Тесты и практические работы "Орфограммы русского языка"
тест по русскому языку (3 класс) по теме

Крепких Наталья Витальевна

материал содержит карточки и  тексты с проверочными работами и тестами на темы : " Звуки и буквы русского языка", " Упражнения для определения орфограмм", "Игры с буквами", "Правописание гласных после шипящих", "Правописание гласных в корне слова".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл testy_orfogrammy.rar2.18 МБ

Предварительный просмотр:

«Звуки и буквы»

         Тысячи разных звуков окружают человека: шелест листвы, завывание ветра, журчание ручейка, пение птиц. Едва проснувшись утром, мы слышим, как тикают часы, плещется вода в умывальнике, пыхтит чайник на плите, гремят посудой.

         Выходим из дома – и опять нас окружают звуки. Даже в словах, если повторять один и тот же звук, то можно услышать, как воет ветер, шуршит камыш, бьются о берег волны, кричат птицы и многое другое. Прочитайте стихотворение, в нём передаются лёгкие лесные шорохи: шелест листьев, шум камыша, движение шмеля. Какие звуки будут повторяться в словах?

Слушал Шорох тишину.

В тишине лесной глуши                                Цапли ужинать спешат,

Шёпот к Шороху спешит.                             Рыщут – ищут лягушат.

Шёпот к Шороху спешит.                             – Слышишь?

Шёпот по лесу шуршит.                                -  Слышу…

- Ты куда?                                                       Две букашки

- К тебе лечу.                                                  Спать устроились в ромашке.

Дай на ушко пошепчу:                                   Под простынки влезть хотят,

- Шу-шу-шу да ши-ши-ши,                            Лепестками шелестят.

Тише, шорох, не шурши,                                «Дзинь-дзинь-дзинь!» -

Навостри-ка уши -                                           А это шмель

Тишину послушай!..                                        Прошмыгнул и сел на ель.

- Слышишь?                                                      У Пчелы-портнихи Шмель

- Слышу.                                                           Шьёт хорошую шинель.

- Что ты слышишь?                                          Он вернётся с этой ели

- Шебаршатся где-то мыши,                           В новой шёлковой Шинели,

Под кореньями шуршат -                                С медной шашкой,

Дружно шишку шелушат.                               В звонких шпорах –

Тише, Шорох, не дыши!..                                И умчится в вышину…

Слышишь, стихли камыши?                           - Что ещё ты слышишь,

- Слышишь?                                                                                         Шорох?

- Слышу…                                                        - Тише!..

По болоту                                                         Слышу

Вышли цапли на охоту.                                   Тишину…

                                                                                                                   (В. Суслов)                       Лесной карнавал.

(Грамматическая сказка)

         Попытайтесь узнать, какие звери и насекомые ведут разговор. Вставьте пропущенные слова.

         Летят над лесом …     , звенят над каждым кустом:

         - З-звери, нас-секомые! З-завтра на з-закате праз-здник.

         - Что за ш-шутки? – шуршит по траве …    . – Вы что, ш-шалуны, расш-шумелись?

         - З-знаем, з-знаем, тётенька …, вы не любите раз-звлекаться. А дяденьке … нравится эта з-затея. Верно, дяденька … ?

         - Вот это ж-жизнь! – жужжит … . Ж-жаль, … , что ты не пойдёшь. Потом пож-жалеешь. От ж-жадности.

         Летит мимо … .

         - О чём р-разговор? Какой пр-раздник? Кар-рнавал? Кар-русель будет? Ур-р-ра! Кр-расота! Пр-римчусь р-раньше всех. Нет, пр-рикачу в кар-рете!

         - Обяз-зательно приходите! – звенят … . Не з-забывайте з-запаз-здывайте!

         Кто приглашал зверей и насекомых на карнавал? (комары). Кто отказался поехать? Что говорит о том, что это была змея ?Кто жужжал, упрекая змею в жадности? Что вам помогло узнать жука? А мог ли это сказать не жук, а шмель? Кто решил приехать на праздник в карете? Почему так думаете?

         Вы, конечно, знаете, что звуки и буквы живут в разных царствах: звуки – в царстве того, что мы слышим, а буквы – в царстве того, что мы видим. На протяжении многих тысячелетий звуки речи складывались в определённый порядок, становились словами, которые имеют значение, смысл. Теперь каждый звук в слове имеет своё место. Если заменить – меняется смысл.

         Звуковую сторону речи изучает ФОНЕТИКА. (Само название образовано от греческого слова phone, что значит «звук»). А звуки – смыслоразличители называют  ФОНЕМЫ. Вот какая забавная история произошла однажды, когда две фонемы попали не в свои слова:

… Вот что        Мышей на суше.

Сказка говорит:        КОТ

Жили-были         На море бьёт

КОТ                                               Баклуши!

и                                                     КИТ

КИТ.                                              Царапался, кусался…

КОТ – огромный,                         Добрый КОТ

Просто страшный!                        Ни с кем не дрался …

КИТ был маленький,                    КИТ

Домашний.                                     Любил залезть повыше.

КИТ мяукал,                                  Ночью

КОТ пыхтел.                                  Песни пел на крыше.

КИТ купаться не хотел.                 Позовёшь его:

Как огня воды боялся.                   - Кис, кис!

КОТ всегда над                              Он охотно спрыгнет вниз …

Ним смеялся!                                  Разбирались

Время так проводит                       Целый год,

КИТ:                                                 Кто тут КИТ

Ночью бродит,                                 И где тут КОТ.

Днём храпит.                                   Обсуждали, не спешили

КОТ                                                   И в конце концов

Плывёт по океану,                           Решили:

КИТ                                                   «В этой сказке нет порядка.

Из блюдца пьёт сметану.                В ней ошибка,

Ловит                                                Опечатка:

КИТ                                                   Кто-то

Против всяких правил        «КИТ» на «КОТ»,

В сказке буквы переставил.        «КОТ» на «КИТ»

Переставил        Наоборот».                            

                                                                                   (Б. Заходер)

         Оказывается, согласных фонем 34. Гласных фонем мало: их всего 6.

Спрятавшееся слово

         В каждом из слов: хлеб, уточка, столб, щель, укол, зубр, коса, мрак, полк, удочка, волк спряталось ещё одно слово. Какие это слова?

         В языке острова Рананун (Полинезия) всего 9 согласных и 5 гласных, а вот в языке абазы (Северный Кавказ) согласных 65, а гласных 2 – а и ы.

         В китайском языке слово может начинаться с любого согласного звука, а кончаться только на и, ы, или нь.

         Из каждого слова выньте по одной фонеме. Сделай так, чтобы из оставшихся фонем получилось новое слово, например: краска – каска.

Всласть, горсть, склон, полк, тепло, беда, экран.

         Теперь, наоборот, добавьте к каждому из данных слов одну фонему, чтобы получилось новое слово, например: роза- гроза.

Рубка, дар, стол, клад, лапа, шар, усы, укус.

         Такие слова-загадки при отнимании и прибавлении буквы или слога называются логогрифами.

Известное я блюдо,                                     С буквой О меня гоняют

Когда ж прибавишь м,                                По долинам и лугам.

Летать, жужжать я буду,                            Без неё для упаковки

Надоедая вам.                                              Пригожусь я вам.

          Уха – муха        отара - тара

И по реке, и по пруду                                Где нужен ток, я нужен там

Плыву я тихую погоду,                             Как единица измеренья.

Но вставь лишь и – я поведу                    Найти лишь букву надо вам

Стальную птицу к небосводу.                  Жильём я стану, помещеньем.

               Плот - пилот        Ом – дом

                                                                      Ещё прибавьте слог, прошу,

Скачу я в поле, быстрый, смелый.            Поднимется внезапный шум,

Могу и в гору и с горы.                              Неразбериха, суматоха.

Ну, угадал? Попробуй, сделай,                  (Не прибавляйте: это плохо)

Чтоб стал я термином игры.                                                   Дом – садом

                               Конь – кон

Я вам врежу, когда расту,                         В оркестре ты меня услышишь

На шерсть сажусь я иногда.                      И как приветствие поймёшь,

Что надо сделать, чтоб в порту                А мягкий знак в конце припишешь,

Мной защищать от волн суда?                 Так мною вычертишь чертёж.

        Моль – мель                                                        

Суеверных я пугаю,                              Без М в лесу мне красоваться,

Страх меня и породил,                         С М суда меня боятся.

А прибавьте букву с краю -                                                   ель – мель

Я согласие на мир.

Прибавляй по букве снова -                 Ко мне идёшь учиться ты стрельбе.

Каждый раз я изменяюсь:                    Теперь прибавь-ка букву Е –

Вот в земле лежать готов я,                 Я при письме понадоблюсь тебе.

Вот в зарплату превращусь;                                                    тир – тире

Наконец не промолчу –                        Без У гожусь я для шкафа, стола,

Речью длинной прозвучу.                    А с У отвесная скала.

 Ад – лад – клад – оклад – доклад                                    тёс – утёс

С буквой О -                                          Возьмите то,

Арктический и Антарктический,        Без чего не поест никто,

Без неё                                                    Поставьте гласную в ряд –

Я знак математический.                       Зашагает военный отряд.

                 Полюс – плюс                                               рот – рота

Вот взял я маленькое слово.                С буквой С я заменяю семя

Тут кто-то пискнул возле ног.             Без неё я срок, период, время.

Я писк налево, и готово, -         (

Вдруг вырос розовый цветок.

Синоним слова «быстр» тогда я         Я название работы

К цветку приставил, сам не зная,       При постройке помещенья

Кого глаза с тревогой ждали…           Л отбросьте – без заботы

О, ужас! Он меня ужалил!                   Можно класть меня в соленья.

                 Он – пион – скорпион                                           кладка - кадка

Мы краски.                                            Названье строчки я особой.

Нами красят лица.                                Две буквы приписать попробуй.

Отбрось-ка звонкую -                          Я замечусь, нахлыну, взвою,

Перед тобой столица.                           Бороться трудно вам со мною.

                   Грим – Рим

        

Узнать ты хочешь площадь круга?      Несём мы воду год за годом.

Чтоб вышел правильный ответ,           Приставь согласную –

Тебе нужна моя услуга.                         И станем мы народом.

Потом прибавь мне сотню лет.        реки - греки

Теперь меня ты заряди,                          Мною ты измеришь глубину.

В десятку полей попади.                       Прибавишь П – не утону.

        Пи сто лет

Я из-под трактора бегу,                          Возьмёшь без У –

Вам хлеб взрастить я помогу.                Останешься довольным,

Отбросьте П – не улежу,                        Получишь с У –

Уйду к тюленю и моржу.        Пожалуй, будет больно.

                 Пласт - ласт        дар - удар

Коль плавать хорошо ты не умеешь,        Я документ серьёзный, не солгу,

Не очень суйся ты в меня.                          Не зря же тратят на меня чернила.

Прибавь-ка Х ко мне скорее                       Прибавьте Ф – я подтвердить могу,

И запрягай тогда коня.                                Что то или другое было.

                    Омут – хомут                                                акт – факт

Неизвестно, как случилось,                         Но едва туда вошла

Только буква заблудилась:                          Буква – озорница,

Заскочила в чей-то дом                                Очень страшные дела

И – хозяйничает в нём!                                Начали твориться …

                                  Посмотрите-ка, ребятки,

                                  Раки выросли на грядке!  (маки)

Говорят, один рыбак                                    Куклу выронив из рук,

В речке выловил башмак.                           Миша мчится к маме:

Но зато ему потом                                        Там ползёт зелёный лук    (жук)

На крючок попался дом  (сом)                    С длинными усами!..

                                  Врач напомнил дяде Мите:

                                  - Не забудьте об одном:

                                  Обязательно примите

                                  Десять цапель перед сном.  (капель)

                                                                          (А. Шибаев)

         Интересные изменения могут произойти со словами, если заменить одну букву другой: слово становится непохожим на себя. Выполнив несколько занимательных упражнений, вы убедитесь в этом.

         Замените выделенную букву другой так, чтобы получилось новое слово:

Бочка – точка, дочка, кочка, почка

Лапка – папка, шапка

Палка – полка, пилка

Ум – ус, ух

Кот – кок, кол, ком, кон

Коза – кома, кора, коса

Стол – сток, стоп

                               Футбол

Если штангой сделать М,        Ы – МЫЛ,

Если штангой сделать Л,        А – МАЛ,

И забить в ворота Е        Ё - МЁЛ

Будет МЕЛ.        8 : 0!

Если О забить, гол,

Будет МОЛ.

У забьём – вратарь уснул!

И – МИЛ,

                                         Букву в клетку

         Впишите в пустые клетки буквы. Если вы правильно это сделаете, то у вас получатся четыре разных слова.

                 

Б

К

Б

К

Б

К

Б

К

                                           Лёгкая головоломка

*ом, *ом, *ом, *ом.

Какие буквы надо вставить вместо точек? Скажите, чем отличаются написанные вами слова? (дом, сом, ком, лом. На письме эти слова различаются первыми буквами, а в произношении – первыми звуками).

             

         Загадка, в которой из загаданного слова путём замены одной буквы другой получается новое слово, называется метаграмма.

С ч над морем я летаю,                           С м меня ты надеваешь,

С г в машинах я бываю.                   С л собаку называешь.

                      чайка – гайка                                                       майка – Лайка

С к я в школе на стене,                              С б смертельной я бываю,

Горы, реки есть на мне.                              С м меха я пожираю,

С п – от вас я не таю                           С р актёру я нужна,

В каждом классе в ряд стою.              С с для повара важна.                          

                         карта – парта        боль – моль – роль – соль

 С буквой К я на болоте,                        С Т я людям помогаю

С буквой Б – большой сосуд,               Даже в сильный летний зной.

С П на дереве найдёте,                          С Л всегда и всем мешаю,

С Т ищите рядом, тут.                            Не дружите вы со мной.

    кочка – бочка – почка – точка                                      тень – лень

Утоляю вашу жажду,                             Я в горах расту обычно,

Пьёт меня, наверно, каждый,                Крепок я, боюсь огня;

Замените букву С –                                И комод, и шкаф отличный

Много сделаю чудес:                             Можно сделать из меня.

Я сварю вам борщ и кашу,                    У на А перемените,

Отеплю квартиру вашу,                         И тогда, коль захотите,

В темноте вам посвечу                          Я с водой стоять могу.

И колёса поверчу.                                   С Ы пасусь я на лугу.

        сок - ток        бук – бак – бык

С С на дереве расту,                              С Л  в реке пробуду годы.

С Ж по дереву ползу.                            С Б во мне носите воду.

             сук - жук         ладья – бадья

Я тяжела и высока,                                     С буквой Н, мои друзья,

А надо мною облака.                                  Ничего не значу я,

Смените звонкую глухой –                        Н на С перемените –

Я буду вовсе не такой:                                Смело в суп меня кладите.

Широкой, рыхлой стану я,                         Не берите с буквой М:

Вас прокормлю, мои друзья.                      Я пальто у вас проем.

         ноль – соль – моль

Меня, конечно, любишь ты:                      С буквой М сладка, с буквой К горька.

На мне и травы, и цветы,                                                             калина – малина

Но замени-ка Г на К –         

И скорчусь я наверняка.                           С буквой Д вперёд шагаю

А если время уж к весне,                         От зари и до зари.

То перья вырастут на мне.                       С П торчу, зачем – не знаю.

                    луг - лук        день – пень

С М гожусь тебе я в пищу,                       Воду дам и напою,

И могу я быть цветком,                            А сама я не напьюсь.

С Р в реке меня разыщут,                        Букву смените мою –

С С вдруг стану я мешком.                      Я в собаку превращусь.

             мак – рак –сак                                              река – Рекс

Рыба я, юрка, мала,                                  На дне реки лежу года,

Н на К лишь замените                             Воде мешаю течь.

И тогда меня кладите                              Смените О на И – тогда

На верблюда, на осла.                             Меня сажайте в печь.

                 тюн – тюк                              Жары я вовсе не боюсь,

                                                                   Румяным, пышным испекусь.

Смотрю на вас                                                                       порог – пирог

С небесной дали,

И в тоже время я металл.                        На любой плохой дороге

У убрали,                                                   Берегу животным ноги.

К вписали –                                               П на Р скорей меняй

Грузы поднимать я стал.                         И бельё во мне стирай.

                   уран – кран                                                 копыто - корыто 

Он в непогоду страшен в море,               С буквой Х

Несёт судам и лодкам горе,                      Меня на себе носят,

Отбросьте В, возьмите М –                       С буквой С

Не страшен будет он совсем.                    В столовой просят.

                   вал - мал                                                     халат – салат

С А бревно зацепишь мною,                     С буквой К живу в лесу.

С У я становлюсь змеёю.                          С буквой Ч овец пасу.

                                                                                         кабан - чабан 

Круглолиций,                                        Я много-много лет

Тонкий я и вкусный,                             Давала людям свет,

Коль испекли меня искусно.                Теперь меня употребляют редко:

Одну лишь букву замени –                   Меня затмила яркая соседка.

И что случилось вдруг,                         Смените С на О –

Взгляни!                                                  Не рассержусь,

Какие разные слова!                              Коль шерсть нужна вам –

Я помогу колоть дрова.                         Пригожусь.

              блин – клин                                           свечка - овечка 

В море с С меня разыщут,                   С Т я книга, с С я рыба,

Пригожусь тебе я в пищу,                   С К бесформенная глыба,

В масле я вкусна вдвойне,                   С Л помог колоть я лёд,

С Г повисну на окне.                            С Д народ во мне живёт.

                                                                             том – сом – ком – лом – дом

                                             Найдите лишнее слово

Ком, кол, коф, кот, кок.

Бак, бощ, боб, бор, бот.

Рой, рог, ров, рот, роф.

                                                Игра «Буквы-озорницы».

Тащит мышонок в норку

Огромную хлебную горку.  (корку)

На поляне весной

Вырос зуб молодой.         (дуб)

Усатый кит сидит на печке,       (кот)

Выбрав тёплое местечко.                  

Русская красавица

Своей козою славится.        (косою)

У печки с удочкой сижу,      (речки)

От рыбы глаз не отвожу.

Под берёзками, где тень,

Притаился старый день.         (пень)

                          Какими звуками различаются пары слов

Дом – сом,   сон – сок,    нос – нёс.

Путаница

Вот бутон,                                     Батон.

А вот – батон.                               Молоко течёт в

Вот бидон,                                    Бетон.

А вот – питон.                              А на стройке есть

Ну, а вот – бетон.                         Питон.

В печке выпечен                           - Нет, не так!

Батон,                                             Нет, не так!

А в петлицу вдет                           - Ну, тогда вот так:

Бутон,                                             В печке выпечен

По траве ползёт                             Бидон.

Питон,                                            А в петлицу вдет

Молоко течёт в                             Питон,

Бидон,                                            По траве ползёт

А на стройке есть                          Бетон,

Бетон.                                             А на стройке есть

                                                        Бутон.

Повтори и ты мне в тон:

Где бутон,                                      - Нет, не так!

А где батон,                                   Нет, не так!

Где бидон,                                      Подскажите сами, как?

А где питон,                                   Разберитесь сами в том,

Ну, а где – бетон.                          Где бутон,

                                                        А где батон,

Раз, два, три, четыре, пять.          Где бидон,

Начинаю повторять:                     А где питон,

В печке выпечен                           Ну, и где – бетон.

Бутон,

А в петлицу вдет –                                           (Н. Матвеева)

                Какие слова можно составить, изменив один звук в слове?

Кот (рот, бот, вот, ком, кол)

Ночь (дочь)

Стол (стул, стал, сток, стон)

Страна (струна)

             Сколькими звуками различаются пары слов? Назовите эти звуки.

рука – река                              лес – лось

кот – кит                                 липа – лапа                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

                                                         

ТЕСТ

Тема «Звуки и буквы»

Р а з д е л: «Звуки гласные и согласные»

Какие умения проверяются:

1-й уровень

а). отличать обозначение звука от изображения буквы (1);

б). выбирать из предложенного ряда гласные звуки (2);

в). выбирать из предложенного ряда согласные звуки (3);

2-й уровень

а). выделять в слове гласные и согласные звуки (5, 6);

б). подсчитывать общее количество звуков и букв в слове (4).

ОТВЕТЫ

1.    а, б, в, д, о, у – это 1.

       [a], [б], [в], [д], [o], [y] – это 2.

       2 балла

2.    м, и, г, я, р, э

       6 баллов ( по 1 баллу за каждую правильно подчёркнутую букву и правильно неподчёркнутую букву)

3.     л, ю, п, ы, ж, о

        6 баллов (по 1 баллу за каждую правильно подчёркнутую и правильно неподчёркнутую букву)

4.     букв – 6, звуков – 5.

        6 баллов (по 3 балла за каждую правильно подсчитанную позицию)

5.     Бабушка, лес, море, поляна.

       20 баллов (по 1 баллу за каждый правильно определённый звук)

6.     Стол, кукла, окно, трава.

        20 баллов (по1 баллу за каждый правильно определённый звук)

Максимальная сумма баллов – 58.

Менее 14 баллов – тема не усвоена («2»);

От 14 до 29 баллов – тема усвоена удовлетворительно («3»);

От 30 до 54 баллов – тема усвоена в целом хорошо («4»);

От 55 до 58 баллов – тема усвоена практически полностью («5»).

ТЕСТ

КАРТОЧКА  УЧЕНИКА

Ученик _____________________________________________________

1. Вставь номера названий туда, куда нужно.

1). Изображение букв; 2). Обозначение звуков.

а, б, в, д, о, у – это _________________________

[a], [б], [в], [д], [o], [y] – это ______________________

2. Подчеркни гласные.

м, и, г, я, р, э

3. Посмотри, верно ли, что здесь подчёркнуты согласные.

л, ю, п, ы, ж, о

Если ты считаешь, что есть ошибки, подчеркни так, как надо.

л, ю, п, ы, ж, о

4. Прочитай слово. Посчитай и запиши, сколько в нём букв и сколько звуков.

Фасоль.

Букв_______________ .    Звуков________________.

5. Прочитай слова. Подчеркни в них гласные.

Бабушка, море, лес, поляна.

6. Прочитай слова. Подчеркни в них согласные.

Стол, кукла, окно, трава.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

мастер - класс "Тест как дидактическая единица русского языка и математики"

Данный мастер - класс был проведен на районном МО учителей начальной школы. В рамках этого мастер - класса проводится сравнительный анализ различных видов тестов, используемых в начальной школе....

Мастер - класс "Тест как дидактическая единица русского языка и математики"

Мастер - класс был дан учителей в рамках районного МО учителей начальных классов Белгородского района. Наглядно была проведена дифференциация тестов, проведен сравнительный анализ тестов различных фор...

Тесты (промежуточный контроль) по русскому языку и математике,2 класс.Программа "Школа России"

Тесты по русскому языку и математике(промежуточный контроль знаний учащихся),2 класс.Программа "Школа России"...