Технологическая карта урока русского языка по теме "Развитие речи. Составление рассказа по репродукции картины И.И.Левитана «Золотая осень»"
методическая разработка по русскому языку (4 класс)
Технологическая карта урока русского языка в 4 классе по теме "Развитие речи. Составление рассказа по репродукции картины И.И.Левитана «Золотая осень»"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема: Развитие речи. Составление рассказа по репродукции картины И.И.Левитана «Золотая осень» | Тип Урок открытия нового знания | |||
Цель: Создать условия для написания сочинения по заданной теме. Задачи:
| ||||
Планируемые результаты | ||||
Предметные:
| Метапредметные:
| Личностные:
| ||
Ресурсы урока: Учебник «Русский язык» 4кл. УМК «Школа России», рабочая программа | ||||
Ход урока | ||||
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающихся | |||
Мотивация познавательной деятельности | ||||
Какое время года изображено на картинах? Какое название вы бы дали каждой картине? Мог ли эти картины нарисовать один и тот же художник?
|
| |||
Актуализация необходимых знаний | ||||
|
| |||
Организация познавательной деятельности | ||||
«С природой одною он жизнью дышал, Ручья разумел лепетанье, И говор древесных листов понимал, И чувствовал трав прозябанье».
-спрашивает учащихся и корректирует в случае необходимости их ответы: Что будем описывать в основной части сочинения? (будем описывать картину - то, что изобразил художник); Какие краски преобладают в описании осеннего пейзажа? (В картине преобладают жизнерадостные светлые тона, день полон света); Что изображено на переднем плане? (Вдоль всей картины протянулась небольшая речка. Она немного изгибается и удаляется в глубину луга. У одиноко стоящей берёзы река резко поворачивает влево. На поверхности воды отражается светлое небо с белыми облаками); Что мы, в целом, видим на картине? (Мы видим березовую рощу в медно-золотом осеннем убранстве); Сравните цвет воды в речке у левого берега с цветом на дальнем плане. (У левого берега вода темная, а дальше становится светло-голубая); Почему? Как вы думаете? (Лучи солнца освещают задний план картины, а на переднем плане – тень.); Что растет по берегам речки? (По краям речки растёт побуревшая трава. Слева растут молодые берёзки с тонкими стройными стволами. Берёзки сплошь покрыты золотой листвой. На тёмном фоне видим, растущий красновато-розовый куст); Что мы видим на высоком берегу вдали картины? (На заднем плане мы видим зеленеющее озимыми поле, деревушку. А за ними тянутся леса, сливающиеся на горизонте с небом.). Предлагает учащимся перечислить «опорные слова» для написания основной части, предложенные варианты выводит на доску (осенний день, воздух, небо, река, деревья, поле, луг/трава, деревушка...). -предлагает разбиться на четверки и дополнить опорные слова (каждая группа получает 2-3 слова) до словосочетаний, которые могут быть использованы в сочинении; -обсуждает предложенные варианты и выводит их на доску: день -осенний, солнечный, тёплый, погожий... воздух- бодрящий, прозрачный... небо - голубое, светлое, чистое, солнечное, васильковое, с белыми облаками, с легкой дымкой... река, берега реки- неширокая, чистая, спокойная, глубокая, тихая, с медленным течением, извилистая, удаляется в глубину, спокойно несет воды, отражаются... деревья- березки, ивы, желтые, золотые, молодые, разноцветные, как свечки, одиноко, красивые, белые стволы... трава/луг - сухая, желтая, как ковер, бурая, рыжеватая... поле - зеленое, свежее, как бархатный мягкий коврик. деревушка - маленькая, дальняя. -спрашивает какими словами можно начать основную часть сочинения и какие еще опорные слова можно использовать; предложенные варианты выводит на доску (На картине изображена, на переднем плане, на заднем плане, по мере удаления от переднего края картины, на линии горизонта...).
- предлагает обсудить, о чём можно рассказать в заключительной части текста. (Какое впечатление производит картина? Нравится ли она тебе? Почему?) Возможна работа со словарем настроений. -обсуждает предложенные варианты, опорные слова выводит на доску (Когда я смотрю на картину, то у меня возникает чувство…, мне эта картина нравится тем, глядя на картину, хотел показать, светлое чувство радости и спокойствия, немного грустно, сбросят золотую листву...).
- самостоятельно в парах устно составить текст сочинения, используя план (упр. 48 стр. 34 учебника) и опорные слова (на доске); - определить: соответствует ли текст теме и главной мысли картины; удалось ли понятно описать содержание картины; удалось ли передать чувства, вызываемые пейзажем; - в случае необходимости провести корректировку, затем записать текст сочинения.
|
| |||
Рефлексия деятельности | ||||
1. Прочитать и вставить в «папку правил» Памятку как писать сочинение; 2. Задание на выбор: - найти и переписать в тетрадь стихотворение/отрывок стихотворения, которое передаёт тему или главную мысль картины И.И. Левитана «Золотая осень» 1896 г. - написать сочинение по картине И.И. Левитана «Золотая осень» 1896 г. |
|
Приложение №1
Приложение №2
Памятка
как писать сочинение по картине
- Внимательно рассмотри картину.
- Кто автор картины? Кратко расскажи о художнике и об истории создания картины.
- Какова тема картины? Какова главная мысль картины? Выбери заголовок для сочинения.
- Что изобразил художник на переднем плане? На заднем плане? В центре (слева, справа)? Опиши эти объекты, подбирая слова как можно точнее, используй синонимы, образные выражения, сравнения.
- Каково твоё отношение к картине? Нравится ли она тебе? Почему? Какое впечатление на тебя производит картина?
- Составь план описания картины.
- Подбери опорные слова или словосочетания, которые помогут написать сочинение.
- Напиши сочинение.
- Проверь себя.
Приложение №3
Оцени свою работу на уроке:
могу/знаю | сомневаюсь, попробую ещё раз | не могу/не знаю | ||
1. | Я могу определить жанр, тему, главную мысль картины | |||
2. | Я могу составить план сочинения по картине | |||
3. | Я могу самостоятельно найти информацию о художнике, который нарисовал картину | |||
5. | Я могу самостоятельно подобрать опорные слова и составить описательный текст по картине | |||
6. | Я могу выразить свое отношение к картине | |||
7. | Я могу самостоятельно написать сочинение по любой пейзажной картине |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2019/09/25/picture-395594-1569399627.jpg)
Методическая разработка урока русского языка в 3 классе на тему: Сочинение по картине В.Д.Поленова "Золотая осень"
Урок развития речи....
![](/sites/default/files/pictures/2017/04/09/picture-52264-1491754387.jpg)
Развитие речи. Коллективное составление рассказа по репродукции картины И. С. Остроухова «Золотая осень».
Развитие речи. Коллективное составление рассказа по репродукции картины И. С. Остроухова «Золотая осень»....
![](/sites/default/files/pictures/2020/03/13/picture-1212532-1584118704.jpg)
ЗАПЯТАЯ МЕЖДУ ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ, СОЕДИНЕННЫМИ СОЮЗАМИ. СОСТАВЛЕНИЕ ТЕКСТА ПО РЕПРОДУКЦИИ КАРТИНЫ И. И. ЛЕВИТАНА «ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ»
урок русского языка...
Технологическая карта урока русского языка в 4 классе по теме «Сочинение по картине И. И. Левитана «Золотая осень»
Цель: научить детей писать сочинение по репродукции картины И.Левитана «Золотая осень»Задачи:1.Образовательная: повышать грамотность учащихся; обогащать и активизировать словарь детей; озн...
Технологическая карта урока русского языка. Тема «Развитие речи . Картина по сюжетам».(УМК Школа России, 3 класс)
Тема урока «Развитие речи . Картина по сюжетам»Тип урока: ОНЗЦель урока: формирование умения составлять связный рассказ по сюжетным картинкам.Задачи урока Дидактические:уме...
![](/sites/default/files/pictures/2020/12/10/picture-1297609-1607610009.jpg)
Презентация к уроку русского языка во 2 классе на тему _Сочинение по картине И.С. Остроухова _Золотая осень_
Презентация к уроку русский язык составлена в соответствии с этапами урока. К каждому этапу подобраны задания, позволяющие решать поставленные задачи....
Конспект открытого урока русского языка: "Запятая между однородными членами, соединенными союзами. Составление текста по репродукции картины И. И. Левитана «Золотая осень».
Тип урока - Решение частных задач, развитие речи.Педагогическая задача - Создать условия для составления текста по репродукции картины И. И. Левитана «Золотая осень»; совершенствовать умен...