Лингвистические основы обучения орфографии в школе
статья по русскому языку

Овсянникова Анна Викторовна

В данной статье представлено описание лингвистических основ обучения орфографии в школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx22.23 КБ

Предварительный просмотр:

ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ОРФОГРАФИИ В ШКОЛЕ

Методика русского языка – педагогическая наука, которая определяет содержание, принципы, методы, приемы обучения русскому языку и закономерности усвоения его учащимися.

Основными разделами методики начального обучения русскому языку являются: методика обучения грамоте, методика обучения чтению, методика обучения грамматике и орфографии, методика развития речи.

   Особенность методики начального обучения русскому языку заключается в том, что во всех своих разделах (кроме развития речи учащихся) она не может опереться на фундамент знаний учеников, который был заложен ранее. [4,3].

     Методика орфографии - это раздел методики преподавания русского языка, который описывает процесс формирования у учащихся орфографического навыка. [1,148]

      Орфография (гр. ortos –прямой, правильный и graph – пишу) – это «система правил: 1) о написании слов и их значимых частей (морфем); 2) о слитных, дефисных или раздельных написаниях слов; 3) об употреблении прописных и строчных букв; 4) о переносе слов с одной стороны на другую». [50,250]

Цель орфографии – «установление единообразного написания слов, которое объявляется правильным». [10,376]

 Практическая роль орфографии состоит в служении одним из основных средств языкового общения. Действующие орфографические правила остаются одинаково обязательными для всех пишущих, так, как только при этом условии возможно свободное общение между членами общества при помощи письменной речи. [3,139]

Орфографические правила устанавливают написание не одного слова, а целой группы слов, которое объединены грамматической общностью. Под правилом понимаются указания нормативов обобщенного характера, относящихся к целому ряду однородных языковых факторов.

Д.Н. Богоявленский  (18, с.133) выделял три группы орфографических правил: 1) одновариативные правила, которые предполагают для одной и той же фонетической или грамматической ситуации один вариант написания (например, правило правописания гласных после шипящих); 2) двухвариативные, которые содержат несколько вариантов написания (например, правописание приставок раз-, воз-, низ-); 3) правила-рекомендации (например, правило проверки безударных гласных, глухих согласных).

Основными компонентами процесса работы над орфографическим правилом являются:

- раскрытие сущности правила, проводимое на основе наблюдения над языком материалом, включает в себя выяснение написанием какой частью слова, речи или грамматической формы управляет правило; какие признаки выступают в качестве ведущих;

- работа над формулировкой правила в процессе которой дети осознают структуру правила;

- применение правила в практике письма путем выполнения практических упражнений.

     Правила орфографии определяют выбор написаний в пяти разделах орфографии:

  1. при обозначении звуков буквами в словах (правило написания безударных гласных в корнях слов, в приставках и других морфемах; двойных согласных на стыке морфем т.п.);
  2. при выборе слитного или раздельного написания слов, а также полуслитного (дефисного) написания;
  3. при употреблении прописных и строчных букв в начале предложения и в именах собственных;
  4. при переносе слов;
  5.  аббревиатуре. [5,78]

Каждый раздел орфографии характеризуется определенными принципами, лежащими в основе орфографической системы.

В методике начального обучения русскому языку детей знакомят не с принципами, а с орфографическими правилами и их применением.

  Б.Н. Головин, В.Ф. Иванова (17, с.135) понимают по «принципом» главное требование, которому подчиняются орфографические правила. [13]

  Белошапкова В.А. (2, с. 151), Иванов В.В. (17, с.183), Иванова В.Ф. считают, что русское правописание построено на трех принципах: морфологическом, фонетическом, традиционном. Основным принципом русской орфографии является морфологический принцип, так как все значимые части слова, которые повторяются в разных словах и формах, пишутся всегда одинаково, независимо от того, как они произносятся.

Под морфологическим принципом в педагогической литературе понимается единообразное написание морфем, несмотря на различия в их произношении.

  Морфологическому принципу соответствуют такие орфографические темы, изучаемые в начальных классах, как правописание слов с безударными гласными в корне; правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласным в корне; правописание слов с удвоенными согласными; правописание суффиксов и приставок; правописание приставок и предлогов; правописание слов с разделительным твердым знаком (ъ). [7]

    Сущность фонетического принципа – «в полном или предельно близком буквенном соответствии слова его звуковому составу, соответствии графического облика его звучанию». 

На фонетическом принципе основаны немногие орфограммы:

  1. написание приставок на з - (с): без -, воз -, низ -, из -, раз -, чрез -, через (бесклассовый – безвредный);
  2. написание гласных в приставках раз- (рас-)\роз- (рос-) (розыск – разыскивать);
  3. написание Ы вместо начального И в корне после приставок на согласный (играть – сыграть);
  4. написание под ударением О и в безударном положении Е в суффиксах существительных, прилагательных, в наречиях и в окончаниях существительных и прилагательных после шипящих (душой, но кашей);
  5. написание Ы после Ц в окончаниях существительных, прилагательных, а также в суффиксе ЫН (огурцы, лисицын). 

       Традиционный принцип состоит в сохранении написаний, которые не имеют уже опоры в современных словообразовательных и формообразовательных отношениях, а сохраняются лишь по традиции.  К традиционным относятся написания, которые давно сложились в языке и не могут быть объяснены с современной точки зрения.

На традиционном принципе основано правописание таких орфограмм, как:

  1. написание непроверяемых безударных гласных в корнях слов (собака, калач, песок);
  2. написание корней с чередующимися гласными (заря, вычитать);
  3. написание непроверяемых согласных (вокзал, заря);
  4. написание двойных согласных в заимствованных словах (класс);
  5. написание согласного Г в окончаниях –ОГО, -ЕГО (доброго);
  6. написание Ь в глагольных формах 2-го лица (читаешь);
  7. написание корней с неполногласными сочетаниями –РА, -ЛА в начале слова, связанные с влиянием старославянского языка (расти);
  8. написание слов с полногласными сочетаниями – ОРО-, -ОЛО-, -ЕРЕ-, -ЕЛО между согласными в пределах одной морфемы, не имеющие опорных написаний (корова, болото, молоко). [9,3]

Маслов Ю.С. (12, с.260), Касаткин Л.Л. (8, с. 450), Львов М.Р. (11, с. 13) особое место в орфографической системе русского языка уделяют дифференцирующему принципу, т.е. неодинаковому написанию совпадающих по звучанию, но семантически разных слов, словоформ, морфем.

Дифференцирующему принципу соответствуют орфографические темы:

1) написание Ь для разграничения грамматической формы слова – ж.р –Ь, м.р – Ь (ночь, грач, нож, помощь);

2) написание – О-, -Ё- для разграничения частей речи (ожёг руку; сильный ожог);

3) слитные, раздельные, дефисные написания для определения лексико-грамматического значения омофонов (насчёт, на счёт).

Разумовская М.М. (14, с. 24) отмечает, что необходимо сосредотачивать внимание учеников на компонентах общей орфографической теории, которые обеспечивают цельное восприятие знания и способствуют успешному формированию необходимых умений, совершенствованию навыков. К таким компонентам относятся:

  1. понятие орфограммы как специфичного явления письма (с помощью этого понятия отрабатывается умение замечать при письме орфограммы);
  2. понятие типа написания (формируется системное представление о характере написаний, которые основаны на разных принципах орфографии);
  3. понятие видов орфограмм внутри типа (школьники учатся классифицировать и дифференцировать изучаемые орфограммы);
  4. понятия языковые (значение слова, значение морфем);
  5. факты языка: окончания имен и глагола, суффиксы и т.д.

Таким образом, в методике начального обучения русскому языку многообразие орфографических правил объясняется основными орфографическими принципами, спецификой развития русского языка, особенностями фонетического и грамматического строя, а также взаимодействием с другими языками, в результате которого появляется большое количество слов, написание которых приходится запоминать. Необходимо сосредотачивать внимание младших школьников на компонентах орфографической теории, обеспечивающих цельное восприятие знаний и способствующих совершенствованию навыков.

ЛИТЕРАТУРА

1)​ Баранов, М.Т. Методика преподавания русского языка: учебное пособие / М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская Т.А., Львов М.Р. - М.: Просвещение, 1990. - 368 с.

2)​ Белошапкова, В.А. Современный русский язык: учебное пособие / В.А. Белошапкова. — М.: Высшая школа, 1989. — 800 с.

3)​ Валгина, Н.С. Современный русский язык: учебное пособие / Н.С. Валгина, Д.Э. Розенталь, Фомина М.И. - М.: Логос, 2002. - 528 с.

4)​ Жедек, П.С. Методика обучения орфографии/ Теоретические основы обучения русскому языку в начальных классах: учебное пособие / П.С. Жедек, М.С. Соловейчик. – М.: Просвещение, 1992. – 198 с.

5)Иванова, В.Ф. Современная русская орфография: учебное пособие / В.Ф. Иванова. - М.: Высшая школа, 1991. — 192 с.

6)​ Иванова, В. Ф. Современный русский язык. Графика и орфография: учебное пособие / В.Ф. Иванова. - М.: Просвещение, 1976. - 228 с.

7) ​ Канакина, В. П,. Русский язык 1. Авторская программа по русскому языку. 1-4 классы [электронный ресурс] / В.Г. Горецкий, М.Н. Дементьева, Н.А. Стефаненко, М.В. Бойкина. – М.: Просвещение, 2011. Режим доступа: http://refdb.ru/look/1498676.html

8)​ Касаткин, Л.Л. Русский язык: учебное пособие / Л.Л. Касаткин. - М.: Академия, 2001. - 768 с.

9)​ Кайдалова, А. И. Современная русская орфография: учебное пособие / А.И. Кайдалова, И.К. Калинина— М.: Высшая школа, 1983. - 240 с.

10)​ Князе, С.В. Современный русский литературный язык. Фонетика, орфоэпия, график и орфография: учебное пособие / С.В. Князе, С.К. Пожарицка— М.: Академически Проект; Гаудеамус, 2011. — 430 с.

11)​ Львов, М.Р. Правописание в начальных классах: учебное пособие / М.Р. Львов. - М.: Просвещение, 1990. - 160 с.

12)​ Маслов, Ю.С. Введение в языкознание: учебное пособие / Ю.С. Маслов. - М.: Высшая школа, 1987. - 272 с.

     13)​ Панов, М.Ф. Занимательная орфография: учебное пособие / М.Ф. Панов. - М.: Просвещение, 1984. – 264 с.

14) Разумовская, М.М. Методика обучения орфографии в школе: книга для учителя / М.М. Разумовская. - М.: Просвещение, 1996. - 207 с.

 15) Розенталь, Д.Э. Современный русский язык: учебное пособие / Д.Э. Розенталь, И.Б. Голуб, М.А. Теленкова. - М.: Айрис – пресс, 2010. - 448 c.

16) Хмелевская, Е.С. Современный русский язык: Графика. Орфография: учебное пособие / Е.С. Хмелевская, Т.Г. Козырева. - Мн.: Высшая школа, 1981. - 175 с.

17) Шанский, Н.М. Современный русский язык. В 3 частях. Часть 1. Введение. Лексика. Фразеология. Фонетика. Графика и орфография: учебное пособие / Н.М. Шанский, В.В. Иванов — М.: Просвещение, 1987. — 192 с.    

18) Богоявленский, Д. Н. Психология усвоения орфографии [электронный ресурс] / Д.Н. Богоявленский // М.: Просвещение, 1966. - Режим доступа: http://slovesnic.ru/index.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

семинар "Использование алгоритмов при обучении орфографии в практике начальной школы"

Семинар«Использование алгоритмов при обучении орфографии в практике начальной школы»            Важнейшей задачей в педагогической науке яв...

Семинар "Использование алгоритмов при обучении орфографии в практике начальной школы"

Семинар«Использование алгоритмов при обучении орфографии в практике начальной школы»            Важнейшей задачей в педагогической науке яв...

Современные подходы к обучению орфографии в начальной школе.

      Орфографическая грамотность – это составная часть общей языковой культуры, залог точности выражения мысли и взаимопонимания. Культура речи – это одежда мысли, по кото...

«Современные подходы к обучению орфографии в начальной школе»

Одной из главных задач обучения русскому языку в начальных классах является формирование орфографической  грамотности. Важность этой задачи обусловлена тем, что орфографическая грамотность выступ...

Лингвистические основы орфографической работы в начальной школе

Лингвистические основы орфографической работы в начальной школеАннотация. В статье рассматриваются лингвистические основы орфографической работы в начальной школе, обеспечивающие формирование грамотно...

Психологические и лингвистические основы методики обучения грамоте

В материале расскрываются психологические и лингвистические основы методики обучения грамоте...