«Современные подходы к обучению орфографии в начальной школе»
статья по теме

Одной из главных задач обучения русскому языку в начальных классах является формирование орфографической  грамотности. Важность этой задачи обусловлена тем, что орфографическая грамотность выступает составной частью общей языковой культуры, обеспечивает точность выражения мысли и взаимопонимания в письменном общении.      Орфографическая зоркость развивается постепенно в процессе выполнения разнообразных упражнений, обеспечивающих зрительное, слуховое, артикуляционное, моторное восприятие и запоминание орфографического материала.
 Предлагаю задания для развития зрительного и слухового внимания, памяти в период обучения грамоте.

Скачать:


Предварительный просмотр:

   

«Современные подходы к обучению орфографии

 в начальной школе»

Тишина Елена Анатольевна,

учитель начальных классов

МБОУ СОШ №6

 города Георгиевска

2013 год

Современные подходы к обучению орфографии в начальной школе

Одной из главных задач обучения русскому языку в начальных классах является формирование орфографической  грамотности. Важность этой задачи обусловлена тем, что орфографическая грамотность выступает составной частью общей языковой культуры, обеспечивает точность выражения мысли и взаимопонимания в письменном общении.

    Сформировать орфографическую зоркость – значит, научить детей видеть орфограммы. Умение замечать при письме орфограммы является изначальным умением, мотивирующим способность выделять при письме те случаи, когда пишущего подстерегает опасность допустить ошибку.

  Изучение работ психологов (А.Р. Лурия, М.С. Шехтер, П.И. Зинченко) позволило мне выделить в структуре орфографической зоркости следующие компоненты: мотивационный, операционный и контролирующий.

   Мотивационный компонент связан с опознаванием орфограммы на основе знаний её признаков и их определением в речевой ситуации.

   Операционный компонент на первоначальном этапе формирования орфографической зоркости предлагает активное участие фонематического слуха, звукового анализа в процессе проговаривания, а на последующих этапах – целенаправленное зрительное восприятие.

   Контролирующий компонент складывается на основе самопроверки написанного в результате сличения воспринимаемых зрительных образов с их следом в памяти.

    Таким образом, мы видим, что на формирование орфографической зоркости оказывают большое внимание следующие психические процессы:

  • активное зрительное и слуховое восприятие, включающее в себя целенаправленный анализ;
  • логические операции сравнения, конкретизации, систематизации, классификации;
  • зрительная память, включающая в себя запоминание и воспроизведение зрительных образов орфограмм;
  • непроизвольное и произвольное внимание, обеспечивающее действие самоконтроля и самопроверки.

      Орфографическая зоркость развивается постепенно в процессе выполнения разнообразных упражнений, обеспечивающих зрительное, слуховое, артикуляционное, моторное восприятие и запоминание орфографического материала.

 Предлагаю задания для развития зрительного и слухового внимания, памяти в период обучения грамоте:

1. Кто быстрее прочитает второе слово в правом столбике сверху?

2. Кто быстрее прочитает последнее слово в левом столбике (можно обратить внимание на правописание слов с парными  согласными)

3.  Кто быстрее прочитает слова с  б  в середине,  в конце, в начале?

4.  Какие слова прячутся в словах: собака, столб, барсук?

5.  Кто быстрее прочитает слово , в котором гласные идут в следующем

      порядке  а – у,   е – а,  а – а – а,  а – и – е ?

6.  Кто быстрее прочитает  слова в правом столбике снизу вверх?

7.  Кто быстрее прочитает слова в два слога, в три слога, в один слог?

8.  Кто подберёт слово к схеме:  х х Х,  Х х,  х Х х  и т.д.?

      В «Методических рекомендациях  по использованию стихов поэтов города Георгиевска  на уроках в начальной школе» к учебному пособию «Времена года в творчестве поэтов города Георгиевска» я показала виды упражнений для развития  орфографической зоркости учащихся и фрагменты уроков с  использованием регионального компонента. Уроки с использованием стихотворений местных поэтов, фотографий родного города и края позволят учащимся лучше познакомиться с малой  родиной, увидеть её красоту. Георгиевская земля богата талантами. Красота родной природы описана в стихотворениях Н.Папковой,   В. Дмитриева, Э. Дадиян – Огановой, И. Кужелева, А. Филатова,  В. Постникова.

Виды упражнений для развития  орфографической зоркости учащихся с  использованием регионального компонента.

Письмо по памяти проводится с целью закрепления правописания слов с различными орфограммами, заполнение которых основано на зрительном восприятии. Как орфографическое упражнение, оно ценно тем, что требует от учащихся тщательной подготовки. Они заучивают наизусть текст в несколько строк, запоминают слова на ещё не изученные правила, самостоятельно записывают, проверяют. Такой вид диктанта развивает орфографическую зоркость, умение видеть «опасные» места.  

Все еще идут сн.га,

Др.млет тихая р.ка,

Снежные л.жат п.ля,

В белых шубах т.п.ля

               (Н. Папкова)

Все ж.вое приумолкло, зал.гло:                                

Кто в н.ре, а кто в кв.ртире, где т.пло.                    

                                         (А.Филатов)                                                                                 

Чисто стало на п.лях и во дв.ре.

Все готово встретить зиму в но.бре.                            

                          (А.Филатов)

Сн.ва в небе закружилось,

Зав.ртелось, зам.ло…

 И на землю снегом белым

Нежно ин.ем л.гло.

          (Э. Дадиян-Оганова)

П.ляны за.лели маком  

Под яркой с.невой н.бес

И словно не бывало мрака

Одетый в зел.нь др.млет лес.        

                   (Н. Папкова)

Х.чу с.рвать цв.ток ж.вой,

А он сл.езу – р.синочку  р.няет.

        (И. Юнаева)

Опять м.тут сн.га в апреле

Умолк и птичий, дивный хор.

И г.л.систые к.пели

В.дут о счастье р.зг.воры.

         (Э. Дадиян-Оганова)

Ж.лтеет сне., св.ркают лужи,

День напролет к.пель звенит.

     (Э. Дадиян-Оганова)

Пусть б.гут их сл.ды

 В даль игривой в.лной. ..                                          

        (А. Петровский)

В окна п.стуч.ла  ос.нь.                                            

Хол.д  п.д.рила росам.                                            

               (Н. Папкова)

Комментированное письмо – это вид упражнения, включающий объясняющее рассуждение  в процессе записи слов, предложений. При комментировании достигается более высокий уровень самоконтроля, так как ученик не просто фиксирует, а объясняет правописание с помощью правил. Комментированное письмо развивает внимание, память,  речь, мышление учащихся; они приучаются говорить чётко, лаконично, обоснованно; у детей постепенно вырабатывается орфографическая зоркость. Комментированное письмо с использованием стихотворений местных поэтов, фотографий родного города, края позволят учащимся лучше познакомиться с малой родиной, увидеть её красоту.

Кругом к.пенье и к.пель…                                    

Пр.снулись сосны, ду. и ель                                  

И ивы гру .ные чуть- чуть                                        

Решили сне.  с себя стр.хнуть.                                  

               (Э. Дадиян-Оганова)

Пришла в.сна – ч.десная пора:                            

В.круг все н.чинает пр.буждат(?)ся,                      

Вокруг все начинает распускат(?)ся,                      

Ну, в общем, начинает снова жить.                        

        (И. Юнаева)

В нашем гор.д., как в ска.к.,                                

Всюду изменяя.шь краски,                                        

Мягкой стел.шься л.ствою                                    

Ты, т.скливая п.рою.                                              

                      (Н. Папкова)

В бел.м обл.ке утренний са.,

И пыла.т з.ря разн.цвет(?)ем.

Каждый со(?)нцу в.сеннему ра.,

И пр.ветливы взрослые, дети.

        (И. Кужелев)

Белые туманы р.сами л.гли.

Снов. над п.лями журавлиный клин.

После зимн.. стужи к нам пришла в.сна,

И любо.ь, как пес(?)ня, за душу вз.ла.

                                        (И. Кужелев)

З.густело, з.в.хрилось,

П.ч.рнело все в.круг,

 Вот и грянул гром л.тучий,

 Хлынул лив.нь серый вдру..

             (Э. Дадиян – Оганова)

Сер.нький жав.р.нок                                              

Над тр.пинкой в.ется.                                            

В пол.  цв.тет р.машка,

Солнышк.  см.ется.                                                  

        (В. Дмитриев)

Г.рит з.ря, м.роз ст.ха.т,

Пр.ворно солнышко вз.шло,

Стр.хнуло сон. Лучи играют,

 Гл.дят, к.сясь, в мое .кно.

                    (И. Кужелев)

Зрительно-слуховой диктант отличается тем, что текст, предназначенный для записи, прочитывается самими учащимися. Учитель записывает его на доске. Ученики внимательно вчитываются  в текст, всматриваются в орфограммы, распознают слова на изучаемое правило. Текст закрывается, учитель диктует. После записи учащиеся сами проверяют написанное. Зрительные  диктанты особенно полезны при обучении правописанию слов,  не регулируемых правилами. 

Когда душа полна желаньем                                        

Увидеть мир в его красе,                                    

Иду я в поле летним утром ранним,                            

Где травы сонные в росе.                                              

        (А.Филатов)

Как приятно видеть на рассвете:

Мягким пухом пенится земля.

И шумят на радость нашим детям

Эти озорные тополя.

                                 (А. Воронин)

           КАВКАЗ

Вдруг дымкой покрылось небо,

Ветерок подул слегка.

Поплыли армадой целой

Кучевые облака.

Загустело, завихрилось,

Почернело все вокруг,

Вот и грянул гром летучий,

Хлынул ливень серый вдруг.

Через час исчезли тучи,

Разбежались облака,

Появился солнца лучик,

Засиял издалека.

      (Э. Дадиян – Оганова)

               ИВУШКА                              

Тонкая, гибкая ивушка,

 Ивы засохшей кровинушка.

Громом небесным разбужена,

 Ветром холодным простужена,

 Вдоль по осеннему полюшку

 Тихо роняешь ты перышки.

        ( С.Баграмян)

          МЕДВЕЖОНОК

 Медвежонок спал в берлоге

 Заморозил свои ноги.  

 Ныл, стонал от боли сильной,

 От медвежьей жуткой доли.

(Э. Дадиян – Оганова)

ЛЮТЫЙ МЕСЯЦ                                                                    

Вот какой тревожный месяц!

То навалит снега нам!

То сосулечки развесит

 По карнизам, по углам,

 То подарит лужи, слякоть,

 Лютый холод по утрам…  

(Э. Дадиян – Оганова)

Выборочный диктант и выборочное списывание ставят целью отработать правописание слов на изучаемое правило. Этот вид диктанта ценен тем, что при его проведении можно за короткое время повторить и закрепить большой по объёму материал. При выборочном диктанте учащиеся выписывают из читаемого текста слова с определённой орфограммой.  Диктант может быть усложнён дополнительным заданием.

    Тексты из методического пособия «Времена года в творчестве поэтов города Георгиевска»  могут стать основой для отбора материала.  Например, при отработке навыков по теме:  «Непроизносимые согласные»   используется отрывок из стихотворения  А. Филатова «Предзимье»:

Осень тихо с летней лестницы сошла,

Жезл с скипетром от неба приняла…

Стылый ветер, хлёсткий дождь, шатун-мороз,

Хмуро стало, жутко стало,  аж до слёз!»

    Уроки с использованием стихотворений местных поэтов, фотографий родного города и края позволят учащимся лучше познакомиться с малой  родиной, увидеть её красоту

     Итак, необходимым условием формирования полноценного и прочного орфографического навыка является развитие орфографической зоркости, которая заключается в умении обнаружить, видеть, замечать орфограммы и квалифицировать их на основе опознавательных признаков.  

     Использование новых подходов к преподаванию русского  языка, соединённых с опытом, позволяют достичь оптимально высоких результатов обучения. Мои ученики становятся призёрами городских олимпиад, лауреатами конкурсов. Я считаю, что настал момент, когда  каждый учитель должен пересмотреть свой подход к преподаванию предмета и преодолеть страх перед внедрением новых технологий.

                                                                     

 Задания для развития зрительного и слухового внимания, памяти

( в период обучения грамоте)

 1. Кто быстрее прочитает второе слово в правом столбике сверху?

 

2. Кто быстрее прочитает последнее слово в левом столбике (можно обратить внимание на правописание слов с парными  согласными)

 3.  Кто быстрее прочитает слова с  б  в середине,  в конце, в начале?

 

4.  Какие слова прячутся в словах: собака, столб, барсук?

5.  Кто быстрее прочитает слово , в котором гласные идут в следующем

      порядке  а – у,   е – а,  а – а – а,  а – и – е ?

6.  Кто быстрее прочитает  слова в правом столбике снизу вверх?

7.  Кто быстрее прочитает слова в два слога, в три слога, в один слог?

8.  Кто подберёт слово к схеме:  х х Х,  Х х,  х Х х  и т.д.?

                                                                     

Материал к урокам русского языка для минуток чистописания

с использованием регионального компонента

п/п

Тема по чистописанию

урока

Дата проведения

1.

А а  Аа  Аа

Ас  ал   ан  ак  Ра  ав  ама  ара

Ассамблея  автобус алфавит

Антилопа сайга – крупное млекопитающее

Ставропольского края.

2.

Б  б  бб  Бб  БбБ  бБб

Би   бм  аб  лб  Бб

Барабан  бочка  бабочка бобры

В Ставропольском крае есть ботанический сад.

3.

В в  вв  Вв   ВВВ   вв

Вероника весело  воробей

В нашем городе бывают наводнения.    

4.

Г г   Гг   гг  ггг   ГГ  ГгГ

Га  го  гд  гв   Ге

Я люблю свой город  Георгиевск.  

5.

Д д  Ддд  дд   дод    уду

До  де  ди  дв  дл

Добрый день домик добро дворик

Джуца – название холма в Пятигорске.

6.

Ее е  еее  Е Е Е е    еЕе

Ел  ев  ве  ем  ек  ез

Город Ессентуки раскинулся в долине реки Подкумок.  

7.

Ж ж   ЖжЖ   жж  Жж

Же  жа  жож  еж  

Жизнь  жители  жёлудь

Железноводск  расположился  на склоне горы Железной.  

8.

З з  Зз   ЗЗЗ  Зззз  Зз

За  зо  зе  зд  зу  зыз

Зоопарк  здание  Зинаида  зубр

В Зеленокумске действуют двадцать заводов.

9.

И и  Ии  ии  иИи  иии

Ти  иши  ли  ни  ви  ими

Императа – редкое растение в нашем крае.

10.

К к   Кк  ккк  кгк

Как  кто   кого  кому

Кирилл  ковёр  карандаш  капкан  

Река Кубань  -  одна из самых крупных рек  Северного  Кавказа.

11.

Л л  лл  ЛЛЛ  лЛл  ЛлЛ  ллл

Ла  ел  ля  ли  лю  

Аллеи  лебеди  лисица

Красива Левокумская степь в пору цветения.

12.

Мм  м м м   МмМ  ммм   мМм

Мо  мб  ам  мим  мам

Мост  медведь  Москва

Гора Машук -  кладовая  целебных  минеральных вод.

13.

Нн  н  Нн  нн  НН  нн

На  не  ну  нл  он  ин  лн

Ножницы  Николай Носов

Наша малая  родина -  Ставропольский край.

14.

Оо  ООО оо  оОо

Омо  ов  но  ово  оло

Молоко  воробей  ворона

В Красную книгу Ставрополья  занесён степной орёл.

15.

П п  Пп  пп  ППп  пПп  ппп

По  пл  пи  пт  пеп

Петух  портфель  Пётр  

Пятигорск – всемирно известный курорт.

16.

Р р  Рр  рр  Р р  Рр  рр

Ра  ро  ру  ре  ри

Река  решетка герб России

Подкумок – быстрая горная река.

17.

С с   ссс  СсС  СС  сСс

Са  се  си  ос  сл

Ставрополье – край курортов и туризма.

18.

Тт    Т т  ттт  Тт  

Гпт  те  то  от  тв  Тл

В долине реки Томузловки  много причудливых каменных фигур.  

19.

Уу  У  у   ууу  Уу

Ум  ус  уп  пу  су  ту  уму

Жук усач обитает в коре повреждённых деревьев.

20.

Ф ф   Фф   ф  Фф

Фо  фе  уф  фи

Фазан  филин  фара

Кисловодский завод «Феникс» выпускает фарфор.

21.

Хх     Х х  ххх  ХхХ

Ха  хл   сх  дх  хох

В Красную книгу занесена птица ходулочник.  

22.

Ч ч  Чч  чч  Ч

Ча  чич  чу  чеч

Ночь  очарование

Черноземные почвы хорошо сохраняют влагу.

23.

Ш ш  шш  Ш  ш

Шишка  шарик  шорох  шум  шили

В Ставрополье  широколиственные леса.  

24.

Э э  Ээ  эээ  ЭэЭ

Элэ  эм  эв  Эр

Эльбрус -  потухший вулкан.  

25.

Ю  ю  Юю  юн  Юя  Юр

Юбилей  юность  

Юца – холм в Пятигорске.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные подходы к обучению орфографии в начальной школе.

      Орфографическая грамотность – это составная часть общей языковой культуры, залог точности выражения мысли и взаимопонимания. Культура речи – это одежда мысли, по кото...

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОБУЧЕНИЮ ОРФОГРАФИИ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ.

Информация будет полезна учителям, работающим по любому УМК....

Современные подходы к обучению орфографии в начальных классах

На дистанционных курсах Педагогического университета " Первое сентября" выполняла контрольные работы по курсу обучения орфографии в начальной школе. Многие вопросы заинтересовали....

Семинар «Современные подходы к обучению орфографии в начальных классах»

Семинар рассчитан на формирование и развитие орфографической зоркости на уроках русского языка...

Педагогическое представление по теме самообразования «Современные подходы к обучению орфографии в начальных классах»

Педагогическое представление по теме самообразования   «Современные подходы к обучению орфографии  в начальных классах»...

Современные подходы к обучению орфографии в начальных классах

Формирование орфографической зоркости – одна из главных задач уроков русского языка в начальной школе, так как с ней связано приобретение орфографического навыка.На своих уроках использую следую...