Изменение глаголов по временам (логопедическое занятие)
план-конспект занятия по русскому языку (3 класс)

Волкова Кристина Викторовна

Открытое логопедическое занятие с учащимися 3 класса массовой школы на тему: "Изменение глаголов по временам"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема:  Изменение  глаголов по временам.

Обучающая цель: ознакомление учащихся с изменением глаголов по временам для предупреждения лексико-грамматических ошибок в письменной речи.

Диагностируемая цель: овладение навыками использования в речи правильных  временных  форм  глагола .

Технология: игровая, приёмы: ассоциации, «Солнечные лучики», «Сухой и аппетитный», формулирования гипотезы, сравнения,

Этапы урока

Цель

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Форма, приём, метод

Информирование

Мотивация к учебной деятельности

 2 мин.

Организационный момент.

Я рада вас видеть.

Всё ль на месте, всё ль в порядке?  Ручка, карандаш, тетрадка?

Глазки смотрят – всё видят, ушки слушают – всё слышат, голова работает – запоминает. (Слова сопровождаются движениями – зарядкой). Садитесь.  

- Послушайте аудиозапись и определите, кто говорит.

- Кто говорил первым? (дошкольник)

- А как вы определили, что говорил дошкольник?

А теперь послушайте ещё 2 высказывания детей и определите, кто говорил?

Как вы это определили?

- Подойдите ко мне. Посмотрите на фотографии на доске.  

А  в каких классах учатся эти школьники?

Соотнесите слова на табличках «ВЧЕРА», «СЕГОДНЯ, «ЗАВТРА» с фотографиями. Прикрепите их под ними.

Дети стоят.

Садятся.

Детский сад, школьники.

Дети отвечают.

1. Осваивает приёмы отбора необходимой для формулирования тезиса информации

2. Осваивает  различные способы и формы выражения информации

3. Формулирует цель чтения под руководством учителя

4. Осваивает понятия главная и второстепенная информация

5. Осваивает способы формирования на основе текста аргументов для определённой позиции

Беседа

Планирование

Актуализация знаний

 4 мин.

- Прочитайте слова.  (Слова – таблицы  лежат на столе: учусь,  думаю, пел, играл, поумнею, буду увеличиваться). 

- Какая это часть речи?

- Артем, читай вопрос: «что делаю?». (Учитель держит карточку с вопросом)

- Какие слова-глаголы на него отвечают? (дети называют глаголы)

- Куда разместим эти слова?

- Куда я должна поместить табличку с вопросом? (на «СЕГОДНЯ» накладываем вопрос)

- Берём следующий вопрос. Читай, Таня: «что делал?»

- Куда его размещу? (на слово «ВЧЕРА»)

- Какие глаголы подходят к этому вопросу? (дети размещают слова-глаголы)

- Найдите слова, которые отвечают на вопрос  (учитель держит карточку с вопросом, Лиза читает вопросы: «что буду делать? Что сделаю?»):  

- Куда поместим табличку с вопросом? (на слово «ЗАВТРА»)

- Выберите глаголы, соответствующие данным вопросам.

Дети подходят к доске. Читают по очереди.

Дети  называют слова.

Дети отвечают.

Наблюдение, определение объекта по его признакам

Анализ

Выявление места и причин затруднений

5  мин.

Молодцы. Вы справились с заданием.

Беседа.

1. К какому же времени относятся слова под вопросом «Что делаю?», когда это  происходит  – в настоящем, прошлом?

2. «Что делал или сделал?» Когда происходили эти события? Правильно, в  прошлом.

3. А когда  состоятся  события по вопросу «Что буду делать? Что сделаю?»   Через несколько лет,  т.е. в будущем.

Дети распределяют слова.

Отвечают на вопросы.

В конце прикрепляются

таблички с названием времени.

Беседа

Принятие решения

Построение проекта выхода из затруднений

2 мин.

Как вы думаете, мы готовы к изучению новой темы?

Если готовы, пройдите на носочках до своего места, сядьте за парту.

А теперь сформулируйте тему занятия.  (на доске размещается тема)

Помощь.  Какую часть речи изучаем?  Таблички с какими названиями прикрепили?

Тема размещается на доске.

А что нам необходимо, чтобы мы тему изучили хорошо?

Дети отвечают.

Дети отвечают.

Формулирование гипотезы

Практическая работа

Реализация проекта

5  мин.

Правильно. Вы запланировали свою работу. Приступаем к реализации нашего плана.  

Мы с вами определили, что вы делали в саду, делаете в  3 – ем классе, будете делать в 11 классе. А теперь давайте определим, что нельзя делать.

Возьмите маркерные доски (работа в парах). 1-я пара работает на розовой доске. У вас такое предложение…2-я пара работает на голубой доске. Ваше предложение…Предложение на третьей доске мы будем выполнять вместе с Артемом.

- Закончите предложения двумя глаголами.

Если не справляются, все вместе.

- Подчеркните глаголы. Как вы их подчеркнули?

Самостоятельная работа

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

7  мин.

- Поставьте вопросы к глаголам  в ваших предложениях.  (устная работа).

- Определите  время   глаголов. (Проверяется по парам). (Если затрудняются, напомнить, пользуйтесь вопросами на доске).

-Мы работаем с глаголами, которые обозначают ваши действия в различное время.  Но вы же учитесь писать грамотно, а в глаголах много букв – ловушек.  Поэтому мы их и найдём. Помогут нам «Солнечные лучики». Возьмите лучики, в каждом лучике запишите диктуемые мной слова. Итак, пишем глаголы - запреты.  «Кричали,  бежали, отвлекаемся, дразнился, буду перебивать».

Написали. Подберите к записанным словам однокоренные глаголы, чтобы гласная в корнях звучала чётко. Запишите проверочные слова-глаголы во второй/пустой части лучика. Постарайтесь сохранять времена глаголов.

(что сделал?  крикнул,   что делал? бежал,   что сделал? отвлёкся,  что делает?  дразнит, что сделать?  перебить).  

Проверка работы.

Молодцы.

Гимнастика для глаз.

Двучастный дневник

Формулирование гипотезы

Обобщение

Включение в систему знаний

3 мин.

Ребята, когда вы были воспитанниками детского сада, то вы (презентация; читают дети предложения на слайде)

 ссорились - …

смеялись - …

кричали - ….

- Глаголы  какого  времени  вы использовали/читали?

А теперь поставим себя на место одиннадцатиклассников.

Вы будете  ссориться – будете …

Будете смеяться – будете….

Будете  кричать – будете …..

- А сейчас глаголы какого времени использовались?

Если говорить о вас как о третьеклассниках,  какое время глаголов нам пригодится?

Используйте это время.

Мы ссоримся -  ….

Смеёмся - …

Кричим - …

- Всегда ли вы ссоритесь, кричите? (Нет)

- Возьмите тетради.   В  них  вложены  карточки, в них вы будете работать.  В течение 1 минуты подберите к выделенным словам глаголы с  противоположным значением/антонимы.

- Отложили ручки.  Слушаем антонимы   Александра  к  глаголам  дошкольников.

- Послушаем будущих 11-классников.

- А теперь узнаем, какие антонимы подобрали к глаголам нынешние третьеклассники.

Кричим, но не на занятиях.

- Чем отличаются эти глаголы? Когда происходило действие? (с дошкольниками, с 3-ми, с 11-ми)

Аппетитнее  наши предложения получились? Если «да» - потопайте и похлопайте.

Беседа

Рефлексия

Рефлексия учебной деятельности

2 мин.

То. Как вы похлопали и потопали, показывает, что вы работой довольны.

Подведём итоги.  Возьмите  голубые карточки.  Если вы  выполнили работу полностью, поднимите карточку с точкой. Если у вас остались вопросы по теме – поднимите вопросительный знак, если вы довольны собой – поднимите восклицательный знак. Можно поднять две карточки.

Я вижу, что с работой справились и вам понравилось.

Спасибо за работу. До свидания.

Беседа

УЧУСЬ          ДУМАЮ ОТВЕЧАЮ

ПЕЛ               ИГРАЛ

ПОВЗРОСЛЕЮ

БУДУ РАСТИ

                     

БУДУ УВЕЛИЧИВАТЬСЯ  

БУДУ  УМНЕТЬ

ВЧЕРА

СЕГОДНЯ

ЗАВТРА

НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ

ПРОШЕДШЕЕ

ВРЕМЯ

БУДУЩЕЕ

ВРЕМЯ

ЧТО ДЕЛАЮ?

ЧТО ДЕЛАЛ?

ЧТО БУДУ ДЕЛАТЬ?

ЧТО СДЕЛАЮ?

Когда вы были воспитанниками детского сада, то вы

ссорились  - …

смеялись   - …

кричали    -   …  

А теперь поставим себя на место одиннадцатиклассников.

Вы будете  ссориться – …

Будете смеяться – …

Будете  кричать – …

Если говорить о вас, как о третьеклассниках,  какое время глаголов нам пригодится? Используйте это время.

Мы ссоримся - …

Смеёмся -…

Кричим  -…

.

.

.

?

?

?

!

!

!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка: Суффикс -л- прошедшего времени. Изменение глаголов прошедшего времени по родам.

Урок русского языка по УМК под редакцией Н.Ф. Виноградовой "Суффикс -л- пошедшего времени. Изменение глаголов прошедшего времени по родам. 4 класс (также подходит для изучения данной темы по другим УМ...

Закрепление. Изменение глаголов по временам. Неопределенная форма глагола. 3 класс. УМК «Перспектива».

Закрепление. Изменение глаголов по временам. Неопределенная форма глагола. 3 класс. УМК «Перспектива».  Обобщение и систематизация знаний. Технологическая карта....

Проверочная работа. 4 класс. Глаголы. Изменение глаголов по временам

Проверочная работа. 4 класс. Глаголы. Изменение глаголов по временам. УМК Полякова А.В,...

Время глагола. Изменение глагола по временам.

Время глагола. Изменение глагола по временам....

Изменение глаголов прошедшего времени по временам и числам.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ РУССКОГО ЯЗЫКА. 3 КЛАСС. Тема: Изменение глаголов прошедшего времени по временам и числам....

Время глагола. Изменение глаголов по временам.

Логопедическое занятие "Время глагола. Изменение глаголов по временам."...