Рабочая программа для детей с нарушением слуха (вариант 1.2) по русскому языку и литературному чтению. 2 класс
рабочая программа по русскому языку (2 класс)

Тесленко Наталия Викторовна

Коррекционная педагогика

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk_i_literaturnoe_chtenie_2a_klass.docx79.57 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение                         «Специальная школа-интернат г. Задонска»

«рассмотрено»

Руководитель МО

_____/Л.Ю.Пилипенко/

Протокол №____ от

«___» ______20____г.

«согласовано»

Заместитель директора

_________/Л.Д.Числова /

«___» _________ 20____г.

«утверждено»

Директор школы

__________/Н.И. Левченко/

Приказ № ______ от

«___» _________ 20____г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету

«Русский язык и литературное чтение»

2 а класс

учителя

Тесленко Наталии Викторовны

2020 - 2021 уч. год

Пояснительная записка

Рабочая программа разработана и составлена на основе следующих нормативных документов:

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Приказ от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;

Приказ от 19.12. 2014 №1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;

Постановление главного санитарного врача РФ от 24.12.2015 № 81 «О внесении изменений № 3 в СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях»;

Постановление главного санитарного врача РФ от 10.07.2015 № 26 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;

Санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)».

На ступени  начального  образования  предметная  область  «Филология (Язык  и  речевая  практика)»  представлена  учебными  предметами  «Русский язык и литературное чтение», «Предметно практическое обучение».

Комплексный учебный предмет «Русский язык и литературное  чтение» на  каждом  этапе  начального образования представляет  определенный  набор предметов: в подготовительном классе (I  период обучения языку)  –  обучение дактилологии;  обучение  устной  речи;  обучение  грамоте;  в  1-  3  классах  (II период обучения языку)  -  развитие речи; чтение и развитие речи; письмо (в первом классе); в 4  -5 классах (III  период обучения языку)  –  развитие речи; чтение и развитие речи; сведения по грамматике.

Общая характеристика учебного предмета

Обучение русскому языку предусматривает формирования у детей различных видов деятельности в условиях развития и использования потребности детей в общении.

Речевое развитие осуществляется в условиях организации разных видов деятельности при одновременном формировании лексической, грамматической, фонетической сторон словесной речи. Работа по развитию речи рассматривается с позиции формирования речевой деятельности в разных формах (устной, устно-дактильной, письменной).

Приоритетными направлениями в коррекционном обучении младших школьников языку являются формирование речевой деятельности и развитие языковой способности, речевого поведения. Усвоение детьми грамматической структуры языка осуществляется в основном в процессе практического овладения ими речью.

Развитие языковой способности у обучающихся требует особого внимания. Воспитание речевого поведения, являющееся центральной задачей обучения в младших классах, заключается в формировании речевой активности школьника, желания и умения вступать в контакт с окружающими, воспринимать информацию и реагировать на нее на основе словесной речи. Обучение речевой деятельности предусматривает формирование разных ее видов: говорения (разговорной и монологической речи), письма, чтения, слушания (в доступных пределах). Овладение каждым видом речевой деятельности требует формирования у детей потребности в речи, мотивированности высказывания, обучения планированию высказывания, отбору средств и способов его осуществления.

Необходимым условием эффективности педагогического процесса для речевого развития обучающихся является дифференцированный подход к обучению языку.

Важнейшей задачей обучения является формирование у детей социально-трудовых и посильных коммуникативных компетенций. На уроках формируются способы практической деятельности, необходимые для решения проблем в реальных жизненных ситуациях, необходимые для личностной социализации.

Современная образовательная организация должна располагать достаточными компонентами полифункциональной образовательной среды, которая способна создать комфортные педагогические условия обучения глухих детей с интеллектуальными нарушениями. В этих условиях оказывается возможным, сформировать некоторый активный словарь самых необходимых житейских понятий, а так же и небольшой объем инициативной речи, доступный этой категории детей. Успех учебно-воспитательного процесса в этом случае обеспечивается за счет уменьшения объема речевого материала, а также за счет организации более частого его повторения в различных учебных ситуациях. Необходимым условием эффективности педагогического процесса для речевого развития глухих школьников является дифференцированный подход к обучению языку.

Основные задачи реализации содержания

Овладение глухими обучающимися грамотой, основными речевыми формами и правилами их применения.

Развитие  у  глухих  обучающихся  устной  и  письменной  коммуникации, способности к осмысленному чтению и письму.

Овладение способностью пользоваться устной и письменной речью для решения соответствующих возрасту житейских задач.

Развитие у глухих обучающихся  способности к словесному самовыражению на уровне, соответствующем их возрасту и развитию.

Развитие  умений  вступать  в  устную  коммуникацию,  слухозрительно воспринимать  устную  речь  (с  использованием  слуховых  аппаратов),  говорить достаточно внятно и естественно, реализуя произносительные возможности.

Место предмета в учебном плане

В соответствии с  учебным планом образовательного учреждения   на изучение учебного предмета «Русский язык и литературное чтение»  в 1-5 классах - 8 часов в неделю                    (272час. в год).

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Владение грамотой. Знание основных речевых форм и правил их применения.

Умение выбрать адекватные средства  вербальной и невербальной  коммуникации в зависимости от собеседника (слышащий, слабослышащий, глухой),  владения разными

средствами общения.

Умение  решать  актуальные  житейские  задачи,  используя  коммуникацию  на основе словесной речи (в устной и письменной формах)  как средство достижения цели, использование в речевом общении устно –дактильной формы речи как вспомогательной

Расширение круга ситуаций, в которых глухой обучающийся может использовать коммуникацию, в том числе устную,  как средство достижения цели.

Умение начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить свои намерения, просьбу, пожелание, опасения, завершить разговор.

Умение получать и уточнять информацию от собеседника в ходе коммуникации на основе словесной речи на знакомые ребенку темы, извлекать значимую  информацию из общения, соотносить его цель и результат.

Стремление  выражать  свои  мысли  и  чувства  так,  чтобы  быть  понятым собеседником.

Умение  корректно  выразить  отказ  и  недовольство,  благодарность,  сочувствие,

предложить помощь и т. д.

Стремление   извлекать  общий  смысл   и  значимую  информацию  из  текста, умение  замечать  его  неполноту  и  сложность,  умение  уточнять  непонятое  в  ходе коммуникации со взрослыми и сверстниками.

Проявление  интереса  к  чтению  доступных  произведений  детской  литературы, наличие положительного читательского опыта и личных читательских предпочтений.

Умение  использовать  письменную  коммуникацию  для  решения  актуальных жизненных задач, включая коммуникацию в сети Интернет

.Личностные результаты предполагают прежде всего готовность и способность глухого ребенка к обучению, включая мотивированность к познанию и приобщению к культуре общества.

Метапредметные  результаты,  связанные  с  освоением  глухим  обучающимся универсальных  учебных  действий  (познавательных,  регулятивных  и коммуникативных),  обеспечивают  овладение  необходимыми  компетенциями  и межпредметными умениями.

Предметные  результаты  предполагают  освоение  глухим  обучающимся знаниевого  компонента  образования  по  образовательной  области  и  предметным линиям,  интегрирующим  понятия  и  представления  обучающегося  в  единую  картину мира.

Содержание комплексного учебного предмета

Языковая способность

Потребность  в  словесном общении с учителем, товарищами, родителями  в  условиях  слухо-речевой среды.

Ситуативное  общение, внеситуативное.  Расширение

ситуативного  и  внеситуативного

общения  в  знакомых  и  новых

обстоятельствах.

Понимание,  использование

вариативных высказываний.

Стремление  запоминать  новые

речевые  единицы  и  использовать их в речи.

Понимание  значения  новых  слов, словосочетаний  в  условияхситуативного  общения,  речевого

контекста.

Использование  знакомых  речевых единиц в различных (известных и новых)  ситуациях  в  соответствии с задачей общения.

Стремление  к  установлению

взаимопонимания  в  знакомых

ситуациях  общения  на  основе

словесной  речи  (внятность

произнесения,  использование

уточняющих  вопросов,

вариативных высказываний).

Понимание  значения  нового

речевого  материала  в  условиях

практической  деятельности,  в

предметной ситуации, в контексте прочитанного.

Улавливание аналогий в языковых формах,  построение  речевых высказываний  по  аналогии  со знакомыми  словоформами  и конструкциями высказываний.

Восприятие, понимание и воспроизведение речевых образцов, данных учителем, в условиях педагогически организованного общения и в естественных ситуациях.

Проговаривание всего речевого материала,

независимо от фонетических трудностей,

достаточно внятно и естественно, наиболее полно реализуя произносительные возможности.

Соотнесение предметных действий с речевыми образцами.

Подражание речевым действиям учителя,

воспитателя.

Самостоятельное использование знакомых речевых единиц в процессе урока, предметно-практической деятельности, в игре, в обиходно-разговорных ситуациях.

Построение собственных высказываний из знакомых речевых единиц.

Восприятие  устной  речи  слухозрительно  и  на  слух, произнесение   речевого  материала  внятно  и достаточно естественно, реализуя произносительные

возможности.

Использование знакомых речевых единиц в

различных (известных и новых) ситуациях в соответствии с задачей общения.е, в обиходно-разговорных ситуациях.

Речевая деятельность

Говорение

Овладение  словесной  речью  в общении и для общения.

Потребность  в  речи.

Использование  словесной  речи для  установления  контакта  со взрослыми,  детьми.  Овладение

коммуникативными умениями.

Стремление  быть  понятым

учителем или товарищами.

Деловые  и  личностные  мотивы

речевой деятельности.

Положительное  эмоциональное

отношение к словесной речи.

Установление  взаимопонимания

на  основе  речевого  общения.

Потребность  в  речи,  в

расширении  словарного  запаса

(стремление  запоминать  новые

слова и выражения, избирательное

использование  форм  речи  в

зависимости  от  ситуации

общения). Выбор речевых единиц

(слов,  словосочетаний,  типов высказываний) с учетом ситуации

общения.

Мотивированность  речевых

действий.

Овладение  различными

ситуациями  общения  при

коллективной  и  индивидуальной

работе  (выбор  руководителя

группы,  организация  работы

группы с использованием заданий

руководителя,  проверка

исполнения, отчет о выполненной

работе)

В  процессе  коммуникации  слухозрительно

воспринимать  устную  речь  и адекватно  реагировать на  ее  содержание  (выполнять  просьбы,  поручения, отвечать  на  вопрос,  сообщать  о  действии),уточнять недостаточно  хорошо  воспринятые  обращения, поручения, вопросы,  сообщения;  говорить внятно и достаточно естественно, реализуя произносительные возможности,  строить    речевые  высказывания

логично и грамотно.

Выражать  просьбы,  желания,  удивления,  испуг,

огорчения,  радости.  Сообщать  о  проведенных

действиях  (в  ситуации  коллективной  деятельности), об  окончании  работы.  Точно  соотносить  речевое высказывание  (собственное  или   другого говорящего)  со  своим  действием  или  действием товарища, с картинкой.

Расспрашивать  об  интересующем  (кто,  что,  что

делает, какой, какая, какое, какие).

В целях быть понятым собеседником следить за

внятностью собственной речи, повторять сказанное, исправлять собственные ошибки.

Рассказывать  о  собственной  деятельности

параллельно  с  еѐ  выполнением  или  по  еѐзавершению.

Передавать  содержание  серии  картин  (одной

картины)  в  виде  нескольких  взаимосвязанных

предложений.

Восстанавливать  преднамеренно  нарушенную

учителем  последовательность  заданий,  исходя  из логики предстоящих действий.

Задавать  вопросы  учителю  и  товарищам  с  целью узнать  об  интересующем,  уточнить  имеющиеся сведения, расспросить о предстоящей деятельности.

Рассказывать  о  собственной  деятельности,  о

прошедших событиях с предварительной зарисовкой (аппликацией,  подбором  картинок  и  т.  д.)  или  без нее.

Описывать предмет, явление природы.

Передавать содержание одной или серии картинок в виде взаимосвязанных предложений.

Рассказывать о себе, товарищах, о событиях в форме письма. Придумывать название рассказа (сказки) по главной  мысли.  Восстанавливать  преднамеренно нарушенную  последовательность  событий, действий.

Отчитываться  о  своей  работе,  писать  письма.

Составлять  план  предметно-практической

деятельности.

Выражать  просьбу,  желание,  (не)понимание,

согласие,  свое  мнение;  расспрашивать  учителя,

товарищей  об  интересующем  (о  серии  закрытых

картинок,  празднике,  экскурсии,  интересных

событиях  и  т.п.)  по  заданию  взрослых,  по

собственному желанию; уточнять непонятное.

Участвовать в диалоге; давать задания одному

ученику, группе.

Рассказывать о своей деятельности и деятельности

товарищей, об интересных событиях.

Описывать картинки, предметы, внешность

человека; составлять план рассказа.

Писать рассказы, сочинения по плану; писать

сочинения с элементами рассуждений, на заданную тему.

Составлять заявки и отчеты о своей деятельности,

рассказывать об интересных моментах работы.

Раскрывать тему, выделять основную мысль части и всего высказывания, устанавливать связь между

частями; оформлять свои мысли логично,

последовательно, грамотно.

Контролировать правильность собственного

высказывания и высказываний товарищей,

исправлять ошибки.получать желаемый результат на свое высказывание(адекватность действий собеседника, речевой реакции.

Добиваться взаимопонимания (повторить

высказывание, уточнить его и т.д.).

Правильно, грамотно оформлять свои

высказывания, наиболее полно реализуя свои

произносительные возможности.

Чтение

Чтение  задания,  инструкции  и

действие  в  соответствии  сих

содержанием.

Адекватная  реакция  на

прочитанное.

Понимание  содержания  связного

текста (сказки, рассказа).

Техника  чтения.  Чтение  вслух

осмысленное,  плавное,  слитное.

Подражание  учителю  в

выразительном чтении.

Ориентировка в книге.

Отражение  содержания

прочитанного  в  рисунках,

аппликации, драматизации.

Ответы  на  вопросы  по

прочитанному.

Пересказ прочитанного.

Привлечение  информации,

полученной  при  чтении,

перенесение  в  нужную  ситуацию

(учебную, жизненную)

Соотносить  прочитанное  (слово,  предложение,

связный текст) с действительностью, с предметом, с иллюстрацией.

Читать и выполнить задание, инструкцию, несколько взаимосвязанных поручений.

Адекватно  реагировать  на  прочитанное  (оценка

своего  труда  и  труда  товарища;  интересное  или

важное  сообщение),  проявляя  радость,  огорчение, сопереживание.

Читать  правильно,  эмоционально,  четко,  слитно,  с паузами  подражая  чтению  учителя.  Самостоятельно делать  паузы  при  чтении  предложений  с однородными  членами,  с  союзами.  Реализовывать при  чтении  произносительные  возможности,  в  том

числе,    воспроизведения  звуковой  и  ритмико  –

интонационной структуры речи.

Следить  за  чтением  товарища  по  своей  книге,

продолжать  чтение  после  товарища.  Осуществлять выборочное чтение, следуя заданию учителя. Читать хором, синхронно с учителем, товарищами.

Передавать  содержание  прочитанного  в  рисунках, аппликации,  драматизации.  Подбирать  к прочитанному  тексту  (или  отрывку)  подходящие готовые иллюстрации.

Отвечать  на  обобщенные  вопросы,  о  ком,  о  чем

прочитали.

Пересказывать  прочитанное  с  использованием

выполненного иллюстративного материала, макетов.

Определять  название  текста  (рассказа,  сказки,

стихотворения),  его  автора.  Находить  нужную

страницу   текста  (по  устному  или  письменному

указанию учителя, по записи ее номера на доске).

Осмысленно, плавно и бегло читать вслух и про

себя.

Определять логическую последовательность

событий прочитанного (инструкции, текста, задания, произведения).

Делить текст на части, выделять главную мысль

каждой из них, озаглавливать части.

Находить в тексте слова и выражения по заданию

учителя, выделять новые слова и определять ихзначение из контекста или пользуясь справочным

материалом.

Оценивать поступки действующих лиц читаемого

произведения, устанавливать причинно-следственные, временные связи.

Подбирать материал на заданную тему, пользуясь

учебными книгами и другой литературой.

Использовать опору на чтение для запоминания

структуры слов и фраз.

Проявлять интерес к чтению.

Письмо

Упражнения, подготавливающие к

письму.

Письменный  шрифт,  чтение  слов,

предложений.

Элементы  букв,  буквы,  слова,

короткие предложения.

Буквы  прописные,  заглавные,

способы их соединения.

Письменная  форма  выражения

мысли (отдельные слова, короткие предложения,  небольшие

рассказы, отчеты, заявки).

Пользование письменной  речью  в общении,  для  передачи

информации.

Изложение  мысли  в  письменной

форме, логично, последовательно.

Техника  письма:  четкость,

скорость, аккуратность

Выполнять  упражнения,  подготавливающие  к

письму.

Понимать  письменный  шрифт,  читать  слова,

предложения.

Писать  элементы  букв,  буквы,  слова,  короткие

предложения.

Пользоваться  письменным  шрифтом  (буквы

прописные, заглавные, способы их соединения).

Выражать  мысли  в  письменной  форме  (в  виде

отдельных  слов,  коротких  предложений,  небольших рассказов, отчетов, заявок).

Писать  четко,  красиво,  правильно  отдельные слова, предложения, тексты.

Соблюдать  при  письме  знаки  препинания:  точка, вопросительный,  восклицательный  знаки  в  конце предложения,  запятая  при  перечислении,  знаки прямой речи.

Писать  большую  букву  в  начале  предложения,  в собственных именах.

Переносить  слова  по  слогам  (с  помощью  учителя или самостоятельно).

Проверять  написанное,  исправлять  ошибки,

указанные  учителем,  товарищами,  или

обнаруженные самостоятельно.

Соблюдать логику в изложении мыслей.

Дактилирование

Восприятие  и  воспроизведение

речи в устно-дактильной форме.

Использование  устно-дактильной

формы речи как вспомогательного

средства общения и обучения

Воспринимать  устно-дактильную  речь  учителя  и

товарищей.

Воспроизводить  все  дактилемы  точно,  четко,

быстро, синхронно с устной речью.

Использовать  устно-дактильную  форму  речи  при общении  с  учителем,  товарищами,  опуская

дактилирование  при  использовании  в  речи

отработанного материала.

Воспроизводить  речевой  материал  устно-дактильно при  восприятии  заданий,  поручений  учителя, товарищей,  при  первоначальном  чтении  текста,  при проверке написанного.

Использовать  дактильную  речь  при  затруднениях  в общении  с  товарищами  и  взрослыми,  при  усвоении

трудного  речевого  материала,  первоначальном

чтении  сложного  текста,  при  письме  и  проверке

написанного  текста,  при  затруднении  в  общении  с товарищами.

Слушание

Восприятие  речи  окружающих  на

слухозрительной  основе.

Адекватная  реакция  на

воспринятое.  Реализация  в

самостоятельной  речи

произносительных  возможностей

при  контроле  со  стороны  учителя

и самоконтроле произношения

Различать,  опознавать  и  распознавать  на  слух  (с помощью  слухового  аппарата)  знакомый  и

необходимый  в  общении  в  учебной  и  внеучебной деятельности  речевой  материал    -  фразы,  слова  и словосочетания;  при  ответной  реакции  на воспринятое  сразу  отвечать  на  вопрос  (кратко  или полно),  не  повторяя  его,  выполнять  задания  и давать  речевые  отчеты  (краткие  и  полные), повторять  только  сообщения;  грамотно  оформлять свои  высказывания,  говорит  достаточно  внятно  и

естественно,  наиболее  полно  реализовывать

произносительные возможности

Языковые закономерности

Практическое усвоение

грамматической структуры языка.

Грамматические и лексические

обобщения.

Слово. Предложение. Текст.

Слова, близкие и

противоположные по значению.

Однокоренные слова.

Начальная форма слова.

Типы высказываний по их

коммуникативной цели.

Синтаксические конструкции

простого и сложного

предложения. Утвердительные и

отрицательные конструкции

предложения. Конструирование и

перестроение предложений с

учетом их состава и семантики.

Группировка слов по

морфологическому сходству и

различию. Основные языковые

категории. Орфографические

правила и определения грамматических понятий.

Прямая и косвенная речь.

Объединять  слова  в  группы  по  указанному

обобщающему  слову,  по  грамматическому  вопросу (кто, что).

Использовать  в  речи  предложения  по  аналогии,  по образцу.

Практически различать число существительных при выполнении  словесных  инструкций,  выражении просьб, желаний.

Знать начальную форму слов-существительных.

Определять  род  существительных  (жен.,  муж.,

сред.).

Отвечать  на  вопросы  о  цвете,  форме,  величине

(какой, какая, какое, какие).

Проводить  элементарные  обобщения  по  лексико-грамматическим  разрядам:  кто?  что?  –  предметное значение; что делает?  –  значение действия; какой?  –признак;  чей?  –  принадлежность;  сколько?  –количество.

Объединять  слова  в  группы  по  родовому,  видовому признаку.

Различать  (практически)  текст,  предложение,  слово, букву.

Различать  в  условиях  общения  вопросы,  ответы,поручения,  сообщения  и  адекватно  реагировать  на них.

Понимать  и  употреблять  утвердительные  и

отрицательные конструкции

Отбирать предложения по образцу.

Строить предложения из знакомых слов с опорой на грамматический вопрос.

Знать  начальную  форму  существительных  с

окончанием  на  -о,  -е  и  с  нулевой  флексией,

прилагательных (по существительному), глаголов.

Выделять  в  речи  местоимения  и  заменять

существительные ими и наоборот.

Изменять  форму  существительных  с  учетом

вопросов: У кого? У чего? Кого? Что?

Понимать,  употреблять  вопросы:  Кто?  Что?  Что

делал(-и,  -а)?  Что  делает(-ют)?  Что  будем  делать?

Что  делаешь(-ем,  -ете)?  Какой(-ая,  -ое,  -ие)?  Чей (чья,  чьѐ,  чьи)?  Который?  Из  чего?  Для  кого?

Откуда? Когда? Отвечать на эти вопросы.

Использовать  вопросительные  слова  в  виде

лексических замен существующих частей речи и для выбора   необходимой  словоформы,  для  уточнения

окончания (где? куда? откуда? когда? как? без чего? о ком? за чем? чего (нет)?)

Понимать  и  употреблять  (с  помощью  учителя)

предложения  усложненных  структур  с  союзами

потому что, что, когда.

Объединять  в  группы  слова,  близкие  и

противоположные  по  значению,   употреблять  их  в речи.

Объединять в группы однокоренные слова.

Понимать  и  употреблять  прямую  речь  в  связных высказываниях.

Понимать косвенную речь.

Исправлять  ошибки  в  окончании  слов,  пользуясь образцом, грамматическим вопросом.

Использовать  вопросительные  слова  в  виде

лексических замен существующих частей речи и для выбора   необходимой  словоформы,  для  уточнения окончания.

Проводить  первоначальные  наблюдения  за

языковыми закономерностями и делать выводы.

Строить  предложения   по  образцу,  по  аналогии,  по вопросной схеме.

Использовать  в  речи  конструкции  простого,

сложного предложения.

Распространять  предложения  в  соответствии  с

задачей  высказывания.  Дополнять  предложения,

исключать лишние слова.

Употреблять в соответствии с задачей высказыванияпредложения предусмотренных типов.

Тематическое планирование «Русский язык»

№п/п

Тема урока

Кол-во часов

Первая четверть

1

Школа. Соотнесение предметных действий с речевыми образами.

1

2

Составление рассказа «Интересный случай».

1

3

Улавливание аналогий в языковых формах рода.

1

4

Ведение дневника. Описание события.

1

5

Речевые единицы, отвечающие на вопросы кто? что?

1

6

Построение высказываний предшествующих событий.

1

7

Составление рассказа по серии картин «Труд людей осенью».

1

8

Определение количества слов в предложении.

1

9

Составление предложений по вопросам кто? что делает?

1

10

Составление рассказа с выбором слов.

1

11

Улавливание аналогий в языковых формах числа.

1

12

Ведение дневника. Описание выходного дня.

1

13

Построение высказываний с использованием вопросов какой? какая? какое?

1

14

Составление рассказа «Наш класс».

1

15

Составление рассказа по трем картинам.

1

16

Написание письма товарищу.

1

17

Описание природы после экскурсии.

1

18

Составление предложений об экскурсии по вопросам.

1

19

Улавливание аналогий в языковой форме прошедшего времени.

1

20

Ведение дневника. Описание прошедшего события.

1

21

Написание письма в другую школу.

1

22

Соотнесение предметных действий с речевыми образами. Мозаика.

1

23

Составление плана к рассказу «Как ребята делали скамейку».

1

24

Описание предмета. Скамейка.

1

25

Подбор вопросов к картинкам.

1

26

Улавливание аналогий в именах собственных.

1

27

Написание рассказа с использованием имен собственных.

1

28

Написание рассказа из знакомых речевых единиц.

1

29

Ведение дневника. Описание похода в гости.

1

30

Использование знакомых слов в ситуациях обобщения.

1

31

Описание учебных вещей.

1

32

Перелетные птицы. Описание птиц.

1

33

Выбор речевых единиц с учетом ситуации общения. В гостях.

1

34

Соотнесение предметных действий с речевыми образами. В гостях.

1

35

Описание внешности человека.

1

36

Описание внешности человека.

1

37

Написание рассказа по картинке «Улица».

1

38

Ситуации общения с вопросами что лежит? где?

1

39

Описание предмета. Кукла.

1

40

Написание рассказа по серии картинок.

1

41

Улавливание аналогий в начальной форме глаголов.

1

42

Личностные мотивы речевой деятельности. Крючок и петля.

1

43

Написание и называние рассказа по серии картин.

1

44

Понимание значения нового речевого материала. Приборы в доме.

1

Вторая четверть

45

Составление рассказа по серии картинок «Каникулы».

1

46

Написание рассказа по рисункам товарища.

1

47

Ситуации общения с вопросами что делает? что делают?

1

48

Выбор речевых единиц. Рассказ «В парке».

1

49

Описание картинки «Поздняя осень».

1

50

Использование знакомых речевых единиц в ситуации общения. Магазины.

1

51

Ситуативное общение «Где ты живешь?».

1

52

Ситуации общения с вопросами что? где?

1

53

Составление рассказа «Прятки».

1

54

Написание рассказа по плану.

1

55

Составление рассказа «Укололся» по картинке.

1

56

Составление предложений из знакомых речевых единиц.

1

57

Составление плана по картинкам.

1

58

Составление рассказа «Экскурсия».

1

59

Составление речевых высказываний-сравнений.

1

60

Составление предложений по картинкам.

1

61

Написание адреса на письме.

1

62

Замена картинок речевыми единицами в рассказе «Воскресенье».

1

63

Подписывание картинок.

1

64

Ситуации общения с вопросами что? куда?

1

65

Описание предмета. Лестница.

1

66

Ситуации общения с вопросами где? куда?

1

67

Ведение дневника. Экскурсия в музей.

1

68

Составление и называние рассказа по картинкам.

1

69

Сопоставление картинок с пунктами плана.

1

70

Написание рассказа «Случай на реке».

1

71

Понимание значения нового речевого материала в контексте прочитанного.

1

72

Ситуации общения с вопросами чья? чей?

1

73

Составление предложений «Чье жилище?»

1

74

Написание поздравительной открытки «С Новым годом!»

1

75

Составление рассказа «В библиотеке».

1

76

Составление рассказа с дополнением последующих событий «Зима».

1

77

Написание рассказа по картинке «Елка в лесу».

1

78

Дополнение предложений известными речевыми единицами.

1

79

Дополнение предложений известными речевыми единицами.

1

Третья четверть

80

Написание рассказа «Зимой во дворе».

1

81

Письмо бабушке.

1

82

Рассказ о зимних каникулах.

1

83

Построение высказываний с вопросом где?

1

84

Построение предложений с вопросом что делает?

1

85

Понимание значения речевого материала «Я буду…»

1

86

Описание костюма.

1

87

Ситуации общения с вопросами кто? что?

1

88

Рассказ о зиме с зарисовками.

1

89

Использование вежливых слов в диалоге.

1

90

Описание события. Соревнования.

1

91

Описание места. Город и деревня.

1

92

Построение высказываний в диалоге.

1

93

Сравнение города и деревни.

1

94

Использование в речи вопросов чей? чья? чьё? чьи?

1

95

Письмо другу.

1

96

Описание картинок. Поступки.

1

97

Описание предмета. Календарь.

1

98

Составление рассказа по серии картин «Девочка заболела».

1

99

Письмо больному товарищу.

1

100

Построение высказываний по сказке «Репка».

1

101

Написание рассказа по картинке и по плану «Зимой в лесу».

1

102

Называние и написание рассказа о зимних играх.

1

103

Описание предметов. Машины.

1

104

Дописывание предложений с использованием известных речевых единиц.

1

105

Описание места. Вокзал.

1

106

Называние сказки про путешествие.

1

107

Построение высказываний в игре «На вокзале».

1

108

Ситуации общения с вопросами куда? откуда?

1

109

Составление поручений.

1

110

Ситуации общения с вопросами что делает? что делают?

1

111

Подбор предложений к картинкам.

1

112

Написание рассказа с заменой картинок известными словами.

1

  113

Составление предложений «Звери зимой».

1

114

Окончания женского рода.

1

115

Окончания мужского рода.

1

116

Понимание значения слов в условиях диалога.

1

117

Написание поздравительной открытки.

1

118

Участие в диалоге. Разговор по телефону.

1

119

Окончания в словах.

1

120

Придумывание названия сказки про медведей.

1

121

Описание теплицы.

1

  122

Составление предложений с вопросами кто? что делает?

1

123

Описание животных в музее.

1

124

Ведение дневника. Перемена.

1

125

Профессии родителей. Построение предложений.

1

126

Профессии родителей. Описание картинок.

1

127

Написание рассказа с заменой картинок словами.

1

  128

Пишем письмо красиво.

1

129

Жилища животных.

1

130

Ведение дневника. Интересное событие.

1

Четвертая четверть

131

Составление рассказа с использованием известных фраз «Половодье».

1

132

Описание погоды.

1

133

Написание грустного рассказа по картинке.

1

134

Улавливание аналогий в языковых формах рода.

1

135

Написание рассказа о дне рождения.

1

136

Составление предложений о деятельности детей.

1

137

Ситуативное общение. Который час?

1

138

Дописывание предложений. Экскурсия в аптеку.

1

139

Запись наблюдений за природой по плану.

1

140

Составление предложений с вопросами кто? кого?

1

141

Ситуативное общение. У врача.

1

142

Описание картин «Времена года».

1

143

Составление рассказа «Весной во дворе».

1

144

Описание картинок. Школьные мастерские.

1

145

Написание веселой сказки по картинке.

1

146

Составление рассказа по серии картин «Правила дорожного движения».

1

147

Составление кратких ответов на вопросы.

1

148

Составление развернутых ответов на вопросы.

1

149

Сообщение о будущей деятельности на каникулах.

1

150

Ситуативное общение. В автобусе.

1

151

Ситуации общения с вопросами чей? чья? чьё? чьи?

1

152

Ситуации общения. Игра в прятки.

1

153

Соотношение речевого высказывания в действием.

1

154

Сравнение описания птиц.

1

155

Описание птицы с последующей зарисовкой.

1

156

Грамматические обобщения по форме рода.

1

157

Дописывание сказки с использованием знакомых речевых единиц.

1

158

Контроль правильности высказываний. Кто чей детеныш?

1

159

Сравнение предметов по весу.

1

160

Подбор картинок к рассказу «Труд весной».

1

161

Отражение содержания прочитанного в рисунках. Ранняя весна.

1

162

Отражение содержания прочитанного в рисунках. Поздняя весна.

1

163

Передача содержания картинки в виде одного предложения.

1

164

Написание рассказа по картинкам с использованием новых слов.

1

165

Подбор речевых высказываний к картинкам.

1

166

Понимание значения речевого материала по теме «Транспорт».

1

167

Написание рассказа по серии картинок «На даче».

1

168

Ведение дневника. Интересные события учебного года.

1

169

Написание и называние рассказа по серии картинок.

1

170

Ситуация общения. Летний отдых.

1

                         Тематическое планирование «Литературное чтение»

№п/п

Тема урока

Кол-во часов

Жили-были буквы

1

Знакомство с учебником. Ориентировка в книге.

1

2

В.Данько. Стихотворение «Загадочные буквы». Отражение содержания в рисунках.

1

3

В.Данько. Стихотворение «Загадочные буквы». Чтение вслух.

1

4

И.Токмакова. Рассказ «Аля, Кляксич и буква «А».

1

5

С.Черный. стихотворение «Живая азбука».

1

6

Ф.Кривин. «Почему «А» поется, а «Б» нет». Работа над произношением звуков.

1

7

Ф.Кривин. «Почему «А» поется, а «Б» нет». Драматизация содержания.

1

8

Г. Сапгир. Стихотворение «Про медведя». Работа над текстом.

1

9

Г. Сапгир. Стихотворение «Про медведя». Выразительное чтение.

1

10

М.Бородицкая. Стихотворение «Разговор с пчелой». Выразительное чтение.

1

11

И.Гамазкова. Стихотворение «Кто как кричит?». Выразительное чтение.

1

12

И.Гамазкова, Е.Григорьева. Стихотворение «Живая азбука».

1

13

С.Маршак. Стихотворение «Автобус номер двадцать шесть». Чтение.

1

14

С.Маршак. Стихотворение «Автобус номер двадцать шесть». Ответы на вопросы.

1

15

Подготовка проекта «Азбука».

1

16

Защита проекта «Азбука».

1

17

Русские поговорки. Осмысленное чтение.

1

18

Скороговорки. Тренировка темпа чтения.

1

19

Логопедические стихотворения. Тренировка темпа чтения.

1

20

Творческая работа «Моя любимая буква».

1

Сказки, загадки, небылицы

21

Знакомство с книгами сказок.

1

22

РНС «Курочка Ряба». Отражение содержания в рисунках.

1

23

Е.Чарушин. Сказка «Теремок». Чтение.

1

24

Е.Чарушин. Сказка «Теремок». Ответы на вопросы.

1

25

Е.Чарушин. Сказка «Теремок». Драматизация.

1

26

РНС «Рукавичка». Чтение.

1

27

РНС «Рукавичка». Ответы на вопросы.

1

28

Загадки. Понимание содержания.

1

29

«Загадаю я загадку…»

1

30

Народные песенки. Осмысленное чтение.

1

31

Народные песенки. Выразительное чтение наизусть.

1

32

Народные потешки. Осмысленное чтение.

1

33

Народные потешки. Работа над диалогом.

1

34

Народные небылицы. Осмысление прочитанного.

1

35

Английские песенки «Рифмы Матушки Гусыни». Чтение.

1

36

Английские песенки «Рифмы Матушки Гусыни». Ответы на вопросы.

1

37

Английская песенка «Дом, который построил Джек».

1

38

Александр Сергеевич Пушкин. Знакомство с автором.

1

39

А.Пушкин. Чтение стихотворений.

1

40

А.Пушкин. Чтение стихотворения наизусть по выбору.

1

41

РНС «Петух и собака». Чтение.

1

42

РНС «Петух и собака». Ответы на вопросы.

1

43

РНС «Гуси-лебеди». Отражение содержания в рисунках.

1

44

К.Ушинский. Сказка «Гусь и журавль». Чтение.

1

45

Л. Толстой. «Зайцы и лягушки». Чтение.

1

46

Ответы на вопросы по сказкам.

1

47

Скороговорки. Работа над внятностью произнесения.

1

48

Скороговорки. Работа над внятностью произнесения.

1

И в шутку, и всерьёз

49

И.Токмакова. Стихотворение «Мы играли в хохотушки».

1

50

Я.Тайц. Рассказ «Волк».

1

51

Г.Кружков. Стихотворение «Ррры!».

1

52

Н.Артюхова. Рассказ «Саша-дразнилка». Чтение.

1

53

Н.Артюхова. Рассказ «Саша-дразнилка». Ответы на вопросы.

1

54

К.Чуковский. Стихотворение «Федотка».

1

55

О.Дриз. Стихотворение «Привет».

1

56

О.Григорьев. Стихотворение «Стук».

1

57

И.Токмакова. Стихотворение «Разговор Лютика и Жучка».

1

58

И.Пивоварова. Скороговорка «Кулинаки-пулинаки».

1

59

К.Чуковский. Стихотворение «Телефон». Чтение 1 части.

1

60

К.Чуковский. Стихотворение «Телефон». Чтение 2 части.

1

61

К.Чуковский. Стихотворение «Телефон». Выразительное чтение по ролям.

1

62

М.Пляцковский. Рассказ «Помощник».

1

63

К.Ушинсий. Сказка «Ворон и сорока».

1

64

К.Ушинский. «Что хорошо что дурно?».

1

65

Что такое дружба?

1

66

Ю.Ермалаев. Рассказ «Лучший друг».

1

67

Е.Благина. Стихотворение «Подарок».

1

68

В.Орлов. Стихотворение «Кто первый?».

1

69

С.Михалков. Стихотворение «Бараны».

1

70

Составление плана для пересказа.

1

71

Р.Сеф. Стихотворение «Совет».

1

72

В.Берестов. Стихотворение «В магазине игрушек».

1

73

И.Пивоварова. Стихотворение «Вежливый ослик».

1

74

Я.Аким. Стихотворение «Моя родня».

1

75

Подготовка проекта «Альбом «Наш класс – дружная семья».

1

76

С.Маршак. Стихотворение «Хороший день».

1

77

М.Пляцковский. Рассказ «Сердитый дог Буль».

1

78

Ю.Энтин. Стихотворение «Про дружбу».

1

79

Д.Тихомиров. «Мальчики и лягушки», «Находка».

1

80

Беседа по вопросам.

1

81

С.Михалков. Стихотворение «Трезор».

1

82

Р.Сеф. Стихотворение «Кто любит собак…».

1

83

В.Осеева. Рассказ «Собака яростно лаяла».

1

84

И.Токмакова. Стихотворение «Купите собаку».

1

85

М.Пляцковский. Стихотворение «Цап Царапыч».

1

86

Г.Сапгир. Стихотворение «Кошка».

1

87

В.Берестов. Стихотворение «Лягушата».

1

88

В.Лунин. Стихотворение «Никого не обижай».

1

89

Д. Хармс. Сказка «Храбрый ёж».

1

90

Н.Сладков. Сказка «Лисица и Ёж».

1

91

С.Аксаков. Рассказ «Гнездо».

1

Апрель, апрель. Звенит капель…

92

Стихотворения А.Майкова «Ласточка примчалась» и А.Плещеева «Травка зеленеет».

1

93

Стихотворения А.Майкова «Весна» и Т.Белозёрова «Подснежники».

1

94

С.Маршак. Стихотворение «Апрель».

1

95

И.Токмакова. Стихотворение «Ручей».

1

96

Выразительное чтение стихотворения наизусть по выбору.

1

97

Загадки о временах года.

1

98

Стихотворения Е.Трутневой «Голубые,синие» и И.Токмаковой «К нам весна шагает».

1

99

Р.Сеф. Стихотворение «Чудо».

1

100

А.Майков. Стихотворение «Христос воскрес!»

1

101

В.Лунин. Стихотворение «Тень». Работа над внятностью произнесения.

1

102

В.Лунин. Стихотворение «Тень». Работа над внятностью произнесения.

1

Материально-техническое обеспечение

Список учебно-методической литературы

А.Г. Зикеев. Азбука. Для подготовительных классов специальных (коррекционных) учреждений II вида. – М.: Просвещение, 2003.

Т. С. Зыкова, М. А. Зыкова. Русский язык. Развитие речи. 1 класс- М.: Просвещение, 2017

Букварь / Т.М. Андрианова.- М.: АСТ Астрель, 2015.

Зыкова Т. С., Морева Н. А.Чтение. 1 класс Учебник специальных (коррекционных) образовательных учреждений I вида.— Москва: «Просвещение»

Зыкова Т.С., Кац З.Г., Руленкова Л.И. Русский язык. Развитие речи. 2 кл. Москва, «Просвещение», 2018.

Зыкова Т.С., Зыкова М.А. Развитие речи. Русский язык. 3 кл. Москва, Просвещение,

Носкова Л.П.. Колтуненко И.В. Русский язык 4 кл. Москва, Просвещение».

Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений I вида (для глухих детей)/ Т.С. Зыкова, М.: Просвещение, 2005.

Е.Г. Речицкая. Развитие младших школьников с нарушенным слухом. – М.: Владос, 2005.

Э.И. Леонгард. Формирование устной речи и развитие слухового восприятия глухих дошкольников.

Е.Г. Речицкая. Развитие младших школьников с нарушенным слухом. – М.: Владос, 2005.

Т.М. Власова, А.Н. Пфафенродт. Фонетическая ритмика. – М.: Просвещение, 1989.

Дидактический материал

Таблички со словами и фразами по изучаемым темам.

Электронные образовательные ресурсы

Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164.

Сайты презентаций для интерактивной доски http://exchange.smarttech.com                        http://edcommunity.ru

Мультимедийная программа «Большая детская энциклопедия»

Собрание презентаций по изучаемым темам.

Собрание интерактивных тренажеров по изучаемым темам.

Программное обеспечение

Операционная система Open Office 4.1.1

Интегрированное офисное приложение Ms Office

Антивирусная программа Kaspersky Anti-Virus

Программное обеспечение SMART Notebook 11

Технические средства обучения

Звукоусиливающая аппаратура коллективного пользования «Унитон»Комплект интерактивного оборудования (ноутбук Linovo, интерактивная доска SMART Bord 800, проектор, документкамера, система голосования).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа для детей с нарушениями слуха. Подготовительный класс.

Рабочая программа по предметам: математика, развитие речи, обучение грамоте, окружающий мир, ппо. Подготовительный класс. Включает пояснительную записку и календарно-тематическое планирование....

Рабочая программа учебного курса русского языка (письмо), литературного чтения (чтение) в 1 классе.

Рабочая программа  разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, на основе авторской программы Горецкого В.Г. по учебнику «Азб...

Адаптированная рабочая программа по русскому языку и литературному чтению Курс «Обучение грамоте. 1 класс» для детей с РАС вариант 8.2

Рабочая программа по русскому языку разработана для ........... (ребёнка с расстройством аутистического спектра), на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы началь...

Адаптированная рабочая программа для обучающихся с нарушениями речи (вариант 5.2) по литературному чтению для 3 класса УМК "Перспектива"

Адаптированная рабочая программадля обучающихся с нарушениями речи (вариант 5.2) по литературному чтению для 3 класса...

Рабочая программа. Филология «Язык и речевая практика» (Русский язык и литературное чтение) 1 дополнительный, 1 – 3 классы. (Для глухих обучающихся по варианту 1.2)

Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, адаптированной основн...

Адаптированная рабочая программа для детей с ЗПР по родному русскому языку и литературному чтению на родном (русском) языке для 2 класса

Рабочая программапо  родному русскому языку и литературному чтению на родном (русском) языке для 2а класса, 34 часаДля обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной  программе н...

Коррекционно-развивающая программа для детей с нарушением слуха

Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эф...