Современные подходы к обучению орфографии в начальных классах
методическая разработка по русскому языку (1 класс) по теме

Ленкова Ирина Александровна


На дистанционных курсах Педагогического университета " Первое сентября" выполняла контрольные работы по курсу обучения орфографии в начальной школе. Многие вопросы заинтересовали.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lenkova.docx15.32 КБ

Предварительный просмотр:

Вопрос 1.

Известный методист А.А Бондаренко считает каждый словарь « Своеобразным» справочным бюро, которое может дать ответы на любые вопросы». Сформулировать вопросы, на которые дает ответы словарь « Какого рода и числа слово»?

1.Обратите внимание на существительное среднего рода ( Например брюшко, окошко, колено, варенье , полотенце). Какие окончания вы выделите? Что общего у существительных среднего рода?

2. Найдите слова с вопросительным знаком на конце? Почему поставлен вопрос? Какого рода такие имена существительные? Вспомните правила, у существительных какого рода на конце пишется ь знак, а у каких нет? 3.  Чем отличаются слова грабли, макароны от других имен существительных? 4. Можно ли поставить слово метро в Р.П?

Вопрос 2. Прочитайте рассуждения ученика: « Вижу, что написал» жызнь». Я злюсь на себя и начинаю букву исправлять». После работы над ошибками он приходит к заключению: « Я все понял. Если услышу жи-ши в словах , то всегда буду писать и.» Какие собственно орфографические умения у этого ребенка  сформированы , а какие нет? Появление каких ошибок может быть спровоцировано такой трактовкой данной орфограммы?

Написание сочетаний жи-ши является традиционным и противоречит общему правилу русской орфографии, согласно которому после твердых согласных следует писать не «и», а «ы». В начальных классах написание этих сочетаний заучивается и не может не наносить ущерба формированию понятия орфографической системы в сознании учащихся. В данном примере ребенок запомнил написание. Он произносит: « Если услышу жи-ши в словах.. Ему необходимо запомнить, что слово произносится со звуком {ы], так чтобы согласный [ж] [ш] всегда твердые. Пишется оно иначе. Тоесть ребенок умеет видеть орфограмму, но не умеет ее слышать.

Задание 3

Один учитель назвал орфографическое правило « лекарством, с помощью которого можно лечить заболевшее слово». С какой ступенью орфографического действия соотносится такая трактовка?

Данная трактовка соотносится с умением увидеть орфограмму в слове, вспомнить правило  на эту орфограмму, поставить слово в сильную позицию и «вылечить» его применив правило. Данная ступень- выбор правила , работающего в том или ином случае и проверка орфограммы с помощью этого правила. По П.С Жедеку это вторая ступень: решение орфографической задачи ( выбор письменного знака в соответствии с правилом)

Задание 4

Известному писателю Ю.Нагибину принадлежат слова: « Сохраняя корень, играйте со словом , пока оно вам не улыбнется». С каким этапом обучения грамотному письму можно соотнести это высказывание?

Высказывание Ю. Нагибина говорит о формах слова, однокоренных словах, изменениях слова, окончаниях. Это высказывание можно соотнести с таким этапом обучения, когда учащиеся уже обладают практической готовностью применения правил. Они должны владеть такими понятиями как изменение слова, окончание, однокоренные слова. Учащимся необходимо усвоить, что корни родственных слов пишутся одинаково. Подбирая однокоренные слова, они находят такое, где гласная , согласная в корне  будет в сильной  позиции. А так как корень не меняется, значит в слове с орфограммой ученики напишут  соответствующую букву ( « слово улыбнется»)

Задание 5

При обучении правописанию падежных окончаний имен существительных учитель использует способ подстановки проверочного слова того же склонения. При использовании данного способа необходимости в определении падежа нет. Как в тренировочной работе обеспечить формирование у учащихся умения определять падеж?

В цепочке операций, которые необходимо выполнить, чтобы написать окончания существительных, отсутствет такое звено, как определение падежа. Решить орфографическую задачу, чтобы написать правильное окончание существительных, удобнее путем подстановки проверочного слова, но учащийся должен доказать свое решение и вторым способом: указать падеж. Авторы учебника « к тайнам нашего языка» задание на определение падежа переставляют, предлагая выполнить его после записи слова. Например учащиеся 3 класса знают, зачем существительные изменяются по падежам( для связи с другими словами), что существительные изменяются по командам шести пар вопросов. Неомбходимо в заданиях указать:

  1. Найди то слово, которое командует именем существительным
  2. Задай  от слова- командира нужный вопрос
  3. Узнай и назови падеж


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные подходы к обучению орфографии в начальной школе.

      Орфографическая грамотность – это составная часть общей языковой культуры, залог точности выражения мысли и взаимопонимания. Культура речи – это одежда мысли, по кото...

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОБУЧЕНИЮ ОРФОГРАФИИ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ.

Информация будет полезна учителям, работающим по любому УМК....

«Современные подходы к обучению орфографии в начальной школе»

Одной из главных задач обучения русскому языку в начальных классах является формирование орфографической  грамотности. Важность этой задачи обусловлена тем, что орфографическая грамотность выступ...

Семинар «Современные подходы к обучению орфографии в начальных классах»

Семинар рассчитан на формирование и развитие орфографической зоркости на уроках русского языка...

Педагогическое представление по теме самообразования «Современные подходы к обучению орфографии в начальных классах»

Педагогическое представление по теме самообразования   «Современные подходы к обучению орфографии  в начальных классах»...

Современные подходы к обучению орфографии в начальных классах

Формирование орфографической зоркости – одна из главных задач уроков русского языка в начальной школе, так как с ней связано приобретение орфографического навыка.На своих уроках использую следую...