Словарно-орфографическая работа на уроках русского языка
презентация к уроку по русскому языку

Одним из важнейших этапов урока русского языка в начальных классах является словарно-орфографическая работа. В русском языке встречается немало слов, написание которых не подчиняется орфографическим правилам. Изучение словарных слов в начальной школе строится на основе традиционного принципа русской орфографии с опорой на запоминание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ped._opyt.docx23.24 КБ

Предварительный просмотр:

Система развивающего обучения, элементы которого я использую в своей работе по традиционной системе, побуждает к постоянному поиску новых методов и материалов для работы с учащимися. Главной целью любого учебного предмета является развитие личности ребенка, его интеллекта, воображения и эмоциональной сферы, творческих способностей.

Основная задача опыта заключается в том, чтобы способствовать расширению кругозора учащихся, углублению знаний об окружающем мире, благоприятствовать развитию ребенка как личности, активизировать умственную деятельность детей, дать возможность для полноценного развития речевых способностей, формирования самостоятельности и ответственности. Я стараюсь построить свою работу так, чтобы заложить прочный фундамент знаний.

Одним из важнейших этапов урока русского языка в начальных классах является словарно-орфографическая работа. В русском языке встречается немало слов, написание которых не подчиняется орфографическим правилам. Изучение словарных слов в начальной школе строится на основе традиционного принципа русской орфографии с опорой на запоминание.

Актуальность данной проблемы обусловлена тем, что на уроках мы часто встречаемся с ответами, бедными в лексическом отношении. Скудный словарный запас школьника нередко мешает успешной работе в области орфографии. Например, при проверке правописания безударных гласных учащиеся часто не находят необходимых проверочных слов, потому что их нет в активном словарном запасе школьников.

 Кроме, того системная целенаправленная работа со словарными словами приводит к развитию орфографической зоркости. Орфографическая зоркость — это способность обнаруживать в словах, предназначенных для записи, орфограммы, а также определять их типы. Отсутствие орфографической зоркости или слабая ее сформированность является одной из главных причин допускаемых школьниками ошибок. 

         В своей практике стараюсь использовать нестандартный подход к словарно-орфографической работе. Через словарно-орфографическую работу происходит ознакомление учащихся с языком, т.е. возможность приобщить к истории языка, к культуре русского народа, развитие интереса к окружающему миру, потребность узнавать и познавать его.

Работа по ознакомлению с новым словарным словом обеспечивает осознанную учебно-познавательную активность школьника. В структуре словарно-орфографической работы выделяю  несколько этапов:  

Первый этап словарно-орфографической работы - представление нового словарного слова состоит в самостоятельном определении и формулировании школьниками темы словарно-орфографической работы. Например: для определения нового слова надо расположить буквы с точками в порядке увеличения точек.

Е :  В : :  Д …  Е : . :  М .  Д : : :  Ь : : …

- Прочитайте слово. (медведь)

Например, ученик сможет найти слово, если расположит буквы с отрезками в порядке увеличения длины отрезка. (Учитель)

__________________________ Ь

___________________ Т

_______________________ Е

_____________ И

___ У

_______ Ч

_______________________ Л

В учебный процесс вводятся упражнения, предусматривающие полное отсутствие указаний.

Например: КМООРЛООВКАО (корова, молоко)

С помощью этих приемов продолжается дальнейшее совершенствование интеллектуальных качеств учащихся.

Новые словарные слова можно кодировать цифрами.Они позволяют формировать абстрактное мышление.

Например: два слова зашифрованы с помощью чисел.

1 слово: 3, 1, 11, 6, 12, 13, 1. (капуста)

2 слово: 3, 1, 5, 13, 4, 7, 10, 9, 8. (картофель)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

а

г

к

о

р

у

ф

ь

л

е

п

с

т

           Например, задания с частичным указанием учителя.

 Надо внимательно рассмотреть данный шифр и ключ к нему:

2-3, 1-6, 2-7, 1-6, 1-4, 1-3 (солома)

3

4

5

6

7

8

9

10

1

а

м

н

о

р

к

в

у

2

с

г

д

я

л

ч

ц

т

Детям очень нравиться  отгадывать слова

Зачеркните буквы, обозначающие глухие согласные звуки в цепочке и узнаете слово.                  ПФБКТХЕШСРЧЁЩЗЦА (береза)

В целях совершенствования орфографической зоркости в процессе изучения различных тем курса русского языка можно использовать такое задание:

 «Прочитайте: выд-вить, охр-нять, б-лезнь, кр-ситель, зн-чение, мн- жать, аб-жур, сл-мался, л-кает.

Соедините первые буквы слов, в корне которых пишется гласная буква а, и вы узнаете слово с которым мы познакомимся». (вокзал)

Например, чтобы узнать новое словарное слово, мы должны выполнить несколько заданий по определению каждой буквы. (трамвай)

1. Первая буква слова является согласной в последнем слоге слова «комната».

2. Вторая буква – последняя согласная в корне  слова «север».

3. Третья буква – непроверяемая безударная гласная в слове «завтрак».

4. Четвертая буква - обозначает первый непарный звонкий твердый согласный звук в слове «малина».

5. С пятой буквы - начинается второй слог в слове «овес».

6. Шестая буква - является окончанием в слове «солома».

7. Седьмая буква - обозначает всегда звонкий мягкий согласный звук в слове «урожай».

Второй этап словарно-орфографической работы – ознакомление с лексическим значением изучаемого слова и этимологической справкой.

На втором этапе мы с детьми работаем над лексическим значением слова , в этом нам помогает лексический слова. Этимология – наука об истинном (первоначальном) значении слова. Ученые – этимологи дознаются, как именно менялось значение того или иного слова, прежде чем оно стало значить то, что значит  сейчас, откуда оно пришло к нам в язык, где и кем было создано.

Третий этап словарно-орфографической работы - освоение написания слова.

Словарные слова, как и таблицу умножения, надо знать наизусть. Вот только таблица умножения помещается на одной тетрадной страничке, а словарных слов - целый толстенный словарь. Их надо учить, нередко снова и снова возвращаясь к одному и тому же слову.

- Как при запоминании избежать простой зубрёжки?

- Как разнообразить это монотонное скучное дело?

Предлагаю несколько приёмов.

1. Первый приём “Словарная стена”

- Прорабатываем словарное слово. Пишем на “солнышке” не менее 5 раз. Вывешиваем на стенке. Стены постепенно покрываются своеобразными обоями. Неделю слова висят, а ребята их “обживают”, рассматривают, “иллюстрируют”. Наступает момент, который называется “Стенка”. Ребятам дают несколько минут для “фотографирования”. Затем ученик снимает слово со стены, все проговаривают его хором по слогам. Когда все слова сняты, проводим словарный диктант. 2. Следующий приём «Городок».

Суть этого приёма в том, что словарное слово, с которым познакомились на уроке, записываем столбиком. На каждую букву этого слова записываем ранее изученные слова. Если не знают слово на букву, то пропускают.

 Г - горох

О - огурец

Р - ребята

О - огород

Д - девочка

Затем из этих слов составляют мини-текст или отдельные предложения. Используя этот приём, мы повторяем изученные слова и знакомимся с новым. Идёт развитие творческих способностей.

3. Следующий приём “Ботанический сад”.

На уроке выращиваем деревья, проводим работу по правописанию однокоренных слов. Учитель вывешивает корень -вёз-, а дети придумывают однокоренные слова, записав их на листочках и прикрепляют к дереву, обязательно выделяя корень. Дерево стоит неделю или две. Затем проводим небольшой словарный диктант из этих слов (слова с дерева снять). Учитель может добавить свои 2-3 слова. Затем прикрепляет новый корень. И проводим аналогичную работу. Используя этот приём через зрительную память, формируется у детей интерес, развивается орфографическая зоркость.

Четвёртый этап словарно-орфографической работы - введение нового словарного слова в активный словарь детей.

На последнем этапе я использую такие творческие задания:

  • Составление сказки, рассказа с использованием предложенных слов.
  • Конкурс загадок, собственного сочинении.
  • Составление тематического словарика (театрального, школьного, музыкального).
  • Слово и образ, двойной толковый словарь.
  • Сочинение «Язык моей профессии» (предположим, я мореплаватель, моя речь наполнена морскими словечками…)

         И в заключение хотелось бы вспомнить слова великого педагога Василия Александровича Сухомлинского: «Источник желания учиться – в самом характере детского умственного труда, в эмоциональной окраске мысли, в интеллектуальных переживаниях. Если этот источник иссякнет, никакими приёмами не заставишь ребёнка сидеть за книгой».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Словарно-орфографическая работа на уроках русского языка

Данная методическая разработка содержит в себе комплекс упражнений и диктантов, направленных на формирование навыка орфографической зоркости. Изложенный подход к урокам русского языка помогает «вылеч...

Словарно-орфографическая работа на уроках русского языка в начальных классах .

Вопрос по обогащению словарного запаса современного школьника сегодня очень актуален. В условиях научного прогресса в обиход входят все новые и новые слова, многие из которых трудны и непонятны. Поэто...

«Технология словарно - орфографической работы на уроках русского языка»

В русском языке немало слов, написание которых не подчиняется орфографическим  правилам. Изучение так называемых словарных слов в начальной школе строится на основе традиционного принц...

Методическая разработка "Словарно – орфографическая работа на уроках русского языка в 3 классе"

Проблема формирования орфографической зоркости в современной школе приобретает всё большую актуальность. Как известно, грамотность выпускников школ снижается, несмотря на то, что учащиеся учат правила...

Словарно-орфографическая работа на уроках русского языка в начальной школе

Один из важных этапов урока русского языка – словарно-орфографическая работа. Моя цель как учителя – пробудить интерес ученика к слову, создать условия для прочного запоминания непроверяе...

словарно-орфографическая работа на уроках русского языка

словарно-орфографическая работа на уроках русского языка...

Словарно-орфографическая работа на уроках русского языка

Данный материал способствует успешному изучению и запоминанию словарных слов....