«Знакомство со звуками [н], [н'] и буквой «Н,н»»
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Буравилина Анастасия Александровна

Познакомить учащихся с буквой «Н,н» и звуками, которые она обозначает

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znakomstvo_so_zvukami_n_n_i_bukvoy_nn.docx217.2 КБ

Предварительный просмотр:

 «Знакомство со звуками [н], [н'] и буквой «Н,н»»

Тема: «Знакомство с звуками [н], [н'] и буквой «Н,н»»

Цель: познакомить учащихся с буквой «Н,н» и звуками, которые она обозначает.

 Задачи:

Образовательные: научить выделять звуки [ н ], [ н’], давать им характеристику и обозначать данные звуки буквами; создать условия для развития фонематического слуха; научить читать слова и предложения с изученными буквами.

Развивающие: формировать умение выполнять анализ, сравнение, классификацию, обобщение, развивать наблюдательность, память, расширять словарный запас учащихся; выполнять звуковой анализ слов.

Воспитательные: прививать любовь к родному языку, воспитывать интерес к чтению.

Формируемые УУД:

Личностные: действие самоопределения.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

Познавательные (логические): анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков; постановка и формулирование проблемы; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, сравнение моделей с целью выделения звуков, обозначаемых новой буквой.

Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование; волевая саморегуляция; оценка-выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: диск с презентацией, раздаточный материал, учебник, тетрадь.

План урока:

1. Организационный момент;

2. Актуализация опорных знаний;

3. Сообщения темы и задач урока;

3.1.Физ-минутка;

4. Закрепление изученного материала;

5. Подведение итогов;

6. Сообщение домашнего задания.

План оформления доски:

1.Число ; 2. Классная работа; 3.Наглядное пособие; 4. Запись домашнего задания.

Ход урока:

Этапы урока

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

1.Организационный момент

-Здравствуйте ребята!

-Садитесь!

-Проверьте свои рабочие места . Все ли у вас готово к уроку?

2. Актуализация опорных знаний

-Посмотрите на доску. На доске висят картинки.

 Давайте мы назовём, что изображено на картинках.

ПИЛА                           БАРАБАН

НОЖНИЦЫ                 КОНЬ

КЛЕЩИ

-Подумайте и скажите, что обозначают все предметы первого столбика?

- Посмотрите на второй столбик. Что обозначают предметы второго столбика?

-Почему я распределила предметы в две таких группы?

-Назовите конечный гласный в первом столбике.

ПИЛА                          

НОЖНИЦЫ                

КЛЕЩИ

-Докажите ,что это гласный.

-Какие гласные буквы и звуки вы ещё знаете?

-Во 2-м столбике мы не можем выделить конечный гласны, т.к. БАРАБАН, КОНЬ, оканчиваются не на гласный.

Пила, ножницы, клещи, барабан, конь.

Это инструменты, которыми пользуемся в повседневной жизни.

Они обозначают предметы для игры. Конь для игры в шахматы, а барабан для отбивания ритма.

Одни предметы обозначают инструмент, а другие предмет для игры.

А,Ы,И

Потому что гласные произносятся голосом, воздух не встречает преград.

О,У.

 

3. Сообщения темы и задач урока

-Отгадайте загадку:

С виду инструмент простой.

Он внутри, совсем пустой.

По бокам обтянут кожей.

На кастрюльку он похожий.

Стукнешь палочкой: «Бам – бам!»

И узнаем ... .

- Давайте произнесём это слово все вместе: барабан.

-Послушайте из скольких слогов оно состоит, для этого поставьте кулачок под подбородок  и проговорите слово? БА-РА-БАН

-Из скольких слогов состоит слово БАРАБАН?

-Назовите первый слог

-Назовите второй слог

-Назовите третий слог

-Давайте позовём слово Барабан

-Назовите ударный слог

-Давайте построим схему слова: Барабан

-Назовите первый слог

-Из скольких звуков он состоит?

-Как называется этот слог?

Нарисуйте прямоугольник в две клетки и разделите его

-Назовите второй слог

-Из скольких звуков он состоит?

-Как называется этот слог?

Нарисуйте прямоугольник в две клетки и разделите его

-Назовите третий слог

-Произнесите первую часть слога

-Из скольких звуков он состоит?

-Как называется этот слог?

Нарисуйте прямоугольник в две клетки и разделите его

-Давайте ещё раз произнесём последний слог. Все звуки слога мы отметили?

У нас остался звук Н это слог

-Да, этот звук вне слога-слияния

Нарисуйте квадратик

Мы завершили построение схемы.

-Произнесите 1 слог и проведите черту. Затем произнесите 2(3)

Теперь дети поставьте ударение .

Положите простые карандаши и возьмите красный карандаш. Давайте закрасим схему произнесите в 1(2,3) слоге гласные.

Давайте их закрасим. Закрашиваем аккуратно.

Давайте произнесём гласные звуки.

-Произнесите конечный звук слова

-Он гласный?

-Почему вы так думаете?

-Звук [ н ], произносим голосом и шумом, воздух не встречает преград.

-Давайте произнесём звук [ н ]

-Этот звук не образует слог один, а вместе со слогом-слияния БА.

-Произнесите ещё раз последний слог БАН

-Произнесите последний звук [ н ] и подумаем: он твёрдый или мягкий?

-Расскажите , что вы узнали о звуке

[ н ].

Он твёрдый или мягкий? Согласный или гласный и почему?

-В каком слоге стоит звук н

А какой он гласный или согласный?(Согласный)

Каким цветом его можно выделить?(Синим)

Давайте ещё раз прочитаем 3 слог.

Бан.

-А теперь выделим его на схеме синим цветом.

-Согласные звуки бывают твёрдые и бывают мягкими.
Если при произношении слога улыбки не получается , то это согласный твёрдый звук. И он обозначается на рисунке синим цветом.

Давайте откроем учебник на стр.41 и посмотри на поля , где нарисован барабан. Правильно ли мы сделали схему?

( Слово Конь нужно разбирать так же как и слово барабан , только звук н будет мягким. Он выделяется на чертеже зелёным цветом.

Если при произношении слога получается улыбка , то это мягкий согласный звук. И обозначается он зелёным цветом на схеме.)

В односложных словах ударение не ставится.

-Что узнали о звуке [н'].

-Какие новые звуки вы узнали?

Упражнение в слышанье:

-Назовите имена детей, в которых есть звук  [н].

-  Назовите имена детей, в которых есть звук  [н']

-Дети и звук [н],и звук [н'] обозначаются одной буквой. Называется она ЭН. Вот она

-Как эта буква называется?

-Какие звуки она обозначает?

-Давайте поучимся писать букву ЭН.

-Раз брусок и два брусок между ними поясок.

-Для чего нужна буква ЭН заглавная?

-Есть ли в вашем классе дети, имя которых пишется с буквы ЭН. Приведите пример

-Фамилии с буквы ЭН.

-Назовите города с буквы ЭН.

 

На доске выписываю слоги.

НА, НО, НУ, НЫ, НИ.

-Обучение чтению слогов: НА

-Назовите первую букву слога

-Какие звуки она обозначает

-Назовите 2-ю букву слога.

-Что обозначает буква А в записи слога?

-Как будем читать букву ЭН, твёрдо или мягко?

-Покажите [н]

-Читаем гласную

-Читаем слог

9Аналогично с остальными слогами, только слог НИ, буква Эн в этом слоге будет мягкая. И обозначает мягкость предшествующего согласного звука.

-Назовите слог где звук н мягкий

-Назовите слоги где звук н твёрдый

Барабан

Произносят: барабан

Слушают и проговаривают.

Слово состоит из трёх слогов.

БА

РА

БАН

Зовут слово барабан

БАН

БА

Он состоит из двух звуков

Он называется слог-слияния

Рисуют прямоугольник и делят его

        

РА

Он состоит из двух звуков

Он называется слог-слияния

Рисуют прямоугольник и делят его

БАН

БА

Он состоит из двух звуков

Он называется слог-слияния

Рисуют прямоугольник и делят его

                

Нет

        

Произносят 1(2,3) слог и проводят черту

А

н

Нет

Гласный произносятся голосом, воздух не встречает преград.

Произносят

БАН

Твёрдый.

Этот звук твёрдый, согласный, потому что  произносим голосом и шумом, воздух  встречает преграды.

Он стоит в 3 слоге.

Ответы учащихся

Читают слог

Открывают учебник

Да мы правильно сделали схему.

Строят схему.

-Он мягкий,согласный

[н], [н']

Настя, Назар, Наташа.

Никита, Нина,Ника

ЭН

[н], [н']

Она нужна для обозначения имени, фамилии , отчества, названия рек, городов и т.д.

Приводят пример

Нижний Новгород, Ницца, Новосибирск, Нью-Дели, Нью-Йорк, Норильск.

ЭН

[н], [н']

А

Буква А обозначает твёрдость предшествующего согласного звука.

Твёрдо

[н]

А

На

Это слог НИ

Это слоги НА, НО, НУ, НЫ.

3.1. Физ-минутка

Буратино потянулся.
  Буратино потянулся,
  Раз нагнулся, два нагнулся.
  Руки в стороны развёл,
  Ключик видимо нашёл,
  Чтобы ключик тот достать,
  Надо на носочки встать.

Выполняют упражнение

4. Закрепление изученного материала

Откройте стр.41в учебнике. Посмотрите  иллюстрацию в учебнике, что изображено на ней?

Как назовём мальчика?

Как назовём девочку?

-Что делает мальчик?

-Что делает девочка?

-Что кричит мальчик лошадке?

-Посмотрите под иллюстрации  написаны слоги, и в конце стоит восклицательный знак, значит нужно читать эти слоги в восклицанием.НО!НО!НО!

Звук н с слоге НО , твёрдый или мягкий?

Как вы определили , что звук н твёрдый?

-Откройте стр.42 давайте выполним первое задание.(Проговорить как делается задание , объяснить)

ОН                  Лейка

ОНА               Карандаш

ОНО               Ножницы        

ОНИ               Ведро

Составим предложения с этими словами.

Миша взял ведро.

Карандашом была нарисована картина.

Лейка стояла возле домика.

Ножницы для бумаги.

Давайте выполним 2(3,4) задание.(Доступно объяснить)

Смотрят на иллюстрацию.

На ней изображено: мальчик, девочка, меч, конь.

Никита

Нина

Мальчик сидит на коне

Девочка бежит за ним

Мальчик кричит : НО, НО, НО.

Звук н твёрдый.

Твёрдый.

Если при произношении слога улыбки не получается , то это согласный твёрдый звук.

Слушают, и выполняют.

ОН                  Лейка

ОНА               Карандаш

ОНО               Ножницы

ОНИ               Ведро

Составляют предложения

Выполняют

5. Подведение итогов

-Что вы узнали нового сегодня на уроке на уроке?

Ответ учащихся

6.Сообщение домашнего задания

Достаём дневники и записываем домашнее задание.

Азбука стр.43.

Записывают в дневники.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Знакомство со звуками"[к], [к*] и буквой К"

Данную презентацию можно использовать на занятиях с будущими первоклассниками....

Открытый урок по литературному чтению (обучение грамоте) "Знакомство со звуками б и бь, Буквами Бб "

На уроке организовано знакомство в новыми звуками б и бь, обозначение звуков буквами....

Учебно - методический комплект по обучению грамоте на тему: "Знакомство со звуками [М], [М`] и буквой М." 1 класс (конспект + презентация)

Цель этого урока научить различать звуки М и М`, развивать у учащихся фонематический слух, формировать умения звукового анализа слов, научить разбираться в моделях согласных звуков....

Знакомство со звуками [в], [в\'] и буквой Вв

Знакомство со звуками [в], [в\'] и буквой Вв....

1 класс.Знакомство со звуками [к] [к’] и буквой Кк (УМК "Школа России")

Урок обучения грамоте (УМК «Школа России»)Дата: 10 октября 2016 г.Класс: 1 «Г»Предмет: Обучение грамотеПрограмма, учебник (УМК): Школа России, Горецкий В.Г. Азбука (1часть)Тема: Знакомство со звуками ...

Презентация «Ударение. Знакомство со звуком [у] и с буквами У, у".

Данную презентацию можно использовать на уроках обучения грамоте. Вместе с героями мультфильма "Фиксики" ребята знакомятся с "ударение" и  звуком [у] и с буквами У, у....

Технологическая карта урока обучения грамоте «Буквы обозначающие согласные звуки. Знакомство со звуками [м],[м‘] с буквами М, м» (1 класс)

Тип урока: урок «открытия» нового знанияЦель урока: формирование представления о звуках [м],[м‘]и буквах М, м.Задачи урокаПланируемые результатыДидактические:1. Познакомить детей с н...