Занимательная грамматика
рабочая программа по русскому языку (2 класс)

Елизавета Максимовна Линник

Документ содержит рабочую программу по курсу внеурочной деятельности "Занимательная грамматика" за 2 класс. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_zanimatelnaya_grammatika_2_klass.docx29.77 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 20

ГОРОДА ЮЖНО-САХАЛИНСКА

РАССМОТРЕНО на заседании                                                              УТВЕРЖДЕНО

ШМО учителей_____________МАОУ СОШ № 20                             Приказом директора

г. Южно-Сахалинска                                                                               Приказ №___ от _____

протокол  № от_____________ 2021г.                                                    _____                                                                                                                                                                
                                                                                                           

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

для учащихся 2 «В» класса

Занимательная грамматика

(название программы, курса, дисциплины)

        

 

Южно-Сахалинск, 2021г.

1.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ

КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ГРАММАТИКА»

Личностные результаты:

  1. умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
  2. любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
  3. интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
  4. интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
  5. интерес к изучению языка;
  6. осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Метапредметные результаты:

  1. способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности;
  2. умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
  3. освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе, т.д.);
  4. способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности;
  5. способность использовать источники художественного наследия в пересказе, анализировать тексты, пересказы, ответы товарищей,
  6. приобретение навыков культуры общения (дома, в школе, в обществе);
  7. совершенствование в умениях чтения, слушания обществоведческой литературы, историко-художественной и историко-популярной литературы, документалистики; в анализе использования историко-литературных источников, художественного наследия для приобретения обобщенных представлений и первоначальных понятий по истории; в анализе своего пересказа полученных знаний (слышать себя), рассказа учителя и ответов товарищей (слышать других).

Предметные результаты:

Знать:

  1. правила правописания слов с изученными орфограммами;
  2. признаки согласных и гласных звуков;
  3. состав слова;
  4. признаки родственных слов;
  5. виды пересказа.

Уметь:

  1. различать приставки и предлоги;
  2. писать предлоги раздельно со словами, приставки – слитно;
  3. разбирать слова по составу;
  4. проверять написание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных в корне слова;
  5. писать НЕ с глаголами;
  6. работать со словарем;
  7. группировать и подбирать слова на определенные правила;
  8. различать разделительные твердый (ъ) и мягкий (ь) знаки, писать с ними слова;
  9. составлять рассказы по картинке;
  10. пересказать текст.

2.СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 с указанием форм её организации и видов деятельности

«ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ГРАММАТИКА»

Древние письмена. 3 ч.

Рассказ учителя «А начинали всё медведи». Слова в переносном смысле «медвежий угол, медвежья услуга». Сигналы – символы. Легенда о Тесее. Заучивание песенок – «напоминалок».

Рисуночное письмо. Игра «Угадай символ». Сказка Р. Киплинга «Как было написано первое письмо». Иероглифы - «священные знаки.

Застывшие звуки. Финикийский алфавит. Греческий алфавит.  Кириллица или глаголица? Творческое задание «Придумай свой алфавит».

Эта удивительная фонема.

Звуки-смыслоразличители. Игра «Наперегонки». Стихотворение Б. Заходера «Кит и Кот». Фонемы гласные и согласные. Игры с фонемами. Разыгрывание стихотворения Н. Матвеева «Путаница».

Эта удивительная фонема. 18 ч.

Рассказ учителя «Как рождаются звуки». Звонкие и глухие «двойняшки». Игра «Строим дом». О воображении. Стихотворение Б.Заходер «Моя Вообразилия». Звонкие и глухие «одиночки». Твёрдые и мягкие фонемы. Таинственная буква. Буква - подсказчица. Буква – помощница. Буквы – актёры.  

 «Зеркальные и незеркальные слова». Кому нужна зоркость? Отрывок из сказки Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Орфографическая зоркость. Тренировочные упражнения.

Чередование фонем. Ключ к тайнам фонемы. Заучивание песенки - «запоминалки».

Звуки – «волшебники» сонорные звуки. Согласные в слабой и сильной позиции. Сомнительный согласный. Игра «Опасные соседи». Тренировочные упражнения «Кто последний?» Звуки «живут» по закону составление «Свода законов».

Добрый «волшебник» - ударение. Игра «Поставь ударение».  Гласные без хлопот!

Фонемное правило. Добро пожаловать, ь! Въезд воспрещён, но … не всегда! Игры со словами. Разгадывание ребусов. Тренировочные упражнения.

Игры со словами с сочетаниями жи-щи, чу-щу, ча-ща, чк, чн, щн, нщ. Тренировочные упражнения.

Песенки - «напоминайки». Тренировочные упражнения. Нефонемное правило. Игра «Вставь слова». Разбор стихотворения «Про солнце» С.Маршака.

Знакомство с термином «самоинструкция». Правила составления самоинструкции. Работа по составлению самоинструкции. Работа по самоинструкции. Игра «Засели домик». Тренировочные упражнения. Игра «Найди подходящий транспорт». Краткий пересказ.

Виды памяти. Тренировка памяти на отрывках из литературных произведений. Зарядка для развития памяти. Разучивание песенки «напоминалки». План пересказа.

О чем расскажет морфема? 13 ч.

«Строительные блоки» для морфем. Приставкины «смыслиночки». Игра «Образуй слова». «Смыслиночки» суффиксов. «Смыслиночки» окончания.

Копилки слов. Как найти слово в словаре? Лингвистика – наука о языке. Работа со словарями.

Игры с приставками. Много ли на свете приставок. Работа со стихотворением С. Есенина. Правила написания приставок. Секрет безошибочного письма. Тренировочные упражнения. Опасные согласные в приставках. «Нарушители» правил. Коварная приставка с-. Самые трудные (пре- и при-). Песенка – «напоминайка». Игры и упражнения с приставками.

Правильные корни и корни-уродцы. Секреты родственных слов. Игра «Третий лишний». Игра «Кто больше?». Работа с текстом. Тренировочные упражнения.

Чередование гласных в корне. Полногласные и неполногласные сочетания. Игра «Узнай их в лицо». Тренировочные упражнения. Работа с текстами. Орфограмма с девчачьим именем. Командуют гласные. Командуют согласные. Командует ударение. Командует смысл.

Корень и главное правило. Изменяем форму слова. Игра «Словесный мяч». Непроверяемые гласные. Проверочные слова. Игра – собирание слов. Пересказ текста. Тренировочные упражнения.

Старые знакомцы. Откуда пришли знакомые слова. Работа с словарём. Тренировочные упражнения.

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ И ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

№ п/п

Название раздела

Формы

Виды

Древние письмена.

  • лекции;
  • практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.
  • анализ и просмотр текстов;
  • самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями.
  • выполнение различных упражнений;
  • оформление газет;
  • участие в олимпиаде по русскому языку, международной игре «Кенгуру»;
  • знакомство с научно-популярной литературой, связанной с русским языком;
  • проектная деятельность;
  • самостоятельная работа;
  • творческие работы.

Эта удивительная фонема.

О чем расскажет морфема

3.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

2 класс

Тема №п

№п/п

Тема

Общее количество часов

Практические занятия

Древние письмена.

3

3

Эта удивительная фонема.

18

18

О чем расскажет морфема

13

13

Всего:

34 ч.

34 ч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занимательная грамматика

Программа по внеурочной деятельности ....

Программа дополнительного образования "Занимательная грамматика"

Программа составлена для учащихся 1-4 классов в соответствии с ФГОС. Разработчики программы: Ракитянская Е.б, Беркутова Г.И., Однокозова Н.А., Пантелеева Т.И....

План работы кружка "Занимательная грамматика"

Данная программа рассчитана на детей 10-11 лет (четвероклассников). Срок ее реализации - 1 год. Форма организации - кружок. Курс рассчитан на 34 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю. К с...

Внеклассное занятие по русскому языку ««Путешествие в страну Грамматики» (занимательная грамматика) для обучающихся 3 классов

Внеклассное занятие по русскому языку««Путешествие в страну Грамматики»(занимательная грамматика)для обучающихся 3 классов, презентация...

Конспект занятия курса "Занимательная грамматика" по теме "Хорошо ли ты знаешь грамматику"

Цель: воспитывать в детях любовь к русскому языку и прививать интерес к предмету....

Конспект занятия курса "Занимательная грамматика" по теме "Дружим с грамматикой"

Цель: закрепить умения определять безударный гласный звук в слове, подбирать проверочные слова, различать проверочное и проверяемое слова....