Рабочая программа по русскому языку
рабочая программа по русскому языку (4 класс)

Анастасия Логинова

русский язык 4 класс рабочая программа "Шкаола России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rodnoy_yazyk_2022_4_klass.docx38.4 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Лесногородская средняя общеобразовательная школа

Одинцовского городского округа Московской области

УТВЕРЖДАЮ

Директор

МБОУ Лесногородской СОШ

______________  И.В.Шушин

Приказ № ___    __.__. 2022 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету «РОДНОЙ ЯЗЫК»

(БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ)

4 КЛАСС

начальное общее образование

(ФГОС НОО)

Количество часов в неделю: 1

Количество часов за год: 34

Составители:

Обухова Е.В.,                                                                                                                                                                                              учитель начальных классов первой квалификационной категории

Логинова А.М.,                                                                                                                                                                                              учитель начальных классов первой квалификационной категории

Михайлова А.А,

учитель начальных классов высшей квалификационной категории

Олейникова И.В.,

учитель начальных классов первой квалификационной категории

2022-2023 учебный год

Пояснительная записка

         Данная рабочая программа по родному языку для учащихся 4 классов составлена на основе авторской программы по предмету «Русский родной язык» О. М. Александрова и др. и Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных Министерством образования и науки РФ), в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, учебного плана образовательного учреждения и ООП НОО МБОУ Лесногородская СОШ на 2022-2023 учебный год.

             Рабочая программа реализуется через учебник «Русский родной язык» 4 класс. Александрова О.М., Вербицкая Л.А., Богданов С.И. и др. – М.: «Просвещение» «Учебная литература», 2020.

             Согласно учебному плану учреждения на реализацию этой программы отводится 1 час в неделю, 34 часа в год.


Раздел 1. Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета

Предметные результаты

              Обучающийся научится:

  • распознавать слова с национально-культурным компонентом значения (лексика, связанная с особенностями мировосприятия и отношениями между людьми, с качествами и чувствами людей, родственными отношениями);
  • распознавать русские традиционные сказочные образы, эпитеты и сравнения в произведениях устного народного творчества и произведениях детской художественной литературы;
  • осознавать уместность употребления эпитетов и сравнений в речи;
  • использовать словарные статьи учебного пособия для определения лексического значения слова;
  • понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами;
  • понимать значение фразеологических оборотов, связанных с изученными темами; осознавать уместность их употребления в современных ситуациях речевого общения;
  • использовать собственный словарный запас для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;
  • соотносить собственную и чужую речь с нормами современного русского литературного языка (в рамкахизученного);
  • соблюдать на письме и в устной речи нормы современного русского литературного языка (в рамках изученного);
  • произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного);
  • выбирать из нескольких возможных слов то слово, которое наиболее точно соответствует обозначаемому предмету или явлению реальной действительности;
  • проводить синонимические замены с учётом особенностей текста;
  • заменять синонимическими конструкциями отдельные глаголы, у которых нет формы 1-го лица единственного числа настоящего и будущего времени;
  • выявлять и исправлять в устной речи типичные грамматические ошибки, связанные с нарушением согласования имени существительного и имени прилагательного в числе, роде, падеже, с нарушением координации подлежащего и сказуемого в числе‚ роде (если сказуемое выражено глаголом в форме прошедшего времени);
  • соблюдать изученные пунктуационные нормы при записи собственного текста;
  • пользоваться учебными толковыми словарями для определения лексического значения слова;
  • пользоваться орфографическим словарём для определения нормативного написания слов;
  • пользоваться учебным этимологическим словарём для уточнения происхожденияслова;
  • различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевойситуации;
  • владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога;
  • использовать коммуникативные приёмы устного общения: убеждение, уговаривание, похвала, просьба, извинение, поздравление;
  • использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации общения;
  • владеть различными приёмами слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и о культуре русского народа;
  • анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: отделять главные факты от второстепенных, выделять наиболее существенные факты, устанавливать логическую связь между фактами;
  • составлять план текста, не разделённого наабзацы;
  • пересказывать текст с изменением лица;
  • создавать тексты-повествования о посещении музеев, об участии в народных праздниках, об участии в мастер-классах, связанных с народными промыслами;
  • оценивать устные и письменные речевые высказывания с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
  • редактировать письменный текст с целью исправления речевых ошибок или с целью более точной передачи смысла;
  • соотносить части прочитанного или прослушанного текста: устанавливать причинно-следственные отношения этих частей, логические связи между абзацами текста, приводить объяснения заголовка текста.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • осознать роль русского родного языка в постижении культуры своего народа;
  • осознать язык как развивающееся явление, связанное с историей народа;
  • осознать национальное своеобразия, богатство, выразительность русского языка;
  • уместно употреблять фразеологические обороты, отражающих русскую культуру, менталитет русского народа в современных ситуациях речевого общения (в рамках изученного);
  • правильно употреблять русские пословицы и поговорки в современных ситуациях речевого общения (в рамках изученного);
  • осознанию важности соблюдения        норм современного русского литературного языка для культурного человека;
  • соотносить собственную и чужую речь с нормами современного русского литературного языка (в рамках изученного);
  • соблюдению основных орфоэпических и акцентологических норм современного русского литературного языка:
  • осознанию смыслоразличительной роли ударения на примере омографов;
  • выбирать из нескольких возможных слов то слово, которое наиболее точно соответствует обозначаемому предмету или явлению реальной действительности;
  • проведению синонимических замен с учётом особенностей текста;
  • редактированию письменного текста с целью исправления речевых ошибок или с целью более точной передачи смысла;
  • уместно использовать коммуникативные приёмы диалога (начало и завершение диалога и др.), владение правилами корректного речевого поведения в ходе диалога;
  • созданию текстов-рассуждений с использованием различных способов аргументации;
  • оцениванию устных и письменных речевых высказываний с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
  • редактированию собственных текстов с целью совершенствования их содержания и формы; сопоставление чернового и отредактированного текстов;

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД

Обучающийся научится:

  • принимать и сохранять учебную задачу;
  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
  • учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи);
  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
  • различать способ и результат действия;
  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;
  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
  • самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
  • осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
  • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные УУД

Обучающийся научится:

  • пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведенными в учебной литературе;
  • строить сообщение в устной форме;
  • находить в материалах учебника ответ на заданный вопрос;
  • ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
  • анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
  • воспринимать смысл предъявляемого текста;
  • анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков (в коллективной организации деятельности);
  • осуществлять синтез как составление целого из частей;
  • проводить сравнение, классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании количества групп;
  • устанавливать причинно- следственные связи в изучаемом круге явлений;
  • обобщать (выделять ряд или класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно);
  • подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (например: часть речи – самостоятельная часть речи – имя существительное – одушевленное/неодушевленное и т.д.);
  • проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • строить небольшие сообщения в устной и письменной форме;
  • выделять информацию из сообщений разных видов (в т.ч. текстов) в соответствии с учебной задачей;
  • осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об изучаемом языковом факте;
  • проводить сравнение, классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании и без указания количества групп;
  • обобщать (выводить общее для целого ряда единичных объектов).

Коммуникативные УУД

Обучающийся научится:

  • выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками;
  • воспринимать другое мнение и позицию;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться, приходить к общему решению (во фронтальной деятельности под руководством учителя);
  • строить понятные для партнера высказывания;
  • задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить ее в процессе общения.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • строить монологическое высказывание;
  • ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
  • учитывать другое мнение и позицию;
  • договариваться, приходить к общему решению (при работе в группе, в паре);
  • осуществлять действие взаимоконтроля.

Личностные результаты

У обучающегося будут сформированы:

  • осознание родного языка как основного средства мышления и общения людей;
  • восприятие родного русского языка как явления национальной культуры, понимание связи развития языка с развитием культуры народа;
  • осознание богатства и разнообразия языковых средств для выражения чувств и мыслей;
  • чувство ответственности за свой выбор, за свое высказывание; понимание, что человек всегда несёт ответственность за свои высказывания;
  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям русским языком, к школе;
  • интерес к предметно исследовательской деятельности;
  • ориентация на понимание предложений и оценок учителей и товарищей;
  • понимание причин успехов в учебе;
  • оценка одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;
  • понимание нравственного содержания поступков окружающих людей;
  • этические чувства (сочувствия, стыда, вины, совести) на основе анализа поступков одноклассников и собственных поступков;
  • представление о своей этнической принадлежности.

Обучающийся получит возможность для формирования:

  • интереса к познанию родного языка;
  • ориентации на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи;
  • самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;
  • чувства сопричастности и гордости за свою Родину и народ;
  • представления о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России;
  • ориентации в поведении на принятые моральные нормы;
  • понимания чувств одноклассников, учителей;
  • представления о красоте природы России и родного края на основе материалов учебного пособия по русскому родному языку.

Раздел 2. Содержание учебного предмета.

Русский язык: прошлое и настоящее (14 ч)

Слова, связанные с качествами и чувствами людей (например, добросердечный, доброжелательный, благодарный, бескорыстный); слова, связанные с обучением.

Слова, называющие родственные отношения (например, матушка, батюшка, братец, сестрица, мачеха, падчерица).

Пословицы, поговорки и фразеологизмы, возникновение которых связано с качествами, чувствами людей, с учением, с родственными отношениями (например, от корки до корки; вся семья вместе, так и душа на месте; прописать ижицу и т. д.). Сравнение с пословицами и поговорками других народов. Сравнение фразеологизмов, имеющих в разных языках общий смысл, но различную образнуюформу.

Русские традиционные эпитеты: уточнение значений, наблюдение за использованием в произведениях фольклора и художественной литературы.

Лексика, заимствованная русским языком из языков народов России и мира. Русские слова в языках других народов.

Проектные задания. Откуда это слово появилось в русском языке? (Приобретение опыта поиска информации о происхождении слов.) Сравнение толкований слов в словаре В. И. Даля и современном толковом словаре. Русские слова в языках другихнародов.

Язык в действии (6 ч)

Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи).

Трудные случаи образования формы 1-го лица единственного числа настоящего и будущего времени глаголов (на пропедевтическом уровне). Наблюдение за синонимией синтаксических конструкций на уровне словосочетаний и предложений (на пропедевтическом уровне).

История возникновения и функции знаков препинания (в рамках изученного). Совершенствование навыков правильного пунктуационного оформления текста.

Секреты речи и текста (12 ч)

Правила ведения диалога: корректные и некорректные вопросы. Информативная функция заголовков. Типы заголовков.

Составление плана текста, не разделённого на абзацы. Информационная переработка прослушанного или прочитанного текста: пересказ с изменениемлица.

Создание текста как результата собственной исследовательской деятельности.

Оценивание устных и письменных речевых высказываний с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления. Редактирование предложенных и собственных текстов с целью совершенствования их содержания и формы; сопоставление чернового и отредактированного текстов. Практический опыт использования учебных словарей в процессе редактирования текста.

Синонимия речевых формул (на практическом уровне).

Повторение – 2 ч.


Раздел 3. Тематическое планирование

Наименование разделов и тем

Общее количество

часов на изучение

Количество контрольных работ

1.

Русский язык: прошлое и настоящее

14

Прз - 1

2.

Язык в действии

6

С-1

3.

Секреты речи и текста

12

Прз - 1

4.

Повторение

2

                                Итого

34

Прз-2, С-1

Календарно-тематическое планирование

по родному языку

Учитель – Логинова А.М.

Класс 4 «А»

Количество часов:  всего - 34 часа, в неделю - 1 час

Учебник: «Русский родной язык» 4 класс. О.М. Александрова, Л.А. Вербицкая, С.И. Богданов, Е.И. Казакова, М.И. Кузнецова, Л.В. Петленко, В.Ю. Романова, Л.А.Рябинина, О.В. Соколова.  «Просвещение» 2020 г.

п/п

Тема раздела, тема урока

Количество часов

Дата

Примечание

план

факт

Русский язык: прошлое и настоящее

14

1

Не стыдно не знать, стыдно не учиться.

1

2

Не стыдно не знать, стыдно не учиться.

1

3

Вся семья вместе, так и душа на месте.

1

4

Вся семья вместе, так и душа на месте.

1

5

Красна сказка складом, а песня ладом.

1

6

Красна сказка складом, а песня ладом.

1

7

Красна сказка складом, а песня ладом.

1

8

Красное словцо не ложь.

1

9

Красное словцо не ложь.

1

10

Красное словцо не ложь.

1

11

Язык языку весть подает.

1

12

Язык языку весть подает.

1

13

Язык языку весть подает.

1

14

Проектное задание по разделу.

1

Язык в действии

6

15

Трудно ли образовывать формы глагола?

1

16

Трудно ли образовывать формы глагола?

1

17

Можно ли об одном и том же сказать по-разному?

1

18

Можно ли об одном и том же сказать по-разному?

1

19

Как и когда появились знаки препинания?

1

20

Мини-сочинение «Можно ли об одном и том же говорить по-разному?».

1

Секреты речи и текста

12

21

Задаем вопросы в диалоге.

1

22

Учимся передавать в заголовке тему или основную мысль текста.

1

23

Учимся передавать в заголовке тему или основную мысль текста.

1

24

Учимся составлять план текста.

1

25

Учимся составлять план текста.

1

26

Учимся пересказывать текст.

1

27

Учимся пересказывать текст.

1

28

Учимся оценивать и редактировать тексты.

1

29

Учимся оценивать и редактировать тексты.

1

30

Учимся оценивать и редактировать тексты.

1

31

Учимся оценивать и редактировать тексты.

1

32

Проектное задание «Пишем разные тексты об одном и том же».

1

Повторение

2

33

Повторение.

1

34

Повторение.

1

СОГЛАСОВАНО

 Протокол заседания

 методического объединения учителей

 от 29.08.2022г.  № 1

______________________

Е.Н. Гудкова

СОГЛАСОВАНО.

Зам. директора по УВР

______________________

Е.Н.Стриковцова

30.08.2022г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку разработана на основе примерной программы по русскому языку (автор Л. Ф. Климанова)

Рабочая программа по русскому языку разработана на основе примерной программы по русскому языку (автор Л. Ф. Климанова), "Перспектива", издательство «Просвещение», 2011 год, рекомендованной Министерст...

Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и «Астрель», 2011.

    Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и  ...

Рабочая программа по русскому языку 3 класса авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык»

Рабочая программа разработана на основе авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык» утвержденной  в соответствие с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начал...

Рабочая программа по русскому языку На основе авторской программы М.С.Соловейчик, Н. С.Кузьменко ( к курсу Русский язык для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, 2-е изд. Смоленск: Ассоциация ХХ/ век, 2011 год.) (УМК «Гармония»)для 2 класса

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА     Рабочая программа по русскому языку  разработана в  соответствии   с программой к курсу  « Русский язык» для 1-4 классов общеобра...

Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...