Рабочая программа по русскому языку для 3 класса
рабочая программа по русскому языку (3 класс)

Шадрина Анна Александровна

Рабочая программа по русскому языку для 3 класса, УМК "Школа России", авторы учебника В.П. Канакина,В.Г. Горецкий.  Календарно-тематическое планирование составлено на 170 часов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk.docx77.2 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 6 п. Козыревск»

«Рассмотрено»

Руководитель МО

___________ А.А.Шадрина

Протокол №_____от

«___»__________20__ г

«Согласовано»

Заместитель директора по УМР

МБОУ  СШ№ 6

______________ ФИО «___»__________20__ г

                     «Утверждаю»

Директор       МБОУ СШ № 6

____________ ФИО

             «___» ____________ 20__г

         Приказ № __ от _____20__ г

Рабочая программа

ФИО

учителя начальных классов

предмет «Русский язык»

3 класс

п. Козыревск

20__ г.

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для 3 класса составлена в соответствии  с нормативными документами:

  • Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Федеральным государственным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 6 октября 2009 г. № 373
  • Федеральным государственным стандартом начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 19 декабря 2014 г. № 1598
  • Программы начального общего образования «Русский язык 1-4», разработанной в соответствии с федеральным государственным образовательным     стандартом начального общего  образования  и авторским    коллективом в составе  В.П.Канакина, В.Г. Горецкий, Москва, Просвещение,  2014г.;
  • Примерной программы по русскому языку ФГОС НОО второго поколения -  Москва, «Просвещение», 2012 год;
  • Методического пособия «Русский язык. 3 класс ФГОС» В.П.Канакина, Г.Н. Манасова, Москва, Просвещение, 2017г.;

Рабочая программа разработана на основе требований к результатам начального общего образования, представленных в основной образовательной программе начального общего образования МБОУ СШ № 6, с учетом программы развития универсальных учебных действий для начального общего образования.

Цели и задачи курса

Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:

  • ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
  • формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Содержание программы представлено следующими содержательными линиями:

  • система языка (основы лингвистических знаний): фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);
  • орфография и пунктуация;
  • развитие речи.

Общая характеристика курса

Программа направлена на реализацию средствами предмета «Русский язык» основных задач образовательной области «Филология»:

  • формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
  • развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;
  • развитие коммуникативных умений;
  • развитие нравственных и эстетических чувств;
  • развитие способностей к творческой деятельности.

Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:

  • развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
  • освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
  • овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и повествования небольшого объема;
  • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.  

Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи со всеми учебными предметами, особенно с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единую образовательную область, в которой изучение русского языка сочетается с обучением чтению и первоначальным литературным образованием. Систематический курс русского языка представлен в начальной школе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой и являющихся основой для интеллектуального и коммуникативного развития детей.

В 3 классе центральное место отводится формированию грамматических понятий курса русского языка (текст, предложение, слово, словосочетание, части речи, имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, глагол, местоимение, предлог, члены предложения, значимые части слова: корень, приставка, суффикс, окончание и др.).

Место курса «Русский язык» в учебном плане

На изучение русского языка выделяется  170 ч (5 ч в неделю, 34 учебные недели).

Результаты изучения курса

Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты

  • Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
  • Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
  • Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
  • Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
  • Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
  • Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
  • Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
  • Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
  • Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
  • Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД

  • принимать и сохранять цель и учебную задачу; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  • овладевать способами решения учебной задачи, выбирать один из них для решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном, словесно-образном и словесно-логическом уровнях; проявлять познавательную инициативу;
  • планировать (в сотрудничестве с учителем и самостоятельно) свои действия для решения задачи;
  • учитывать правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения;
  • выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, справочном материале учебника — в памятках);
  • выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме;
  • контролировать процесс и результаты своей деятельности с учебным материалом, вносить необходимые коррективы;
  • оценивать свои достижения, определять трудности, осознавать причины успеха и неуспеха и способы преодоления трудностей;
  • адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами.

Познавательные УУД

  • осознавать познавательную задачу, решать её (под руководством учителя или самостоятельно);
  • самостоятельно находить в учебнике, учебных пособиях и учебной справочной литературе (с использованием ресурсов библиотек и Интернета) необходимую информацию и использовать её для выполнения учебных заданий;
  • понимать информацию, представленную в изобразительной, графической форме; переводить её в словесную форму;
  • использовать такие виды чтения, как ознакомительное, изучающее, поисковое; осознавать цель чтения;
  • воспринимать смысл читаемых текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов (художественного и познавательного); передавать устно или письменно содержание текста;
  • анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста, определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;
  • осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; выступать перед аудиторией одноклассников с небольшими сообщениями, используя иллюстративный материал (плакаты, презентацию);
  • использовать знаково-символические средства (в том числе модели, схемы, таблицы) для решения учебных и практических задач; создавать и преобразовывать модели и схемы для решения лингвистических задач;
  • пользоваться словарями и справочным материалом учебника;
  • анализировать изучаемые языковые объекты с выделением их существенных и несущественных признаков;
  • осуществлять синтез как составление целого из их частей;
  • овладевать общими способами решения конкретных лингвистических задач;
  • ориентироваться на возможность решения отдельных лингвистических задач разными способами; выбирать наиболее эффективный способ решения лингвистической задачи;
  • находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий;
  • осуществлять анализ, синтез, сравнение, сопоставление, классификацию, обобщение языкового материала как по заданным критериям, так и по самостоятельно выделенным основаниям;
  • осуществлять подведение фактов языка под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков и их синтеза;
  • осуществлять аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом;
  • составлять простейшие инструкции, определяющие последовательность действий при решении лингвистической задачи;
  • строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их.

Коммуникативные УУД

  • выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка и нормы «хорошей» речи (ясность, точность, содержательность, последовательность выражения мысли и др.);
  • ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; понимать зависимость характера речи от задач и ситуации общения;
  • участвовать в диалоге, общей беседе, совместной деятельности (в парах и группах), договариваться с партнёрами о способах решения учебной задачи, приходить к общему решению, осуществлять взаимоконтроль;
  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
  • контролировать действия партнёра, оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;
  • учитывать разные мнения и интересы и высказывать своё собственное мнение (позицию), аргументировать его;
  • оценивать мысли, советы, предложения других людей, принимать их во внимание и пытаться учитывать в своей деятельности;
  • строить монологическое высказывание с учётом поставленной коммуникативной задачи;
  • применять приобретённые коммуникативные умения в практике свободного общения.

Предметные результаты

Общие предметные результаты освоения программы

  • осознание значимости русского языка как государственного языка нашей страны, Российской Федерации, языка межнационального общения;
  • представление о языке как об основном средстве человеческого общения и явлении национальной культуры, о роли родного языка в жизни человека и общества;
  • формирование позитивного эмоционально-оценочного отношения к русскому языку, понимание значимости хорошего владения русским языком, стремления к его грамотному использованию;
  • понимание значимости правильной и «хорошей» устной и письменной речи как показателя общей культуры человека; проявление собственного уровня культуры;
  • приобретение опыта ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для решения коммуникативных задач;
  • овладение изучаемыми нормами русского языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные), правилами культуры речевого поведения (в объёме курса); использование этих норм для успешного решения коммуникативных задач в ситуациях учебной языковой деятельности и бытового общения; формирование сознательного отношения к качеству своей речи, контроля за ней;
  • овладение основными понятиями и правилами (в объёме изучаемого курса) из области фонетики, графики, лексики, морфемики, грамматики, орфографии, а также умениями находить, опознавать, характеризовать, сравнивать, классифицировать основные единицы языка (звуки, буквы, слова, предложения, тексты); использовать эти знания и умения для решения познавательных, практических и коммуникативных задач;
  • овладение основами грамотного письма (в объёме изучаемого курса), основными орфографическими и пунктуационными умениями; применение правил орфографии и пунктуации в процессе выполнения письменных работ.

Содержание учебного предмета «Русский язык», 3 класс  

В 3 классе центральное место отводится формированию грамматических понятий курса русского языка (текст, предложение, слово, словосочетание, части речи, имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, предлог, члены предложения, значимые части слова: корень, приставка, суффикс, окончание и др.).

1.Повторение изученного во 2 классе (16 ч)

Звуки речи. Гласные и согласные звуки и буквы, их обозначающие. Произношение и обозна-чение на письме ударных и безударных гласных, парных и непарных согласных.  Мягкие и твердые согласные. Слово  как единица речи. Значимые части слова. Корень слова. Слова однокоренные. Предложение. Словосочетание. Текст (описание, повествование). Связь слов в предложении. Главные члены предложения. Знаки препинания в конце предложения. Предложения повествовательные, вопросительные, побудительные. Интонация.

2. Предложение. Словосочетание (12 ч)

Различение предложения, словосочетания, слова (их сходство и различие), понимание на слух основной и второстепенной информации предъявляемого текста, определение его основной мысли, передача его содержания по вопросам. Предложения распространенные и нераспространенные. Типы предложений. Главные и второстепенные члены предложения.

3. Текст (3 ч)

Понятие «тема текста». Основная мысль текста. Заголовок текста.

4. Состав слова (15 ч)

Значимые части слова. Основа и окончание. Корень. Приставка – значимая часть слова. Суффикс. – значимая часть слова. Образование слов с помощью приставок и суффиксов. Родственные слова. Слова однокоренные и разные формы одного и того же слова. Чередование согласных в корне слова. Правописание безударных гласных и парных согласных в корне  слова.

5. Правописание слов со звонкими и глухими согласными в корне слова (10 ч)

Проверяемые и непроверяемые согласные в корне слова. Правописание слов со звонкими и глухими согласными в корне слова. Разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова; подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря.

6. Правописание слов с проверяемыми безударными гласными в корне (18 ч)

Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова. Правописание слов с безударными гласными в корне слова. Разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова; подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря.

7. Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне (9 ч)

Правописание слов. Соотношение звуков и букв в словах с непроизносимыми согласными. Разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова; подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря. Сопоставление правил о написании безударных гласных, глухих и звонких и непроизносимых согласных.

8. Правописание приставок и безударных гласных в корнях слов с приставками (12 ч)

Приставка – значимая часть слова. Правописание приставок. Правописание безударных гласных в приставке и в корне слова. Правописание приставок и предлогов. Раздельное произношение звуков в слове и способы их обозначения. Разделительный ь и ъ.

9. Части речи  (63 ч)

Части речи. Местоимение как часть речи. Части речи и члены предложения. Изменение имен существительных, имен прилагательных и глаголов по числам. Обобщение сведений о частях речи.

Имя существительное. Лексическое значение. Существительные, обозначающие предмет, явление природы. Существительные собственные и нарицательные. Основные грамматические признаки  имени существительного. Различение имен существительных, отвечающих на вопросы кто? что? Начальная форма имени существительного. Род, число, изменение существительных по вопросам.

Имя прилагательное. Лексическое значение. Прилагательные, обозначающие признак  предмета. Основные грамматические признаки. Вопросы какой? какая? какое? какие? Связь прилагательных с существительными. Род прилагательных. Изменение прилагательных по числам, родам. Согласование прилагательных с именами существительными. Значение и употребление в речи имен прилагательных.

Глагол. Значение и употребление в речи. Роль  глаголов в предложении. Употребление глаголов. Число глаголов. Изменение глаголов по числам. Время глаголов. Неопределенная форма глаголов. Изменение глаголов по временам. Изменение по родам глаголов прошедшего времени. Правописание глаголов с приставками. Правописание частице не с глаголами.

10. Повторение изученного за учебный год (12ч)

Роль слова и предложения в речи. Состав слова. Корень, приставка, суффикс, окончание – значимые части слова. Правописание приставок. Разделительные ь и ъ. части речи.

Слова с непроверяемыми написаниями

        Автобус, адрес, аллея, аптека, берёза, библиотека, болото, ботинки, быстро, вагон, валенки, вдруг, весело, ветер, вместе, вокруг, воробей, ворона, воскресенье, восток, вчера, герой, город, горох, девочка, дежурный, декабрь, деревня, дорога, до свидания, жёлтый, животное, завод, завтра, завтрак, запад, заяц, здравствуй, земляника, карандаш, картина, картофель, квартира, килограмм, класс, коллектив, комбайн, комбайнёр, комната, компот, корабль, космонавт, космос, Красная площадь, Кремль, крестьяне, кровать, лагерь, лестница, лопата, магазин, малина, машина, мебель, медведь, месяц, метро, молоко, молоток, морковь, мороз, Москва, народ, ноябрь, обед, овёс, овощ, огород, огурец, одежда, однажды, октябрь, орех, осина, отец, пальто, памятник, пенал, песок, платок, пловец, победа, погода, помидор, понедельник, потом, праздник, пшеница, пятница, работа, ракета, рассказ, расстояние, растение, ребята, революция, рисунок, родина, русский, сапоги, сахар, север, сегодня, сентябрь, скоро, совет, солдат, соловей, солома, сорока, спасибо, столица, суббота, тарелка, тетрадь, товарищ, топор, трактор, трамвай, ужин, улица, урожай, ученик, февраль, хоккей, хороший, чёрный, четверг, чувство, яблоко, яблоня, ягода, язык, январь.

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности учащихся.

Тематическое планирование

Кол-во

часов

Основные виды учебной деятельности обучающихся

Раздел 1.

Повторение изученного во 2 классе  

-  16 ч

Различать язык и речь. Объяснять, в каких случаях жизни мы пользуемся разными видами речи и что такое хорошая речь.

Рассказывать о сферах употребления в России русского языка и национальных языков.

Анализировать высказывания о русском языке (высказывание А. Куприна).

Находить выразительные средства русской речи в поэтических строках.

Узнавать изученные части речи среди других слов и в предложении, классифицировать их, приводить примеры слов изученных частей речи.

Определить грамматические признаки изученных частей речи и обосновывать правильность их выделения.

Распознавать однокоренные слова, выделять в них корень.

Различать, сравнивать однокоренные слова и слова – синонимы, слова омонимичными корнями.

Различать слово и слог, звук и букву, перенос слов.

Подбирать несколько проверочных слов с заданной орфограммой.

Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику.

Излагать письменно содержание повествовательного текста по данным вопросам или коллективно составленному плану.

Раздел 2.

Предложение. Словосочетание

12 ч

Анализировать содержание таблицы и составлять сообщение о типах предложения.

Обосновывать знаки препинания в конце предложения.

Различать и выделять главные и второстепенные члены в предложении, распространённые и нераспространённые предложения.

Распространять нераспространённое предложение второстепенными членами.

Читать и составлять модели предложения, находить по ним предложения в тексте.

Устанавливать при помощи смысловых вопросов  связь   между словами в словосочетании и предложении.

Различать словосочетание и предложение.

Работать с памяткой «Как разобрать предложение по членам».

Планировать свои действия при разборе предложения по членам на основе заданного алгоритма.

Обсуждать алгоритм разбора предложения

предложение по членам разбирать предложение  по членам.

Составлять предложение из деформированных слов,  словосочетаний по рисунку, по заданной теме, по модели.

Раздел 3.

Текст

 3 ч

Различать текст и предложение, текст и набор предложений.

Определять тему и главную мысль текста.

Подбирать заголовок к заданному тексту и определять по заголовку содержание текста.

Выделять части текста и обосновывать правильность их выделения.

Различать типы текстов: повествование, описание, рассуждение.

Восстанавливать деформированный текст, подбирать к нему заголовок, определять тип текста, записывать составленный текст.

Раздел 4.

Состав слова

15 ч

Формулировать определения однокоренных слов и корня слова.

Различать однокоренные слова, группировать однокоренные слова (с общим корнем), выделять в них корень, подбирать примеры однокоренных слов.

Выделять в словах основу слова.

Различать однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями, однокоренные слова и формы одного и того же слова.

Формулировать определения окончания.

Объяснять окончания  и предлога в предложении. Выделять в словах приставки и суффиксы.

Формулировать определения приставки и суффикса.

Объяснять значение приставок и суффиксов в слове.

Образовывать слова с помощью приставки  и суффикса.

Анализировать, составлять модели разбора слова по составу и подбирать слова по этим моделям.

Характеризовать алгоритм разбора слов по составу, использовать его.

Оценивать результаты выполненного задания.

Раздел 5.

Правописание слов со звонкими и глухими согласными в корне слова .

10 ч

Определять наличие в слове изученных и изучаемых орфограмм.

Находить и отмечать в словах орфограммы.

Обсуждать алгоритм действий для решения орфографических задач использовать алгоритм в практической деятельности.

Подбирать несколько проверочных слов с заданной орфограммой.

Объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами.

Группировать слова по типу орфограммы, по месту орфограммы в слове.

Приводить примеры слов с заданной орфограммой.

Осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль при проверке выполненной письменной работы.

Контролировать правильность записи текста,

находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки.

Работать с орфографическим словарём.

Составлять словарики слов с определённой орфограммой.

Раздел 6.

Правописание слов с проверяемыми безударными гласными в корне .

18 ч

Группировать слова по типу орфограммы, по месту орфограммы в слове.

Приводить примеры слов с заданной орфограммой.

Осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль при проверке выполненной письменной работы.

Определять наличие в слове изученных и изучаемых орфограмм.

Находить и отмечать в словах орфограммы.

Обсуждать алгоритм действий для решения орфографических задач использовать алгоритм в практической деятельности.

Подбирать несколько проверочных слов с заданной орфограммой.

Объяснять, доказывать правильность написания слов с изученными орфограммами.

Редактировать предложения с безударными гласными в корне.

Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки.

Оценивать результаты выполненного задания.

Работать с орфографическим словарём.

Составлять словарики слов с определённой орфограммой.

Раздел 7.

Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне.

9 ч

Группировать слова по типу орфограммы, по месту орфограммы в слове.

Приводить примеры слов с заданной орфограммой.

Осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль при проверке выполненной письменной работы.

Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки.

Работать с орфографическим словарём.

Составлять словарики слов с определённой орфограммой.

Раздел 8.

Правописание приставок и безударных гласных в корнях слов с приставками .

12 ч

Определять наличие в слове изученных и изучаемых орфограмм.

Находить и отмечать в словах орфограммы.

Группировать слова по типу орфограммы, по месту орфограммы в слове.

Приводить примеры слов с заданной орфограммой.

Осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль при проверке выполненной письменной работы.

Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки.

Обсуждать алгоритм действий для решения орфографических задач и использовать алгоритм в практической деятельности.

Подбирать несколько проверочных слов с заданной орфограммой.

Объяснять, доказывать правильность написания слов с изученными орфограммами.

Редактировать предложения с безударными гласными в корне.

Раздел 9.

Части речи  

Местоимение как часть речи– 2 ч

Имя существительное – 20 ч

Имя прилагательное

-16 ч

Глагол – 25 ч

63 ч

Определять по изученным признакам слова различных частей речи. Классифицировать слова по частям речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, имя числительное). Подбирать примеры слов изученных частей речи.

Распознавать местоимения среди слов других частей речи, определять лексическое значение местоимений.

Распознавать имена существительные среди слов других частей речи, определять лексическое значение имён существительных.

Распознавать собственные и нарицательные имена существительные, определять значение имён собственных.

Обосновывать написание заглавной буквы в именах собственных.

Наблюдать над толкованием значения некоторых имён. Составлять (с помощью взрослых) рассказ о своём имени.

Обосновывать написание заглавной буквы в именах собственных.

Определять род имён существительных.

Классифицировать имена существительные по роду и обосновывать правильность определения рода.

Определять число имён существительных. Изменять форму числа имён существительных.

Распознавать имена существительные, имеющие форму одного числа.

Изменять имена существительные по падежам. Запоминать названия падежей.

Определять падеж имён существительных

Сопоставлять и различать внешне сходные падежные формы (именительный и винительный падежи, родительный и винительный падежи имён существительных одушевлённых мужского рода и др.).

Правильно употреблять в речи словосочетания  с шипящими на конце.

Определять лексическое значение имён прилагательных.

Выделять словосочетания с именами прилагательными из предложения.

Подбирать к именам существительным подходящие по смыслу имена прилагательные, а к именам прилагательным — имена существительные.

Работать с толковым словарём, словарями синонимов и антонимов;

Находить синонимы, антонимы среди других слов, в предложении тексте подбирать  к слову антонимы и синонимы находить в них необходимую информацию о слове.

Определять род имён прилагательных, классифицировать имена прилагательные по роду.

Наблюдать зависимость рода имени прилагательного от формы рода имени существительного.

Изменять имена прилагательные по родам в Развитие и обогащение словарного запаса именам прилагательными единственном числе.

Образовывать словосочетания, состоящие из имён прилагательных имён существительных.

Определять форму числа имени прилагательного, изменить имена прилагательные по числам.

Подбирать имена прилагательные для сравнения признаков предметов.

Распознавать художественное и научное описания, наблюдать над употреблением имён прилагательных в таких текстах.

Выделять в текстах художественного стиля выразительные средства языка.

Распознавать глаголы среди других частей речи.

Различать глаголы, отвечающие на определённый вопрос.

Определять лексическое значение глаголов

Выделять в текстах – рассуждение причину явлений, событий.

Распознавать число  глагола. Изменять глаголы по числам.

Образовывать от неопределённой формы глагола временные формы глаголов.

Узнавать неопределенную  форму глагола по вопросам.
Образовывать от неопределенной формы глагола временные формы глагола.

Определять род и число глаголов в прошедшем времени. Правильно записывать родовые окончания глагола в прошедшем времени (-а, - о)

Правильно произносить глаголы в прошедшем времени.

Работать с орфоэпическим словарём.

Распознавать время   глагола. Изменять глаголы по временам.  

Раздельно писать частицу не с глаголами. Правильно произносить глаголы в прошедшем времени с частицей не.

Определять изученные грамматические признаки глагола и обосновывать правильность их выделения.

Раздел 10.

Повторение изученного за учебный год –

12 ч

Устанавливать при помощи вопросов связь между членами предложения.

Различать и выделять главные и второстепенные члены в предложении, распространённые и нераспространённые предложения.

Различать текст и предложение, текст и набор предложений.

Определять тему и главную мысль текста.

Подбирать заголовок к заданному тексту и определять по заголовку содержание текста.

Определять наличие в слове изученных и изучаемых орфограмм.

Находить и отмечать в словах орфограммы.

Обсуждать алгоритм действий для решения орфографических задач ииспользовать алгоритм в практической деятельности.

Подбирать несколько проверочных слов с заданной орфограммой.

Определять по изученным признакам слова различных частей речи.

Классифицировать слова по частям речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, имя числительное). Подбирать примеры слов изученных частей речи.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Наименования объектов и средств  материально-технического обеспечения

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

Учебно-методические комплекты по русскому языку для 3 класса

 (программы, учебники, рабочие тетради, тесты).

1. В.П. Канакина, В.Г. Горецкий., Русский язык, учебник,  3 класс. М.: Просвещение,2019.

2. Рабочие тетради к учебнику В.П. Канакина, В.Г. Горецкий., Русский язык 3 класс. М.: Просвещение,2018.

         3. О.И. Дмитриева Поурочные разработки по русскому языку,     Книга для учителя. – М.:ВАКО, 2019.

 4. Сборник рабочих программ «Школа России». М.: Просвещение, 2019..

5. В.А.Синякова «Контрольно-измерительные материалы» Москва.:ВАКО 2019

6.В.Н.Канакина Г.С.Щеголева «Сборник диктантов и самостоятельных работ 1-4 классы» Москва «Просвещение» 2019

7.Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе [Текст]: система заданий. В 2-х ч. Ч.1. / М.Ю. Демидова  [ и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2019. – 215 с. – (Стандарты второго поколения)

8. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе [Текст]: от действия к мысли : пособие для учителя / А.Г. Асмолов [ и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. -2 –е изд. – М.: Просвещение, 2019. – 152 с. – (Стандарты второго поколения)

Печатные пособия

Комплекты для обучения грамоте (наборное полотно, образцы письменных букв).

Наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой, определённой в программе по русскому языку.

Словари по русскому языку: толковый словарь, словарь фразеологизмов, морфемный и словообразовательный словари).

Репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы, указанными в программе и методических пособиях по русскому языку.

Технические средства обучения

Настенная доска с набором приспособлений  для крепления картинок.

Мультимедийный проектор.(по возможности)

Компьютер.

Фотокамера.

Экранно-звуковые пособия.

Аудиозаписи в соответствии с программой обучения.

Мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы по русскому языку.

Оборудование класса

Ученические столы двухместные с комплектом стульев.

Стол учительский с тумбой.

Компьютерный стол.

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий.

Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.

Планируемый результат

Раздел

Ученик научится

Ученик получит возможность

1

Язык и речь

  • понимать, что предложение - это основная единица речи;
  • понимать термины «повествовательные предложения», «вопросительные предложения», «побудительные предложения»; грамматические особенности предложений, различных по цели высказывания;

  • орфографически грамотно и каллиграфически правильно списывать и писать диктовку текст (55-65 слов), включающий изученные орфограммы за 1-3 класс;
  • проверять написанное, находить в словах изученные орфограммы;
  • производить звуковой и звуко-буквенный разбор слова;
  • производить морфемный разбор ясных по составу слов, подбирать однокоренные слова разных частей речи;

2

Слово в языке и речи

  • различать предложения по интонации (восклицательные, невосклицательные);
  • оформлять предложения в устной и письменной речи (интонация, пауза, знаки препинания: точка, вопросительный и восклицательный знаки);
  • различать признаки текста и типы текстов (повествование, описание,
  • изменять имена существительные, имена прилагательные, глаголы по числа склонять в единственном числе имена существительные; изменять имена прилагательные по родам;
  • интонационно правильно произносить предложения; определять вид предложен! по цели высказывания и интонации;
  • вычленять в предложении основу и словосочетания;
  • производить элементарный синтаксический разбор предложения;
  • определять тему текста, его основную мысль, подбирать заголовок к тексту, дели" текст на части, под руководством учителя и самостоятельно составлять план текста;

3

Состав слова

 

  • называть и определять части слова (корень, окончание, приставка, суффикс);
  • понимать термины «корень слова», «однокоренные слова», «разные формы слов;

  • производить звуковой и звуко-буквенный разбор слова;
  • производить морфемный разбор ясных по составу слов, подбирать однокоренные слова разных частей речи;

4

Части речи

  • называть и определять части речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, предлог);
  • понимать особенности употребления в предложении имени существительного, прилагательного, глагола, предлога;
  • распознавать части речи и их грамматические признаки (род, число, падеж имён существительных; род и число имён прилагательных; время и число глаголов; лицо и число местоимений);

5

Повторение

  • использовать способы проверки обозначения на письме гласных и согласных звуков в слабой позиции в корне слова;
  • давать фонетическую характеристику гласных и согласных звуков;
  • понимать влияние ударения на смысл слова;
  • различать парные и непарные согласные по звонкости и глухости, по твёрдости и мягкости; обозначать мягкость согласных на письме;
  • понимать роль разделительного мягкого знака и разделительного твёрдого знака в слове.
  • определять тип текста;
  • писать изложение и сочинение (60-75 слов) по коллективно или самостоятельно составленному плану под руководством учителя

Календарно-тематическое планирование

п\п

Тема урока

Планируемые результаты (предметные)

Содержание урока

(Ученик должен знать)

Дата

План.

Факт.

Язык и речь – 2 часа

1

Наша речь. Виды речи.

Язык и речь, значение их в жизни людей. Наблюдение над особенностями устной и письменной речи.

Знать:

- виды речи;

-значение понятий «устная речь», «письменная речь».

2

Наш язык.

.Сферы употребления русского языка. Выразительные средства русской речи.

Знать:

-зачем нужно знать русский язык;

-какие выразительные средства русской речи существуют;

-как составить текст по рисунку

Текст. Предложение. Словосочетание.  – 14 часов

3

Что такое текст?

Признаки текста.

Знакомство с текстом, с его признаками

Знать:

- признаки текста и его отличия от набора предложений;

-построение текста;

-части текста;

- способы конструирования текста из предложений, частей

4

Типы текстов.

Повторение о типах текста.

Знать:

-признаки текста-повествования;

-текста-описания;

-текста-рассуждения

5

Предложение.

Повторение и углубление представлений о предложении.

Знать:

- признаки предложения

-  отличие предложения от группы слов, записанных как предложения;

-как составлять рассказ по картине

6

Виды предложений по цели высказывания.

Составление предложений, их правильное оформление  на письме.

Знать:

- правила оформления предложений на письме

- знаки завершения предложения в соответствии со смыслом

7

Виды предложений по интонации

Виды предложений по интонации, их правильное оформление на письме.

Знать:

- правила оформления предложений на письме

- знаки завершения предложения в соответствии со смыслом и интонацией

8

Контрольный диктант№1(входной)

Знакомство с алгоритмом списывания печатного текста.

Знать:

- признаки предложений, оформление предложений при письме

- алгоритм списывания с печатного образца

9

Предложения с обращением. Обучающее изложение.

Знакомство с предложениями, содержащими обращения.

Знать:

-как найти обращение в предложении;

-как выделять обращения в письменной речи;

-как использовать обращения при составлении рассказа по рисунку

10

Главные  члены предложения.

Знакомство с главными членами предложения

Знать:

- прием установления основы предложения

- способ установления действующего лица или предмета в предложении.

11

Второстепенные члены предложения.

Знакомство с второстепенными членами предложении, их ролью в предложении..

Знать:

- прием установления второстепенных членов предложения;

-о значении втор. членов предложения

12

Простое и сложное предложения.

Знакомство с распространёнными и нераспространёнными предложениями.

Знать:

- прием определения распространённых и нераспространённых предложений

13

Простое и сложное предложения.

Различение и употребление в речи простых и сложных предложений

Знать:

-как устанавливать связь слов в предложении;

-признаки простого и сложного предложений

14

Словосочетания.

Различение и употребление в речи простых и сложных предложений.

Знать:

-как устанавливать связь слов в предложении;

-признаки простого и сложного предложений

15

Выделение словосочетаний в предложении.

Знакомство с алгоритмом установления связи слов в предложении.

Знать:

- прием установления связи между словами в предложении с помощью вопросов;

- способ установления действующего лица или предмета в предложении.

16

Контрольный диктант по теме «Предложение».

Проверить знания пройденного материала.. Знать:

-как выделять словосочетания в предложении

Слово в языке и речи (19ч)

17

Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова.

Узнавать слово по его лексическому значению

Знать:

-о языке как средстве общения;

-способ определения слова и набора звуков.

18

Синонимы и антонимы.

Повторение различных группы слов.

 Знать:

-значение однозначных и многозначных слов;

-понятия «прямое и переносное значение слова»;

-как различать эти понятия;

-о значении синонимов в речи;

-о значении антонимов;

19

Омонимы.

Знакомство с новой группой слов.

Знать:

-как распознавать омонимы;

-их лексическое значение;

-как работать со словарём омонимов

20

Слово и словосочетание.

Знакомство с разницей между словом и словосочетанием.

Знать:

-как различать слова и словосочетание как сложное название предмета

21

Фразеологизмы.

Знакомство с фразеологизма

ми.

Знать:

-как находить фразеологизмы;

-что они обозначают;

-как отличить фразеологизмы  от неустойчивого словосочетания;

-как работать со словарём фразеологизмов

22

Развитие речи.

Подробное изложение с языковым анализом текста.

Написать обучающее сочинение по картине.

Знать:

- правила оформления предложений

- приемы конструирования предложения с опорой на ключевые слова;

-  признаки текста.

-  изученные орфографические правила.

23

Части речи. Имя существительное  

Написать сочинение.

Знать:

- правила оформления предложения на письме.

- способы конструирования предложений в соответствии с вопросами и опорными словами

24

Имя прилагательное.

Формирование умения распознавать имена прилагательные и их употребление в речи

Знать:

- способ отличия прилагательных и местоимений и подбора к ним вопросов.

-когда и как употреблять их в речи

25

Глагол

Формирование умения распознавать глаголы.  Ставить к словам вопросы что делает? и что делал?  и т.д.

Их употребление в речи

Знать:

- способ отличия слов обозначающих действия предмета по вопросам и значению.

-когда и как употреблять их в речи

26

Имя числительное

Знакомство с новой частью речи. Формирование умения распознавать имена числительные. Их употребление в речи

Знать:

-как распознавать имена числительные;

--когда и как употреблять их в речи

27

Однокоренные слова.

Совершенствование умения находить и образовывать однокоренные слова

Знать:

- знать роль корня в  словах

 - прием подбора однокоренных слов и нахождение корня в группе однокоренных слов.

28

Звуки и буквы. Гласные звуки.

Формирование представления о различиях между звуком и буквой.

Знать:

-различие между звуком и буквой;

-как распознавать ударные и безударные гласные звуки

29

Звуки и буквы. Согласные звуки.

Формирование представления о различиях между звуком и буквой.

Знать:

-различие между звуком и буквой;

-как распознать парные и непарные по твёрдости-мягкости и глухости-звонкости согласные звуки;

-правильно обозначать на письме сочетания с шипящими буквами

30

Звонкие и глухие согласные звуки. Разделительный мягкий знак.

Развитие умения распознавания парных звонких и глухих согласных звуков

Знать:

-  возможность несоответствия произношения и написания («опасные места») в словах с парными согласными на конце и в середине слова;

- правило проверки согласных ;

-  способ графического обозначения орфограммы.

-как подбирать проверочные слова.

31

Изложение текста М.Пришвина «Полянка».

Написать изложение.

Знать:

- правила оформления предложения на письме.

- способы конструирования предложений в соответствии с вопросами и опорными словами

32

Обобщение и закрепление изученного.

Подчёркивать орфограмму одной чертой.

Знать:

- изученные орфографические правила;

-  способ графического обозначения орфограммы.

33

Проект «Рассказ о слове».

34

Контрольный диктант №2 по теме «Слово в языке и речи».

Писать контрольный диктант.

Подчёркивать орфограмму одной чертой.

Знать:

- изученные орфографические правила;

-  способ графического обозначения орфограммы.

35

Работа над ошибками

Выполнять работу над ошибками под руководством учителя.

Знать:

- способы проверки и исправления орфографических ошибок на  изученные правила.

Состав слова (16ч)

36

Корень слова.

Анализировать однокоренные слова: называть общее лексическое значение корня

Знать:

- определение «корень слова» и прием подбора однокоренных слов.

37

Корень слова.

38

Сложные слова

Знание: чередование согласных в корне.

Умение: одинакова писать гласные и согласные в корне однокоренных слов.

Навык: подбирать примеры однокоренных слов.

39-40

Формы слова. Окончание.

Знакомство с окончанием и его ролью в предложении.

Знать:

-как определять окончание в слове;

-роль окончания в предложении;

-роль окончания в образовании форм слова

41

Приставки.

Знакомство с приставками и их ролью в словообразовании.

Знать:

- место и роль приставки;

- определение приставки

42

Значение приставок

Знать:

- место и роль приставки;

- определение приставки.

Уметь: выделять изучаемые части в слове.

Навык: нахождение глаголов в тексте, выделение изученных орфограмм

43

44

Суффиксы.

Знакомство с суффиксами и их ролью в словообразовании.

Знать:

- место и роль суффиксов в слове;

- определения суффикса;

- способ нахождения суффикса в словах;

-как образовывать слова с помощью суффиксов и приставок.

45

Сочинение по репродукции картины А.А.Рылова «В голубом просторе»

Написать сочинение.

Знать:

- правила оформления предложения на письме.

- способы конструирования предложений в соответствии с вопросами и опорными словами

46

Основа слова

Выделение значимых частей слова (корня, приставки, суффикса, окончания) и основы слова.

Знать:

- порядок разбора слов по составу;

-как выделять основу слова

47

Обобщение знаний о составе слова

Знание слова с непроверяемым написанием.

Умение проводить разбор слов по составу, пользуясь памяткой.

Навык формирование навыка моделирования слов.

48

Контрольный диктант по теме «Состав слова».

Писать контрольный диктант.

Подчёркивать орфограмму одной чертой.

Знать:

- изученные орфографические правила;

-  способ графического обозначения орфограммы.

49

Анализ контрольного диктанта. Обобщение знаний о составе слова.

Выполнять работу над ошибками под руководством учителя.

Знать:

- способы проверки и исправления орфографических ошибок на  изученные правила.

50

Изложение текста В.Бианки «Скворцы».

Написать изложение.

Знать:

- правила оформления предложения на письме.

- способы конструирования предложений в соответствии с вопросами и опорными словами

51

Проект «Семья слова».

Правописание частей слова –29 ч

52

Орфограммы в значимых частях слова.

Формирование умения находить орфограммы в значимых частях слова.

Знать:

-как правильно разобрать слово по составу;

-как находить «опасное место» в частях слова;

-как подобрать подходящую орфограмму

53

54

55

Правописание слов с безударными гласными в корне.

Подбирать проверочные слова.

Знать:

-  прием определения ударного и безударного  гласного звука;

-  алгоритм проверки безударных гласных в корне;

56

57

58

59

Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне.

Знакомство с правописанием парных звонких и глухих согласных на конце слова.

Знать:

-  возможность несоответствия произношения и написания («опасные места») в словах с парными согласными на конце;

- правило проверки согласных на конце слова;

-  способ графического обозначения орфограммы.

60

Обучающее изложение.

Написать сочинение.

Знать:

- правила оформления предложения на письме.

- способы конструирования предложений в соответствии с вопросами и опорными словами

61

62

63

Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне

Знакомство со способом действия в случае непроизносимых согласных в корне

Знать:

-как подбирать проверочные слова;

-как сравнивать  произношение и написание таких слов;

64

65

Правописание слов с двойными согласными.

Двойные согласные буквы в наиболее часто употребляемых словах: класс, суббота, касса, ванна, Алла и др. 

Знать:

-алгоритм

работы с орфографическими словарями.

66

Сочинение по картине В.М. Васнецова «Снегурочка».

Написать сочинение.

Знать:

- правила оформления предложения на письме.

- способы конструирования предложений в соответствии с вопросами и опорными словами

67

Контрольный диктант по теме «Правописание

корней слов».

Писать контрольный диктант.

Подчёркивать орфограмму одной чертой.

Знать:

- изученные орфографические правила;

-  способ графического обозначения орфограммы.

68

69

70

71

Работа над ошибками.

Правописание приставок и суффиксов.

Выполнять работу над ошибками под руководством учителя.

Знать:

- способы проверки и исправления орфографических ошибок на  изученные правила.

Значение суффиксов и приставок, их правописание.

Знать:

- правила написания приставок и суффиксов;

-как правильно их употреблять в речи

72

73

Правописание приставок и предлогов

Значение приставок и предлогов, их  правописание.

Знать:

-правила написания предлогов и приставок.

74

Правописание слов с разделительным твёрдым знаком.

Знакомство с работой разделительного ь

Знать:

- способы обозначения мягкости согласных звуков на письме.

75

76

77

Разделительные твёрдый и мягкий знаки.

Знакомство с работой разделительного ь

Знать:

- способы обозначения мягкости согласных звуков на письме.

78

Изложение текста, воспринятого на слух.

Написать изложение по вопросам.

Знать:

- правила оформления предложения на письме.

- способы конструирования предложений в соответствии с вопросами и опорными словами

79

Контрольный диктант  по теме

 «Правописание частей слова».

Писать контрольный диктант.

Подчёркивать орфограмму одной чертой.

Знать:

- изученные орфографические правила;

-  способ графического обозначения орфограммы

80

Работа над ошибками. Проект «Составляем орфографический словарь».

Знать:

- изученные орфографические правила;

-  способ графического обозначения орфограммы.

Части речи.

Имя существительное

81

Имя существительное как часть речи.

Знакомство с именами существительными. Ставить к словам  вопросы кто? или что?

Знать:

- вопросы слов- названий

-лексическое значение существительных;

-как правильно их употреблять в речи.

82

Имя существительное и его роль в речи

83

Начальная форма имени существительного.

Знакомство с начальной формой имён существительных.

Знать:

-как правильно ставить имя существительное в начальную форму

84

85

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные

Ставить к словам  вопросы кто? или что?

Знать:

-понятия одушевленные и неодушевленные предметы и слова их называющие

- вопросы, на которые отвечают слова- названия

86

Изложение по самостоятельно составленному плану по тексту В. Бочарникова «Горностай».

Написать изложение .

Знать:

- правила оформления предложения на письме.

- способы конструирования предложений в соответствии с вопросами и опорными словами

87

Собственные и нарицательные имена существительные.

.Знакомство с именами собственными и нарицательными

 Знать:

- формы обращения к собеседнику;

-алгоритм нахождения в тексте имен собственных и их записи.

88

Проект «Тайна имени».

89-90

Число имён существительных

Знакомство с единственным и множественным числом имен существительных.

Знать:

-об изменении имён существительных по числам;

-как правильно употреблять в речи формы ед-го и множ. числа;

- что существует группа существительных, употребляемых только во множественном  числе

91

92

Род имён существительных

Различение  имен существительных мужского, женского и среднего рода.

Знать:

- способ определения рода существительного

93

94

Ь на конце имён существительных после шипящих.

Употребление  Ь  после шипящих на конце имён существительных.

Знать:

-способ определения рода существительного

95

Сочинение  по картине И. Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка» и его анализ

Написать сочинение.

Знать:

- правила оформления предложения на письме.

- способы конструирования предложений в соответствии с вопросами и опорными словами

96

Контрольный диктант по теме «Имя существительное»

Писать контрольный диктант.

Подчёркивать орфограмму одной чертой.

Знать:

- изученные орфографические правила;

-  способ графического обозначения орфограммы.

97

 Работа над ошибками.

98

99

Изменение имён существительных по падежам

Знакомство с падежами .Формирование умения определять падежи.

Знать:

-как легче запомнить название падежей;

-вопросы падежей;

-необходимость изучения падежей

100

Обучающее изложение.

101

Именительный падеж.

Знакомство с именительным падежом .Формирование умения определять данный падеж

Знать:

-.-особенности данного падежа;

-как определить падеж по вопросу

102

Родительный падеж.

Знакомство с родительным падежом. Формирование умения определять данный падеж.

Знать:

-особенности данного падежа;

-как определить падеж по вопросу и предлогу

103

Дательный падеж.

Знакомство с дательным падежом. Формирование умения определять данный падеж.

Знать:

-особенности данного падежа;

-как определить падеж по вопросу и предлогу

104

Винительный падеж.

Знакомство с винительным падежом. .Формирование умения определять данный падеж.

Знать:

-особенности данного падежа;

-как определить падеж по вопросу и предлогу

105

Творительный падеж.

Знакомство с творительным падежом .Формирование умения определять данный падеж.

Знать:

-особенности данного падежа;

-как определить падеж по вопросу и предлогу

106

Предложный падеж.

Знакомство с предложным падежом. Формирование умения определять данный падеж.

Знать:

-особенности данного падежа;

-как определить падеж по вопросу и предлогу

107

Изложение по самостоятельно составленному плану по тексту К. Паустовского «Кот-ворюга» и его анализ  

Написать изложение.

Знать:

- правила оформления предложения на письме.

- способы конструирования предложений в соответствии с вопросами и опорными словами

108

Все падежи.

Знакомство с косвенными падежами.

Знать:

- что такое косвенный падеж;

-вопросы косвенных падежей

109

Обобщение знаний об имени существительном

Сделать обобщение изучаемого материала

Знать:

-как определять падеж существительного по вопросу и предлогу;

-как разбирать предложение по членам

110

Сочинение по картине К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень».

Знание: рассматривание картины, обмен впечатлениями. Обсуждение возможных вариантов начала сочинения, его структуры, использовать лексико-орфографическую работу.

Умение: оформлять предложения на письме в соответствии с изученными правилами, контролировать и оценивать этапы своей работы.

Навык: написание и проверка сочинения, оценивание своей работы.

111

Контрольный диктант по теме «Имя существительное»

Знание. Умение. Навык.

Обобщение знаний, умений и навыков об именах существительных.

112

Работа над ошибками. Проект «Зимняя страничка».

Знание: научатся способу проверки написания различных орфограмм.

Умение: подбирать проверочное слово, обосновывая написание.

Навык: контролировать и оценивать этапы своей работы.

Имя прилагательное (18 ч.)

113

Имя прилагательное как часть речи.

Знакомство с именами прилагательными. Ставить к словам вопросы какой? какая? и т.д.

Знать:

- способ отличия слов-признаков и подбора к ним вопросов.

114

Сложные имена прилагательные.

Знакомство со сложными именами прилагательными.

Знать:

-признаки сложных прилагательных

-правила написания сложных прилагательных

115

Роль прилагательных в тексте

116

Текст –описание.

Написать сочинение.

Знать:

- правила оформления предложения на письме.

- способы конструирования предложений в соответствии с вопросами и опорными словами

117

Сочинение по  картине М.А. Врубеля «Царевна-лебедь».

Знание: обсуждение выбранного предмета описания, задача авторов, распознавание научного и художественного описания.

Умение: наблюдать над употреблением имен прилагательных в таких текстах, составление текста-описания в научном стиле.

Навык: написание текста, проверка написанного.

118

119

120

Изменение имён прилагательных по родам.

Знакомство с изменением имён прилагательных по родам.

Знать:

-как меняются прилагательные по родам;

-как определять род имён прилагательных

121

122

Изменение имён прилагательных по числам.

Знакомство с формами единственного и множественного числа имен прилагательных.

Знать:

-способ распознавания имён прилагательных единственного и множественного числа;

-способ изменения имён прилагательных по числам

123

124

Изменение имён прилагательных по падежам.

Знакомство с изменением имён прилагательных по падежам.

Знать:

-как определять падеж имён прилагательных

-правила написания падежных окончаний

125

126

Обобщение знаний

Знания: работа с памяткой учебника «Порядок разбора имени прилагательного».

Умения: распознавать род, число, падеж имени прилагательного.

Навыки: разбор слов по составу и подбор слов по заданной схеме.

127

Сочинение по картине А.А. Серова «Девочка с персиками».

Знания: использование имён прилагательных при описании портрета.

Умения: составление и запись текста, используя опорные слова.

Навыки: самостоятельная запись текста, работа со словарём, проверка написанного.

128

Обобщение знаний.

Знания: работа с памяткой учебника «Порядок разбора имени прилагательного».

Умения: распознавать род, число, падеж имени прилагательного.

Навыки: разбор слов по составу и подбор слов по заданной схеме.

129

Контрольный диктант   по теме «Имя прилагательное».

Писать контрольный диктант.

Подчёркивать орфограмму одной чертой.

Знать:

- изученные орфографические правила;

-  способ графического обозначения орфограммы.

130

Проект «Имена прилагательные в загадках».

Знания. Умения. Навыки. Работа над типичными лексико-грамматическими ошибками и грамматико-синтаксическими ошибками(в выборе слов и форм слов, в построении словосочетаний в предложений).

Местоимение (5ч.)

131

Личные местоимения.

Знакомство с личными местоимениями и их ролью в нашей речи.

Знать:

- особенности употребления в речи местоимений;

- правило о раздельном написании предлогов  с местоимениями;

-роль местоимений в речи

132

Лицо и число личных местоимений.

Знакомство с изменением местоимений по лицам и числам.

Знать:

-как определять лицо и число местоимений;

-правильно употреблять их в речи

133

Изменение местоимений  по родам.

Знакомство с изменением местоимений 3 лица по родам.

Знать:

-как определять число, лицо, род местоимений;

-правильно употреблять их в речи

134

Роль местоимений в предложении.

Повторить об особенности употребления в речи местоимений.

Знать:

-какова роль местоимений в речи

135

Контрольное списывание  по теме «Местоимение»

Провести контрольное списывание.

Знать:

-как списывать текст без нарушений правил каллиграфического письма, без грамматических ошибок;

-как проверять написанный текст

Глагол (21ч)

136

137

138

Глагол как часть речи.

Знакомство с глаголами.  Ставить к словам вопросы что делает? и что делал?  и т.д.

Знать:

- способ отличия слов обозначающих действия предмета по вопросам и значению.

139

140

Неопределённая форма глагола.

Знакомство с неопределённой формой глагола.

Знать:

-признаки неопределённой формы глагола;

-как правильно ставить вопросы к глаголам в данной форме;

141

142

Число глаголов

Знакомство с единственным и множественным числом глаголов.

Знать:

-отличительные признаки единственного и множественного числа глаголов;

-как находить в предложениях слова, отвечающие на вопросы  что делает? что делают?

143

144

145

146

Изменение глаголов по временам.

Знакомство с изменением глаголов по временам.

Знать:

-названия временных форм глагола и их вопросы;

-как изменять глаголы по временам

147

Изложение по тексту Г. Скребицкого «Лось»и его анализ

Написать изложение.

Знать:

- правила оформления предложения на письме.

- способы конструирования предложений в соответствии с вопросами и опорными словами

148

149

Изменение глаголов прошедшего времени по родам.

Знакомство с изменением глаголов прошедшего времени по родам.

Знать:

-как определять род глаголов в прошедшем времени

150

151

Правописание частицы НЕ с глаголами.

Знакомство с правилом правописания частицы «не» с глаголами.

Знать:

-правило написания частицы не с глаголами;

- отличительные признаки глаголов;

-роль глаголов в речи

152

153

154

Обобщение знаний

Знания: систематизирование знаний о глаголе как части речи.

Умения: писать слова с изученными орфограммами.

Навыки: правильное произношение глаголов, работа со словарём.

155

Контрольный диктант по теме «Глагол»,

Писать контрольный диктант.

Подчёркивать орфограмму одной чертой.

Знать:

- изученные орфографические правила;

-  способ графического обозначения орфограммы;

-правила определения временных форм глагола

156

Работа над ошибками.

Повторение (14 ч)

157-158

Повторение по теме «Части речи».

Сделать обобщение изучаемого материала

Знать:

-правила морфологического разбора слова;

-синтаксического разбора предложений;

-правила распознавания частей речи

159

Изложение по тексту В.Сухомлинского «Бой в лесу».

Написать изложение .

Знать:

- правила оформления предложения на письме.

- способы конструирования предложений в соответствии с вопросами и опорными словами

160

161

162

163

164

Повторение по теме «Орфограммы в значимых частях слова».

Сделать обобщение изучаемого материала

Знать:

-как правильно разобрать слово по составу;

-как находить «опасное место» в частях слова;

-как подобрать подходящую орфограмму

165

Итоговый контрольный диктант.

Писать контрольный диктант.

Подчёркивать орфограмму одной чертой.

Знать:

- изученные орфографические правила;

-  способ графического обозначения орфограммы.

166

Работа над ошибками.

Выполнять работу над ошибками под руководством учителя.

Знать:

- способы проверки и исправления орфографических ошибок на  изученные правила.

167

Повторение по теме «Предложение»

Повторение и углубление представлений о предложении.

Знать:

- признаки предложения

-  отличие предложения от группы слов, записанных как предложения;

-  правила оформления предложений на письме

- знаки завершения предложения в соответствии со смыслом

168

169

Повторение по теме «Текст»

Повторение знаний о  тексте,  его признаков

Знать:

- признаки текста и его отличия от набора предложений;

-построение текста;

-части текста;

- способы конструирования текста из предложений, частей

170

Урок-КВН «Язык родной дружи со мной».

Применение своих знаний в игре. Развитие интереса к русскому языку

Знать:

-все изученные орфограммы;

-способы логического мышления

Требования к результатам освоения учебного курса «Русский язык» учащимися к концу обучения в третьем классе.

В результате изучения русского языка

К концу обучения в третьем классе ученик научится:

  • различать звуки и буквы,
  • характеризовать звуки русского языка;
  • знать последовательность букв в русском алфавите, пользоваться алфавитом;
  • различать изменяемые и неизменяемые слова;
  • различать родственные слова и формы слова, находить в словах окончание, корень, приставку, суффикс;
  • выявлять слова, значение которых требует уточнения;
  • определять значение слова по тексту или с помощью толкового словаря;
  • определять грамматические признаки имён существительных (род, число, склонение);
  • определять грамматические признаки имён прилагательных (род, число,);
  • определять грамматические признаки глаголов (число, время, лицо,);
  • различать предложение, словосочетание, слово;
  • устанавливать связь между словами в предложении;
  • классифицировать предложения по цели высказывания;
  • определять восклицательную и невосклицательную интонацию предложения;
  • находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;
  • выделять предложения с однородными членами;
  • применять правила правописания;
  • определять написание слова по орфографическому словарю;
  • проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;
  • соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета;
  •  выражать собственное мнение, аргументировать  его с учётом ситуации общения;
  • самостоятельно озаглавливать текст;
  • составлять план текста;
  • сочинять письма, открытки, записки и другие тексты.

К концу обучения в третьем классе ученик   получит возможность научиться:

  • проводить фонетико-графический разбор слова самостоятельно по алгоритму в учебнике;
  • оценивать правильность проведения разбора слов;
  • соблюдать нормы русского языков собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников;
  • находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова ответ самостоятельно;
  • разбирать по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами по алгоритму;
  • оценивать правильность  проведения разбора слова по составу;
  • подбирать синонимы, антонимы;
  • различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении;
  • выбирать слова для успешного решения коммуникативной задачи;
  • находить в тексте личные местоимения, предлоги, союзы и, а, но, частицу «не» при глаголах;
  • выполнять синтаксический разбор простого предложения, оценивать правильность разбора;
  • различать простые и сложные предложения;
  • подбирать примеры с определенной орфограммой;
  • осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
  • создавать тексты по предложенному заголовку, на определённую тему: описание, повествование, рассуждение;
  • анализировать и корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи;
  • соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении (SMS – сообщения, электронная почта, Интернет и др.).

Организации оценивания  учебных достижений младших школьников

Диктант

        Диктант служит средством проверки орфографических и пунктуационных умений и навыков.

        Тексты диктантов подбираются средней трудности с расчетом на возможность их выполнения всеми детьми. Каждый текст включает достаточное количество изученных орфограмм (примерно 60% от общего числа всех слов диктанта). Слова на не изученные к данному моменту правила заранее выписываются на доске или проговариваются орфографически. Нецелесообразно включать в диктанты и слова, правописание которых находится на стадии изучения.

        Тексты контрольных диктантов должны включать орфограммы, определенные "Минимумом начального общего образования", "Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта": правописание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных, удвоенных согласных; правописание безударных падежных окончаний имен существительных и прилагательных, безударных личных окончаний глаголов; правописание не с глаголами; правописание сочетаний жи-ши. ча-ща, чу-щу, чк-чн; употребление прописной буквы в начале предложения, в именах собственных; Употребление разделительных ь и ъ, ь после шипящих на конце имен существительных и глаголов.

        Количество слов в текстах, предназначенных для контрольных диктантов:

Класс

I-е полугодие

II-е полугодие

3 класс

45-55 слов

55-65 слов

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки

        

Ошибки:

  • нарушения правил написания слов, включая грубые случаи пропуска, перестановки, замены, вставки лишних букв в словах;
  • неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен программой каждого класса (слова с непроверяемым написанием);
  • отсутствие изученных знаков препинания в тексте;
  • наличие ошибок на изученные правила орфографии.

Недочеты:

  • отсутствие знаков препинания в конце предложений, если следующее предложение написано с большой буквы;
  • отсутствие красной строки;
  • неправильное написание одного слова (при наличии в работе нескольких таких слов) на одно и то же правило.

Грамматическое задание

        Грамматическое задание есть средство проверки степени понимания учащимися изучаемых грамматических явлений, умения производить простейший языковой анализ слов и предложений.

        Характеристика цифровой отметки (оценки):

"5" ("отлично") - выполнено без ошибок.

"4" ("хорошо") - правильно выполнено не менее 3/4 заданий.

"3" ("удовлетворительно") - правильно выполнено не менее 1/2 заданий.

"2" ("плохо") - правильно выполнено менее 1/2 заданий.

Словарный диктант

        Примерное количество слов для словарных диктантов:

3 класс - 10 -12 слов;

        Характеристика цифровой отметки (оценки):

"5" ("отлично") - без ошибок.

"4" ("хорошо") - 1 ошибка.

"3" ("удовлетворительно") - 2-3 ошибки.

"2" ("плохо") - 4 и более ошибок.

Контрольное списывание

        Контрольное списывание - способ проверки усвоенных орфографических и пунктуационных правил, сформированности умений и навыков. Здесь также проверяется умение списывать с печатного текста, обнаруживать орфограммы, находить границы предложения, устанавливать части текста, выписывать ту или иную часть текста.

Для контрольных списываний предлагаются тексты с пропущенными знаками препинания. Количество слов в текстах списываний и диктантов одинаково.

                Характеристика цифровой отметки (оценки):

"5" ("отлично") - работа выполнена без ошибок;

"4" ("хорошо") - 1-2 исправления или 1 ошибка;

"3" ("удовлетворительно") - 2-3 ошибки;

"2" ("плохо") - 4 ошибки и более.

Изложение

        Изложение (обучающее) проверяет, как идет формирование навыка письменной речи; умения понимать и передавать основное содержание текста без пропусков существенных моментов; умения организовать письменный пересказ, соблюдая правила родного языка.

        Для изложений предлагаются тексты повествовательного характера с четкой сюжетной линией. Количество слов в текстах на 15-20 больше, чем в диктанте.

        При оценке изложения необходимо обратить внимание на полноту передачи основного содержания текста, на наличие пропусков существенных моментов в тексте, на искажения при передаче авторского замысла, на отсутствие главной части повествования.

        Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки

Ошибки:

существенные отступления от авторского текста при написании изложения, искажающие смысл произведения;

отсутствие главной части изложения, пропуск важных событий, отраженных в авторском тексте;

употребление слов в не свойственном им значении (в изложении).

Недочеты:

отсутствие красной строки;

незначительные нарушения логики событий авторского текста при написании изложения.

Рекомендуется оценивать изложение одной отметкой - только за содержание. Грамотность проверяется, но не оценивается, так как на начальном этапе формирования навыка связной письменной речи очень важно, чтобы дети сосредоточили все свое внимание на передаче содержания текста и его речевом оформлении.

        Характеристика цифровой отметки (оценки):

"5" ("отлично") - правильно и последовательно (без пропусков существенных моментов) воспроизведено содержание авторского текста; нет фактических ошибок; правильно построены предложения и употреблены слова (допускается не более одной речевой неточности).

"4" ("хорошо") - содержание передано правильно и достаточно точно; в построении предложений и употреблении слов нет существенных недостатков; имеются отдельные фактические и речевые неточности (допускается не более трех речевых недочетов в содержании и построении текста).

"3" ("удовлетворительно") - допущено существенное отклонение от авторского текста; допущены нарушения в последовательности изложения мыслей; есть недочеты в построении предложений и употреблении слов (допускается не более пяти речевых недочетов в содержании и построении текста).

"2" ("плохо") - допущено существенное искажение авторского текста (упущены важные события, отсутствует главная часть); много фактических неточностей; нарушена последовательность изложения мыслей; имеет место употребление слов в не свойственном им значении; допущено более шести речевых недочетов и ошибок в содержании и построении текста.

Сочинение

"5" ("отлично") - логически последовательно раскрыта тема, правильно построены предложения и употреблены слова (допускается не более одной речевой неточности), нет фактических ошибок.

"4" ("хорошо") - последовательно раскрыта тема, но имеются незначительные нарушения последовательности изложения мыслей; в построении предложений и употреблении слов нет существенных недостатков, имеются отдельные фактические и речевые неточности (допускается не более трех речевых недочетов в содержании и построении текста).

"3" ("удовлетворительно") - имеются существенные отступления от темы, есть недочеты в построении предложений и употреблении слов (допускается не более пяти речевых недочетов в содержании и построении текста).

        Создание небольшого текста (сочинения) не включается в Требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу, поэтому отрицательные отметка за сочинение не выставляется.

Формы контроля.

    Текущий  контроль проводится в ходе изучения темы (проверка обучающих  классных и домашних работ, небольшие проверочные работы);

Итоговый контроль  проводится после изучения отдельного раздела курса, в конце усвоения наиболее важных тем (тесты, контрольные работы)

  Методы опроса.

  • Фронтальный опрос (эффективен в качестве умственной зарядки, он  помогает мобилизовать внимание учащихся, предупреждает забывание знаний, восстанавливает в памяти раннее изученное).
  • Коллективный опрос (предупредительные, объяснительные, словарные, итоговые диктанты, грамматические контрольные работы, тесты, перфокарты, карточки контроля заданий, задания « Потренируйся!» и другие).
  • Индивидуальный опрос письменный и устный;
  • Монологическое высказывание на лингвистическую тему;
  • Самостоятельное составление таблиц, схем классифицированного характера;
  • Индивидуальная работа по карточкам;
  • Индивидуальная письменная проверка различного рода грам. заданий и т.д.
  • Уплотнённый, или комбинированный, опрос (2-3 ученика работают у доски, а остальные выполняют различные виды заданий на уроках повторения и обобщения изученного материала)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по русскому языку 2 класс по программе школы России

Рабочая программа по русскому языку для 2 «А» класса ГСКОУ 3-4 вида г. Петровск-Забайкальска на 2011-2012 учебный год разработана на основе Программы Министерства образования РФ: Начальное общее...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...

Рабочая программа по русскому языку 3 класса авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык»

Рабочая программа разработана на основе авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык» утвержденной  в соответствие с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начал...

Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...

Рабочая программа по русскому языку 1 класс "Школа России" и календарно–тематическое планирование уроков русского языка

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по русскому языку для 1 класса составлена на основе авторской программы Канакиной В.П., Горецкого В.Г, Бойкиной М.В.   УМК &laqu...

Рабочая программа по русскому языку 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ

Рабочая программа по русскому языку 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ...