Урок русского языка в 4 классе
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Урок русского языка в 4 классе разработан в соотвествии с рабочей программой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkiy_yazyk_v_4_klas.doc66.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ» Ютазинская средняя общеобразовательная школа»

Разработка урока – семинара русского языка по теме

         

                                                                                             

                     

                   

                                            учителя начальных классов

                                   

                                     Гарейшиной  Лилии  Ринатовны

                                         

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Ютазинская  средняя  образовательная

школа»

Разработка урока-семинара русского  языка по теме:

        «Обобщение знаний о глаголе»

Тип урока: урок- семинар

Гарейшина    Лилия    Ринатовна,  первая категория, учитель начальных классов.

Источник    литературы:

Толковый словарь С.И.Ожегова,  В.Даля

Ушаков  Н.Н. «Внеклассные занятия по русскому языку в начальных классах»

Граник  Г.Г., Бондаренко С.М. «Секреты орфографии»

Урок – семинар  в 4 классе по        теме:      

«Обобщение знаний о глаголе»

Цели: систематизировать существенные признаки глагола

как части речи; формирование умения писать окончания глаголов; правильно употреблять в речи глаголы-синонимы; воспитание умения работать в группах.

Оборудование: компьютер, проекционный экран, Толковый словарь С.И.Ожегова, В.Даля

                                   Ход урока

  1. Сообщение темы и цели урока

                                   Глагол самая огнепышущая,

                                   Самая живая часть речи.

-Прочитайте эпиграф к уроку и объясните, как понимаете его.

  1. Работа по теме урока

а) На первый  вопрос отвечают обучающиеся 1-ой группы (вопросы даются детям заранее)

Дети рассказывают , что термин –глагол-это перевод с латинского verbum, что значит слово, речь.

В словаре  Даля это слово означает:

А) слово, речь;

Б)часть речи, разряд слов, выражающих действие, состояние.

Слово – исключительная способность человека выражать гласно мысли и чувства свои, дар говорить.

б) На второй вопрос отвечают обучающиеся 2-ой группы

(вопросы даются детям заранее)

Необыкновенна часть речи глагол тем, что обозначает действие. По частоте употребления глагол занимает второе место после существительного. Самыми употребляемыми глаголами являются: мочь, сказать, говорить, знать, видеть, стать.

Обучающиеся с помощью приставок образуют новые глаголы от слова говорить

 При проверке называют глагол, объясняют его значение, указывают на разнообразие приставок, с помощью которых увеличивается количество глаголов в нашем языке. Далее к слову говорить подбирают синонимы

(этот  материал отображает на проекционном экране)

в)  Инсценировка  отрывка из стихотворения Г. Гюйко:

                         За столом сказала мать:

                         Хватит языком болтать!

                         А сынишка осторожно:

                         А болтать ногами можно?

-Объясните значение словосочетаний болтать языком, болтать ногами.

-Подберите словосочетания с глаголом держать, чтобы глагол имел разные значения; а затем подобрать к нему синонимы.( обучающиеся пользуются толковыми словарями)

Вывод: 

Чем больше синонимов знает человек, тем точнее он выражает свои мысли.

- Прочитайте стихотворение И.Токмаковой:

        Зябн..т осинка

        Дрож..т на ветру

        Стын..т на солнышке

        Мёрзн..т в жару.

Задания:

1)назовите глаголы-синонимы.

2)вставьте гласные окончания глаголов, обоснуйте( используются карточки с окончаниями глаголов)

3) что можете сказать об этом предложении?

4)назовите слова с безударными гласными в корне

5)запишите стихотворение по памяти( взаимопроверка в парах)

3.Наблюдение за глаголами

-Нас всюду окружают звуки. Просыпаемся мы от заливистого звона будильника. В дождливый день крупные капли барабанят по крыше и по стёклам. А сколько новых звуков мы слышим в лесу?

-Какие звуки мы слышим в лесу?

 Дети читают с проекционного экрана стихотворение Ф.Тютчева «Море и утёс»

  И бунту..т, и клокоч..т,

  Хлещ..т, свищ..т и рев..т,

  И до звёзд допрянуть хочет,

   До незыблемых высот.

                                 Задания:

  1. Какую картину вы представили, расскажите.
  2. С помощью какой части речи Ф.Тютчеву удалось передать картину бушующего моря. Почему?
  3. Найдите значение слов по толковому словарю (работа в группах).

1-я группа- клокочет.

2-я группа- допрянуть

3-я группа – незыблемых.

4) спишите стихотворение, вставляя пропущенные орфограммы.

5) проверьте написание личных окончаний глаголов.

6) подчеркните глаголы звучания.

7)Что интересного вы можете рассказать о глаголе хочет?

На третий вопрос отвечают обучающиеся 3-ей группы.(вопросы даются детям заранее).Дети отвечают на вопрос о постоянных и непостоянных признаках глаголов, обосновывают написание.

                          Инсценирование

Ученики одной из групп подготовили инсценировку.

Два мальчика-спортсмена шли с тренировки и разговаривали:

-В этом году на соревнованиях области я обязательно победю…, нет побежу…,-замялся Гена.

-Эх ты, ещё не знаешь, как сказать, а хочешь победить, -засмеялся Игорь.

-А как же сказать правильно? Подумайте!(Работа в группах)

Вывод: 

Глагол  победить в 1-ом лице не употребляется.

Так же в 1-ом лице не употребляются: убедить, дерзить, бороздить, пылесосить, шелестеть. Однако ситуация не безвыходная. Можно сказать: одержать победу, буду пылесосить.

-Запишите предложение, раскрыв скобки.

Я (убедить) товарища.

                           Творческая работа

  Дети читают с проекционного экрана глаголы: светит, греет, появляется, пригревает, пробуждается, зеленеет, распускается, щебечут, ходят, суетятся, выползают, благоустраивают.

                              Задание.

1.Напишите сочинение- миниатюру.

2.Определите тему будущего текста.

3.Озаглавьте.

(Чтение и анализ 2-3 сочинений).

5.Подведение итогов урока.

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"

" 4 класс  Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию  и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...

Урок русского языка. 3 класс. Тема "Роль имени прилагательного в речи" УМК "Школа России" Учебник "Русский язык". Авторы В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.

Урок составлен по требованиям ФГОС. Использоваллись технологии личностно-ориентированного обучения, ИКТ. Дифференцированный подход при закреплении материала и в домашнем задании помогут учащимся по си...

Презентация к уроку русского языка 1 класс "Согласные буквы русского языка"

Этот  материал содержит  презентацию  к  уроку  руского  языка  в 1 классе по  программе "Школа  2100"...

Урок русского языка (2 класс, УМК Л.В. Занкова) Лингвистическая тема: «Текст. Тема текста» Этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник Масленица»

Урок  русского языка,  2 класс, 3 четверть, система Л. В. Занкова, лингвистическая тема: «Текст. Тема текста», этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник  Масленица» - урок ...

Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема " Буква Е,е. Работа над словом"

Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема "Буква Е,е. Работа над словом"....

Урок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"

рок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"...