Использование технологий деятельностного типа на уроках русского языка
методическая разработка по русскому языку (3 класс)

В статье описывается технология деятельностного типа, приведены примеры из практики с уроков русского языка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование технологий деятельностного типа

на уроках русского языка

Язык по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и воздействия, средством хранения и усвоения знаний, средоточием духовной культуры народа, основной формой проявления национального и личностного самосознания и, наконец, первоэлементом художественной литературы как словесного искусства.

 В силу этого обстоятельства язык имеет только ему присущий статус среди других школьных предметов и образовательная  область «Филология» стоит особняком среди других образовательных  областей.

Назначение предмета «Русский язык» в начальной школе состоит в том, чтобы заложить основу формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребёнка, помочь ему осознать себя носителем языка.

 Если иметь в виду развитие ребенка средствами предмета «русский язык», то выделяют две цели:

      познавательная цель: формирование у учащихся представления о языке как составляющей целостной научной картины мира; знаково-логического мышления на базе основных положений науки о языке

      социокультурная цель: формирование коммуникативной компетенции.  

     

Предполагается, что образовательные и воспитательные задачи обучения русскому языку будут решаться комплексно. Учитель имеет право самостоятельного выбора технологий, методик и приёмов педагогической деятельности, однако при этом необходимо понимать, что необходимо эффективное достижение целей, обозначенных федеральным государственным стандартом начального общего образования.

И сегодня курс русского языка предлагает решение новых образовательных задач путём использования современных образовательных технологий, построенных на деятельностном подходе.

Это, в первую очередь,  проблемно-диалогическая технология, Проблемно-диалогическая технология – это тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учащимися посредством специально организованного учителем диалога. Учитель сначала в побуждающем или подводящем диалоге помогает ученикам поставить учебную проблему, т.е. сформулировать тему урока или вопрос для исследования, тем самым вызывая у школьников интерес к новому материалу, формируя познавательную мотивацию. Затем посредством побуждающего или подводящего диалога учитель организует поиск решения или открытия нового знания. При этом достигается подлинное понимание учениками материала, ибо нельзя не понимать того, до чего додумался сам.

Проблемно - диалогические методы обучения универсальны, т.е. реа- лизуются на любом предметном содержании и любой образовательной ступени. В то же время они имеют определенную предметную и возрастную специфику, наиболее ярко выраженную у побуждающего диалога. Ученикам, как правило,  предъявляется практическое задание на новый материал. На русском языке это задание обычно выполняют, но по-разному, и возникает проблемная ситуация со столкновением мнений.

Приемы постановки проблемы на уроках русского языка:

Проблемная ситуация со столкновением мнений учеников класса создается вопросом или практическим заданием на новый  материал. Побуждение к осознанию противоречия осуществляется репликами: «Вопрос был один? А мнений сколько?» или «Задание было одно? А выполнили вы его как?». И далее общий текст: «Почему так получилось? Чего мы еще не знаем?». Побуждение к формулированию проблемы осуществляется одной из реплик по выбору. (примеры на слайд) перенос, написание слов с ь после шипящих на конце существительных

Сообщение темы с мотивирующим приемом. Суть метода заключается в том, что учитель предваряет сообщение готовой темы либо интригующим материалом (прием «яркое пятно»), либо характеристикой значимости темы для самих учащихся (прием «актуальность»). В некоторых случаях оба мотивирующих приема используются одновременно.

Например, на уроке русского языка в 3 классе по теме «Непроизносимые согласные» создание проблемной ситуации произошло на минутке чистописания. На доске даны сочетания букв, а внизу транскрипция.

Рдц  стн здн     вст

[рц]  [сн]  [зн]  [вт]

Транскрипционные знаки в тетрадь не пишутся. Они служат подсказкой.

Учитель. - Как вы думаете, почему мы писали по три буквы, а в транскрипции два звука?

Дети. – Наверное, встречаются слова, в которых подряд стоят три согласные буквы.

Учитель. – А почему могут слышаться два звука?

Дети. – Есть слова, в которых количество букв и звуков не совпадает. Это слова с ь знаком.

Учитель. – А что мы знаем про «ь» (мягкий знак)?

Дети. – Эта буква звука не обозначает.

Учитель. – А какая буква в данном случае теряет звук?

Дети. –Буква согласного звука.

Учитель. – Это может быть буква «ь»?

Дети. – Нет, только буква, обозначающая согласный звук.

Учитель. –  Если мы что- то не видим, то как мы говорим?

Дети. - Невидимое.

Учитель. – А если мы звук не произносим, то как мы о нём можем сказать?

Дети. – Непроизносимый.

Неожиданное препятствие в начале урока подвело к осмыслению проблемы.

Приведу пример фрагмента урока русского языка по теме «Систематизация знаний о правописании безударного гласного в приставке, корне и окончании». На одном этапе урока использовала мотивацию на основе рефлексии. После актуализации знаний и определения темы урока предложила работу в группах.

1-я группа будет работать над безударными гласными в приставке;

2-я группа – в корне;

3-я группа – в окончании существительных.

Учитель. – Сейчас вам самим нужно сделать выбор, в какой группе работать. Попробуйте вспомнить, правописание какой части слова чаще всего вызывает затруднение, или в какой части слова часто бывают ошибки.

На столах выставлены таблички с названиями групп: «Приставка», « Корень», «Окончание».

Учитель. – Определите группу, в которой будете работать.  Обсудите правила работы в группе.

Учитель. – Посоветуйтесь и сформулируйте цель работы вашей группы.

    Затем учащиеся работают с текстами, ищут в нём нужную орфограмму. Работают, применяя алгоритм проверки безударных гласных. Задают друг другу в группах вопросы. Таким образом, мотивация на основе рефлексии дала возможность заинтересовать детей и начать диалог в группах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование технологии критического мышления на уроках русского языка в условиях внедрения ФГОС »

   Внедрением новых стандартов повышается значимость инновационной активности человека во всех сферах деятельности. В этих условиях необходимо создание инновационной системы образования,...

Доклад "Использование технологии критического мышления на уроках русского языка в условиях внедрения ФГОС"

Доклад "Использование технологии критического мышления на уроках русского языка в условиях внедрения ФГОС"...

Реализация технологии деятельностного подхода на уроках русского языка в начальной школе

Цель школы - формирование функционально грамотной личности. В научном понимании функционально грамотная личность – это личность, которая способна использовать все постоянно приобретаемые в течение жиз...

«Использование технологии проблемного обучения на уроках русского языка в начальной школе»

практические приемы использования технологии проблемного обучения...

"Использование технологий развивающего обучения на уроках русского языка в начальной школе"

"Использование технологий развивающего обучения на уроках русского языка в начальной школе"...

Обеспечение высокого качества образовательного процесса на основе эффективного использования системно – деятельностного подхода на уроке русского языка «Часть речи - имя существительное.

Главной целью современного образования становится развитие личности обучающегося. Должна быть создана воспитывающая среда, при погружении в которую и будет происходить личностный рост школьника. В мла...

Программа педагогического эксперимента по освоению и внедрению СОТ «Эффективность использования технологии развивающего обучения на уроках русского языка в начальной школе»

Изучено использование технологии развивающего обучения в современном образовании на уроках русского языка в начальной школе. Выявлена эффективность использования технологии развивающего обучения как с...