Урок сочинения по картинке "Девочка с персиками"
план-конспект урока по русскому языку

Беляева Виктория Андреевна

Урок сочинения по картинке "Девочка с персиками"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sochinenie_po_kartine_v.a.serova_devochka_s_persikami.docx867.54 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Сочинение по картине В.А.Серова «Девочка с персиками».

Цель: Формирование умения использовать речевые средства и средства для решения коммуникативных и познавательных задач; формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации.

Задачи:

  • познакомить с жизнью и творчеством В.А.Серова; учить “читать” картину, осмысливать ее содержание; способствовать эмоциональному восприятию картины как произведение искусства;
  • развивать устную и письменную речь, память, обогащать словарный запас детей.
  • воспитать у учащихся любовь к искусству;
  • работа над умением использовать выразительные художественные средства в соответствии с определенными словами.

Оборудование: картина В.А.Серова «Девочка с персиками»

Литература: материал о жизни и творчестве В.А.Серова.

I. Организационный момент.

Сегодня мы на уроке напишем сочинение. Как вы понимаете этот вид работы? (когда это мы сами что-нибудь сочиняем) 

Но сегодня нам предстоит более сложная задача – мы будем писать сочинение по картине. Как вы думаете, почему это сложнее обычного сочинения? (мы не просто сочиняем что хочется, мы должны придерживаться содержания картины) 

Вы писали когда-нибудь сочинение по картине? (да) 

Тогда вы точно знаете, какой тип текста должен у нас получиться. (текст-описание) 

II. Знакомство с картиной.

Итак, сегодня мы напишем с вами текст-описание по картине Валентина Александровича Серова «Девочка с персиками». На картине изображена реально существующая девочка – Вера Мамонтова. Серов был очень хорошо знаком с её отцом, очень богатым и влиятельным человеком того времени. Однажды летом он гостил в доме Мамонтовых. В один летний день Вера бегала по саду, играла в игру казаки-разбойники. Только на минуточку она забежала в столовую, чтобы передохнуть. Серов увидел её, и у него возникло желание написать её портрет. Случилось это в далёком, 1887 году.

Внимательно посмотрите на картину, не забудьте обратить внимание на мелкие детали. Обращаю ваше внимание на то, что это репродукция картины, а её оригинал сейчас находится в Третьяковской галерее в Москве.

III. Беседа по содержанию.

Внимательно посмотрите на картину. В каком жанре она написана? (портрет)

Кого вы видите на переднем плане картины? (девочку)

Опишите её.  (на ней розовая кофточка с чёрным бантом в горошек, у девочки в руках персик, у неё темные взлохмаченные волосы. Глаза карие и озорные, живые. Кожа лица смуглая, на щеках румянец, кожа сама по себе напоминает персик)

Где сидит девочка? (за столом, который накрыт белоснежной скатертью, на столе лежат несколько персиков и нож)

Если девочка сидит за столом, перед ней столовый прибор, что можно предположить, как называется эта комната? (это столовая)

Что мы видим на заднем плане картины? (большое окно, которое выходит в сад. За окном летний солнечный день, видны листья, залитые солнечным светом. Сзади девочки на стене висит тарелка, украшенная орнаментом, в углу стоит деревянная фигура солдата. В комнате стоят старинные стулья. Мы видим только часть комнаты, но можем предположить, что сама комната большая, просторная и светлая)

IV. Составление плана. Работа над содержанием первой части.

Давайте откроем тетради и запишем сегодняшнюю дату и тему нашего урока, «Сочинение по картине В.А. Серова «Девочка с персиками»».

Что мы должны сделать, прежде чем приступим к работе над сочинением? (составить план)

Сколько частей обычно бывает в сочинении? (вступление, основная часть и заключение)

Давайте подумаем, о чем мы должны сказать в первой части, во вступлении? (о том, какую картину мы будем описывать, кто её написал) 

В этой части должно быть одно – два предложения. Попробуйте, по опорным словам, устно составить вступительную часть сочинения.

Как мы можем озаглавить эту часть? (художник и его картина)

Записываем в тетрадь первый пункт плана.

Опорные слова к первой части: передо мной, изображена, художника.

V. Составление плана. Работа над содержанием второй части.

Вторая часть всегда самая сложная, ведь в ней находится само описание. С чего следует начать? (начинать надо с самого главного, с того, что изображено на переднем плане картины)

Давайте попробуем, пользуясь карточками с опорными словами, составить вторую часть текста. (На переднем плане картины девочка. На ней розовая кофточка с чёрным бантом в горошек. У девочки тёмные растрёпанные волосы, карие озорные глаза. У Веры мягкий овал лица, смуглая кожа. На щеках играет лёгкий румянец. Нежная кожа девочки напоминает персик. Вера сидит за столом, покрытым белоснежной скатертью. На столе лежат персики и кленовые листья. Сзади девочки мы видим большое окно, которое выходит в сад. За окном летний солнечный день, видны листья, залитые солнечным светом. На стене висит тарелка, украшенная орнаментом, в углу стоит деревянная фигура солдата. В комнате стоят старинные стулья.)

Как назовем вторую часть? (описание картины)

Запишем второй пункт плана в тетрадь.

Опорные слова для второй части: на переднем плане; мягкий овал лица; лёгкий румянец; напоминает персик; белоснежная скатерть; кленовые листья; окно выходит в сад; солнечный день; украшенная орнаментом; деревянная фигура солдата; старинная мебель; нежные, лёгкие краски

VI. Составление плана. Работа над содержанием третьей части.

В третьей части вы должны выразить своё отношение к этой картине. Какие чувства она у вас вызвала? Понравилась или нет и почему?

Как мы назовем третью часть сочинения? (мое отношение к картине)

После обсуждения на доске записывается окончательный вариант:

1. Художник В.А. Серов и его картина.

2. Описание картины (портрет девочки, описание комнаты)

3. Моё отношение к картине.

VII. Словарно-стилистическая работа.

Синонимы:

Художник – автор картины.

Картина – репродукция, холст, полотно.

Создает – рисует, пишет, изображает.

Блестит – сияет, мерцает, сверкает.

Прилагательные:

Картина (Прекрасная, чудесная).

Настроение (Радостное, взволнованное).

Девочка (Красивая, маленькая).

Персики (Свежие, вкусные, аппетитные, румяные).

VIII. Составление устного высказывания по картине по составленному плану и опорным словам

Теперь давайте составим описание картины вместе. Каждому в классе предлагается рассказать по одному абзацу, задумкой которого является план, составленный коллективной работой. Не забудьте использовать речевые приемы, которые мы разобрали.

IX. Написание сочинений на черновиках.

Передо мной картина Валентина Серова «Девочка с персиками». В качестве модели позировала дочка владельца усадьбы, в которой гостил Серов. Он так и изобразил ее сидящей за столом, накрытым большой скатертью. Три персика нежных цветов роскошно смотрятся на белоснежном фоне.

На стенке висит расписная фарфоровая тарелка. Можно заметить подсвечник на подоконнике, а на столе лежит серебряный ножик. В целом обстановка дома выглядит богато. Героиня полотна красиво одета. На ней розовая кофточка с темным бантом в белого цвета горошек и с ярко-красным цветком. В руках у девочки румяный персик. Он подчеркивает едва заметный румянец на ее щеках. Вид у нее серьезный, однако спокойный. Огромные коричневые глаза задумчиво глядят на нас с портрета и будто бы улыбаются.

Мне очень понравилась эта картина. От нее веет теплом, домашним уютом и привкусом персиков.

X. Редактирование текста.

Внимательно соотнесите их с планом, если имеются недочеты, то исправьте их.

XI. Рефлексия.

Понравилось ли вам писать сочинение по картине?

При разборе картины, что вызвало наибольшие трудности?

Подумайте, почему важно научиться данному виду деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока "Сочинение-описание животного. Лиса"

Разработка урока развития речи в 3 классе...

Конспект урока русского языка в 3 классе. Автор: учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 9» О.В.Некрылова Тема урока: Сочинение по картине И.И.Левитана «Золотая осень».

Тип урока-урок обобщения и закрепления полученных ранее знаний. Учащиеся знакомятся с творчеством великого русского художника И.Левитана, учатся составлять описательный текст....

Урок русского языка во 2 классе. Тема урока: сочинение «Весна».

Конспект урока русского языка во 2 классе. Тема: сочинение "Весна"....

Конспект урока ": Сочинение по картине В.А Серова «Девочка с персиками»" (3 класс, УМК "Школа России)

Тема урока: Сочинение по картине В.А Серова «Девочка с персиками»Цели урока: развивать умение писать сочинение.Планируемые результаты:Предметные: учиться составлять текст-описание, писать ...