Что такое текст повествование Какова в нем роль глаголов
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Технологическая карта урока русского языка во 2 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chto_takoe_tekst_povestvovanie_kakova_v_nem_rol_glagolov.docx35.87 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка во 2 «В» классе   (УМК «Школа России»)

Дата проведения: 1.04.21

Тема

Что такое текст-повествование? Какова в нем роль глаголов?

Педагогическая цель

Формировать первоначальное представление о тексте- повествовании; познакомить учащихся с ролью глаголов в тексте-повествовании.

Тип урока

Изучение нового

Планируемые результаты (предметные)

Знают и умеют как распознавать текст-повествование, отвечают на вопросы по содержанию текста; Представляют какую роль играют глаголы в тексте-повествовании

Личностные результаты

Формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к учебе; устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом; оценивать усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей); определять общие для всех правила поведения; устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Регулятивные: определять и формулировать цель деятельности на уроке ;высказывать свое предположение на основе учебного материала; осуществлять самоконтроль; совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.

Познавательные: ориентироваться в учебнике, тетради; строить речевое высказывание в устной форме; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию;

Коммуникативные: слушать и понимать речь других; формировать умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Основные понятия и термины

Текст-повествование

Методы, формы работы

Фронтальная, индивидуальная

Образовательные ресурсы

Учебник русского языка 3 класс , автор (В.П.Канакина,В.Г.Горецкий ) Ч2, компьютер, м /м презентация; оценочный лист, дидактические материалы.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Этапы урока.

Цели.

Виды работы

Содержание взаимодействия с учащимися.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.Организационный момент.

 Цель: обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока;

актуализация субъективного опыта учащихся  (личностных смыслов, опорных знаний и способов действий, ценностных отношений).

Приветствие

Эмоциональный настрой

Проверка готовности к уроку.

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Дарья Васильевна. Сегодня урок русского языка проведу у вас я.

-Давайте улыбнемся друг другу и подарим хорошее настроение. А наш урок мы начнем с вами с аккуратности и трудолюбия.

- Приготовили свое рабочее место, откройте тетради, запишите число, классная работа

-Обратите внимание правильно ли вы сидите при письме? Правильно ли держите ручку?

-Не забываем, что сидеть вы должны ровно, спины держать прямо, упираясь в спинку стула, между вами и партой должен помещаться один кулачок, руки лежат на партах, ноги ровно стоят на полу.

Приветствует учащихся, организовывает проверку рабочего места, создаёт положительный эмоциональный настрой на урок.

Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, эмоционально настраиваются на урок

II. Минутка чистописания (5-7)

1.Пальчиковая гимнастика

2. Оформление рабочей страницы в тетради

-Урок начинаем с минутки чистописания. Но для начала проведем пальчиковую гимнастику.

Рыбки плавали, ныряли

В чистой тёпленькой воде ( сложить пальцы щепоткой, совершать волнообразные движения всей рукой).

 То сожмутся  ( очень плотно сжать пальцы)

Разожмутся  (растопырить пальцы в стороны)

 То зароются в песке.

( сложить пальцы вместе и поочерёдно совершать движения руками, как будто раскапываете песок).

- Пальчики мы размяли, а теперь приступим к письму.

- Отступите от последней работы 2 строчки. Посередине строки запишите число – «Первое апреля». На следующей рабочей строке напишите «классная работа». Не забывайте, что в слове «классная» - удвоенная буква «эс», в слове «работа» в первом слоге необходимо запомнить непроверяемую гласная «а»

Осуществляет подготовку руки к работе, контролирует оформление рабочей стр. тетради

Повторяют дывижения за учителем, оформляют тетрадь

3. Упр. в написании букв и их соединений с другими буквами

- Назовите буквы, написание которых мы будем повторять. (Заглавная буква К в соединении со строчной к).

- Не будем забывать о правилах посадки: спина касается спинки стула, между животом и партой помещается кулак, ноги под партой под прямым углом, а руки сложены на парте.

 - Пропишите заглавную букву К в соединении со строчной к до середины рабочей строки. Обратите внимание, что при написании заглавной буквы К начинаем писать чуть ниже середины широкой строки,, строчную букву к начинаем писать  с верхней линии рабочей строки, также при написании не забывайте, что буквы находятся под наклоном, соблюдаем расстояние между буквами.

 -Что написано на следующей строке? (слоги и буквосочетания)

 - Какие слоги имеют верхнее соединение?(ку)

 - Какие слоги имеют среднее соединение? (ка ке)

 -Какие слоги имеют нижнее соединение? (кя)

 - С середины рабочей строки запишите эти буквосочетания до конца рабочей строки.

- При письме обратите внимание на соединения между буквами, параллельность элементов и наклон.

- Теперь на следующей строчке запишите слова: килограмм Киров кровать 

Указывает на типичные ошибки в написании букв, демонстрирует каллиграфическое письмо на доске.

Контролирует выполнение работы по образцу.

Воспринимают информацию, выполняют упражнение по образцу, определяют виды соединений букв, выполняют графические действия.

3. Словарная работа

(обобщение изуч., знакомство с новым словом)

-Ребята, а сейчас мы с вами повторим написание ранее изученных словарных слов. ( хорошо, до свидания, ужин, тарелка, молоко, посуда)

- Я буду диктовать вам слова, ваша задача записать слово правильно, поставить ударение и подчеркнуть ту букву, которую необходимо запомнить.

- Запишите слово Словарь, поставьте двоеточие и запишите слова. Помните, что после двоеточия слова пишутся с маленькой буквы

- Приготовитесь меня внимательно слушать: хорошо, до свидания, ужин, тарелка, молоко, посуда

- Проведём проверку.

- Посмотрите на слайд и проверьте, правильно ли вы написали словарные слова.

Сл.1

.Словарь: хорошо, до свидания, ужин, тарелка, молоко, посуда.  

-Прочитайте слово на слайде. ( календарь)

- Что такое календарь? (Способ счисления дней в году таблица или книжка с перечнем всех дней в году.)

- Сколько слогов в слове календарь (в слове желать 3 слога)

- Произнесите слово орфоэпический «календарь», как вы его слышите.

- Произнесите слово орфографически «календарь», как вы его будете писать.

- Одинаково ли произносится и пишется слово «календарь»?

- На какой слог падает ударение? (3 слог)

- В каком слоге можно допустить ошибку? (в первом)

- Какую букву в этом слоге необходимо запомнить? (гласную безударную а)

- Можно ли проверить написание этой буквы, путём подбора проверочного слова? (Нет, это слово надо запомнить)

Дети записывают слово и подчёркивают орфограмму, ставят ударение)

Вывод: в слове «календарь» ударение падает на гласный звук «а» в третьем слоге. В первом слоге необходимо запомнить безударную гласную непроверяемую букву а.

-Поставьте запятую и запишите это слово в словарь, подчеркните орфограмму, поставьте ударение.

Определяет целевую установку, профодит орфографическую и лексическую работу с новым сл.словом

Читают словарные слова, определяют орфограмму, пишут, выделяя орфограмму графически;

Читают новое сл. Слово, определяют его лексическое значение, выделяют орфограмму, составляют словосочетания и предложения с новым слов.словом.

4. Работа с предложением

 (синт. разбор)

- Посмотрите на доску, прочитайте предложение.

 Я желаю вам хорошей работы

- Запишите это предложение в тетрадь с комментированием.

- Найдите грамматическую основу предложения.

- Что такое грамматическая основа? (Грамматическая основа - это подлежащее и сказуемое).

- О чём говорится в предложении? (В предложении говорится о желании счастья и добра)

-Что я - это подлежащее, подчеркнем одной чертой, выражено существительным.

- Я что делаю? (желаю) –это сказуемое, подчеркиваем двумя чертами, выражено глаголом.

- Назовите грамматическую основу в предложении.( Я желаю).

- Найдите второстепенные члены предложения.

- Какое предложение по цели высказывания? (Повествовательное).

- Какое оно по интонации? (Восклицательное).

- Какое оно по количеству грамматических основ? (Простое)

-Какое оно по количеству второстепенных членов? (Распространённое).

- Спишите. Выделите члены предложения.

- Давайте узнаем, что же получилось. Посмотрите на слайд и сравните с вашими записями.

- Поднимите руки кто полностью верно справился с заданием. У кого есть 1 ошибка? 2 и больше?

- Молодцы

Определяет учебную задачу и котролирует ееи выфполнение всеми учениками

Составляют предложение, выполняют орфографический и синтаксический разбор.

III. Целеполагание.

Цель: обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока.

1.Введение в тему урока (на основе анализа языкового материала), постановка проблемы.

- С чем вы познакомились на прошлом уроке? ( «Не» с глаголами)

- А где мы можем встретить глаголы? ( в тексте)

- Какие виды текста существуют?

- Ребята, посмотрите на карточки. Там написан отрывок из рассказа «Капалуха». Давайте вместе найдем в нем глаголы.

- Молодцы!

- Скажите, этот текст нам повествует о чем-то, описывает или в нем автор рассуждает? ( повествует)

- Значит это текст какой? ( повесвтовательный)

Актуализирует знания и создает проблемную ситуацию

2. Определение темы и задач урока

-Ребята, кто же догадался, какой будет тема нашего урока?

(Текст-повествование и роль глаголов в нем)

-Какие задачи поставим перед собой?

-Научиться распознавать текст-повествование

- Уметь отвечать на вопросы текста

-Представлять какую роль играют глаголы в тексте-повестовании

Подводит к самостоятельным выводам о теме урока, корректирует основные задачи

Самостоятельно определяют тему урока, планируют учебную деятельность в виде задач

Изучение нового материала (10-15)

1.Открытие нового знания

- Прежде чем приступим к упражнениям, давайте еще раз вспомним

-Что такое глагол? На какие вопросы он отвечает?

- Что такое текст?

-Текст - это несколько предложений, расположенных в определенном порядке и связанных по смыслу.

- Текст можно озаглавить.

- В тексте можно определить тему и главную мысль.

-Текст можно разделить на три части (начало, основная часть и концовка)

- К тексту можно составить план.

Ставит учебную задачу, помогает осуществить анализ языкового материала

Выполняют учебные действия под руководством учителя, открывают новое знание

2. Знакомство с правилом (учебник, таблица)

-Давайте прочитаем в учебнике, по каким же признакам мы будем отличать тексты - повествование от остальных. (Текст, в котором повествуется, рассказывается о событиях, действиях, происходящих одно за другим, называется текстом-повествованием. К таким текстам можно поставить вопросы что случилось? что произошло?)

- Что еще можно добавить к этому правилу? (То, что текст – повествование нельзя изобразить на одной картинке)

Читают правило, отвечают на вопросы учителя, приводят примеры

3. Упр 144, с. 82

(Под рук. чителя, коллективно)

-А сейчас поработаем над упражнением 144 в учебнике. Прочитайте.

Выплыло на небо красное солнышко и стало рассылать повсюду свои золотые лучи.

Первый луч полетел и попал на жаворонка. Встрепенулся жаворонок, выпорхнул из гнездышка, поднялся высоко-высоко и запел свою серебряную песенку: «Ах, как хорошо в свежем утреннем воздухе! Как привольно!»

Второй луч попал на зайчика. Передернул ушами зайчик и весело запрыгал по росистому лугу: побежал он добывать себе сочной травки на завтрак.

К.Ушинский.

- Что мы прочитали? (Текст)

- Докажите, что это текст. (Здесь несколько предложений, которые связаны между собой по смыслу)

- О чем этот текст? (Этот текст о солнышке)

- Как вы думаете, какую главную мысль хотел донести до нас автор? (Ушинский хотел сказать, что когда светит солнышко, всем вокруг становится хорошо.)

- Верно. Как бы вы озаглавили этот текст? (Волшебные лучи. Ласковое солнышко. Всем хорошо.)

- Сколько частей в этом тексте? (Три)

- Почему вы так решили? (Потому что текст разделен на три абзаца.)

- Прочитайте I часть. (Выплыло на небо красное солнышко и стало рассылать повсюду свои золотые лучи.)

- Что произошло в природе? Какие действия солнышка описаны в начале текста? (Солнышко выплыло и стало рассылать лучи.)

- Что случилось потом? Первый луч попал на жаворонка, он встрепенулся, взлетел высоко и запел свою песенку.)

Хорошо. А кто такой жаворонок? (Это птица.)

- Верно. Посмотрите внимательно на фотографию жаворонка. Вот так он выглядит. Эта маленькая птичка отличается довольно громким мелодичным пением. Окраска у жаворонка покровительственная – под цвет пожухлой травы и земли. Размером он чуть больше воробья. (Слушаем песню жаворонка)


- О каких событиях рассказывается в третьей части текста? (Второй луч попал на зайчика. Зайчик запрыгал и побежал добывать себе сочную травку.)

- Обратите внимание на то, что в этом тексте события происходят последовательно, друг за другом. Сначала появилось солнышко, потом первый его луч попал на жаворонка, который запел свою песенку, затем второй луч попал на зайчика.

- Найдите и прочитайте глаголы, которые помогают рассказать о событиях, происходящих в тексте. (Выплыло, стало рассылать, полетел, попал, встрепенулся, выпорхнул, поднялся, запел, попал, передёрнул, запрыгал, побежал добывать.)

- Попробуйте убрать из текста все глаголы и прочитайте его. Что происходит? (Нам ничего не понятно без глаголов)

- Расскажите, какую роль играют в этом тексте глаголы? (Глаголы называют события и действия, которые происходят с героями этого рассказа)

- Какой вопрос можно поставить ко всему тексту? (Что случилось после того, как вышло солнышко?)

- А теперь представьте, что вам дали задание не рассказать, а нарисовать этот текст. Сколько картинок у вас бы получилось? (Три)

- А почему три? (Потому что я бы нарисовала картинку к каждой части текста)

- Подумайте, можно ли все события, происходящие в этом тексте изобразить на одной картинке? (Нет)

- Верно.

- Ребята, текст, который мы с вами прочитали, называется текст-повествование.

-Какое задание нужно выполнить? Прочитайте. (Выпиши из текста предложение о жаворонке.)

Запишите предложение. Найдите в нем грамматическую основу. О ком говорится в предложении? (О жаворонке, значит, это подлежащее.)

- Что сделал жаворонок? (Встрепенулся.)

- Посмотрите внимательно на это предложение, что еще сделал жаворонок? (Выпорхнул, поднялся и запел.)

- Сколько сказуемых в этом предложении? (Четыре)

- Будьте внимательны при нахождении грамматической основы в тексте. Подлежащее и сказуемое может быть не одно, а два и больше.

Обозначьте знакомые части речи в данном предложении.

 - Давайте сделаем вывод.

- Что такое текст повествование?

- Какие вопросы мы можем поставить к таким текстам?

- Можно ли изобразить текст на одной картинке?

Определяет учебную задачу, контролирует алгоритм действий, осуществляет проверку, подводит детей к выводу

Находят упражнение в учебнике, воспринимают задачу и планируют алгоритм действий; выполняют в соответствии с инструкцией, осуществляют самоконтроль.

ФИЗМИНУТКА

Из-за парт мы выйдем дружно,

Но шуметь совсем не нужно,

Встали прямо, ноги вместе,

Поворот кругом, на месте.

Хлопнем пару раз в ладошки.

И потопаем немножко.

Осуществляет показ образца выполнения физических упражнений с целью снижения утомляемости и профилактики утомления мышц

Выполняют физические упражнения по образцу учителя.

Закрепление изученного

2. Работа с карточками

-Прочитай тексты и найди, который из них текст -повествование. Спиши текст.

1)Одет король русского леса в прозрачный нарядный кафтан. Грудка у зяблика вишнёвого цвета. Хохлатая шапка на голове, клюв – голубые. На крыльях – широкие белые «зеркальца».

2) Птица (зяблик) встрепенулась. Почистила клюв о ветку. Прошлась по ней бочком. Разок-другой тенькнула по-синичьи. Приосанилась и ударила в звонкий бубен.

3) А имя у птицы немного странное – зяблик. Почему его так назвали? Возможно потому, что перед дождём его удалая песня смолкает. Он хохлится, будто зябнет.

К какому тексту можно задать вопрос :

Что произошло?

Сколько картинок можно нарисовать к каждому тексту?

Вывод: текст №2 повествование

Итог урока

1.Обобщающая беседа,

-Что узнали нового на уроке?

-Чему научились?

2.Домашнее задание

- Откройте дневники, запишите домашнее задание с. 83 №145

3. Рефлексия (Оценочный лист), выставление оценок

- Ребята, сейчас я раздам вам карточки, где вы должны дописать предложения «Сегодня я научился……», « Я узнал(а) о…..»

-Взгляните, у меня есть коробочка знаний. Я буду подходить к вам, а вы должны положить в нее вашу карточку. Вы обязательно запомните все то, что было написано в вашей карточке.

-А теперь вы получите свою оценку

- Спасибо за урок, до свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что такое текст-повествование? Какова в нем роль глаголов?

Урок русского языка во втором классе по программе "Школа России". Авторы учебника В.П.Канакина, В.Г.Горецкий...

Учебно- методический комплект по изобразительному искусству на тему:"Что такое текст - повествование? Какова в нем роль глаголов?"

Учебно- методический комплект по изобразительному искусству на тему:"Что такое текст - повествование? Какова в нем роль глаголов?" 2 класс...

Конспект урока русского языка во 2 классе по теме "Что такое текст-повествование? Какова в нем роль глаголов?"

Цель: создать условия для приобретения новых знаний при организации совместной и самостоятельной деятельности обучающихся по определению типа текста с применением приёмов и методов, направленных ...

Что такое текст-повествование? Какова в нем роль глаголов?, 2 класс, УМК Школа России

Что такое текст-повествование? Какова в нем роль глаголов?, 2 класс, УМК Школа России...

Конспект урока по математике на тему "Что такое текст-повествование? Какова в нем роль глаголов?" 2 класс, УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: знакомство учащихся с текстом-повествованием и ролью глаголов в нём; создание условия для развития речи, умения работать с текстом.Планируемые результатыПредметныезнать: что...

Конспект урока "Что такое текст-повествование? Какова в нем роль глаголов? "

Конспект урока "Что такое текст-повествование? Какова в нем роль глаголов? "...