Главные вкладки

    Учебно - методический комплект по обучению грамоте на тему: "Знакомство со звуками [М], [М`] и буквой М." 1 класс (конспект + презентация)
    план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме

    Лушкина (Жданова) Мария Юрьевна

    Цель этого урока научить различать звуки М и М`, развивать у учащихся фонематический слух, формировать умения звукового анализа слов, научить разбираться в моделях согласных звуков.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Office presentation icon znakomstvo_so_zvukom_m.ppt2.12 МБ
    Файл znakomstvo_so_zvukom_m.docx48.23 КБ

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Аа Оо Уу Ээ Ыы Ии

    Слайд 2

    Иголка



    Предварительный просмотр:

                                                     

    Тема урока:  Знакомство со звуками [М],  [М`] и буквой М.

    Тип урока: Открытие нового знания.

    Цель: научить различать звуки М и М`, развивать у учащихся фонематический слух, формировать умения звукового анализа слов, научить разбираться в моделях согласных звуков.

    Планируемые результаты:

    Личностные: выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения; формирование мотивации к изучению предмета.

    Предметные: Закреплять умение детей различать твердый и мягкий согласные звуки М; выполнять звуко-буквенный анализ слова и составлять условно-графическую схему; называть и находить букву М среди других букв; делить слова на слоги.

    Оборудование к уроку: учебник русского языка, Н.Г. Агаркова, Ю.А. Агарков, 1 класс, презентация.

    Этап урока

    Метод и приемы

    Содержание урока. Деятельность учителя.

    Деятельность ученика

    УУД

    1.

    Организационный.

    Словесный.

    Здравствуйте, ребята. Садитесь.

    Меня зовут Мария Юрьевна. Сегодня урок обучения грамоте у вас проведу я.

    Приветствуют учителя.

    2.

    Мотивационный

    этап

    Словес.: ответы на вопросы

    - Откройте учебник на стр. 22

                   

    Аа             Оо          Уу        Ээ          Ыы           Ии

    - с какими буквами вы уже познакомились? Давайте прочитаем их.

    - Какие звуки обозначают эти буквы?

    - Что объединяют все эти звуки? ( гл.)

    - Откройте учебник на стр 23.

    - Рассмотрите схему на стр 23

    - Какие могут быть гл. звуки? ( безудр. И ударные)

    Открывают учебник

    Повторяют пройденные звуки и буквы

     

    Отвечают на вопросы учителя, повторяют ранее изученный материал

    Р: принимают и сохраняют учебную задачу

    3.

    Постановка учебной задачи и ее решение

    Практич.: упражнение в учебнике

    Словес.:  ответы на вопросы.

    Практический: рассматривают модели в учебнике

    Словесный: Отвечают на вопросы учителя

    Практический: работают с учебником

    Словесный: поизносят звук, сравнивают произношение, отвечают на вопросы учителя.

    Словесный+ практический: отвечают на вопросы учителя, рассматривают модели

     

    Словесный: рассуждают что нового узнали о звуке М, отвечают на вопросы учителя

    Практический: работают со схемами в учебнике

    Давайте разберем с вами 1 слово Иголка

    - Произнесем его по слогам ( И-гол-ка)

    - Сколько в нем слогов? (3 слога)

    - Прочитайте с ударением (игОлка)

    - Назовите 1 слог? Какой в нем гл.звук ( И- гл,)

    - Назовите 2 слог? (ударный слог)

    - Какой в нем гласный звук? ( о- гл.)

    - Назовите 3 слог? ( ка)

    - Какой в нем гласный звук? (а-гл)

    - Какой моделью обозначается гл. звук?  

    Сегодня мы продолжим с вами знакомство с новыми звуками и буквой. Откройте учебник на стр 24. Поставьте палец в левый верхний угол.

    - Что нового появилось по сравнению с предыдущими знаками? ( если затрудняются ответить дети, то стр 21)  

    - Правильно, появилась новая модель          

    - Почему стоят . ?

    - Что обозначают эти модели?  ( что это согл. Звук)

    - Почему не круглые, а квадратные? ( так как круглые это был гл. звук, сейчас согл. Звук)

    - Что обозначает запятая?  ( мягкость согл)

     Наша с вами задача узнать, какие звуки представляет данная модель. Научиться их характеризовать. Узнать, какой буквой обозначается на письме.

    Для этого, мы с вами начнем с анализа слов. Открываем стр 24. Посмотрите на верхнюю строчку

    - Назовите мне, пожалуйста, слово, определить его можно по картинке и с помощью схемы

    - Произносим слово, выделив последний звук ( Соммммм)

    - Молодцы, давайте понаблюдаем, как мы произносим этот звук.

    - Сравним произношение [О] и последнего [ОМ]        ( произносим хором)

    - В чем разница? ( когда произносим гл звук, струя воздуха выходит свободно, когда звук [М]- появляется преграда, смыкаются губы и струя воздуха встречает препятствия .

    Звуки- при произношении которых струя воздуха встречает преграду,- называют согласными.

    - Почему так называется?

     Они в слове всегда идут вместе с гл.

    Согласный в схеме обозначается  

    - Так мы с вами ответили на первый вопрос        

    Давайте узнаем, что обозначает . внутри квадрата.

    Сейчас мы с вами произнесем звук, закрыв плотно уши- когда мы производим этот звук, мы слышим шум и голос. Такие согл называют звонкими.  ( схема квадрат с точкой  )

    На схеме этот звонкий согл обозначается   

    - А сейчас расскажите, пожалуйста, что вы узнали о звуке М? ( что он согл и звонкий)

    - Хорошо, давайте с вами рассмотрим 2 схему.

    Произнесите слово Мал- Мял [М] [М`]

    Выделим первый звук М

    -Что мы знаем о первом звуке ? М ( что он согл. И звонкий)

    - Хорошо, затем выделим второй звук? М`

    - что мы знаем о звуке М`? ( сог, звонкий)

    Сейчас произнесем эти два звука все вместе.

    - В чем разница в произношений?

    Когда мы произносим М` губы больше растягиваются и мы как будто улыбаемся.

    Звуки М и М` произносят одинаково но, [М]- сердито, твердо, второй [М`] - ласково, мягко- согл мягкий. Мягкость согласного обозначается запятой           `

    Давайте дадим полную характеристику звуку М.

    Разбирают по слогам слово Иголка.

    Работают с учебником

    Сравнивают схемы в учебнике, рассматривают, рассуждают.

    Рассматривают новую модель

    Рассуждают над вопросами учителя.

    Ставят задачи урока

    Работают с учебником, анализируют слова, работают со схемой.

    Произносят слово Сом

    Наблюдают и сравнивают произношения.

    Определяют разницу

    Запоминают новое определение согл.звуков

    Определяют как обознаются по схеме.

    Произносят звук плотно закрыв уши. Определяют звонкие согл.

    Рассматривают схему, выделяют звук М

    Определяют разницу в произношений.

    Слушают учителя.

    Рассуждают о звуке [М]

    Отвечают на вопросы учителя.

    Слушают рассуждение учителя.

    П: осуществляют по учебнику поиск необходимой информации; дополняют и расширяют знания.

    К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; строят речевые высказывания.

    Р: осмысляют учебный материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров.

    4.

    Решение частных задач

    Словес.: ответы на вопросы.

    Практич.: работа с упражнением.

    Практический: «ловят» слова в ладошки, работают с упражнением.

    Словесн.: рассуждают, отвечают на вопросы учителя.

    Практический: работают по учебнику с упражнением.

    Словесн.+практич.: Отвечают на вопросы учителя, работают с упражнением.

    Практический: работают над заданием в учебнике, рассматривают иллюстраций.

     

              [а]          

    - звук согл, звонкий, твердый.

           

    [а]  

    - звук согл, звонкий, мягкий

    Я сейчас буду называть разные слова, а вы будете «ловить» в ладошки вот так (показываю) только те слова, в которых есть твердый звук М.

    Слова: Мама, шар, машина, Миша, лес, мак, мед.

    - А теперь вы будете «ловить» только те слова, в которых есть мягкий звук М.

    Слова: Миша, медведь, Маша, лес, мед, машина.

    Хорошо, давайте с вами вернемся на стр 24 и посмотрим, как наши звуки [М] и [М`] обозначается на письме.

    - Как вы думаете, на что похожа буква Мм?

    Посмотрите на слайд.

    - Что мы с вами узнали нового? Что звук М- это звук согл, 2 звука [М] и [М`] и  на письме обозначается Мм ( слайд).

    Давайте рассмотрим схему и картинку на стр 24.

    - Прочитайте слово, сколько слогов? ( 1)

    - Произносим 1 звук+ характеризуем его. М- согл, звонкий, твердый.

    - Произносим 2 звук ( ы, глас, ударный)  Мыл

    Теперь давайте прочитаем второе слово Мил

    - Какой первый звук? [М`] – согл, звонкий, мягкий.

    Какие буквы отличают эти два слова? (ы-и)

    - Сколько слогов в этом слове? (1)

    - Произносим 1 звук? Охарактеризуйте его ( согл, звонкий, мягкий)

    - Как мы определили что он мягкий?

    - Произносим 2 звук? ( и) ( гл,) Мил

    Сейчас откроем стр 25.

    Наша с вами задача- прочитать прочитать слоги гл+согл.

    Прочитаем все вместе: Ам, Ом, Ум, Эм, Ым, Им

    А сейчас прочитаем согл+гл: Ма, мо, мы,му

    Скажите пожалуйста, согл, звонкий в этих словах  твердый или мягкий? ( твер.)

    И последний слог у нас какой? (Ми)

    Чем отличаются последний слог от первых двух? (в нем буква М обозначает мягкий согласный )

    Правильно, буква И указывает на мягкость.

    Молодцы, сейчас давайте спустимя ниже на стр 25.

    Сейчас давайте прочитаем все вместе:

    -Ма-мама (слоги выделяем)- мАма.

    Продолжаем читать дальше.

    - Молодцы, давайте с вами перейдем к следующему заданию.

    Нам нужно прочитать предложения. Для того что бы их прочитать мы должны рассмотреть иллюстраций.

    Кто знает как прочитать 1 предложение?

    У мамы дочка Эмма.

    Давайте сейчас прочитаем второе предложение.

    У Эммы корова Муму.

    Рассматривают схемы, определяют какие звуки.

    Ловят в ладошках слова с твердым и мягким звуком.

    Рассуждают на что похожа буква М.

    Определяют что узнали нового о букве М.

    Определяют сколько слогов.

    Рассуждают о словах, сколько слогов в этом слове, произносят звуки и характеризуют его.

    Прочитаем слова со слогами, определяют твердость и мягкость.

    Находят отличия слогов от первых двух.

    Читают слова по заданию учителя.

    Выполняют упражнение по учебнику.

    Выполняют задания из ученика.

    Читают по одному.

    П:  осуществляют поиск необходимой информации.

    Р: осмысляют учебный материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров.

    5.

    Итог урока. Рефлексия.

    Словес.: ответ на вопрос.

    Практич.: запись домашнего задания

    - Какая была тема нашего урока?

    - Какие были задачи нашего урока?

    - Что нового мы узнали о букве М? ( возвращаемся в начало, и проводим анализ)

    Спасибо за работу на уроке. До свидания!

    Отвечают, рассуждают на вопросы учителя.

    Л: самооценка;

    П: рефлексия способов и условий действий.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Учебно - методический комплект по литературному чтению на тему: "Знакомство с учебником. Система условных обозначений. Содержание учебника" 1 класс (конспект + презентация)

    Учебно - методический комплект по литературному чтению  на тему: "Знакомство с учебником. Система условных обозначений. Содержание учебника" 1 класс (конспект + презентация)...

    Учебно - методический комплект по литературному чтению на тему: "А. Л. Барто - Помощница, Зайка, Игра в слова " 1 класс (конспект + презентация)

    Учебно - методический комплект по литературному чтению на тему: "А. Л. Барто - Помощница, Зайка, Игра в слова " 1 класс (конспект + презентация)...

    Учебно - методический комплект по изобразительному искусству на тему: "Зимняя прогулка.Фигуры детей в движениях. Пропорции фигуры.". 2 класс (конспект + презентация)

    Конспект урока и призентация по изобразительному искусству на тему: "Зимняя прогулка.Фигуры детей в движениях. Пропорции фигуры." 2 класс....

    Учебно - методический комплект по изобразительному искусству на тему: "Выражение намерений человека через конструкцию и украшение (флот)" 3 класс (конспект + презентация)

    Учебно - методический комплект по изобразительному искусству на тему: "Выражение намерений человека через конструкцию и украшение (флот)" 3 класс (конспект + презентация)...

    Учебно - методический комплект по обучению грамоте на тему: "Звуки [з], [з’] и буква З". 1 класс (конспект + презентация)

    Конспект урока и презентация по обучению грамоте на тему: "Звуки [з], [з’] и буква З" 1 класс ПНШ...

    Учебно-методический комплект по литературному чтению на тему "Знакомство с произведением Д. Н. Мамина-Сибиряка «Приёмыш»" 4 класс

    Цель: расширить знания учащихся о творчестве Д. Н. Мамина-Сибирика и познакомить с произведением «Приёмыш».Тип урока: открытие нового знания.Планируемые результаты:ü Личностные: развитие мотивации уче...