Исследовательский проект
проект по русскому языку (4 класс)

Елецкая Кристина Анатольевна

Групповой проект учеников 4-го класса, посвященный словам- паразитам в русском языке

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slova_parazity.docx26.8 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,»

Проект (Исследовательский проект)

Тема: «Слова – паразиты»

Авторы работы:

Руководитель:

Елецкая Кристина Анатольевна

2022 г.

Содержание

  1. Введение
  2. Что такое слова-паразиты?
  3. Слова паразиты
  4. Результаты анкетирования
  5. Выводы
  6. Список литературы
  7. Приложения

1.Введение

Одной из важнейших проблем современного общества является низкая культура речи. На уроках в школе нас знакомят с нормированным литературным языком, объясняя правила употребления лексики русского языка. Но речь наша зачастую маловыразительна, засорена. А в общении со сверстниками мы сознательно используем другой язык, свободный от норм. Почему это происходит? От чего зависит? Мы решили заняться исследованием лингвистических явлений, влияющих на культуру речи.

Мы считаем, что эта тема актуальна, так как мы должны сохранить наш богатый могучий русский язык в том виде, в котором мы его получили от предков и передать в лучшем состоянии следующему поколению.

Предмет исследования: слова-паразиты, используемые учениками в устной речи.

Объект исследования: речь учащихся 4х классов МКОУ СОШ №10 г. Нижнеудинск

Цель данной работы – определить причины употребления слов-паразитов в речи учащихся и учителей нашей школы и найти способы их устранения.

Задачи:

- определить, что такое слова-паразиты;

- слова-паразиты, которые встречаются в речи;

- выявить наличие в речи учащихся слов-паразитов;

- проанализировать наиболее употребляемые школьниками слова- паразиты;

- выработать   рекомендации по борьбе с речевыми паразитами.

2.Что такое слова-паразиты?

В литературе встречаются разные термины: «лишние слова», «слова-сорняки».

Слова-паразиты – это слова или словосочетания, вносимые в речь, но не несущие никакой смысловой нагрузки. Такое явление наблюдается в связи с недостаточной речевой культурой говорящего или в связи с тем, что говорящий затрудняется в выборе слова, не решается определённо высказать мысль.

Самое распространённое определение слов-паразитов, данное филологами, таково: это слова и звуки, засоряющие устную речь.

Словарь-справочник лингвистических терминов Д.Э. Розенталя и М.А. Теленковой предлагает следующее толкование: «Слова или словосочетания, вносимые в речь, но не несущие никакой смысловой нагрузки, называются словами-паразитами».

Проанализировав различную литературу, интернет-ресурсы, проведя исследования среди учащихся и учителей нашей школы, мы можем сделать вывод, что слова-паразиты — это пустые слова, которые сильно искажают нашу речь. Говорящий человек их почти не замечает.

Сами по себе слова не являются паразитами, но могут становиться ими в речи отдельных людей, которые недостаточно владеют языком. Такие люди с трудом подбирают нужные слова и в возникающие паузы вставляют семантически пустые лексические единицы: прикинь, это самое, ну, типа, ну это, не вопрос, как бы, эээ, без проблем, короче, в принципе, по–любому, практически, так сказать, в общем.

Некоторые слова-паразиты имеют место в речи людей, владеющих литературной нормой. Это слова, которые люди употребляют часто, но при этом не вкладывают в них никакого значения, а заполняют ими паузы. Это наши «как бы», «просто», «типа», «короче», «на самом деле», «практически», «так сказать», «вообще-то», «кстати», которые, как кажется говорящему, делают речь более замысловатой и многозначительной. Но эти слова не всегда были паразитами. Вполне невинные по природе, они стали ими от частого употребления.

3.Слова паразиты

Причины употребления слов- паразитов можно разделить на четыре группы:

1.Недостаточный словарный запас (говорящему не всегда удаётся быстро найти нужное слово):

2.Намеренное заполнение паузы между словами или выражениями;

3.Быстрая, неподготовленная, спонтанная речь;

4.Мода на некоторые слова

Классификация слов-паразитов

и так далее

прямо

блин

как бы

скажем

буквально

собственно говоря

ведь

как его

как сказать

так

в натуре

короче

так вот

в некотором роде

можешь/ете

так сказать

в общем (-то)

можешь/ете

там

вообще (-то)

на самом деле

типа

вот

на фиг

типа того

в принципе

того

в самом деле

нет

только

все такое

ну

то есть

в целом

ну вот

уже

дело в том, что...

правда

это

ёшкин кот

понимаешь

это самое / эт самое

послушай

значит

прикинь

(я) скажу

итак

Как слова-паразиты характеризуют человека

Есть интересная теория о том, что слово-паразит, живущее в лексиконе человека, может рассказать о его натуре. Совместно с нашим учителем мы постарались в этом разобраться и нашли очень интересную информацию.

Если человек употребляет слово-паразит «просто», значит, он считает, что в жизни все должно быть просто, разумно, даже банально и никаких сложностей.

Употребляющий слово-паразит «на самом деле» желает открыть людям глаза на правду жизни - этакий борец за истину.

«Короче» – человек не расположен к общению, он не любит разговоры, поэтому хочет сократить свою речь.

У молодежи в ходу словечко «как бы». Оно означает условность. Молодежь так и живет – как бы пойдем, а как бы и не пойдем; как бы будем, а как бы и не будем.

Слова «типа», «короче», «значит» употребляют люди, настроенные несколько агрессивно.

«Кстати» говорит как раз о том, что человек чувствует себя неловко и некстати. Но с помощью этого замечания пытается привлечь к себе внимание и придать словам значимость.

«Это самое» украшает речь людей с плохой памятью или ленивых, кто зачастую даже и не старается вспомнить нужное слово.

«На самом деле» используют люди, считающие, что их внутренний мир богаче. Это люди, постоянно открывающие другим глаза на действительность.

«Как бы» используется одинаково и подростками (наравне с «типа» и «значит»), и художественными натурами, ценящими в жизненных ситуациях неопределенность.

«Практически». Очень быстро прилипает к людям, живущим конкретными целями, особенно не задумывающимся о жизни. Им, простите, не до таких пустяков.

«Вообще-то» – словечко людей не уверенных в себе, быстро теряющих самообладание, вечно ищущих во всем происходящем подвох, и тех, кто даже из-за ерунды готов затеять словесную перепалку.

«Так сказать» и «собственно» – используют в речи интеллектуалы.

Что необходимо делать, чтобы не использовать слова-паразиты? Читайте вслух ваше выступление, можно стоя перед зеркалом. Вы сразу почувствуете те проблемы, которые возникают в вашей речи, и начнете правильно расставлять акценты, обретете уверенность в себе. Вы увидите, что начали говорить спокойно, естественно и уверенно. А с неуверенностью возникают и слова - «паразиты».

Читайте хорошую литературу;

Усильте самоконтроль за своей и чужой речью;

Практикуйте выступления перед аудиторией;

Повышайте самооценку, чтобы быть уверенным в своих словах.

Как только вы захотите сказать «эээмм», сделайте вдох, пауза лучше, чем ваши слова-«паразиты».

Посчитайте. Зачитайте доклад своему другу, а он пусть посчитает, сколько раз вы произнесли слова-«паразиты». И тогда вы поймете, насколько остро стоит проблема.

Научитесь делать паузы в речи, делайте её размеренной. Слушателю куда сложнее слышать бессмысленный поток. На месте запятых делайте небольшие паузы. А в конце предложения – долгие.

4.Результаты анкетирования

Проанализировав информацию о словах – паразитах мы решили определить причины употребления слов-паразитов в речи учащихся нашего класса и попытаться найти способы их устранения. Для этого мы провели анкету среди учащихся (Приложение).

Результаты получились следующие:

№ вопроса

Ответы учащихся

1

16 человека  попытались объяснить слово,
8 чел. - не знают  значения

2

23 чел. - употребляют,
1 - нет

3

Все ответили - «да»,
что одноклассники употребляют слова-паразиты

4

Да - 24 чел,
0 – нет

5

  «блин»-24,«короче»-13,«ну», «это самое»-21,«щас»-24, «типа»-6, «а-а-а..»-9, «как его»-3, «как бы»-5, «черт»-8, «значит»-15 «алле, гараж», «ёлки-палки», «ё-моё», «э-ээ..», «чё», «шо», «ёшкин кот», «ежи таёжные»-от 1 до 5 чел.

6

«-не могу вспомнить что-то,
-Злюсь, не получается что-то,
-при пересказе,
-для связи речи,
-не могу выразить мысль,
-нервничаю, волнуюсь, боюсь».

7

«-недостаточный словарный запас,
-это модно,
-мало общаются друг с другом,
-невоспитанные, некультурные,
-не могут сдержать чувства и эмоции.
-виноват интернет,
-не могут связать речь,
-мало читают,
-привычка».

8

«да»-19,
«нет»-5.

9

«-Больше общаться с людьми,
-читать книги,
-наказание штрафом или физически,
-отвыкать,
-записать свой пересказ на диктофон и прослушать.
-следить за своей речью.
-поменьше сидеть в интернете,
-выступать на концертах и конкурсах,
-тренировать память».

5.Выводы

На основании результатов данного исследования можно сделать вывод, что слова – паразиты засоряют речь говорящего, затрудняют её понимание, отвлекают внимание от содержания высказывания. Как компьютерные вирусы разрушают систему, так и слова- паразиты портят наш язык. Чаще всего слова-паразиты используются учащимися из-за скудности словарного запаса. Иногда на эти слова возникает мода, поэтому их могут использовать и ученики, не имеющие проблем с речью

В ходе исследования мы убедилась, что среди учащихся нашего класса существует такая проблема, как употребление слов - «паразитов».

Самыми распространенными словами-«паразитами» стали слова «ну»,    «блин», «короче», «ээм».

Данная исследовательский проект может иметь большую практическую значимость, если провести исследование во всей школе. «Берегите же наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками.… Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием…», - писал И.С. Тургенев

6. Список литературы


1.         Дараган. Слов-«паразиты» в русской спонтанной речи, М. *****@***ru..

2.         «О словах-паразитах» журнал «РЯШ» №15, 2019.

4.         «Толковый словарь русского языка», М. 2019 г.

5.         «Словарь по общественным наукам» http:// www/ i-u / biblio / archive / kuitura %5Irehti / 07/ aspx

6.         Энциклопедия «Википедия» – электронный носитель.

Приложение

Анкета  «Слова-паразиты в нашей речи»

1.        Знаете ли вы, что такое «слова – паразиты»? Напишите.

Это - ___________________________________________________________

2.        Употребляете ли Вы слова-паразиты? ДА/НЕТ

3.        Употребляют ли ваши одноклассники, коллеги слова-паразиты? ДА/НЕТ

4.        Встречали ли Вы в своей жизни человека, который не употреблял в своей речи слова-паразиты? ДА/НЕТ

5.Какие слова – паразиты вы употребляете в своей речи?

Ну, короче, блин, щас, типа, как бы, значит, это самое, а-а-а, чёрт, как его…        

         Другие _____________________________________________________

6.В каких случаях ты произносишь или слышишь эти слова?

________________________________________________________________

7.Как Вы думаете, почему люди употребляют в речи слова-паразиты?

________________________________________________________________

8.Считаете ли вы, что слова - «паразиты» нужно искоренять из русской речи? ДА/НЕТ

9.Каковы способы борьбы со словами – паразитами?

________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательский проект. Тема: Конструирование сценариев уроков музыки, направленных на достижение предметных и метапредметных результатов. Исследовательский проект Тема: Конструирован

Универсальные учебные действия (УУД) широко представлены в музыкальном образовании и воспитании.В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способнос...

Исследовательский проект по теме: «Развитие мотивационной сферы учения через проектно-исследовательскую деятельность учащихся»

Проблемная ситуацияС одной стороны с рождения в ребёнке заложены любопытство, любознательность, способность удивляться и творить.С другой же стороны мы знаем, что, придя в школу первого сентября...

Исследовательский проект Польза лекарственных растений, произрастающих на моём приусадебном участке. Выполнила: ученица 4 А класса Гардт Дарья Руководитель проекта: Довбня Светлана Александровна, учитель нача

Давай пройдемся медленно по лугуИ “здравствуй” скажем, каждому цветку!Ты должен над цветками наклониться,Не для того, чтоб рвать или срезать,А чтоб увидеть добрые их лицаИ доброе лицо им показат...

Научно-исследовательский проект учащихся 4-го класса "Загадки Египетских пирамид" Текст проекта, презентация, сценарий защиты на научных чтениях

Данная работа выполнялась учащимися для городских научных чтений. Были проанализированы многочисленные источники, выделены основные версии происхождения Египетских пирамид, подобран фотоматериал. Теор...

Из опыта работы над проектами в начальной школе.. Исследовательский проект " У природы нет плохой погоды..." 2 класс

Изечение времен года в начальной школе лучше всего делать используя проектную деятельность. Предлагаю вашему вниманию вариант такой работа....

Исследовательская проект в секции предметов Эстетического цикла и технологии.Тема: «Оригами для детей» АВТОР:УЧЕНИК 3В КЛАССА МАОУ СОШ № 26 Г. УЛАН-УДЭ НЕВЕРКЕЕВ КОНСТАНТИН РУКОВОДИТЕЛЬ ПРОЕКТА: ПИНЮГИНА ОЛЬГА АЛЕКСАНДРОВНА

Предлагаю Вашему вниманию исследовательский  проект  Тема: «Оригами для детей».Неверкеев Константин, ученик 3 класса  МАОУ «СОШ № 26», г.Улан-Удэ.Работа Лауреата...

Исследовательский проект: "Другое детство" (Проект занял 1 место в научно-исследовательской конференции )

Тема данной проектной работы практически значима и доступна, т.к. она выбрана из содержания предмета окружающий мир. Куклы Барби, роботы-трансформеры, конструкторы «Лего» - это наши современные игруш...