вечер. Вокруг лесная глушь. Мороз крепчал. На небе блеснули звездочки. Месяц осветил окрестность. По тропе пробежал заяц. Мы подъехали к дому лесника. Лесник Игорь Ильич пригласил нас в сторожку. Радостно завилял хвостом пес Шарик. Лесник затопил печь. Дочь лесника пригласила нас к столу. Мы стали пить душистый чай с медом.

                                          Грамматические  задания.

1. Выписать из текста имена существительные, оканчивающиеся на шипящий. Написать ещё пять имён существительных с шипящим звуком на конце.

2. Из последнего и предпоследнего  предложений выписать  существительные и указать  род число и падеж.

8. Контрольный  диктант  по теме « Имя прилагательное»

        

Цели. 1. Проверить умение писать окончания имён прилагательных в единственном и множественном числе.

           2.Проверить умение выписывать из текста словосочетания существительного с прилагательным и определять у них род  и число.

          3. Проверить умение выделять грамматическую основу предложения и  определять части речи.

                                                   

                                            Контрольный  диктант

                                               Пришла  весна.        

    Над полями и  лесами светит яркое солнце. Потемнели в полях дороги. Посинел на реке лёд.  В долинах зажурчали звонкие ручьи. Надулись на деревьях смолистые почки. На ивах появились мягкие пуховики.

    Выбежал на опушку робкий заяц. Вышла на поляну старая лосиха с лосёнком. Вывела медведица  на первую прогулку своих медвежат.

                                     

                                       Грамматические  задания.

1. Подчеркнуть грамматическую основу   4 и 5 предложений, надписать  части  речи (по вариантам).

2. Выписать из  текста  диктанта  три словосочетания «имя прилагательное + имя существительное» в единственном числе, определить род, выделить окончание.

3. Подобрать антонимы к именам прилагательным:

                         1 вариант: узкий ручей, ненастная погода;

  1. вариант: трусливый мальчик, высокое дерево.        

4.Определите род, число и падеж имён прилагательных в словосочетаниях сосновую шишку, крепким клювом.

9. Проверочная  работа по теме «Местоимение»

Вариант 1.

1. Восстанови высказывание.

Местоимение – это _________________________, которая указывает на ___________________, но _______________________________________.

2. Подчеркни слова, которые не являются местоимениями. Местоимения запиши в таблицу.

Ока, я, они, ты, он, от, окно, вы, она, под, оно, око, мы.

Единственное число

Множественное число

1–е лицо

2–е лицо

3–е лицо

3.Какие местоимения изменяются по родам?

1) 1-го лица единственного числа

2) 2-го лица единственного числа

3) 3-го лица единственного числа

4) все местоимения

4.В каком предложении местоимение является главным членом?

1) Если у тебя есть друг, советуйся с ним.

2) Они научились аккуратно вырезать.

3) Все ребята поздравляют вас с весенним праздником.

4) У неё были хорошие голос и слух.

5. Прочитай. Определи границы предложений. Выпиши предложения с местоимениями.

Ночью выпал снег он покрыл землю пушистым ковром налетела вьюга она подняла в воздух легкие снежинки они закружились в хороводе.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вариант 2.

1. Восстанови высказывание.

Местоимение – это _________________________, которая указывает на ___________________, но _______________________________________.

2. Подчеркни слова, которые не являются местоимениями. Местоимения запиши в таблицу.

Оля, ты, за, я, они, он, вы, она, об, оно, око, мы.

Единственное число

Множественное число

1–е лицо

2–е лицо

3–е лицо

3.Какие местоимения изменяются по родам?

1) 3-го лица единственного числа

2) все местоимения

3) 1-го лица единственного числа

4) 2-го лица единственного числа

4.В каком предложении местоимение является главным членом?

1) У меня есть старшая сестра.

2) Вам пришла срочная телеграмма

3) О тебе написали в местной газете

4) Утром мы взяли Мурзика в лодку.

5. Прочитай. Определи границы предложений. Выпиши предложения с местоимениями.

Недалеко от дома росло дерево оно было очень старое ранней весной прилетел аист он долго осматривал старое дерево оно птице понравилось

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

10.Проверочная  работа по теме «Глагол»

Проверочная работа по теме «Глагол»

  1. Выбери правильный ответ.  « Глагол - это часть речи, которая обозначает

1)предмет              2)признак предмета                         3) действие предмета

  1. Выбери правильный ответ.   «Глагол отвечает на вопросы:

1) что делает? что сделает?         2) какой? какая?              3) что? кто?

     3.   Выбери правильный ответ.  

1) изменяется по падежам     2) изменяется по числам       3) изменяется по лицам

     4. Подчеркни предложение с глаголом в неопределённой форме.

  1. Не смейся надо мной.
  2. Весь век встречать и провожать.

     5.Подчеркни предложение с глаголом третьего лица единственного числа.

  1. Смастерю я вам буфет.   2) Простоит он сотню лет.  3) Будут ящики  для ножей.

     6. Подчеркни глаголы в прошедшем времени.

1) слышит     2)подумает       3) служил

     7.Выбери в каждом ряду глагол и подчеркни его.

          1)  разговорчивый, разговор, договорился

          2)  увлечение, увлекаться, увлекательная

          3)  близкий, приблизиться, приближение

     8. Разбери по составу слова:

1) побелели     2) играет      3) кушать      4) напиться

     9.Дополни

  1. глаголы настоящего времени отвечают на вопросы ………………………………………………….
  2. глаголы прошедшего времени отвечают на вопросы ………………………………………………..
  3. глаголы прошедшего времени изменяются по   ……………… и ………………….
  4. глаголы настоящего времени изменяются  по    ………………. и …………………

   

   10.Определи форму глагола  и запиши его в неопределённой форме.

Время

Число

Лицо или род                                            

Неопределённа форма

Говорит

Делаю

Отвечали

Строим

Говоришь

Прочитал  

Напишем

Возьмёте

                   

11. Контрольный  диктант  по теме «Глагол»

Цели.  1. Проверить умение писать окончания глаголов прошедшего времени.

            2.Проверить умение писать приставки в глаголах.            

            3. Проверить умение разбирать по членам предложения.

            4. Проверить умение разбирать по составу слова.

                                           

Контрольный  диктант

Весеннее  утро.

    Это случилось в апреле.  Рано утром проснулось солнце и взглянуло на землю. А там за ночь зима да мороз  свои порядки навели. Снегом покрыли поля и холмы. На деревьях сосульки развесили.

    Засветило солнце и съело утренний  лёд. По долине побежал весёлый, говорливый ручеёк. Вдруг под корнями  берёзки  он заметил глубокую норку.  В норке сладко  спал ёжик.  Ёж  осенью нашёл это укромное местечко.  Он ещё  не  хотел  вставать.  Но холодный ручей  забрался  в  сухую постельку  и  разбудил  ежа.

                                       Грамматические  задания.

                                             Вариант 1.

1. Разобрать  по  членам  7 предложение.

2. Разобрать  по  составу слова: засветило, утренний, берёзки.

                                             Вариант 2.

1. Разобрать по членам 9 предложение.

2. Разобрать по  составу  слова: развесило, весёлый, местечко.

3.Определите время, число  глаголов побежали, взглянешь, принесу.

12  Итоговая контрольная работа.

Цели.1. Проверить умение  писать слова с безударной гласной и парной согласной в корне и подбирать к ним проверочные слова.                                  

           2.Проверить умение писать приставки  и предлоги.

           3. Проверить умение писать окончания прилагательных и глаголов.

           4. Проверить умение определять части речи и члены предложения .                  

           

Контрольный  диктант.

Раннее весеннее утро. Степь весело пестреет цветочками. Ярко желтеет дрок. Скромно синеют колокольчики. Белеет пахучая ромашка. Дикая гвоздика горит пунцовыми пятнами. В утренней прохладе разлит горький здоровый запах полыни.

        Всё радостно потянулось к солнцу. Степь проснулась и ожила. Высоко в воздухе затрепетали жаворонки. Кузнечики подняли свою торопливую трескотню.

По А. Куприну

Грамматические  задания.

  1. Выпишите из текста два слова с безударными гласными в корне. Рядом запишите проверочные слова.
  2. Выпишите из текста два слова с приставками. Приставки выделите.
  3. Разберите второе предложения по членам предложения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тесты и практические работы "Орфограммы русского языка"

материал содержит карточки и  тексты с проверочными работами и тестами на темы : " Звуки и буквы русского языка", " Упражнения для определения орфограмм", "Игры с буквами", "Правописание гласных ...

Практическая работа по русскому языку по теме:"Закрепление" 4 класс

Эта разработка содержит 2 варианта и поможет проверить знания учеников по двум видам разбора: фонетическому, морфологическому, по пунктуации и безударным окончаниям глагола....

Опыт практической работы «Методы, формы и приемы работы изучения русского языка как неродного в начальной школе"

Зачастую при обучении ребенка-мигранта появляется несколько проблем. К сожалению, вопрос заключается не только в том, что русский язык для них как иностранный, но и в том, что проблемы возникают и в с...

Практическая работа по русскому языку на тему "Правописание гласных после шипящих"

Практическую работу"Правописание гласных после шипящих" можно использовать на уроках русского языка для 1-2 класса...

Практическая работа по русскому языку по теме "Имя прилагательное" 3 класс

Практическая работа позволит оценить знания, умения и навыки изученной  темы ....

Практический материал для работ по русскому языку. 2 класс.

quot;Учусь с интересом". Упражнения для тренировки. Практические задания по русскому языку для учащихся 2 класса....