Упражнение в написании слов с безударной гласной в корне, проверяемой ударением
методическая разработка по русскому языку (1 класс)

Уметь подбирать однокоренные слова; выделять корень; находить проверочные и проверяемые слова с ударными и безударными гласными в корне; писать слова с парными согласными;

 применять правила работы над ошибками; списывать с печатного текста, выполнять самопроверку.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учебно-методическая разработка была впервые опубликована на сайте «Инфоурок» 10.04.2022 г.

https://infourok.ru/uchebno-metodicheskaya-razrabotka-uroka-po-russkomu-yazyku-v-1-klasse-na-temu-uprazhnenie-v-napisanii-slov-s-bezudarnoj-glasnoj--6056674.html

Учебно-методическая разработка  урока по теме «Упражнение в написании  слов с безударной гласной в корне, проверяемой ударением». Русский язык. 1 класс.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА КОНСТРУИРОВАНИЯ УРОКА

Тема урока

Упражнение в написании  слов с безударной гласной в корне, проверяемой ударением

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные и коммуникативные

Уметь подбирать однокоренные слова; выделять корень; находить проверочные и проверяемые слова с ударными и безударными гласными в корне; писать слова с парными согласными;

 применять правила работы над ошибками; списывать с печатного текста, выполнять самопроверку.

Самостоятельно читать и объяснять информацию, заданную с помощью схем, иллюстраций, текстов; выявлять сущность, особенности объектов; на основе анализа объектов делать выводы; обобщать и классифицировать по признакам; ориентироваться на развороте учебника.

Высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

Активно участвовать в обсуждениях, возникающих на уроках, слушать и понимать других; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции; оформлять свои мысли в устной форме; формулировать ответы на вопросы педагога; не бояться собственных ошибок и проявлять готовность к их обсуждению, работать в паре.

Решаемые учебные проблемы

совершенствовать орфографические умения написания слов с безударной гласнoй в корне слова.

Основные понятия, изучаемые на уроке

Правописание безударной гласной в корне слова, проверяемой ударением.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

1 ЭТАП. Организация класса.

Цель: способствовать созданию условий для эффективной работы на уроке.

Деятельность учителя

-Ребята, сегодня у нас на уроке присутствуют гости, поприветствуйте их своими улыбками.

-Постарайтесь проявить все свои знания , показать себя с лучшей стороны.

Откройте рабочую тетрадь .

-Запишите дату, классная работа

Цель: подготовиться к мыслительной деятельности и продуктивной работе на уроке; позитивно настроиться на урок.

Деятельность обучающихся

Ответы учащихся

На партах разложены учебники,  тетради, пенал.

Пишут дату.

2 ЭТАП. Актуализация знаний

УУД регулятивные: обучающиеся смогут закрепить пройденный материал, восполнить пробелы в знаниях.

УУД познавательные:  формировать умение извлекать информацию из  иллюстраций, текста; делать выводы;

УУД коммуникативно-личностные: умение выражать свои мысли в соответствии с запрашиваемой информацией.

Цель: создавать условия для закрепления изученного материала.

Деятельность учителя

Минутка чистописания

– С какого этапа мы начинаем урок?

– Для чего?

- Рассмотрите иллюстрацию. Кто изображен?

- Что она делает?

- Этот цветок – георгин, это садовый цветок. Что значит садовый?

- Этот цветок назвали по имени немецкого учёного–Иоганна Георги

- Прочитайте предложение и узнайте, как зовут девочку?  

- С какой буквы начинается её имя?  

- Что знаете о букве А?

- Назовите слова, которые нужно записывать  с заглавной буквы А.

- Почему с заглавной буквы?  

- Вспомни, из каких элементов состоит заглавная буква А?

-Покажите, как держите ручку.

- Напишите элементы буквы А в воздухе.

-Напишите на первой строчке наклонную прямую с нижним закруглением и прямую линию, чередуя их.

- Напишите букву в воздухе, а теперь напишите в тетради заглавную букву А (2 раза) и её соединения с другими буквами по 2 раза.

- Какие соединения вы напишите?

- Прочитайте ещё раз это предложение и запишите его в тетрадь.

-Разделите каждое слово по слогам. Поставьте ударение.

-Обменяйтесь тетрадями. Если понравилось, как написал ваш сосед нарисуйте красный кружок, если надо постараться, нарисуй зелёный кружок.

-Кто может похвалить своего соседа ? За что?

Цель: воспроизводить изученный материал с опорой на задания в рабочих тетрадях.

Деятельность обучающихся

Минутка чистописания

Ответы учащихся.

Девочка.

Поливает цветы

Растет в саду.

Арина.

С буквы А.

Гласная, ударная или безударная.

Алик, Алла, Алтай, Армения, Аркадий.

Имена и географические названия.

Наклонная прямая с нижним закруглением, прямая линия и петля.

Работа в тетради.

Ал, Ар.

Запись в тетради: У  Арины растут георгины.

3 ЭТАП. Определение темы и цели урока.

УУД регулятивные, личностные: обучающиеся смогут определить цель и  тему урока.  

Цель: способствовать созданию проблемной ситуации для постановки учебной задачи.

Деятельность учителя

Подчеркните орфограммы в этом предложении. Объясните написание.

- Подберите проверочное  слово к слову  в саду  

-А вы знаете, в саду у девочки растут другие цветы. А еще там растет трава. Запишите это слово. Какая орфограмма в слове трава?

-Что объединяет эти слова?

- Чем будем заниматься на уроке?

- Сегодня на уроке мы продолжим упражняться в написании слов с безударной гласной в корне, проверяемой ударением.

-Давайте вспомним наш стих-подсказку про безударные гласные в корне.

 Ребята, каким способом вы проверяли безударный гласный в корне? Вспомним правило в стихах.

Физминутка

Физминутка – необычная. Будем вспоминать однокоренные слова.

- Какие слова называются однокоренными. Приведите пример.

 Если вы услышали пару однокоренных слов, то хлопаете в ладоши. Если пару слов, которые не являются однокоренными, вы приседаете.

 Лес - лесник, река – ручей, стена - потолок, кот -  котик, сад – садовый, дом – домашний, дом – дым, желток – жёлтый, вода – водичка, хлеб – батон, ветер – ветка

Цель: осмыслить возникшую трудность при выполнении задания и определить учебную задачу.

Деятельность обучающихся

 

Ответы учащихся.

Сад

Безударная гласная в корне

Одна орфограмма

Высказывания учащихся.

Ученик 1:

 Безударных гласных пять

Те, что надо проверять.

Вы запомните друзья,

Буквы а, о, е, и, я.

Ученик 2:

Чтобы не было сомненья,

Ставьте звук под ударенье!

Учащиеся выполняют движения по правилу

 4 ЭТАП. Работа по теме урока.

УУД регулятивные: развивать умения высказывать свое предположение на основе работы с материалом учебника.

УУД познавательные:  формировать умение извлекать информацию из  иллюстраций, текста; делать выводы;

УУД коммуникативно-личностные: развивать умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; умение работать в паре.

Деятельность учителя

 Цель: выявлять возможные затруднения при изучении материала и помочь их ликвидировать.

1.Упр. 53. с. 46.

-  Прочитайте 1-ю строчку слов.

-  Какой корень в этих словах?

- Обозначьте ударение. Назовите сначала слова с ударной гласной в корне.

-  Как называются такие слова?

- Их мы напишем сначала, а потом проверяемые слова.

Выделим корень, обозначим ударение и подчеркнем безударную гласную в корне.

-Какую работу вы сейчас выполняли?

-Для чего нужно подбирать проверочные слова?

Физминутка.

Дружат в нашей группе Девочки и мальчики.

Мы с тобой подружим Маленькие  пальчики.

Один, два, три, четыре, пять. Пять, четыре, три, два, один.

 

2. Работа в парах

Цель: способствовать отработке навыка написания безударной гласной в корне слова.

-Вспомним правила работы в паре:

1.Читаем задание.

2.Говорим шепотом.

3.Работаем вместе.

4.Договариваемся.

5.Как закончим задание, показать знак готовности.

Работа по карточкам

(на каждой парте карточки с заданием)

 - Выпишите слова, в которых указанная буква является безударной.

-Что нам поможет найти безударную гласную?

И

лисица                листок                кит

Е

река                        мел                        песня

Я

ряды                        мяч                        яблоко

А

мак                        травы                        шары

О

сом                        волна                        кошка

Фронтальная проверка.

-Поднимите руки, у кого это задание вызвало затруднения.

- Кто справился без ошибок?

3.Самостоятельная работа.(резерв)

Цель: выяснить степень усвоения учащимися изученного материала.

3. Упр. 55. с. 47.

Выборочная проверка.

Деятельность обучающихся

Цель: осознать правило написания безударной гласной в корне слова, проверяемой ударением.

-блин-

Блин, блинная.

Проверочные.

Образец записи:

Блин,  блинная (мука), блины, блинок.      (корень –блин-)

Волчий, волчата, волчица.                          (корень –волч-)

Упражнение выполняется под руководством учителя, у доски работают учащиеся.

Ответы учащихся.

Первые две строчки — обхватить правой ладонью левую и покачивать в ритме стихотворения. Следующие две строки — обхватить левой рукой правую и покачивать в ритме стихотворения. В последних строчках — соединить пальчики обеих рук, начиная с большого, затем соединять, начиная с мизинца.

Цель: систематизировать полученные знания

Нужно обозначить ударение.

Запись в тетради: лисица, листок, река, ряды, шары, волна.

Учащиеся поднимают руки

Цель: должны применять правило при выполнении задания.

Запись в тетради: Соль,  солонка,  солить, солений, рассолы, засолки, солёные.   (корень –сол-)

5 ЭТАП. Итог урока. Рефлексия.

УУД регулятивные и личностные: развивать способность к саморазвитию и к самосовершенствованию путем активного приобретения нового социального опыта.

Цель: содействовать осознанию учащимися своей учебной деятельности, самооценки результатов своей деятельности и деятельности класса.

Деятельность учителя

- Чем занимались на уроке?

- Что повторили?

-  Прочитайте два слова на доске.

Какое слово является проверочным? Почему?

-  Как проверить безударную гласную в корне?

- Мы опять оказались в саду.

-Ребята, посмотрите, какую замечательную клумбу сделала Арина. Давайте украсим ее цветами.

-Если у вас все получилось, посадите на клумбу цветы.

-Урок окончен. Спасибо, дети.

Цель:

Деятельность обучающихся 

Ответы учащихся

Волна-волны

Волны, потому что  буква о под ударением

Изменить слово, так, чтобы безударная гласная стала ударной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Упражнение в написании слов с безударными гласными в корне, проверяемыми ударением"

План- конспект урока русского языка "Упражнение в написании слов с безударными гласными в корне, проверяемыми ударением"...

Правописание слов с безударной гласной в корне, проверяемой ударением. Закрепление.

Правописание слов с безударной гласной  в корне, проверяемой ударением. Закрепление....

Рекомендации по устранению ошибок в словах с безударными гласными в корне , проверяемых ударением.

Рекомендации по устранению ошибок  в словах с безударными  гласными в коне слова, проверяемых ударением.       Работаю учителем начальных классов 19 лет. Одной ...

Урок-игра по русскому языку «Правописание слов с безударной гласной в корне, проверяемой ударением»

Урок-игра по русскому языку"Правописание слов с безударной гласной в корне, проверяемой ударением"....

Презентация "Упражнение в написании слов с безударной гласной в корне слова"

Презентация к уроку" Упражнение в написании слов с безударной гласной в корне слова " во 2 классе...

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе "Упражнение в написании слов с безударной гласной в корне, проверяемой ударением"

Задачи урокаОбразовательные:совершенствовать умения находить проверочное слово путем изменения формы слова;учить распознавать проверяемые и непроверяемые гласные в безударных слогах;расширить знания у...

ЭОР по русскому языку на тему " Слова с безударной гласной в корне, проверяемые ударением

Данный ЭОР поможет повторить слова с безударной гласнойв корне, проверяемые ударением...