РП Занимательная грамматика
рабочая программа по русскому языку (2 класс)

Васина Елена Геннадьевна

РП Занимательная грамматика

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_zanimatelnaya_grammatika_2_klass.docx32.64 КБ

Предварительный просмотр:

                    «Утверждаю»                                                            Принято

                          МБОУ «Чамзинская СОШ №2»                                                     Педагогический совет

                          ____________ Криулькин И.М.                                                            Протокол №2

                         Приказ №34/1                                                                                   30 августа 2022г.

                        от 31 августа 2022г.

Дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая  программа

 интеллектуальной направленности

«Занимательная грамматика»

                                                                      Составитель: Васина Е.Г.

Рабочая программа по курсу «Занимательная грамматика» для 2 класса составлена на основе авторской программы «Занимательный русский язык» Л.В. Мищенковой. Согласно учебному плану учреждения на реализацию этой программы отводится 1 час в неделю, 34 часа в год.

                                         Раздел 1. Планируемые результаты изучения учебного предмета

Личностные результаты

Обучающиеся научатся:

 осознавать роль языка и речи в жизни людей;

 гордиться своей Родиной, русским народом и историей России;

 осознавать свою этническую и национальную принадлежность,

 принимать и осваивать социальную роль обучающегося,

 самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

Обучающиеся получат возможность научиться:

 самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

 обобщать, т.е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;

 осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;

 устанавливать аналогии;

 делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

 преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

 пользоваться словарями, справочниками;

 сжато пересказывать большие тексты.

Метапредметные

РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД

Обучающиеся научатся:

формулировать учебную задачу урока в мини-группе (паре), принимать еѐ, сохранять на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей;

составлять план работы по решению учебной задачи урока в мини-группе или паре, предлагать совместно с группой (парой) план изучения темы урока;

выбирать вместе с группой (в паре) форму оценивания результатов, вырабатывать совместно с группой (в паре) критерии оценивания результатов;

оценивать свои достижения и результаты сверстников в группе (паре) по выработанным критериям и выбранным формам оценивания (с помощью шкал, лесенок, баллов и пр.);

определять границы коллективного знания и незнания по теме самостоятельно (Что мы уже знаем по данной теме? Что мы уже умеем?), связывать с целевой установкой урока;

фиксировать по ходу урока и в конце урока удовлетворѐнность/неудовлетворѐнность своей работой на уроке (с помощью шкал, значков «+» и «−», «?»);

анализировать причины успеха/неуспеха с помощью оценочных шкал и знаковой системы («+» и «−», «?»);

фиксировать причины неудач в устной форме в группе или паре;

предлагать варианты устранения причин неудач на уроке;

осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внешней речи.

Обучающиеся получат возможность научиться:

формулировать учебную задачу урока коллективно, в мини-группе или паре;

формулировать свои задачи урока в соответствии с темой урока и индивидуальными учебными потребностями и интересами;

осмысливать коллективно составленный план работы на уроке и план, выработанный группой сверстников (парой), предлагать свой индивидуальный план работы (возможно, альтернативный) или некоторые пункты плана, приводить аргументы в пользу своего плана работы;

принимать замечания, конструктивно обсуждать недостатки предложенного плана;

выбирать наиболее эффективный вариант плана для достижения результатов изучения темы урока. Если план одобрен, следовать его пунктам, проверять и контролировать их выполнение;

оценивать свою работу в соответствии с заранее выработанными критериями и выбранными формами оценивания;

определять границы собственного знания и незнания по теме самостоятельно (Что я уже знаю по данной теме? Что я уже умею?), связывать с индивидуальной учебной задачей;

фиксировать по ходу урока и в конце урока удовлетворѐнность/неудовлетворѐнность своей работой на уроке (с помощью шкал, значков «+» и «−», «?», накопительной системы баллов);

анализировать причины успеха/неуспеха с помощью оценочных шкал и знаковой системы («+» и «−», «?», накопительной системы баллов);

фиксировать индивидуальные причины неудач в письменной форме в рабочей тетради или в пособии «Портфель достижений»;

записывать варианты устранения причин неудач, намечать краткий план действий по их устранению;

предлагать свои варианты позитивных установок или способов успешного достижения цели из собственного опыта, делиться со сверстниками.

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД

Обучающиеся научатся:

определять информацию на основе различных художественных объектов, например, литературного произведения, иллюстрации, репродукции картины, музыкального текста, таблицы, схемы и т. д.;

формировать умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

Обучающиеся получат возможность научиться:

проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры слова, словосочетания, предложения, текста.

КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД

Обучающиеся научатся:

высказывать свою точку зрения (7 – 8 предложений) на прочитанное или прослушанное произведение, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы;

понимать цель своего высказывания;

пользоваться элементарными приѐмами убеждения, мимикой и жестикуляцией;

участвовать в диалоге в паре или группе, задавать вопросы на осмысление нравственной проблемы;

создавать 3 – 4 слайда к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания;

проявлять терпимость к другому мнению, не допускать агрессивного поведения, предлагать компромиссы, способы примирения в случае несогласия с точкой зрения другого;

объяснять сверстникам способы бесконфликтной деятельности;

отбирать аргументы и факты для доказательства своей точки зрения;

опираться на собственный нравственный опыт в ходе доказательства и оценивании событий;

формулировать цель работы группы, принимать и сохранять на протяжении всей работы в группе, соотносить с планом работы, выбирать для себя подходящие роли и функции;

определять в группе или паре критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения); оценивать достижения участников групповой или парной работы по выработанным критериям;

определять критерии оценивания поведения людей в различных жизненных ситуациях на основе нравственных норм;

руководствоваться выработанными критериями при оценке поступков литературных героев и своего собственного поведения;

объяснять причины конфликта, возникшего в группе, находить пути выхода из создавшейся ситуации; приводить примеры похожих ситуаций из литературных произведений;

находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари, справочники, энциклопедии для детей, через Интернет, периодику (детские журналы и газеты);

готовить небольшую презентацию (6 – 7 слайдов), обращаясь за помощью к взрослым только в случае затруднений. Использовать в презентации не только текст, но и изображения (картины художников, иллюстрации, графические схемы, модели и пр.);

озвучивать презентацию с опорой на слайды, выстраивать монолог по продуманному плану.

Обучающиеся получат возможность научиться:

высказывать свою точку зрения (9 – 10 предложений) на прочитанное произведение, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы;

формулировать цель своего высказывания вслух, используя речевые клише: «Мне хотелось бы сказать...», «Мне хотелось бы уточнить...», «Мне хотелось бы объяснить, привести пример...» и пр.;

пользоваться элементарными приѐмами убеждения, приѐмами воздействия на эмоциональную сферу слушателей;

участвовать в полилоге, самостоятельно формулировать вопросы, в том числе неожиданные и оригинальные, по прочитанному произведению;

создавать 5 – 10 слайдов к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания;

способствовать созданию бесконфликтного взаимодействия между участниками диалога (полилога);

демонстрировать образец правильного ведения диалога (полилога);

предлагать способы саморегуляции в сложившейся конфликтной ситуации

Предметные результаты

Обучающиеся научатся:

 осуществлять поиск информации для выполнения заданий с использованием учебной литературы;

 строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

 проводить сравнение между словарями: орфографическим, фразеологическим, толковым, этимологическим, синонимов;

 обобщать группы слов по некоторому признаку, находить закономерность;

 сопоставлять тексты;

 описывать простой порядок действий для достижения заданной цели;

 приводить примеры предложений, различных по интонации и цели высказывания;

 приводить примеры отрицательных предложений;

 выполнять логические упражнения на нахождение закономерностей, сопоставляя и аргументируя свой ответ;

 рассуждать и доказывать свою мысль и свое решение.

Обучающиеся получат возможность научиться:

 работать с произведениями (отрывками), в которых допущены орфографические ошибки;

 знать понятия «анаграмма, «метаграмма» и др. Уметь их отличать и составлять их элементарные примеры.

 выделять историзмы, архаизмы, неологизмы.

Раздел 2. Содержание курса «Занимательная грамматика»(2 класс)

Как возникла наша письменность? (3ч)

Рассказ учителя «А начинали всѐ медведи». Слова в переносном смысле «медвежий угол, медвежья услуга». Сигналы – символы. Легенда о Тесее. Заучивание песенок – «напоминалок».Рисуночное письмо. Игра «Угадай символ». Сказка Р.Киплинга «Как было написано первое письмо». Иероглифы - «священные знаки.

Застывшие звуки. Финикийский алфавит. Греческий алфавит. Кириллица или глаголица? Творческое задание «Придумай свой алфавит».

Меня зовут Фонема (11ч)

Звуки-смыслоразличители. Игра «Наперегонки». Стихотворение Б.Заходера «Кит и Кот». Фонемы гласные и согласные. Игры с фонемами. Разыгрывание стихотворения Н.Матвеева «Путаница».Рассказ учителя «Как рождаются звуки». Звонкие и глухие «двойняшки». Игра «Строим дом». О воображении. Стихотворение Б.Заходер «Моя Вообразилия». Звонкие и глухие «одиночки». Твѐрдые и мягкие фонемы. Таинственная буква. Буква - подсказчица. Буква – помощница. Буквы – актѐры. «Зеркальные и незеркальные слова». Кому нужна зоркость? Отрывок из сказки Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Орфографическая зоркость. Тренировочные упражнения.

Чередование фонем. Ключ к тайнам фонемы. Заучивание песенки - «запоминалки».

Звуки – «волшебники» сонорные звуки. Согласные в слабой и сильной позиции. Сомнительный согласный. Игра «Опасные соседи». Тренировочные упражнения «Кто последний?» Звуки «живут» по закону составление «Свода законов».

Добрый «волшебник» - ударение. Игра «Поставь ударение». Гласные без хлопот!

«Фонемы повелевают буквами» (7ч)

Фонемное правило. Добро пожаловать, ь! Въезд воспрещѐн, но … не всегда! Игры со словами. Разгадывание ребусов. Тренировочные упражнения.

Игры со словами с сочетаниями жи-щи, чу-щу, ча-ща, чк, чн, щн, нщ. Тренировочные упражнения. Песенки - «напоминайки». Тренировочные упражнения. Нефонемное правило. Игра «Вставь слова». Разбор стихотворения «Про солнце» С.Маршака.

Знакомство с термином «самоинструкция». Правила составления самоинструкции. Работа по составлению самоинструкции. Работа по самоинструкции. Игра «Засели домик». Тренировочные упражнения. Игра «Найди подходящий транспорт». Краткий пересказ.

Виды памяти. Тренировка памяти на отрывках из литературных произведений. Зарядка для развития памяти. Разучивание песенки «напоминалки». План пересказа.

Строительная работа морфем (13ч)

«Строительные блоки» для морфем. Приставкины «смыслиночки». Игра «Образуй слова». «Смыслиночки» суффиксов. «Смыслиночки» окончани

Копилки слов. Как найти слово в словаре? Лингвистика – наука о языке. Работа со словарями.

Игры с приставками. Много ли на свете приставок. Работа со стихотворением С. Есенина. Правила написания приставок. Секрет безошибочного письма. Тренировочные упражнения. Опасные согласные в приставках. «Нарушители» правил. Коварная приставка с-. Самые трудные (пре- и при-). Песенка – «напоминайка». Игры и упражнения с пристав

Правильные корни и корни-уродцы. Секреты родственных слов. Игра «Третий лишний». Игра «Кто больше?». Работа с текстом. Тренировочные упражнения.

Чередование гласных в корне. Полногласные и неполногласные сочетания. Игра «Узнай их в лицо». Тренировочные упражнения. Работа с текстами. Орфограмма с девчачьим именем. Командуют гласные. Командуют согласные. Командует ударение. Командует смысл.

Корень и главное правило. Изменяем форму слова. Игра «Словесный мяч». Непроверяемые гласные. Проверочные слова. Игра – собирание слов. Пересказ текста. Тренировочные упражнения.

Старые знакомцы. Откуда пришли знакомые слова. Работа с словарѐм. Тренировочные упражнения.

Формы и виды деятельности:

 выполнение различных упражнений;

 оформление газет;

 знакомство с научно-популярной литературой;

 проектная деятельность;

 творческие работы;

 викторины;

 разгадывание кроссвордов;

 сочинительство;

 КВН.

   

  Раздел 3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Наименование разделов и тем

Общее

кол-во часов на изучение

1

Как возникла наша письменность?

2

Меня зовут Фонема.

11ч

3

«Фонемы повелевают буквами».

4

Строительная работа морфем.

13ч

ИТОГО

34ч

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО КУРСУ «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ     ГРАММАТИКА»(34 часа)

Тема занятия

Количество часов

1

Как обходились без письма?

1

2

Древние письмена.

1

3

Как возникла наша письменность?

1

4-5

Меня зовут Фонема.

2

6-8

Для всех ли фонем есть буквы?

2

9

«Ошибкоопасные» места

1

10

Тайны фонемы

1

11-12

Опасные согласные

2

13

На сцене гласные

1

14

«Фонемы повелевают буквами»

1

15

Когда ь пишется, а когда не пишется?

1

16

Ваши старые знакомые

1

17-18

Правила о непроизносимых согласных

2

19-20

Волшебное средство – «самоинструкция»

2

21

Строительная работа морфем

1

22-23

Где же хранятся слова?

2

24-25

Поговорим о всех приставках сразу

2

26-27

Слова – «родственники»

2

28-30

Кто командует корнями?

3

31-32

«Не лезьте за словом в карман!»

2

33

«Пересаженные» корни

1

34

Итоговое занятие

1

Итого 34 часа

        «Утверждаю»                                                            Принято

          МБОУ «Чамзинская СОШ №2»                                                      Педагогический   совет

            ____________ Криулькин И.М.                                                     Протокол №2

            Приказ №34/1                                                                                   30 августа 2022г.

            от 31 августа 2022г.

Дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая  программа

 спортивно - оздоровительной  направленности

«Азбука здоровья»

                                                                      Составитель: Васина Е.Г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занимательная грамматика

Программа по внеурочной деятельности ....

Программа дополнительного образования "Занимательная грамматика"

Программа составлена для учащихся 1-4 классов в соответствии с ФГОС. Разработчики программы: Ракитянская Е.б, Беркутова Г.И., Однокозова Н.А., Пантелеева Т.И....

План работы кружка "Занимательная грамматика"

Данная программа рассчитана на детей 10-11 лет (четвероклассников). Срок ее реализации - 1 год. Форма организации - кружок. Курс рассчитан на 34 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю. К с...

Внеклассное занятие по русскому языку ««Путешествие в страну Грамматики» (занимательная грамматика) для обучающихся 3 классов

Внеклассное занятие по русскому языку««Путешествие в страну Грамматики»(занимательная грамматика)для обучающихся 3 классов, презентация...

Конспект занятия курса "Занимательная грамматика" по теме "Хорошо ли ты знаешь грамматику"

Цель: воспитывать в детях любовь к русскому языку и прививать интерес к предмету....

Конспект занятия курса "Занимательная грамматика" по теме "Дружим с грамматикой"

Цель: закрепить умения определять безударный гласный звук в слове, подбирать проверочные слова, различать проверочное и проверяемое слова....