Конспект урока на конкурс "Учитель здоровья".
опыты и эксперименты по русскому языку (4 класс)

4 класс

Русский язык

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx31.52 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: Русский язык

Класс: 4 класс

Тип урока: урок открытия новых знаний

Тема урока:

Спряжение глаголов. Глаголы I и II спряжения

Цель урока:

Провести первоначальное ознакомление с I и II спряжением глаголов.

Задачи урока:

Образовательные:

  • познакомить с окончаниями глаголов 1 и 2 спряжения
  • формировать умение различать глаголы 1 и 2 спряжения;
  • углубить и систематизировать полученную информацию;
  • классифицировать полученные знания; расширять словарный запас учащихся;
  • формировать культуру здорового образа жизни.

Развивающие:

  • содействовать развитию речи, развивать познавательную активность детей, наблюдательность, развивать память, внимание, образное мышление через решение учебных задач;
  • развивать умение спрягать глаголы с ударными окончаниями;
  • продолжить формирование умений делать выводы (работа с таблицами).
  • развивать устную и письменную речь учащихся.

Воспитательные:

  • воспитывать навыки уважения друг к другу при общении;
  • воспитать у учащихся положительные качества личности,  ответственность, организованность, самостоятельность.

Планируемые результаты:

Предметные: проводить самооценку на основе критериев успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

Познавательные:

  • формирование умения осуществлять логические действия анализа, сравнения, классификации по родовидовым признакам, обобщения;
  • формирование умения осознанно строить речевое высказывание в устной форме.

Регулятивные:

  • формирование умения самостоятельно определять и формулировать тему и цель деятельности;
  • формирование умения следовать учебным действиям;
  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения;
  • формирование умения осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;
  • формирование умения адекватно воспринимать оценку своей работы товарищами.

Коммуникативные:

  • формирование умения работать в паре, вести учебный диалог;
  • формирование готовности слушать собеседника, признавать право каждого иметь свою точку зрения, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.

Личностные:

  • формирование мотивации учебной деятельности;
  • самооценка успешности учебной деятельности;
  • умение формировать собственное мнение и позицию.

Образовательные технологии:

  • Технологии образовательного обучения,
  • технологии сотрудничества,
  • здоровье сберегающие технологии (смена видов деятельности, обучение с учетом ведущих каналов восприятия информации,
  • формирование мотивации,
  • благоприятная психологическая атмосфера,
  • динамические паузы,
  • интерактивные упражнения для глаз)

Оборудование:

Мультимедийный проектор, компьютер, экран

Образовательные ресурсы:

Учебник Желтовская Л.Я., Калинина О.Б.  «Русский язык» (М.: Астрель, АСТ, 2020)

- ЭОР физминутка. «»;

- фишки оценки учащегося;

- презентация, наглядность;

- работа в парах, презентация, наглядность;

Организация пространства:

индивидуальная, фронтальная, парная и групповая.


Технология проведения этапов урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формирование УУД

1. Организация и мотивация к учебной деятельности

Цели:

- создание благоприятного психологического настроя на работу;

-актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

-создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

-организовать деятельность учащихся по установке тематических рамок.

-Ребята, меня зовут Карина Фаритовна. Сегодня мы с вами вместе проведём урок русского языка. Наш урок мы начнём с приветствия: (звучит классическая музыка, слайды):

- Здравствуйте, ребята!

- Здравствуйте, Карина Фаритовна!

- Хором поздороваемся с деревьями!

- Здравствуйте, деревья!

- С птицами!

- Здравствуйте, птицы!

- С небом!

- Здравствуй, небо!

- С новым днём!

- Здравствуй, новый день!

-Я желаю вам, чтобы этот день подарил вам новые знания, стал успешным для каждого из вас. Давайте настроимся на хорошую работу.

             - Мы проверили осанку
             И свели лопатки,
             Мы походим на носках,
             А потом на пятках.
             Пойдём мягко, как лисята,
             И как мишка косолапый,
           И как заинька-трусишко,
           И как серый волк-волчишко.
           Вот свернулся ёж в клубок,
           Потому что он продрог.
           Лучик ёжика коснулся,
           Ёжик сладко потянулся

- У нас будет сегодня необычный урок, но с таким настроением нам любое дело по плечу. Присаживайтесь!

У меня на доске карточки с качествами человека:

внимательность, решительность, лень, сосредоточенность, аккуратность, доброжелательность, злость.

Какие качества пригодятся сегодня нам на уроке?

А если мы будем на уроке не просто повторять, но и новое открывать, как вы думаете, наш урок будет называться повторение, закрепление или открытие новых знаний?

Давайте улыбнемся друг другу руки, так как открытие новых знаний предполагает сотрудничество, и начнем урок с позитива.

(позитивный настрой)

Учитель акцентирует внимание на осанке обучающихся (слайд на интерактивной доске с правильным положением учащихся сидя)

Каждый из вас будет зарабатывать фишки достижений. В конце урока каждый подсчитает свои результаты и оценит свои знания. Постарайтесь как можно больше их собрать, тогда всех вас ждет приятный сюрприз в конце урока.

Учитель обеспечивает активное участие на уроке каждого ученика.

Приветствуют учителя и отвечают на вопросы, проверяют свою готовность к уроку.

Учащиеся выбирают ответы, делая акцент на положительные качества: внимательность, решительность, сосредоточенность, аккуратность

Учащиеся выбирают ответ, что на уроке они будут открывать новые знания. Значит и тип урока

«Открытие новых знаний». Обеспечивает активное участие на уроке каждого ученика, уточняет тип урока.

Дарят друг- другу улыбки и настраиваются на позитивное сотрудничество.

Учащиеся выпрямляются и принимают правильное положение сидя.

Учащиеся настраиваются на плодотворную работу и на сотрудничество.

Каждый из учащихся может не только сам пополнить свои достижения, но и внести свой вклад в общую копилку класса.

Коммуникативные УУД:

1)развитие умения слушать и понимать других;

2)строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3)создавать положительный эмоциональный настрой;

4)создавать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность, проверяя готовность к уроку.

II. Актуализация знаний.

Фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

Цели:

актуализировать знания о слове;

- тренировать навыки работы с кластером;

- актуализировать мыслительные операции: анализ, аналогия;

- мотивировать к действию и его самостоятельному выполнению и обоснованию;

-организовать анализ полученных ответов .

Ребята, давайте поиграем в игру «Найди словечко» (карточки №1). 

- Перед вами находятся карточки с заданием. Внимательно прочитайте задание и вставите пропущенные буквы. Не забудьте выполнить графическое задание. Не забывайте о правилах посадки при письме, когда вы пишите, ваша спина должна быть ровная, голова слегка наклонена, тетрадь лежит под наклоном.

- Поменяйтесь карточками и сверьтесь с правильными ответами на интерактивной доске.

В пустое окошко приклейте одну наклейку, выбрав слово: отлично, хорошо, старайся.  Если ваш товарищ написал все слова верно - отлично, если есть одна ошибка - хорошо, а если сделал больше ошибок – старайся. Объясните товарищу своё решение.

Начало КЛАСТЕРА

Попробуйте продолжить его.

Все варианты ответов верны, сегодня дополним ваши знания о глаголе, так как тема нашего урока звучит иначе.

Какую цель перед собой поставим, ведь у нас урок открытия знаний?

- Расскажите мне, пожалуйста, все, что знаете о глаголе. Проведем аукцион: кто последним назовет грамматический признак глагола.

Учащиеся сидя на рабочих местах смотрят на слова и записывают их в рабочий листок.  Проверяют друг у друга работу. Отвечают на вопросы учителя, анализируют, делают предположения и их обосновывают. 

Читают начало предложения и дают свои варианты ответов для КЛАСТЕРА: дом. природа, деревья, птицы, воздух…

Учащиеся формируют цель урока: добыть и узнать новую информацию о глаголе.

Ученики вспоминают грамматические признаки глагола

Познавательные УУД:

1)развиваем умения извлекать информацию ;

2)выявлять сущность, особенности объектов;

3)на основе анализа делать выводы;

4)обобщать и классифицировать по признакам;

Коммуникативные УУД:

1) развиваем умение слушать и понимать других;

2)строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) оформлять свои мысли в устной форме;

IΙΙ. Совместное открытие знаний.

Цели:

- организовать усвоение детьми нового способа действий характеристики леса с их проговариванием во внешней речи.

-Я вижу, что много вы знаете об этой интересной части речи. Но скажу по секрету, что не все пока вам известно. Я предлагаю выполнить вам такое задание: у каждого на столе лежит карточка с заданием. Вам нужно прочитать задание и записать в пустые ячейки пропущенное слово.

  1. Вставьте в предложения глагол «идти» в нужной форме.
  2. Как изменяется глагол?
  3. Сделайте вывод о новом грамматическом признаке. Назовите его.

Я ________________ по дороге.

Ты ______________ по дороге.

Он ________________ по дороге.

Мы _______________по дороге.

Вы _______________ по дороге.

Они _______________по дороге.

 - Сделайте, пожалуйста, вывод о новом грамматическом признаке.

- Как вы думаете, как он может называться?

- Где можно проверить, как же называется новый признак глагола?

- Давайте откроем учебники на с. 84 и прочитаем, как называется этот признак глагола.

- Кто мне скажет, как же называется новый грамматический признак?

- Так что же такое спряжение? (Изменение глагола по лицам и числам.)

- Кто назовет тему сегодняшнего урока? (Спряжение глагола).

Физминутка

Хочешь быть здоров всегда
Повторяй за мной тогда.
Потянулись все вперед,
Разминаем пальчики.
Раз, два, три, четыре, пять
Молодцы все девочки и мальчики.
Теперь наклоны головой,
Из стороны в сторону.
Поживее, не ленитесь,
И будет все здорово.
Вращения плечами начинай,
Чтоб прогнать усталость.
И не посетить тогда,
Твое тело слабость.
Разминка всем нужна всегда.
Ну что ребята, отдохнули? Да!

- Что такое спряжение мы пока с вами не знаем.

Первая учебная задача – что значит спрягать глагол?

Что такое спряжение? - Спряжение – это изменение глаголов по лицам и числам.

б) Открытие правила.

- Рассмотрите таблицу «Личные окончания глаголов».

Слайд 7.

ед. ч.

1 лицо я пеку лежу

лицо ты печёшь лежишь

лицо он печёт лежит мн. ч

1 лицо мы печём лежим

2 лицо вы печёте лежите

3 лицо они пекут лежат

- Давайте сравним окончания глаголов в каждом лице. Что вы заметили?

Д. – У глаголов одного лица окончания разные.

- Хорошо если окончание ударное, тогда нет сомнений в его написании. На какие 2 группы можно разделить глаголы в зависимости от личных окончаний?

Д. – 1 группа – глаголы с окончаниями –ешь, -ет, -ем, -ете, -ут.

2 группа - глаголы с окончаниями –ишь, -ит, -им, -ите, -ат.

- Замечательное открытие вы сделали.

Слайд 8.

  • Если у глагола личные окончания

-ешь, -ет, -ем, -ете, -ут (-ют),

то это глаголы 1 спряжения.

  • Если у глагола личные окончания

-ишь, -ит, -им, -ите, -ат (-ят),

то это глаголы 2 спряжения.

г) Работа с использованием нового правила.

- А сейчас вы поучитесь применять это правило, выполнив следующее задание.

На вашем столе лежат карточки. Вам нужно вставить пропущенные слова и объяснить свой ответ, но задание вы должны выполнить в группе.

Учащиеся выполняют задание. По желанию выходят к доске.

Вставляют пропущенные слова.

Учащиеся делают вывод, что новый грамматический признак - изменение глагола по лицам и числам.

Ученики высказывают свои предположения, открывают учебник и проверяют свои догадки.

Учащиеся называют тему урока: «Спряжение глаголов. Глаголы I и II спряжения».

Личностные результаты:

1) выражать свои мысли в ответах;

2) оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией;

3) формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Регулятивные УУД:

1) развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом;

2) оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

3) осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД:

1) развиваем умение слушать и понимать других;

2)строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3)оформлять свои мысли в устной форме;

4) умение работать в паре и в группах.

Познавательные УУД:

1)развиваем умения извлекать информацию из иллюстраций, звукозаписи;

2)выявлять сущность, особенности объектов;

3)на основе анализа делать выводы;

4)обобщать и классифицировать по признакам;

IV. Самостоятельное применение знаний.

Запишите глаголы в два столбика (показать пример на доске):

  1. глаголы 1-го спряжения
  2. глаголы 2-го спряжения

Ведём, говорят, смотрят, молчат, рассказываете, читаешь, несёте, крикнут, дарим, кормят, любим, уважают, слушаешь, изучим. (записаны на доске)

- Работать будем с комментированием.

Дети комментируют: ведём – окончание –ём, это глагол 1спряжения; и т. д.

- Теперь я предлагаю поработать в парах с упр. 2 на стр.106.

- А кто хочет попробовать свои силы у доски?

2 ученика по очереди работают за доской.

- Проверим, как справились с этим заданием. Сравните вашу работу с работой учеников, которые работали у доски.

Дети проверяют, находят и объясняют ошибки, если они есть.

Физминутка на глаза

Мы гимнастику для глаз 
Выполняем каждый раз. 
Вправо, влево, кругом, вниз, 
Повторить ты не ленись. 
Укрепляем мышцы глаза. 
Видеть лучше будем сразу. 

* * * 

Глазки вправо, глазки влево, 
И по кругу проведем. 
Быстро – быстро поморгаем 
И немножечко потрем. 
Посмотри на кончик носа 
И в «межбровье» посмотри. 
Круг, квадрат и треугольник 
По три раза повтори. 
Глазки закрываем, 
Медленно вдыхаем. 
А на выдохе опять 
Глазки заставляй моргать. 
А сейчас расслабились 
На места отправились. 

Оценивание работы учащихся.

-Все были молодцы. Давайте посчитаем свои фишки. Поставим всем отметку за работу на уроке.

Возьмите в руки свои фишки.

Что вы видите?

Да, зарабатывая фишки, мы подарили себе и хорошее настроение. Ведь цветы-это красота. Говорят, что она может спасти целый мир.

Самооценка.

Учащиеся рассматривают таблицу и работают в паре.

Вписывают отгадки в таблицу.

Работа в парах. Ученикам предлагают выполнить задание в паре у доски.

Дети учатся оценивать себя.

Регулятивные УУД:

1) развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом;

2) оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; работа с таблицей;

3) осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД:

1) развиваем умение слушать и понимать других;

Регулятивные УУД:

1) развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом;

2) оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; работа с таблицей;

3) осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД:

1) развиваем умение слушать и понимать других;

2)строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3)оформлять свои мысли в письменной форме;

4) умение работать в паре

V. Домашнее задание.

Ученики выбирают д/з.

Личностные результаты:

 формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

VI. Итог урока.

Давайте подведем итоги нашего урока.

– Над какой темой работали?

– На какие группы делятся глаголы?

– Каковы характерные признаки этих групп?

– Как определить спряжение глагола?

– Интересно было на уроке?

– Какое задание вызвало затруднение?

– А что можно было бы сделать, чтобы урок был лучше?

- Какую задачу мы ставили перед собой в начале урока?

- Удалось нам её решить?

Учащиеся подводят итог урока. Высказывают своё мнение, учатся слышать друг друга.

Коммуникативные УУД:

1) развиваем умение слушать и понимать других;

2)оформлять свои мысли в устной форме;

Регулятивные УУД оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей

Познавательные УУД:

3) на основе анализа делать выводы;

4) обобщать и классифицировать по признакам

Рефлексия

Ребята, обратите внимание, у вас в корзинках лежат массажные мячи. Как вы думаете, для чего нужны нам эти мячики?

-Правильно, на ладонях находятся точки, которые отвечают за состояние всего организма, поэтому массаж этих частей тела является одной из важных составляющих в борьбе за здоровье.

 Возьмите мячи в руки. Совершая массажные движения рук с помощью массажёра, продолжите предложения.(классическая музыка)

Я узнал…

Я думал о…

Мне понравилось…

У меня настроение…

Эти знания я могу применить…

Положите мячи в корзину.

- Кто доволен сегодня своей работой?

- Если у тебя хорошее настроение, то нарисуйте на солнышке улыбку., если нет, то нарисуйте её в обратную сторону.

Дети анализируют свое эмоциональное состояние рисуют солнышко.

Личностные результаты:

1) выражать свои эмоции;

2) оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией

Технологическая карта урока



Литература:

  1. Абрамова И. В., Бочкарева Т. И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе (Методическое пособие) издание 3, дополненное. Самара, 2004
  2. Бабенкова Е. А., Федоровская О. М. Игры, которые лечат. Творческий центр СФЕРА, Москва, 2010
  3. Копылов Ю. А., Полянская Н. В. Физическая культура и здоровье школьника: от А до Я. Советы родителям. Москва, 2011
  4. Назарова Т. Н. Научно-методическая деятельность учителя. Методические исследования, технологические находки. Волгоград: Учитель, 2011
  5. Ковалько В. И. «Здоровьесберегающие технологии в школе. 1–4 классы», Москва, Издательство «Вако»,2005 г.
  6. Смирнов Н. К. «Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе», Москва, Издательство «АПК и ПРО», 2002 г.
  7. Советова Е. В. «Эффективные образовательные технологии», Ростов н/Д, Издательство «Феникс», 2007 г.
  8. http://www.openclass.ru/node/47746 http://festival.1september.ru/articles/102680/ http://kuhta.clan.su/load/zdorovesberegajushhie_tekhnologii_v_shkole/41



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока окружающий мир "Здоровое питание " 1 кл.

конспект содежит основные сведения о витаминах, правильном питании в доступной для перврклассника форме, а также анкету по здоровому питанию, способ рефлексии...

Конспект урока по основам здоровья в 1 классе.

Основная цель урока, действия членов семья способствующие укреплению здоровья всей семьи....

Конспект урока "Чистота и здоровье"

Игра –путешествие «Путешествие в город Чистоты и Здоровья». ...

Конспект урока по предмету Здоровье и ОБЖ "Поможем Лунтику".

Урок направлен на закрепление знаний учащихся о правилах перехода дороги по регулируемому пешеходному переходу и знаний некоторых дорожных знаков....

Конспект урока " Чистота- залог здоровья!"

Конспект урока для 1 класса....

план-конспект урока "Питание и здоровье"

Урок Окружающего  мира во  2 классе из раздела «Человек разумный – часть природы»   Цель: сформировать представление о режиме питания,  о пользе здоровой пищи для организ...

УМК "Перспективная начальная школа" окружающий мир 2 класс. Конспект урока "Чистота залог здоровья"

УМК "Перспективная начальная школа" окружающий мир 2 класс. Конспект урока "Чистота залог здоровья"...