Методика обучения орфографии
статья по русскому языку (3 класс)

Туфлейкина Галина Алексеевна

Методика обучения орфографии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodika_obucheniya_orfografii.docx22.6 КБ

Предварительный просмотр:

Методика обучения орфографии

Орфографическая грамотность - составная часть языковой культуры.

 В методической науке накоплен большой опыт обучения орфографии, который нашел отражение в трудах Ушинского, Срезневского, Корфа, Львова и многих других.

В центр обучения орфографии поставлены правила и их применение, т.е. решение орфографической задачи. Такой метод требует точного знания самих правил и условий их применения.

Обучение правописанию идет по трем взаимосвязанным линиям:

  1. Обучение правописанию на основе правильного соотношения звука и буквы с учетом позиции звука и состава слова( метод языкового анализа и синтеза).
  2. Обучение правописанию на основе запоминания буквенного состава слов, их морфемного состава, словообразовательных гнезд, на основе на основе использования словарей (имитативный метод, т.е. метод заучивания и запоминания).
  3. Обучение правописанию на основе проверки орфограмм, т. е. путем решения орфографической задачи (метод решения орфографических задач).

Лингвистические основы методики орфографии.

Орфография - это 1) исторически сложившаяся система единообразных написаний, которую принимает и которой пользуется общество;; 2) часть науки о языке (в его письменной форме), изучающая написание и устанавливающая их единообразие.

Все орфографические правила относятся к одному из пяти разделов орфографии :

  1. Правила обозначения звуков буквами.
  2. Правила применения слитных, полуслитных и раздельных написаний.
  3. Правила правописания строчных и прописных букв.
  4. Правила переноса.
  5. Правила сокращений слов и их сочетаний.

Центральным понятием орфографии является понятие «орфограмма».

Орфограмма -это правильное, т. е соответствующее правилам илил традиции) написание (буква, пробел, дефис и др. письменные знаки), которое нужно выбрать из ряда возможных.

Центральной задачей обучения орфографии является формирование орфографических навыков.

Навык - это автоматизированное действие, но вырабатывается он как действие сознательное, и только потом подвергается автоматизации.

Навыки бывают простые(вырабатываются на основе многократного повторения однотипных действий и имеют простую структуру) и сложные(основаны на умственных дейстиях человека, складываются из большого числа более простых умений и навыков). Орфографических навык относится к числу сложных навыков. Структура орфографического навыка:

  1. Неорфографическике умения и навыки: навык письма букв, умение анализировать слово с фонетической точки зрения(умение определять звуковой, слоговой состав слова): умение определять морфемный состав слова.
  2. Собственно-орфографические умения и навыки: умение обнаруживать

орфограмму(орфографическая зоркость): умение определять тип орфограммы: умение соотносить ее с определенным правилом: умение применять сами правила: умение осуществлять орфографический самоконтроль.

Условия формирования орфографических навыков:

  1. Наличие базовых лингвистических знаний.
  2. Знание орфографических правил.
  3. Знание алгоритма применения правил.
  4. Наличие системы упражнений, отрабатывающих применение правил.
  5. Вариантность дидактического материала, подобранного с учетом типичных затруднений учащихся.
  6. Связь между формированием орфографических навыков и развитием речи.
  7. Развитый фонематический слух.

Ступени формирования орфографического навыка:

  1. Учебная ситуация порождает потребность в проверке орфограммы. Осознавая мотивы дальнейшего действия, школьник ставит перед собой цель, осознает задачу.
  2. Поиск способа действия. Опора на знание правил, указания, прошлый опыт.
  3. Составление алгоритма выполнения действия по правилу.
  4. Выполнение самого действия по алгоритму, по этапам.
  5. Повторное, многократное выполнение действий по алгоритму в изменяющихся условиях и вариантах с постепенным свертыванием алгоритма и сокращением действия.
  6. Появление элементов автоматизма, усиление автоматизации на основе многократного выполнения действия.
  7. Достижение автоматизма безошибочного письма с постепенным отказом от применения правил.

Конечный этап формирования орфографического навыка в начальных классах не происходит, и возможен лишь в отношении простых , часто встречающихся орфограмм. На формировании навыка нельзя строить методику обучения орфографии в начальной школе. На этом этапе обучения основой должен стать самоконтроль , постоянное выявление орфограмм и их проверка, т. е. орфография должна быть усвоена осознанно.

Орфографическое действие - это умение ставить и решать орфографическую задачу. Формирование орфографического действия - одна из задач начальной школы.

Ступени орфографического действия:

  1. Постановка задачи:
  • нахождение самой орфограммы по опознавательному признаку;
  • определение её типа.
  1. Решение орфографической задачи:
  • поиск способа решения в зависимости от типа орфограммы; определение

последовательности шагов решения задачи;

  • выполнение намеченной последовательности действий;
  • написание слова в соответствии с решением.

Для формирования орфографического действия ребенка необходимо научить:

  1. находить орфограмму;
  2. устанавливать тип орфограммы ;
  3. соотносить орфограмму с определенным правилом;
  4. применять правила;
  5. осуществлять орфографический самоконтроль.


Условия формирования орфографической зоркости:

1. Знание самих опознавательных признаков орфографии.

2. Владение рациональным способом действия.

  1. 3 . формируется постепенно, и зависит от систематичности и

целенаправленности в подборе упражнений для урока. Существует достаточно много упражнений , направленных на формирование 0.3. , среди которых можно выделить 2 основных типа:

  1. Упражнения на нахождение орфограмм в предъявленных письменно текстах и словах;
  2. Упражнения на нахождение орфограмм в текстах и словах, заданных на слух.

Виды упражнений для формирования орфографической зоркости:

  • письмо под диктовку,
  • определение орфограмм на слух и выделение их в тексте;
  • списывание текста и выделение орфограммы;
  • исправление деформированного текста (текста с ошибками);
  • запись текста с пропуском букв, правильное написание которых вызывает затруднение;
  • письмо «с дырками»: запись текста с пропуском всех орфограмм, особенно орфограмм слабых позиций;
  • классификация слов в соответствии с орфограммами;
  • выбор слов из текста с заданной орфограммой;

Методика работы над орфографическим правилом

Орфография (гр. orthos - правильный, grapho - пишу) определяет нормы письменной речи, которые приняты в каждом конкретном языке на данном этапе его развития. Правила письма необходимы каждому языку, потому что они обеспечивают точную передачу содержания речи и правильное понимание написанного всеми говорящими на данном языке

Формирование навыка грамотного письма базируется на усвоении грамматической теории и орфографических правил.

Орфографическое правило - это предписание, указание нормативного характера, устанавливающее порядок выполнения орфографического действия, решения орфографической задачи.

Основное назначение правила — обобщать однородные орфограммы.

Структура орфографического правша

В формулировке правила обычно содержатся следующие элементы:

  1. Указание на орфограмму, которая проверяется.
  2. Определение грамматической, фонетической, словообразовательной природы явления,
  3. Указание способа проверки.

Методика изучения орфографического правила зависит от его специфики. Выделяются три группы правил (классификация Д. Богоявленского):

  • одновариантные;
  • двухвариантные;
  • правила-рекомендации.

Одновариантные правила предполагают для одной и той же фонетической или грамматической ситуации один определенный вариант написания. Например, правописание гласных после шипящих (ЖИ, ШИ, ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ).

Двухвариантные орфографические правила также содержат указания на правописание орфограмм. Однако в таких правилах дается несколько вариантов написания (обычно два). Выбор варианта написания обусловливается дополнительными (фонетическими или морфологическими) признаками орфограмм. Например, правописание приставок раз-, воз-, низ- и др.

Правша рекомендации — это правила, которые не содержат информации об образце письма. Правило сводится к рекомендации некоего приема, применение которого может привести ученика к правильному решению орфографической задачи. Например, правила проверки безударных гласных, звонких, глухих и непроизносимых согласных и некоторые другие.

При выборе методики изучения правила учитель ориентируется на его тип. Основными компонентами процесса работы над орфографическим правилом являются:

а) раскрытие сущности правила;

б) овладение формулировкой правила;

в) применение правила в практике письма.

Раскрытие сущности правила означает выяснение следующих фактов:

  • написанием какой части слова, части речи или грамматической формы управляет правило;
  • какие признаки выступают при этом в качестве ведущих.

Эти признаки обязательно учитывает учитель, подбирая языковой материал для наблюдения при ознакомлении учащихся с правилом.

Работа над формулировкой правила проводится по учебнику. Важно, чтобы учащиеся осознали структуру правила. Поэтому выделяются составные части его формулировки. Перенос правила на новый языковой материал осуществляется прежде всего путем подбора учащимися своих примеров на данное правило. Выделить основное, то, что отражено в правиле, помогают вопросы, которые одновременно являются и планом формулировки правила.

Усвоение нового правила происходит в процессе выполнения практических упражнений. При этом необходимо устанавливать связи нового правила с ранее известными. Связь эта может выражаться в противопоставлении правил или, наоборот, в установлении сходства. Например, предлоги и приставки сходны по графическому начертанию, но противоположны с точки зрения слитного и раздельного их написания.

Параллельное изучение некоторых правил оказывается более эффективным, чем последовательное (изучение правописания существительных всех трех склонений, одновременная работа над глухими и звонкими согласными в конце и в середине слова).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование ЭОР в процессе обучения орфографии на уроках русского языка

Урочное применение ЭОР при обучении грамоте,на уроках чтения и других предметов не только способствует развитию информационной компетентности учеников начальной школы, но и позволяет решить целый ряд ...

семинар "Использование алгоритмов при обучении орфографии в практике начальной школы"

Семинар«Использование алгоритмов при обучении орфографии в практике начальной школы»            Важнейшей задачей в педагогической науке яв...

Семинар "Использование алгоритмов при обучении орфографии в практике начальной школы"

Семинар«Использование алгоритмов при обучении орфографии в практике начальной школы»            Важнейшей задачей в педагогической науке яв...

Современные подходы к обучению орфографии в начальной школе.

      Орфографическая грамотность – это составная часть общей языковой культуры, залог точности выражения мысли и взаимопонимания. Культура речи – это одежда мысли, по кото...

педагогический проект «Проектный метод как методический приём при обучении орфографии «трудных» слов»

Повышение орфографической грамотности учащихся остается одной из важнейших проблем методики преподавания русского языка в начальной школе. "Начальная школа призвана обеспечить формирование прочных нав...

Методика обучения орфографии в начальной школе.

Орфографическая грамотность - составная часть языковой культуры. Основы ее закладываются в начальной школе. На этой ступени обучения есть своя специфика, которая вызвана возрастом детей и отсутствием ...